Источник

Не метать бисер

Святой Григорий Богослов предупреждал: «Не всегда, не перед всеми и не обо всём можно философствовать о Боге, но нужно знать, когда, перед кем и о чем»110. Поэтому несколько слов следует сказать о тех, то ещё не готов слушать проповедь. Святитель Николай Японский писал: «Кто упорно противится истине, того нет средств убедить»111. Это важно понимать, чтобы не тратить напрасно время и не сеять на каменистой почве.

Когда мы начинаем говорить с неправославным человеком о православной вере, нам нужно определить, есть ли у этого человека любовь к истине. Если он понимает истину как ценность, считает, что она выше его, и готов следовать за ней не смотря ни на что, – с таким человеком можно говорить даже и год. Но если человеку истина в принципе не важна, если ему интереснее свои фантазии и личные предпочтения, продиктованные тягой к комфорту, с таким человеком вести разговор бесполезно. Про таких апостол говорит: еретика после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10). После первого или второго разговора уже становится очевидно, кто перед нами – жаждущий истины, пусть пока и далекий от Церкви, или же человек, живущий по принципу «что мне выгодно, то и истина». На людей второго типа нет смысла тратить время. Как говорит святитель Василий Великий, «должно удаляться тех, которые по бесчувствию не приемлют евангельской проповеди, и не пользоваться их благодеяниями даже в необходимых потребностях тела»112.

Как определить, к какой категории относится наш собеседник? По тому, слушает ли он то, что мы говорим или нет. Слушать – это не обязательно сразу со всем соглашаться. Он может быть и не согласен и возражать, но из его слов видно, что он внимательно воспринимает и обдумывает сказанное нами, видно стремление докопаться до сути. Если же видим, что человек не слушает нас, перескакивает резко на новую тему, не окончив старую, повторяет снова то, на что уже получил ответ, показывает цинизм, насмешничество или явную индифферентность – то это всё признак, что перед нами человек, которому истина не интересна. В этих случаях Господь запрещает проповедовать: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф.7:6).

Отец Даниил Сысоев как пример своей ошибки рассказывал, что как-то беседовал с одним молодым протестантом. У них было много встреч, в общей сложности это заняло двадцать шесть часов. Отец Даниил отвечал исчерпывающе на все его аргументы, показал с разных сторон истинность Православия. Наконец, этот парень, будучи обезоружен, сказал: «Да, я понимаю, что истина в Православии, но я всё равно останусь в своей общине, потому что там мне комфортно». Отец Даниил считал своей ошибкой тот разговор, говоря, что миссионеру нужно научиться различать сразу такой тип людей. Если человек ищет не истину, а свой комфорт, то он не изменится, что бы мы ему ни сказали. Такие если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16:31).

Когда мы понимаем, что данный человек не интересуется истиной, мы не выносим над ним окончательный суд. Мы прекращаем с ним разговор о вере, но не ссоримся с ним, молимся за него и поручаем в руки Божии. Кто знает, сейчас он в таком состоянии, но, может быть, уже завтра или через год или через двадцать лет душа его пробудится и он взыскует истины и станет таким ревностным христианином, что мы ещё к нему за благословением и духовным советом будем ездить. Всякое бывает, и мы не знаем будущего. Мы лишь определяем в данный конкретный момент: открыт этот человек для слышания слова о Христе, или закрыт.

* * *

110

Цит по: иг. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998. С. 182.

111

Св. Николай Японский. Дневники. T.V. C. 39.

112

Нравственные правила, 70.34.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle