Значение миссионерского служения
Многое об интересующем нас вопросе можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста. В его время шла миссия в Финикии, где жили весьма суровые язычники. Святитель Иоанн заботился о поддержке финикийской миссии даже в то время, когда сам находился в ссылке и терпел различные лишения. И вот, когда стало известно, что финикийские язычники перебили прибывших к ним миссионеров, Златоуст пишет из ссылки пресвитеру Геронтию, подвигая его на то, чтобы отправиться в Финикию вместо убитых:
«Усердно прошу... твоё благоговение: чем страшнее буря, чем больше зла, чем сильнее препятствия, чем многочисленнее наветники, тем решительнее восстань и сам, убеждай и других взяться вместе с тобой за эту добрую стражбу, и с возможной скоростью поторопись прибыть туда. Уже за саму поездку ты получишь немалую награду; если же за одну поездку награждён будешь, то тем более, когда возьмёшься за дела и окажешь большое усердие. Чем сидеть дома, гораздо лучше и полезнее предпринимать подобные путешествия. Будучи там, ты можешь иметь всё, что и теперь имеешь: и посты, и бдение, и другие подвиги воздержания. А сидя дома, нельзя приобрести того, чего можно достигнуть, живя там – спасения столь многих душ, награды за опасности, воздаяния за полную готовность к перенесению их, так как и за одну готовность к ним полагается уже воздаяние. Итак, подумай, сколько приобретешь себе новых венцов, и не медли, не откладывай, но, поправившись, пожалуйста, прямо отсюда же отправляйся туда, нисколько не беспокоясь о нужных вещах... если мы получим известие, что ты отправился туда с полной решительностью всё сделать и всё перенести ради спасения душ тамошних язычников, то мы в состоянии будем от такого удовольствия забыть даже, что живем в пустыне»3.
В этих словах святителя Иоанна особенно обращает на себя внимание то утверждение, что всё, необходимое для ведения доброй христианской жизни, человек может исполнять и на миссии, а вот того, что совершается на миссии, он не может сделать, живя в христианском окружении, и не может получить такого венца. Многие наши святые писали об этом, особенно те, которые сами трудились в деле миссии и на опыте познали благодатность этого служения. Например, святитель Иннокентий (Вениаминов), писал: «Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишённые многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, ещё блуждающих во мраке неведения и просвещать светом Евангелия ещё не видевших сего спасительного света, – есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберёт Господь и поставит на такое служение!»4 И преподобный Ефрем Сирин ублажает миссионера: «Блажен, кто стал прекрасной духовной мрежей (неводом) и многих уловил ко благому Владыке; он будет восхвален о Господе… Блажен, кто просиял верой в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омрачённые, которые последовали учению неверных и злочестивых»5.
А святой Николай Японский говорил: «Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?»6 «Оно – самое прямое и непосредственное служение Богу и служение самому высшему благу ближних, а именно, вечному спасению их»7.
Чем же дело миссии столь возвышено и свято? Почему святые отцы так хвалят его? Потому что миссия есть соучастие в главном деле Спасителя, ради которого Он и воплотился – деле спасения рода человеческого. Если миссионер искренне служит Богу, тогда через него Сам Христос совершает дело, ради которого осуществилось Боговоплощение и был создан мир. Ведь «Бог Отец решил создать мир как подарок Своему Сыну, потому что все Им и для Него создано (Кол.1:16). И Он захотел, чтобы Сын Божий стал первородным между многими братиями (Рим.8:29). И мы, люди, становимся служителями дела Бога Отца по приведению новых братьев к Его Сыну. Задача миссионера – пройти по этому миру частым гребешком и найти тех людей, для которых истина важнее, чем они сами»8.
Златоуст говорит, что дело миссии выше, чем исполнение некоторых других заповедей: «Великое добро – сострадать угнетённым бедностью; но нет другого такого добра, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе, даже и мир весь не стоит её. Таким образом, хотя бы ты раздал бедным безмерное количество денег, ты не сделаешь ничего в такой мере великого, как обратив одну душу»9.
Об этом говорит и святитель Николай Мистик, который писал епископу Херсона, убеждая продолжить миссию среди одного из соседних народов: «увещеваем тебя ещё пуще, изо всех сил выказывать заботу об их спасении... Ведь если приведение ко Христу даже одной души имеет несравненное воздаяние... то пусть твоя мудрость взглянет, какая благодать будет возложена на тебя за такое множество тех, кто из недостойных Бога сделался достойным»10.
* * *
Св. Иоанн Златоуст. Письмо 41.
Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руковод-ствования обращенных в христианскую веру // «Церковно-исторический вестник», № 8, 2001. С. 25.
Прп. Ефрем Сирин. Блаженства (в 55-ти главах), 40, 44.
Св. Николай Японский. Дневники. Т.II. СПб., 2004. С. 113.
Св. Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию (письма). М., 2009. С. 263.
Священник Даниил Сысоев. Инструкция для ловца че-ловеков. М., 2010. С. 13.
Св. Иоанн Златоуст. Об учении и наставлении, слово 6. // Творения. Т.12, Ч.2. СПб., 1906. С. 147.
Письмо 106. Цит. по: Иванов С.А. Указ. соч. Сс. 182.