II. Размышления над прочитанным
Главная наука
По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога, и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей.
Без любви к Богу человек не может почитать родителей и любить Отечество. Любить Бога может послушный Ему человек, выполняющий заповеди Божии и живущий богоугодной жизнью, боящийся Бога обидеть, имеющий страх Божий.
Начало любви – в послушании. Сначала услышь, а потом послушай, а дальше послушайся. Послушайся Того, Кто дал тебе жизнь и Кто любит тебя. Послушание – это отклик твоей любви на любовь Божию. Послушаться – значит понять, а понять – значит исполнить. Кто много знает, но не исполняет, тот слушает себя и не слушает Божию волю.
Без послушания нет любви, а где нет любви, там все приходит в упадок и разрушается. Если отец не слушает Бога, жена не слушает мужа, то и дети не слушают своих родителей. Такая семья распадается. Непослушный ребенок, вырастая, не может стать законопослушным гражданином, сыном своего Отечества. Преступая закон, он становится преступником. Солдат, не послушный командиру, разрушает армию, ставит под угрозу жизнь общества и государства. Непослушные люди разрушают государство.
Не послушные Богу родители и учителя не могут научить своих чад и учеников знать Бога, и любить, и бояться Его, не могут научить их любить Отечество и почитать старших.
Плоды Святого Духа
Когда мы много знаем, то возблагодарим Господа за данное знание. Но одного знания недостаточно; надо, чтобы были плоды Святого Духа в душе, хотя бы малое зерно, которое в свое время вырастет и принесет обильный плод.
Преподобный Силуан Афонский
Знание – это богатство. Но ведь важно не только иметь богатство, а и правильно им распорядиться, сохранить его, умножить, чтобы оно принесло пользу хозяину и другим людям.
Умножить можно, только возрастив. Знания – семена, сердце – поле, благодать – свет и тепло. Раньше на Руси говорили не «знать», а «ведать», не «верить», а «исповедать». Исповедуя Христа, человек ведает, знает Истину, отсевает семена плевел, ненужные знания. Но чтобы в сердце взошли плоды, необходимо очистить его от сорняков страстей, эгоизма, греховных наклонностей. С этого начинается обучение. Научи свое сердце хранить богатство, наполни его Духом Святым – и тогда знания жизни дадут добрый плод.
Свет просвещающий
Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера.
Святитель Филарет Московский
Образование есть очищение образа Божия в человеке, явление образа Божия в нем. Образование включает в себя просвещение и освоение реального духовного опыта стяжания благодати Божией. Когда человек живет во тьме, он просит, чтобы ему дали свет. Так и мы, живя в миру, обращаемся к Богу с просьбой, чтобы Он дал нам свет, просветил нас. Вера – и есть тот свет, который просвещает человека. С верой все знания, все умения, полученные человеком, становятся полезными, потому что он знает, как их использовать и дать благие плоды обществу.
Сердце – источник жизни
При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел, и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Прежде чем что-то совершить, человек обыкновенно размышляет, как приступить к делу. При этом участвуют рассудок и ум. Но бывают ситуации, когда нужно очень быстро принять решение, когда не успеваешь даже подумать. Тогда человек действует по сердечному влечению. Так проявляется духовное состояние человека. И в это время он может совершить или великий подвиг, или великое предательство. Поэтому главное в жизни – очищать сердце свое, чтобы в моменты, когда не успеешь рассудить, оно привело на высоты бесстрашия, мужества и героизма.
Очистить сердце человеку своими силами невозможно. Это может сделать только Бог. Вот почему надо идти в храм Божий на исповедь, на молитву, на причастие, чтобы изгнать тот дух мира, дух зла, который вселяется в сердце, когда невнимательно относимся к его чистоте. Развитие рассудка и ума вне Церкви оставляет внутри человека главного врага – внутреннего. Развитие сердца происходит на пути стяжания благодати Божией, то есть на пути церковной жизни.
Богатства нетленные
Умом мы не можем познать даже и того, как сделано солнце; и когда мы просим Бога: «Скажи нам, как сделал Ты солнце» то слышим в душе ясный ответ: «Смири себя, и будешь знать не только солнце, но и Творца его». Когда же душа Духом Святым познает Господа, то от радости забывает весь мир и оставляет заботу о земном знании.
Преподобный Силуан Афонский
Если мы не понимаем, для чего живем, в чем смысл жизни, то мы и не представляем, чему нам учиться, что мы должны знать. К знанию мы начинаем относиться, как к земному богатству, считая, что если его больше, значит, это лучше, и забывая, что есть богатства тленные, а есть богатства нетленные. Высшее знание – знание Бога. Эти знания не берутся, как земные, они даруются, открываются Духом Святым сердцу чистому, послушному, благодарному. Истинное знание возвышает человека, и с этой высоты человек видит больше и дальше. Знание Бога открывает человеку истинные, а значит, научные знания о мире и самом человеке.
Спасительные знания
Область знаний безгранична. Но область полезных и существенных, необходимых знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать стройную систему, соображенную с количеством других предметов, которые ученики должны будут изучать, и с количеством их преподавания. В противном случае мы будем разрушать труды один другого.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Все познать невозможно. Да и не нужно. Не многое необходимо знать, а главное. Самое главное для человека – научиться отличать добро от зла. Если он не может отличить добро от зла, то все его знания становятся бесполезными, потому что он не знает, где опасность, а где спасение, где друг, а где враг, к чему нужно стремиться, а чего оберегаться. Православная вера дает различение добра от зла. Это главное знание зиждется на камне нашей веры в то, что полезно лишь Богу угодное. И если человек освоит это, то далее ему уже легче освоить необходимые знания в любой сфере, потому что он уже может понять, что является богоугодным, а значит, полезным для человека на пути спасения, а что является не угодным Богу, а значит, или вредным, или бесполезным. Вот это есть самое главное – определиться в мире предметов, в мире знаний, в мире вещей. Тогда человек все знания делит на две части: на полезные и бесполезные, спасительные и вредные. При этом ему легче будет осваивать научные знания, легче будет в мире жить.
Даже маленький ребенок, преступив заповеди Божии, ощущает угрызения совести. Совесть определяет, что можно делать человеку, что нельзя. Голос совести, а также заповеди Божии, законы Православной Церкви и просто молитва, которую человек возносит перед каждым делом: «Господи, благослови», – вот ориентиры на жизненном пути человека. Мир церковный помогает человеку найти в мире знаний тот путь, по которому человек должен идти, осваивая знания, полезные не только в земной жизни, но и в жизни вечной. Главное – это научиться жизни вечной еще в земном своем бытии.
Стать Богоподобным
В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Отношения Господа нашего Иисуса Христа с апостолами, со своими учениками не могли не послужить добрым образцом. В православных монастырях, на протяжении столетий бывших центрами образования и культуры, именно так велось обучение. Живой личностный характер православного образования не мог не вести к разумному преобладанию духовно-нравственного воспитания души человеческой над образованием как способом развития абстрактного, отвлеченного мышления, над образованием как накоплением всевозможной информации. Идеалом православного воспитания всегда было: видеть и воспитывать, уважать и ценить в каждом человеке уникальное и неповторимое в нем, личность его во всей жизненной полноте и вести человека к духовному совершенству.
Патриарх Алексий II
Человек – творение несравненное, уникальное. Единственное; что всех нас объединяет, сотворенность наша по образу и подобию Божию. Стать богоподобным – задача всей жизни. Путь у каждого свой. У каждого свои призвание и ответственность за следование этому призванию. Неповторимое и несравненное нельзя соизмерить, сопоставить, человек сравним только с самим собой – каким был и каким стал. Жизнь должна проходить в развитии, в росте. Живет то, что растет. Если перестал жаждать совершенства, искать полноту в Боге – ты умер.
Мера человеку – святость. Святость не достижима объективно, нет ей границ, но достижима в личной жизни каждого в меру сил человека. Грех – не только то, что сделал дурного в жизни. Грех – это и то, что не сделал должного. Нежелание стремиться к святости – тоже грех.
Соработничество Богу
Источник настоящего научного творчества – в Боге. Мышление, основанное на элементарной логике, недостаточно. Оно не позволяет подступить к реальной сложности и многоцветности мира.
Патриарх Алексий II
Человек не может быть творцом, он не способен создать что-то из ничего. Это может только Бог. Человек призван быть соработником, сотворцом Божиим, Открыв в себе Божий мир, мир иной, неземной, вечный и прекрасный, человек желает его творчески выразить или узнать в творчестве другого. Выразить Божие или узнать Божие – вот чему должен каждый из нас учиться. Редко кому дан талант выражения, но талант узнавания пробуждается в душе вместе с пробуждением духовной жизни. Знать Бога – главное знание, позволяющее увидеть сложность и многоцветность мира как творения Божия.
Воспитать голос совести
Но что же мы хотим сделать из наших юношей? Полезных обществу членов? Хорошо; но и этого мало: истинно полезные христианскому обществу члены могут быть только воспитанные в христианских правилах, обычаях – христиане или добрые сыны Православной Церкви. Значит, нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и – что всего важнее и нужнее – добрых, богобоязненных христиан. Это мы и стараемся делать. Будем же питомцам внушать, что все знания научные без науки подчинения властям и установленным законам и порядкам общественным не принесут им никакой общественной пользы; что все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную премудрость, как души имеют своим первообразом Господа, создавшего нас по образу и подобию Своему; что стихийные знания, касающиеся здешнего мира, нужны только здесь, на земле... что познание веры и заповедей Божиих, уклонение от греха и добрая жизнь необходимы каждому человеку и здесь, и в будущей жизни...
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Православный человек видит мир во всей его полноте. Он знает, что, кроме законов природы, которые действуют вне зависимости от того, известны они человеку или нет, есть законы духовной жизни. Если даже человек признает себя неверующим, преступая духовные законы, выраженные в Божественном Откровении, он начинает мучиться.
Быть добрым, богобоязненным христианином – значит быть счастливым человеком. Если душа спокойна и радостна, то все у нас ладится. И напротив, если в душе нет покоя, может ли ученик думать об учебе?
Просветление
При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать ему просвещенные очеса сердца.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Очи души потемняются от страсти. Если страсть поселяется в сердце, то ум становится слугой страсти. Ничего человек не видит в этом мире, кроме того, чего жаждет его страстное сердце.
Очи души потемнены – и мир померк. Никого не слышит и ничего не видит такой человек, кроме предмета страсти. Что делать? Только молиться, чтобы Господь вразумил и исцелил чадо, тогда спадет пелена с глаз, просветятся очеса сердца и ужаснется человек тому, к чему недавно стремился всем сердцем. Ужаснется и исцелится.
Наука наук
Стойте сами, как сказано у пророка, пред лицем Божиим, будьте устами Божиими – тогда чрез ваше посредство Сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных.
Не ограничивайте наставлений в Законе Божием изучением уроков, а чаще с любовию и благоговением, сколько их сами имеете, говорите им о Боге, Отце, Промыслителе и Судии человеков, о Боге всевидящем, назирающем всякую мысль и дело человеческое и благословляющем все доброе, отвращающемся от всякого зла. Возводите мысли детей к Богу не с тем только, чтоб они познавали Его, но чтобы возможно чаще вспоминали о Нем и обращали к Нему сердца свои с любовию и благодарностию. Это наука хождения пред Богом и страха Божия, которая вселяет образ Божий в сердце человека и приучает дитя обсуживать свои мысли и дела из опасения оскорбить Бога.
Преосвященный Амвросий,
архиепископ Харьковский
Духовное всегда вдохновенно. Человек духовный всегда возжигает огонь в сердцах своих детей и учеников. Вдохновить и возжечь огонь Божий в душах тех, кого доверил тебе Господь, – что может быть выше!
Вести детей к Богу, к совершенству, к высотам духовного мира может только человек, сам идущий этой дорогой. Ведать – это не только знать, но и быть ведущим, то есть знать и делать.
Стремление к совершенству – главная профессиональная черта учителя. Нельзя учить своему, можно учить только Божиему, тогда через учителя Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.
Быть культурным человеком
Православие лежит в основании нашей культуры. И потому не являются ли чисто риторическими утверждения о равном освещении всех религий? Каждому понятно, что нельзя одновременно изучать все культуры и все языки. Возможно, в мировой культуре Шекспир занимает более значительное место, чем Пушкин. Но у нас, в России, он никогда Пушкина не затмит и Шекспиру всегда будет отводиться меньше места. Великие сокровища Православия даны нам. Для того, чтобы соприкоснуться с ними, не нужно учить ни китайского, ни санскрита. Не воспользоваться этим – непростительное преступление.
Патриарх Алексий II
Человек живет одновременно в мире национальной культуры и в мире культуры той цивилизации, к которой он принадлежит. Россия родилась как государство в лоне византийской православной культуры, но соприкасается и взаимодействует с европейской христианской культурой. Чтобы быть культурным и цивилизованным, каждый житель России, кроме своей национальной традиции, должен освоить основы православной культуры, иначе ему трудно, а порой невозможно будет войти в современное общество. Православное христианство – язык современной культуры, не зная его, невозможно быть культурным человеком.
Добрые всходы
Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости.
Преподобный Иоанн Лествичник
Все происходит в свое время. Наступает весна – крестьянин обрабатывает землю и сеет семена, молится Богу, чтобы Он согрел и оросил землю. Наступает пора сбора урожая – в житницы ссыпает хлеб рачительный хозяин и благодарит Господа за Его милость и помощь. Если хорошо потрудился весну, лето и осень, то зима будет временем покоя.
Так и в жизни человека, юность – как весна жизни: потрудишься, посеешь добрые семена в своем сердце, согреешь его благодатью Божией – будет твоя жизнь плодоносить делами богоугодными. Всех будешь тогда радовать: и Бога, и близких, и себя. Силы твои будут иссякать, а радость жизни останется до последних земных дней.
Основание для будущей жизни
Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.
Святитель Василий Великий
Пока строительный раствор еще мягок, ему можно придать любую форму. Залив фундамент, мы получаем через короткое время каменное основание, на котором можно строить дом.
Если душа не определится в главном, если она не станет твердой в своей вере, в своих убеждениях, а будет метаться, как может быть она основанием будущей жизни? Определившись между добром и злом, душа дает разуму правильное направление. Внушая полезное, разум ведет человека по пути богоугодных дел, вырабатывая у него навыки доброй жизни.
Приготовление к жизни вечной
Родители и дети, воспитатели и воспитываемые! Помышляйте и не забывайте, что учения человеческие приготовляют к жизни временной, но и ее не могут сделать счастливою без помощи учения Господня, а учение Господне приготовляет к вечной блаженной жизни, которой и да сподобит Бог всех нас кратким или долгим, но верным и правым путем достигнуть.
Святитель Филарет Московский
Детство, юность, зрелость, старость – разные возрасты единой земной жизни. Неразрывна жизнь: труды и плоды одного возраста делают человека или счастливым, или несчастным в последующее время. Так и земная жизнь – лишь часть жизни вечной. Земная жизнь – детство и юность жизни вечной. Чему мы научаемся в первые периоды жизни, тем мы и живем оставшуюся жизнь.
Что каждый из нас возьмет в вечность? Только добродетели и грехи. В земных делах мы грешим, но и взращиваем добродетели. Это и есть главные плоды земных дел. Если мир прилагает богатства и комфорт в обмен за богатства души, если мир требует бесстыдства и бессовестности, разве может это сделать человека счастливым?
Благодатная помощь
Когда отроки и юноши вдаются в научение художеств и наук, то боятся и ужасаются к тому приступать и сперва немалую чувствуют горесть; но когда приобвыкнут и несколько пользы, от учения художеств и наук происходящей, познают, то немалую чувствуют сладость внутрь себе от учения, и чем более учатся и в разуме просвещаются наукою, тем более радуются и веселятся. Откуда обще от всех говорится: корень учения горек, но плоды его сладки.
Святитель Тихон Задонский
В народе бытует мудрая пословица: глаза боятся, а руки делают. Естественно, что человек, приступая к серьезному делу, испытывает сокрушение о своей немощи. Так происходит, и когда дети изучают искусства и науки, которые являются, безусловно, непростыми в познании. Как тут обойтись без помощи Божией!? Труд и молитва – два крыла, возносящие человека над его немощью. Богоугодный труд и смиренная благодарственная молитва – путь стяжания благодати. Благодать наполняет сладостью душу и веселит сердце, просвещает разум и укрепляет все силы души. Как сладостно и полезно «научаться художествам и наукам» с Божией помощью и для Бога!
Свобода от капризов
Родители, воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят сердце свое злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Каприз – желание добиться своего любой ценой, выплакать желаемое. Каприз – желание ребенка победить своих родителей, навязать им свою волю. Как несчастлив ребенок и какой скорбный путь ожидает родителей, если это произойдет!
Ребенок свободен просить желаемое, а взрослые свободны дать ему это или не дать. Ребенок должен научиться ценить свободу родителей и их право принимать любые решения, даже те, которые могут быть ему не по душе. Если он этому научится, сердце его сохранится от капризов, которые, как ржа и моль, разъедают его.
Учи как учащийся
Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и бесстыдством.
Преподобный Исаак Сирин
Человек, слушая другого, сначала улавливает интонацию речи. Если интонация раздражительная, высокомерная, то чаще всего уже не хочется вникать в содержание разговора, даже если сказанное может быть полезно. «Обличай с любовью», – говорят святые отцы. Важно не только то, что ты говоришь, но важно – как ты говоришь.
Опытные монахи, когда их спрашиваешь, как надо что-то делать, не начинают поучать. Обыкновенно они рассказывают, как сами это делают. Живой опыт преодоления немощей, терпения скорбей, молитвенных подвигов всегда благодатен. Это дуновение Духа Святого ощущается и в словах человека, который говорит о своих переживаниях, полученных в борьбе «со страстьми и похотьми».
Кто живет, смиряясь, борясь со своими грехами, молясь, связывая себя перед очами Божиими, тот постоянно учится жизни вечной. Какое счастье быть учеником у такого ученика!
Понуждение к добру
Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, что же после этого выйдет из людей? Ну что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагают тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо – доброму, а хотя должно му и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что «Царствие Небесное нудится», что «нуждницы восхищают е» (Мф.11:12)? А как не принуждать, особенно мальчиков, к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский
Если отец не принуждает свое чадо к добрым делам, то демонические силы заставят ребенка творить зло. Отец своей строгостью помогает неопытному сыну побороть соблазны и искушения падшего мира. Плоть человеческая склонна ко греху, и часто нет сил у юного еще человека преодолеть эти наклонности. Радостно, когда в эти годы рядом оказывается любящий, разумный, строгий помощник – родитель или воспитатель.
Все доброе дается трудом. Доброделанию необходимо учиться, вырабатывая в себе навык богоугодной жизни. Без понуждения эти привычки не вырабатываются.
Мудрая жизнь
Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро.
Святитель Григорий Богослов
Все, чего мы в жизни достигаем, есть плод нашей жизни. Живя мудро, мы научаемся мудрости. Живя молитвенно и благоговейно, учимся молиться.
А живя расточительно, мы ничего не приобретаем.
Если нас печалят итоги нашей жизни, то необходимо менять ее направленность, чтобы она принесла другие плоды. Надо понимать, что третьего не дано: жизнь может быть только с Богом. Без Него это уже не жизнь, а смерть. Мудрый человек всегда живет с Богом.
Святое дело
Воспитание из всех дел самое святое.
Святитель Феофан Вышинский
Святость дела определяется тем, что оно делается исключительно ради Бога – не для себя, не для награды. Святое дело – всегда жертвенное, требующее полного самоотречения. Таким должно быть и воспитание, которое, кроме жертвенного самоотречения, требует обязательно глубокой веры и смирения, ибо воспитанник, которого доверил тебе Бог и которого ты должен к Богу привести, обладает своей волей и свободой. Невозможно полностью познать душу другого человека, даже если он – твой ребенок, невозможно насильно заставить его любить и верить. Создав условия для духовного пробуждения, надо помнить, что Господь лучше нас знает, как быть с ребенком, и случается, что попускает болезни, скорби, испытания, и надо с верой и смирением принять это. Делай, что можешь, и со смирением и благодарностью прими то, что Бог дает тебе и твоему подопечному.
Нерадение о детях
Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем – крайняя степень нечестия.
Святитель Феофан Вышинский
В браке рождается новая жизнь – наши дети. Нерадение о детях – это нерадение о Богом данной тебе возможности спасения души чадородием и чадолюбием.
Таинство зачатия новой жизни связано с тем, что, кроме родителей, дающих плоть новому человеку, Сам Господь дает ему в этот момент душу. Следовательно, ребенок, рожденный в этот мир, – не только наш, он Божий. А не радеть о Божием есть грех.