ИСПОВЕДЬ XX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ БОГУ И БЛИЖНИМ. По духовным беседам старца Николая (Цариковского), духовника Киево-Печерской лавры (1829 – 1899).
1. Ответственность за произносимые слова
Брате, как только каждый из вас утром пробудится от сна, сейчас же благодари Бога за то, что еще оставлен на покаяние, и проси у Него помощи на труды послушания в течение всего дня.
Господи, у нас еще не вошло в привычку каждое утро благодарить Тебя за то, что еще оставлены Тобою на покаяние. Господи, прости нас, что по утрам не благодарим Тебя за предоставленную возможность еще приносить покаяние. Прости нас и за то, что мы не испрашиваем у Тебя благословения и помощи на труды послушания в течение всего дня.
Брате, начиная всякое твое дело, призывай Бога на помощь. Желаешь ли молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо, призывай Господа Бога, Его Пречистую Матерь и святых угодников Его, говоря: «Господи, благослови и помоги мне грешному!» Ибо Сам Господь сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), то есть без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром.
Господи, без призывания Тебя и испрашивания Твоей помощи мы не должны начинать никакое свое дело. Собираемся ли мы молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо мы обязаны говорить: «Господи, благослови и помоги мне грешному!» Мы знаем, что без Тебя, Боже наш, и без Твоей помощи мы не можем свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром. Господи, прости, что повседневной памяти о Тебе не держим в своем сердце и, соответственно, благословения и помощи у Тебя не просим на свои дела.
Брате, если скажешь: «Я сам то и то сделаю» – и не призовешь Бога на помощь, то с тобой силы и помощи Божией не будет. Тогда и диавол скажет свое «я» и будет употреблять старания, чтобы противиться начатому тобою делу и с успехом вредить ему, и достигнет того, что и молитва твоя будет в грех, и вообще все дела так осквернит, что они будут противны Богу, ибо ты на себя надеялся, а не на Бога, и творил их без Его помощи и защиты.
Господи, случается и нам забывать призывать Тебя на помощь, самонадеянно говоря: «Я сам то и то сделаю», и лишаться Твоей, Боже наш, силы и помощи. Господи прости нас за самонадеянность, склоняющую нас забыть о словах Твоих: «Без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела». А где нет Твоей помощи, там приходит диавол и употребляет все свои старания, чтобы навредить нам: дать молитве превратное направление, так что она будет нам в грех, да и все дела так осквернит, что они будут противны Тебе. Господи, прости нас, ибо мы сами виноваты в этих превратностях, надеялись на себя, а не на Тебя, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо творили свои дела без Твоей помощи и ограды.
Брате, тебе никого не следует бранить (ругать), а тем паче проклинать. Особенно же это касается родителей, которые не должны делать этого в отношении к своим детям. От недоброго, злого, матерного слова иные дети всю жизнь болеют, другие, возрастая, не повинуются ни отцу, ни матери, сами мучаются и других мучают. Какая-то сила действует на них через матерные слова.
Господи, брань, как таковая, а тем более проклятия, должны быть исключены из нашего лексикона. Особенно это запрещение касается родителей, когда они взаимодействуют со своими детьми. Переступающие черту этого запрета и адресующие недобрые, злые, матерные слова своим детям, наносят им непоправимый вред: их недобрые слова становятся причиной нездоровья детей, неповиновения родителям и старшим. Язвы от этих слов мучают их, а через них и других. Господи, прости нас за бранные слова, которыми мы выражаем свое недоброе отношение к детям своим.
Родители, а особенно, матери, должны помнить, что они дадут на Страшном Суде ответ о детях. Господь спросит их тогда: «Я создал дитя, отдал тебе его на воспитание, дал тебе здоровье и все что нужно было. Где Мое создание?» Кто воспитывал детей и молился о них, тот скажет: «Господи, се аз и дети, их же дал ми еси!» А кто бранил, проклинал, истреблял отравой детей, которые получили бы Царствие Небесное, те будут страшный ответ давать на Страшном Суде.
Господи, о детях, которых Ты дал нам на воспитание и вправе спросить нас: «Я создал дитя и отдал его вам на воспитание, дал здоровье и все, что нужно. Где создание Мое?» И будет у нас великая трудность с ответом, ибо, если молились и воспитывали их, мы сможем сказать: «Вот, Господи, я и дети, которых Ты дал мне!» Те же, которые бранили, проклинали, истребляли своих детей отравой, со стыдом дадут страшный ответ на Страшном Суде. Господи, мы ужасаемся от второго варианта своего поведения, просим Тебя простить нас за него и помочь дать добрый ответ на Твоем Суде, с радостью свидетельствуя: «Вот я и дети, которых Ты дал нам».
2. Опасность славу Божию отдать диаволу
Брате, некоторые ходят к ворожеям, кланяются им, просят у них помощи. Диавол очень радуется, что христиане кланяются ему в лице ворожей и просят у него помощи через его слуг. Он записывает таких, и если кто, не покаявшись в этом на исповеди, умрет, то диавол скажет тогда Ангелу-хранителю: «Эта душа принадлежит мне: она оставила Бога, Божию Матерь и Церковь и просила помощи у меня», – и увлечет такую душу во ад. Вот только и пользы людям от посещения ворожей, что диавол низринет их души во ад, если они не покаются на исповеди. Тяжесть греха от посещения ворожей особенно увеличивается оттого, что посещающие их отвергаются от Бога.
Господи, ходить к ворожеям, кланяться им, просить у них помощи – дело гибельное оттого, что этим мы радуем диавола, которому в лице ворожей кланяемся и просим у него помощи. Таковые попадают у диавола в особый список и, если не покаются на исповеди, то когда умрут, он скажет о такой душе Ангелу-хранителю: «Эта душа принадлежит мне, ибо оставила Бога, Божию Матерь и Церковь и просила у меня помощи». Сказанного достаточно, чтобы быть увлеченной им во ад. Господи, прости тех, кто пытается ходить к ворожеям, кто через них выпрашивает у диавола помощи и не идет на исповедь в храм, чтобы покаяться в этом страшном грехе – отвержения Тебя, нашего Бога и Спасителя, Врача и Целителя душ и телес наших.
Брате, знай, что Сам Господь наш никогда не отвергает нас, а, напротив, всячески привлекает к Себе, поучает нас всегда и за всем потребным обращаться к Нему. Он говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и откроют вам; если с верою просите, все получите (Мф. 7, 7; 21, 22). И, несмотря на это, посещающие ворожей не верят Богу, Который создал их, дал им душу и тело и всё потребное, еще и Царство Небесное обещал даровать им. Они же Ему не доверяют и не просят Его, а идут к ворожеям, им кланяются, их просят и славу Божию через это отдают диаволу. Это есть мерзость пред Господом и прикрытое идолопоклонство.
Господи, хождение к ворожеям – дело не просто так содеваемое, безразличное к правде Божией. Оно выявляет наше негативное отношение к Тебе, Богу Живому и Крепкому. Ты, Господи, не отвергаешь нас, привлекаешь к Себе, учишь нас всегда и за всем потребным обращаться к Тебе, говоря: «Просите, и дано будет вам…» Господи, прости нас, что мы не понимаем и не принимаем этой Твоей заботы о нас. Посещая же ворожей, или видя и слыша их призывы по телевизору, мы теряем веру к Тебе, Создателю нашему, давшему нам душу и тело и все потребное, еще и Царствие Небесное обещавшему нам. Господи, прости нас, что не доверяем Тебе и не просим Тебя о помощи, когда идем к ворожеям, им кланяемся, просим их о помощи и, тем самым, славу Твою, Боже, через это отдаем диаволу. Господи, прости нас за эту мерзость и прикрытое идолопоклонство.
3. Очи раба, взирающие на «руки» Господа Бога своего
Брате, знай, что некоторые на исповеди утаивают грехи свои. Кто так делает, тому нет ни прощения, ни спасения. Подходит он к Святой Чаше и вкушает Святые Тайны в суд и осуждение себе. От чаши он отходит более черным, чем был прежде. Сам Господь, зная нашу немощь, что человек после Крещения не может оставаться чистым и святым, дал покаяние и исповедь. Явившись Апостолам после Своего воскресения, Он дунул на них и сказал: Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им; имже держите, держáтся (Ин. 20, 22. 23).
Господи, исповедь для некоторых из нас становится неким камнем преткновения, когда хочется утаить грехи свои. Делающим так – нет ни прощения, ни спасения. Подходя к Святой Чаше в таком случае, мы вкушаем Святые Тайны в суд и осуждение себе, и отходим от нее более черными, чем были прежде. Господи, прости нас за такую дерзость, когда нам случится такое.
Господи, Ты знаешь нашу немощь, знаешь, что после Крещения мы не можем оставаться чистыми и святыми. Для нашего исправления Ты даровал нам покаяние и исповедь. И не только дал, но и послал Своих Апостолов, чтобы они прощали нам грехи действием через них Духа Святого. Ты сказал им после Своего воскресения: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им; имже держите, держатся» (Ин. 20, 22–23). Господи, прости нас, мы не ожидаем для себя от покаяния и исповеди исправления под воздействием Духа Святого. Шажок такого исправления подвигает нас быть ближе к Царству Небесному, ибо без действия Духа Святого мы даже и помыслить ничего благого не можем. Господи, прости нас, трудно исправимых.
Брате, когда ты каешься на исповеди и чистосердечно открываешь грехи свои, то иерей прощает и разрешает тебя и Сам Господь прощает и разрешает. Если же утаишь грехи, нет тебе ни прощения, ни очищения, ни спасения, так как, приступая ко причащению Святых Тайн, вкусишь их в осуждение себе. В случае же смерти диавол возьмет тебя как свой жребий, ибо никакая нечистота не явится пред Богом в блаженном Царствии Небесном.
Господи, Ты Сам прощаешь и разрешаешь нас, если мы чистосердечно открываем грехи свои на исповеди, и если иерей прощает и разрешает нас от них. Господи, прости нас, мы это условие покаяния – чистосердечно, без утаивания, открывать свои грехи на исповеди – не всегда соблюдаем. В результате не получаем ни прощения, ни разрешения, ни очищения, ни спасения. И само причащение Святых Тайн тогда служит нам в осуждение. Господи, прости, что такие случаи, происходящие на исповеди, умножают нашу нечистоту и будут мешать нам предстать пред Тобою в блаженном Царствии Небесном.
Брате, Бог сказал нам: «В чем застану, в том и сужду». Кого застанет в покаянии, тот получит Царство Небесное и блаженство вечное, такое блаженство, какого, по словам апостола Павла, око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило (см. 1Кор. 2, 9). А кто погордится и не покается в своей жизни, умрет без покаяния и исповеди, тот получит не Царство Небесное, а наказание вечное, будет отлучен от Бога, рая и всего блаженства и вместе с диаволом будет ввержен во ад.
Господи, грозно звучат для нас слова Твои: «В чем застану, в том и сужу». А застать Ты можешь нас либо кающимися, либо гордящимися и не приносящими покаяния. Для первых, кающихся, Ты готовишь Царство Небесное и блаженство вечное, такое блаженство, которого «око ни видело, ухо ни слышало, и на сердце человеку ни приходило». Другие же, по гордости не кающиеся в этой жизни, будут отлучены от Тебя, своего Бога, от рая и от всего блаженства и низринуты вместе с диаволом во ад. Господи, прости нас, что наши очи, уши и сердца не смотрят, как говорит пророк Давид, в Твои „руки“, Господине наш, предлагающие нам вечное блаженство, а все время заглядываем в „руки“ того, кто низводит нас во ад.
Брате, представь себе огонь, который будет жечь без света; там червь, который будет есть тело, как колоду, – червь вечный и тело вечное. От этого всего будет происходить смрад. Тем смрадом нужно будет дышать и глотать его. Жажда будет такая, что хотя бы кто каплю воды дал, но никто не даст, ибо грешники отлучены от Бога. Во аде один кричит, другой скрежещет зубами, иной проклинает всех, но друг друга они не видят, потому что находятся в бездне и тьме.
Господи, сколь страшно, наводя ужас и трепет, описывает старец жизнь душ, попавших во ад. Огонь без света, червь неусыпающий, который без сытости будет есть наше тело, зловонный смрад, которым надо будет дышать и глотать, жажда страшная, которую никто не утолит даже каплей воды, – вот главные пытки, которые ад предлагает попавшим туда. Дополняют эту жуткую картину мучений во аде крики одних, скрежет зубов других, проклятия третьих. И все происходящее друг для друга будет безвидно, ибо происходить будет в бездне и тьме. Господи, прости нас за то, что мы в это описание жизни во аде не вдумываемся, не утруждаем себя представить всю горечь, которая ждет и нас, если не будем каяться еще здесь, на земле. Господи, прости, что не до конца понимаем ужас отлучения от Тебя, нашего Бога и Спасителя, в этот момент перехода в вечность без покаяния. Увы, нам, Господи, увы, согрешавшим и не покаявшимся!
Брате, помни, что наша жизнь кратка и готовит нас для участия в вечности. Ты должен готовить добрые дела. При смерти ты все оставишь: и дома, и серебро, и золото, и все свои вещи. С тобой пойдут лишь добрые дела и злые. В содеянном зле заблаговременно кайся, а добрые дела собирай для вечности.
Господи, мы должны помнить о краткости нашей жизни и о том, что в вечность мы ничего тленного с собой не возьмем, с нами пойдут только наши дела – добрые или злые. Поэтому наша задача номер один состоит в накоплении добрых дел и в совершенном удалении от себя дел злых. Господи, прости, что в злых делах по рассеянности и забвению мы заблаговременно не каемся, и добрых дел не собираем для вечности, не делаем их ради Тебя.
Брате, помни также, что нужно ходить в церковь и молиться Господу Богу, Божией Матери и угодникам Его. Каждый должен и сам за себя молиться, и просить о себе молитв у священника, а также и о священнике молиться. А без церкви и священников нельзя нам спастись, как на море без корабля и кормчего. Священник есть посредник между Богом и людьми, а глава Церкви – Христос. Кто ходит в церковь, молится Богу, Божией Матери и Его угодникам и случается, что часто грешит и по правосудию Божию должен быть строго наказан, но за молитвы к Богу и Его угодникам еще оставляется на покаяние.
Господи, нам крайне необходимо ходить в церковь и молиться Тебе, Господу Богу, Твоей Пречистой Матери и угодникам Твоим. Молиться следует и самим за себя, и просить молитв у священника, а также молиться и за священника. Господи, прости, мы не всегда справляемся с этой обязанностью. Иещё, без церкви и священника нам спастись нельзя, как без корабля и кормчего нельзя спастись на море. Священник в церкви – посредник между Богом и людьми, а Христос – Её глава. Поэтому, если кому случится согрешить пред Тобою, Господи, и по правосудию Твоему ожидать себе наказания, то надо будет обратить свой взор на надежду, что ради хождения в церковь, ради молитв к Тебе Самому, к Твоей Пречистой Матери и угодникам Твоим мы будем Твоею милостию оставлены на покаяние. Господи, прости нас, что, будучи на корабле, мы желаем спрыгнуть с него в открытое море. Господи, прости нас за это безрассудство.
4. Усилия диавола лишить нас Небесного Царствия
Брате, помни, что наша брань с диаволом за Царствие Небесное продолжится до окончания нашей жизни. Диавол, как дух, сверженный с неба за гордость и непослушание Богу, позавидовал прародителям нашим – Адаму и Еве и, обольстив их, ввел в гордость и непослушание Богу и тем лишил рая. Так же он и теперь преследует людей и более всего православных.
Господи, наша брань с диаволом ведется за право быть нам в Небесном Царстве, и будет вестись до конца нашей земной жизни. Диавол, как дух, низверженный с неба за гордость и непослушание Тебе, нашему Господу и Богу, старается теперь и нас обольстить и, как некогда Адама и Еву, ввести в гордость и непослушание Тебе, Богу нашему, и тем лишить рая. Господи, прости нас, что мы не призываем Твоего имени, чтобы им, победив диавола, войти в Царство Небесное. Ибо это удел всех православных.
Брате, диавол своей лестью всячески старается войти в нашу душу (голову). При помощи притворства, скрывшись так, чтобы человек и не подозревал его, представляет ему всякие прелести, разнообразные лица, скаредности, в соответствии с тем, какой кто страстью заражен в большей степени. Кто услаждается той или иной из возбужденных таким образом страстей, то диавол этим услаждением входит к человеку, как к своему другу, соединяется с его душой, оскверняет ее, потом водворяется на его сердце и разжигает его на всякие скверные, греховные дела. Если являются у тебя на уме скверные, недобрые мысли, это есть диавольский приход, приступ. Тогда ты скажи диаволу: «Не соглашаюсь с тобой» – и не допускай себя усладиться теми мыслями. Тогда твой Ангел-хранитель будет отгонять от тебя диавола, а Бог, за такое сопротивление врагу-диаволу, пошлет тебе отпущение грехов и награду: для тебя будет сплетаться неувядаемой славы венец.
Господи, духовный опыт старца Николая открывает и нам внутреннее зрение на действие врага-диавола на нашу душу. Он всячески старается своей лестью проникнуть в нее. Сначала он употребляет притворство, скрываясь так, чтобы мы и не подозревали о нем, а далее он представляет нам всяческие прелести, разнообразные лица, скаредности, в соответствии с той страстью, которая в большей мере владеет нами. Когда мы начинаем услаждаться той или иной из возбужденных таким образом страстей, то диавол этим услаждением входит к нам, как к своим друзьям, соединяется с нашей душой, оскверняет ее, потом водворяется на наше сердце и разжигает его на всякие скверные, греховные дела, пленяя наш ум недобрыми мыслями. Это есть диавольский приход, приступ. Господи, прости нас, что мы не отслеживаем диавольское проникновение в нашу душу и тем самым поддаемся его лести. А чтобы этого не случилось, нам надо ему сказать: «Не соглашаюсь с тобой» – и не допускать себя усладиться этими мыслями. Тогда наш Ангел-хранитель будет отгонять от нас диавола, а Бог, за такой подвиг противления врагу-диаволу, пошлет нам отпущение грехов и награду: для нас будет сплетаться неувядаемой славы венец. Господи, прости нас, что мы не даем отпор врагу, не привлекаем на свою сторону Ангела-хранителя, и не готовим себя к получению небесной награды – неувядаемой славы венца.
Брате, всячески старайся не допускать диавола до своей души, ибо она есть невеста Христова. Бог ее создал для того, чтобы она вечно Его славила и вечно радовалась пред Ним. Диавол все силы употребляет, чтобы ее осквернить, чтобы через это она лишена была Царствия Небесного и радости Божественной. А во время искушений нужно помнить (и не унывать), что за помыслы, всеваемые врагом в душу, еще нет осуждения человеку, ибо это вражеская брань. Только за услаждение помыслами и соизволение с диаволом на грех постигают человека осуждение от Бога и праведный гнев Его.
Господи, мы крайне мало трудимся над тем, чтобы не пускать диавола в свою душу и не напоминаем себе, что душа наша – невеста Твоя, Христе, созданная Тобой для Твоего прославления и вечной радости пред Тобой. Господи, прости нас за это. И еще забываем мы, что диавол все свои силы употребляет, чтобы осквернить нашу душу и лишить ее Царства Небесного и радости Божественной. Господи, прости нас за короткую об этом память.
Господи, мы редко задумываемся, что помыслы, всеваемые в нашу душу во время искушений, – это диавольская брань на нас, и за них мы не будем осуждены. Только услаждение помыслами и соизволение на грех вменяются нам в осуждение, и праведный гнев Твой будет уделом такого человека. Господи, прости нас, что унываем, когда видим то сбывающимся.
Брате, заботливо сопротивляйся всякой страсти: гневу ли, гордости, зависти, тщеславию и делай это сейчас же после появления помыслов этих страстей, не соглашаясь мысленно с тем, что внушает невидимо враг. Нельзя давать этим помыслам и минуты пробыть в душе и укорениться в ней, ибо чем дольше с ними не бороться, тем труднее с ними становиться борьба, и Ангел-хранитель может отступить от нас за несопротивление злу, греху. Ели же человек не соглашается с диавольскими помыслами страстными, то Ангел-хранитель, видя благое произволение души, сейчас же отгоняет от нее врага. Богу и врагу нашему нужно только произволение наше, так как нам дана свобода избирать благое или злое и отвергать противоположное избранному. Ни Господня благодать, ни враг не принуждают человека насильно делать что-либо, но только предлагают: благодать – благие помыслы к совершению воли Божией, а враг – помыслы лукавые, греховные, злые, соблазняющие ко греху. Только уже склонение человека своим произволением в сторону добра или зла вменяется ему в заслугу или осуждение.
Господи, наша сопротивляемость всякой страсти крайне мала, и с появлением помыслов этих страстей мы не поставляем преграды, не соглашаясь мысленно с ними. Господи, прости нас за это и помоги нам не давать им надолго оставаться в нашей душе. Прости и за то, что этим медлением мы отдаляем от себя Ангела-хранителя, не оказываем сопротивления врагу и греху.
Господи, сопротивляясь страстным диавольским помыслам, мы побуждаем Ангела-хранителя отгонять от нас врага. В основу этой борьбы полагается наше произволение: избирать благое или злое, и отвергать противоположное избранному. Господи, прости нас, что мы теряем из вида, что благодать предлагает нам благие помыслы к совершению Твоей, Боже, воли, а враг – помыслы лукавые, греховные, злые, соблазняющие ко греху. Забываем мы и о том, что только склонение нашего произволения в сторону добра или зла вменяется нам в заслугу или во осуждение. Господи, прости нас за это неразборчивое поведение.
Брате, когда призываешь имя Божие, полагай на себе крестное знамение. Старайся совершать это знамение правильно: на челе, на персях, на правом и левом раменах, чтобы и все тело чувствовало прикосновение руки, сложенной для крестного знамения. Тогда и тело освящается, и враг трепещет.
Господи, прости, что истовость крестного знамения нами не всегда соблюдается, тело от этого не освящается, и враг не устрашается.
5. Смиренномудрие по опыту святых подвижников
Брате, тебе необходимо выяснить суть смиренномудрия, которая состоит в том, чтобы никогда и никого сердцем своим не осуждать, и не держать в душе своей памяти о причиненном зле, и отпускать ближним согрешения их против нас; считать себя ниже и хуже всех людей, всегда и во всем быть готову отдать предпочтение другим пред собой; пред Богом же всегда и во всем себя осуждать и не считать себя достойным тех естественных и благодатных Даров, которыми Он награждает. Такой человек пред Судом Божиим, как не судящий и не осуждающий ближнего, – не судится, как прощающий всем согрешения их – прощается, и как смиренный, смиряющий себя перед всеми – оправдывается. Вот так и поступать должно.
Господи, чтобы смирить себя, нам необходимо учиться мудрости, которая состоит в том, чтобы никогда и никого не осуждать своим сердцем и не держать в душе своей памяти о причиненном нам зле и отпускать ближним их согрешения против нас. Господи, прости нас, ибо наша мудрость не изобилует этими качествами. Дополнительно к этому нам необходимо считать себя ниже и хуже всех людей, всегда и во всем быть готовыми отдать предпочтение другим, пред Богом же всегда и во всем себя осуждать и не считать себя достойными тех естественных и благодатных даров, которыми Ты, Боже, награждаешь нас. Господи, прости нас, что так согрешая, мы не страшимся Суда Твоего, не вымаливаем себе пощады прощения и оправдания. Господи, помоги нам с горечью осознать, что мы так не поступаем.
Брате, для научения смиренномудрию нужно обращаться к опыту святых подвижников, явивших в своем лице великие примеры смиренномудрия. Такое назидательное чтение о некоторых событиях из жизни святых запечатлеет в сердце твоем великое значение и крайнюю необходимость добродетели смиренномудрия, без которого ни одна добродетель и доброе дело не могут иметь пред Богом цены.
Господи, учиться смиренномудрию нам лучше всего основываясь на опыте святых подвижников, явивших в своем лице великие примеры смиренномудрия. Их опыт запечатлевает в нашем сердце великое значение и крайнюю необходимость добродетели смиренномудрия. Все они утверждают важную истину: ни одна добродетель и доброе дело без смиренномудрия не имеют цены пред Тобою, Господи. Мы просим у Тебя прощения за небрежение к этой добродетели и за отсутствие в нашем сердце печати смиренной мудрости.
Брате, ни о чем враг наш диавол не заботиться, как о том, чтобы лишить нас смирения, привлекающего благодать Божию, и ввергнуть в гордость, отвергающую от нас Бога. Поэтому нужно иметь о себе такое мнение, какое имели святые, чтобы совершенно враг не мог подступить к сердцу, ибо смирения, как силы Божией, сатана трепещет и бежит от него. А гордость, напротив, в один миг может лишить милости Божией и подвергнуть рабству диаволу, как это случилось с одним святым, который, причащаясь Святых Тайн, в самомнении помыслил о себе, что вот он достойно принимает Святые Тайны. Но в тот миг, как он это помыслил, Ангел Божий взял у него из рук Святое Причастие, а на него напал диавол.
Господи, старец говорит нам, что смирение привлекает благодать Твою, Боже, а гордость отвергает нас от Тебя. Поэтому враг-диавол хочет нас лишить смирения и ввергнуть в гордость. Смиренный должен иметь о себе такое же мнение, какое имели святые люди. К ним враг не мог подступить, ибо в сердце их видел смирение, понимая, что в нем проявляет себя Твоя, Господи, сила, трепетали и бежали от них. Господи, прости, что наши очи мысленные не видят этого, и мы не стремимся приобретать смирение.
Господи, гордость же, наоборот, в один миг может лишить нас Твоей милости и подвергнуть рабству диаволу. Господи, прости нас, что в самомнении высоко о себе думаем и тем даем повод диаволу нападать на нас.
Брате, для подтверждения значения и силы смирения в борьбе с врагом полезно почаще прибегать к примеру из жизни преподобного Симеона Столпника: диавол, во образе Архангела Михаила, на огненной колеснице, запряженной огненными конями, по Попущению Божию, явился этому преподобному и говорит ему: «Вот ты уже угодил Богу, как Илия пророк, поэтому Бог послал меня и огненную эту колесницу, чтобы взять тебя, как Илию, на небо». А святой ему ответил в своем глубочайшем смиренномудрии: «Ты, вероятно, ошибся и прибыл не к тому человеку, к которому послан, ибо то, что ты говоришь, не может относиться ко мне: я человек грешный». Как только он это сказал, диавол, палимый, как огнем, смирением подвижника, мгновенно исчез.
Господи, очень полезно нам для подтверждения силы и значения смирения напоминать себе пример из жизни преподобного Симеона Столпника. Явившемуся ему в образе Архангела Михаила диаволу и сказавшего подвижнику: «Вот ты угодил Богу, как Илия пророк, поэтому Бог прислал меня и эту огненную колесницу, чтобы взять тебя, как Илию, на небо». И в ответе святого услышал диавол слова смиренномудрия: «Ты, вероятно, ошибся и пришел не к тому человеку, ибо я человек грешный». И диавол, палимый, как огнем, смирением подвижника, мгновенно исчез. Господи, как же нам не хватает подобного смирения для отражения искушений вражеских, провоцирующих нас поступать гордо. Господи, помоги нам не забыть противопоставить ему доводы смиренномудрия.
Брате, чадо духовное! Когда ты отмечаешь, что не имеешь смирения и смиренномудрия, а, напротив бываешь постоянно борим противоположными качествами, то тогда следует тебе отказаться от своего «я» самолюбивого и начать труды самоотречения. А главное – нужно молиться Богу, чтобы Он даровал смирение, и очищать свою душу покаянием и исповеданием пред духовным своим отцом помыслов. Без труда же самоотречения и без очищения души скорбями и лишениями и, особенно, без возможно частого исповедания пред опытным духовником греховных помыслов, живя в покое, человек постепенно начинает быть всячески довольным собой, помышлять о своих мнимых достоинствах как о действительных и, сравнивая себя с другими людьми, мытарями и грешниками, считает себя святым и безгрешным. Если же случится, что кто-либо, по Божию попущению, только прикоснется, например, словом укора или обиды, оскорбления к душе так помышляющего о себе, то и станет очевидной вся его мнимая добродетель: он никак не может перенести обиды, унижения и начинает озлобляться на обидчика и всячески мстить ему, уподобляясь неведущему учения Христова язычнику.
Господи, иногда мы замечаем в себе, и не так уж и редко, отсутствие смирения и смиренномудрия. Это отсутствие смирения сопровождается борением нас противоположными качествами. Наличие этой беды преодолевается отказом от своего самолюбивого «я» и трудом самоотречения. Господи, прости нас, мы совсем не имеем смиренномудрия и не боремся за него. Господи, мы не молимся Тебе о даровании смирения и не очищаем свою душу покаянием и открытием своих помыслов духовному отцу. А для этого необходимы труды самоотречения и очищение души скорбями и лишениями. Господи, прости нас за неготовность к подобным трудам. Пребывая в покое, мы постепенно становимся самодовольными, помышляем о своих мнимых достоинствах как о действительных и, сравнивая себя с другими людьми, начинаем считать себя святыми и безгрешными. Господи, прости нас за мнимое о себе представление. И помоги через слова укора или обиды, оскорбления увидеть свои мнимые добродетели. Господи, избави нас от озлобления на обидчика и мести ему.
Брате, чадо духовное, не забывай и всегда помни о смирении, о том, что своего ничего не имеем, а что имеем, не наше, а Божие. Тело – от Бога, душа – от Бога, ум и все душевные силы – от Бога, различные знания и искусства, образование – дар Божий, сан, власть и все благое, что имеем для душевной и телесной жизни, своей и ближних своих, – это дары милости Божией, за пользование которыми нужно будет отдать в свое время строгий отчет.
Господи, мы хоть и с трудом, но осознаем в минуты вдумчивой жизни, что ничего своего не имеем, а что имеем, не наше, а Твое, Боже. Тело, душа, ум и все душевные силы, знания и искусства, образование, сан, власть и все благое для душевной и телесной жизни, своей и близких – это дары Твоей милости к нам. За них в свое время нам придется дать строгий отчет Тебе, Подателю жизни. Господи, прости нас за рассеянное об этом внимание и память.
Брате, мы и греха не должны считать своим собственным произведением, принадлежащим нашей собственной природе. Ибо если грех и живет в нас, людях, то и он не наше произведение, а вошел к нам от врага Божия и нашего. Поэтому если мы оказываемся не имеющими ничего своего, а все у нас от Бога, то у нас нет чем тщеславиться и гордиться. Напротив, мы должны за все благодарить Бога и всячески смиряться, готовясь дать во всем ответ Ему. Ибо наша жизнь земная есть жизнь подготовительная и краткая и дана нам не для того, чтобы тщеславиться или гордиться один перед другими своими достоинствами и преимуществами.
Господи, нам интересно отметить для себя, что даже грехи – не наше собственное произведение, принадлежащее нашей природе. Те грехи, которые живут в нас, вошли к нам от врага Твоего, Боже, и нашего. Поэтому мы оказываемся не имеющими ничего своего и нечем нам тщеславиться и гордиться. Господи, прости нас, что мы готовы бываем тщеславиться и гордиться и считать своими совершаемые нами грехи, а они в нас от Твоего, Боже, врага и нашего. И если нашего у нас ничего нет, то нам надо прибегать к смирению и за все всегда благодарить Тебя и готовиться дать Тебе ответ. Наша земная жизнь, хоть и коротка, но готовит нас не тщеславиться и гордиться своими успехами и преимуществами. Своими делами мы призваны прославлять Тебя, Творца всяческих. Господи, прости нас, мы часто, ох, как часто, отступаем от подобного понимания цели своей жизни.
6. Вред самопроизвольных подвигов
Брате, мы рождаемся в этом мире для того, чтобы прославлять Творца и послужить Ему, потрудиться во славу Его над созданием Его рук, – этим видимыми миром, порученным нам во владение, и через это обрести милость у Бога, потрудиться для своего блага и спасения, и для блага и спасения ближних. И несмотря на то, что мы должны весьма много в своей жизни трудиться и всегда молиться, как неключимые рабы, нам нельзя ни на минуту забывать того, что спасает нас Господь Бог по велицей милости Своей, а не по нашим делам.
Господи, цель нашего рождения в этом мире одна – прославлять Тебя, Творца нашего, и послужить Тебе, потрудиться во славу Твою над созданием Твоих рук – этим видимым миром. Ты поручил его нам во владение, обещал нам Свою милость, чтобы мы могли потрудиться для своего блага и блага и спасения ближних. Господи, прости нас, что настоящее благо, определенное Тобою нам во спасение, мы для себя слабо реализуем, а для ближних еще меньше. Родившись в этот мир, мы, как рабы неключимые, должны много потрудиться и всегда молиться. Нам нельзя даже на минуту забывать, что Ты, Господи, спасаешь нас единственно по Своей милости, а не по нашим делам. Господи, прости нас, что и трудимся мало, молимся не всегда и любим своим трудам приписывать наше спасение.
Брате, бедствие человека состоит в том, что он или не знает ничего о себе и о своем положении в этом мире, или, если и знает, то забывает. Если же не знает или забудет об этом, то ввергает сам себя в различные бедствия. Забыв, например, что мы спасаемся, несмотря на все наши труды и заслуги, единственно только по милости Божией, подвижник начнет уже с иной целью и намерением, расположением духовным, и поститься, и молиться, читать душеполезные книги. Он с горделивым намерением самопроизвольными подвигами, совершаемыми с тщеславием, захочет сам заслужить, как бы купить себе у Бога спасение. Но без руководства и наставления опытных руководителей, которых он не хочет слушать, своими неразумными подвигами так испортит себя, расслабит свои силы, что станет не способным ни к какому делу – послушанию, и начинает уже лечиться всю жизнь, а не подвизаться.
Господи, нам грозит беда, когда забываем, что ничего не знаем о себе и о своем положении в этом мире. А если же знаем и забываем, то – тоже ввергаем себя в различные бедствия. Господи, прости нас, что не готовим себя эти бедствия предупреждать.
Господи, забывая, что мы спасаемся единственно по милости Твоей, мы по-иному смотрим на свои труды и заслуги и с иной целью, намерением и духовным расположением и постимся, и молимся, и читаем душеполезные книги. У нас, в этом случае, появиться горделивое намерение самопроизвольными подвигами, с тщеславием как бы выкупить у Тебя, Спасителя и Бога, свое спасение. Господи, прости за столь горделивое намерение и дело. Без руководства опытных наставников мы так испортим себя, расслабим свои силы, что станем неспособны ни к какому послушанию. Господи, прости нас за неразумные подвиги, следствием которых будет необходимость лечиться, а не подвизаться.
Брате, избегай гордости и тщеславия особенно потому, что они имеют столь пагубные последствия. И не берись за подвиги поста и молитвы без духовного руководителя, чтобы вместо пользы и спасения, не потерпеть тебе тяжкого вреда или даже не впасть в совершенную погибель. Нужна осторожность, чтобы по самомнению или из тщеславия и гордости не взять на себя трудов и подвигов, превышающих силы, и без помощи духовного руководителя подвигами не зайти туда, где очень тонко. Ибо, не удержавшись, не умея удержаться на духовной высоте, можно упасть с нее и не только ушибиться, но и искалечиться, сделаться непригодным ни для подвигов духовных, ни для прохождения послушания.
Господи, нам следует избегать гордости и тщеславия из-за их пагубных последствий. Подвиги поста и молитвы без духовного руководства способны вместо пользы и спасения нанести нам тяжкий вред и даже ввергнуть в совершенную погибель. Господи, прости нас за неосторожность, когда по самомнению, из тщеславия и гордости желаем взять на себя труды и подвиги, превышающие наши силы. Господи, прости, что без духовного руководителя не боимся зайти туда, где очень тонко, и не умея держаться на духовной высоте, можем с нее упасть, ушибиться и даже разбиться. И в результате сделаться непригодными для духовных подвигов и прохождения послушания. Господи, прости нас за бесстрашие саморуководства и помоги все делать за послушание духовному отцу.
7. Радость о Бозе неотъемлемая
Брате, старайся не смотреть за тем, как другие живут и действуют, а непрестанно следи за собой, что и как сам делаешь. А если перестанешь строго следить за собой, то, естественно, сейчас же будешь обращать внимание на других и начнешь судить их. «Тот или этот не так живут, как следует, а этот не так, как следует, действует». Но пройдет немного времени, смотришь, а сам судивший и осуждавший других за осуждение и гордость так расстроится (ибо благодать отступает от него), что не знает, как и быть, как исправиться, поправить свои обстоятельства, и сам начинает допускать такие поступки, каких и другие, осужденные им, не делали, и не может перестать их делать, хотя и самому стыдно, и от Бога, и людей осуждение. И сам, без особой милости и помощи Божией, пока не покается, не может выйти из своего поистине бедственного состояния. Всегда должно помнить, что каждый сам за себя даст ответ Богу.
Господи, и к нам это наставление старца имеет прямое отношение. Мы не стараемся не смотреть за тем, как другие живут и действуют, и забываем следить за собой, чтобы оценить свои поступки. Господи, прости нас, что не следим за собой, а обращаем внимание на других, осуждаем их за поступки и действия. Судить других небезопасно для нас, ибо осуждением расстраивается наша собственная жизнь, благодать отступает от нас, и мы делаем поступки гораздо худшие, чем те, кого мы осуждали. Господи, прости нас, что мы не можем перестать так делать, хотя и стыдно нам за них.
Господи, прости, что без Твоей особой милости и помощи, без покаяния, мы желаем выйти из этого бедственного состояния. Прости и за то, что не готовимся сами за себя дать ответ Тебе, нашему Богу, когда Ты решишь судить нас за прожитую в осуждении и гордости жизнь.
Брате, что бы ни случилось с тобой, не показывай и вида печали, скорби, уныния. Враг не знает того, что в глубине души христианина скрывается, а узнает об этом только из того как человек ведет себя. Ища только повода, чтобы «морочить» человека, заметив, что он начинает унывать от чего-либо, враг сейчас подносит ему еще и еще что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить печаль и скорбь и незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели, когда человек, как говориться, голову потеряет, опустит руки и не хочет уже придумывать и просить у Бога помощи найти какие-либо средства выйти из бед и несчастья.
Господи, во всех случаях и обстоятельствах жизни, мы не должны показывать и вида печали, скорби и уныния. Враг не знает того, что скрывается в глубине нашей души. Он узнает об этом только из того, как мы ведем себя. Он всячески ищет повода, чтобы «морочить» нас. И когда враг видит от какой страсти мы начинаем унывать, тотчас начинает подносить нам что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить нашу печаль и скорбь, незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели. Господи, прости, что любим показывать себя расстроенными по тому или иному поводу, терять голову, опускать руки, не желаем подумать как выйти из этого печального состояния и не просим у Тебя, Боже правый, помощи к отысканию средств для выхода из этого кризиса, именуемого бедой и несчастьем.
Брате, если заметишь, что согрешил в чем-либо, познаешь себя в грехе, сейчас, не медля ни минуты, иди до Бога и кайся, прости у Него прощения, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Божие. Мы должны в этом отношении уподобляться малому дитяти, которое если во время игры упадет, или ушибется, или кто его обидит, то сейчас же бежит к отцу или матери, ища защиты и утешения. А мать тотчас берет его на руки, утешает его, и оно сейчас же забывает о своем несчастье и снова весело начинает играть и бегать.
Так бывает и с душой человека; согрешила ли она или впала в какое-либо несчастье, если тотчас с искренним покаянием и усердной молитвой прибегает к Богу, то снова получает благодать и помощь от Бога и снова радуется и утешается милостью Божиею.
Господи, Ты даешь нам утешение через старца, говоря: как только заметим, что согрешили в чем-либо, познаем себя в грехе, так сразу же, не медля ни минуты, надо идти к Тебе, Утешителю нашему, и покаяться, прося у Тебя прощения. Делать мы это должны с твердой верой, что нет греха, который бы победил Твое человеколюбие. Господи, прости нас за то, что мы, заметив себя в грехе, не прибегаем к Тебе с просьбой о помощи, не возгреваем в себе веру в Твое человеколюбие, которого не победит ни один наш грех. Господи, мы не уподобляемся детям, которые как-либо пострадав в игре, бегут к отцу или матери за утешением и, получив его, снова веселы и жизнерадостны.
Господи, Ты учишь нас так же поступать со своей душой, когда согрешим или впадем в какое-либо несчастье. Только надо с искренним покаянием и усердной молитвой прибегнуть к Тебе, благому Утешителю, и снова получить у Тебя благодать и помощь, чтобы с радостью идти по жизни и утешаться Твоей милостью. Господи, прости нас, что мы не чувствуем Твоего Отеческого за нами «пригляда», не спешим к Тебе за утешением и Твоей благодатной помощью не ищем у Тебя радости и утешения в своей скорби.
Брате, мы должны стараться, чтобы всегда иметь радость о Бозе неотъемлемой. Жизнь нам дана не на печаль, а на радость, и потому каждый должен стараться всегда быть веселым: это освежает все силы человека, воображение, память, ум.
Господи, мы мало стараемся всегда иметь радость о Тебе неотъемлемой. Прости нас. Жизнь дана нам на радость. Отсюда обязанность – всегда быть веселыми и ею (веселостью) освежать свои мысли, силы, воображение, память, ум. Господи, прости нас, что не боремся за присутствие в нас веселости, даруемой Твоей благодатью.
Брате, послушания твои разные (работу) выполняй со смирением, прося усердно у Бога помощи. Успех же дела должно предоставлять воле Божией и особенно о нем не беспокоиться. А главное – никогда не хвалиться и не говорить с похвальбой: «Я то и то сделаю», потому что если за тщеславие благодать отступит от тебя, то хотя бы ты и начал работать, например, написать какое-либо сочинение, то уж не будешь в себе иметь той силы, какую давала благодать.
Господи, многие свои рабочие моменты (послушания) мы еще не научились исполнять со смирением, усердно прося у Тебя помощи. Мы еще не имеем мужества успех дела предоставлять Твоей, Господи, воле и любим с похвальбой говорить: «Я то и то сделаю». Подобные заявления свидетельствуют о нашем тщеславии, а из-за него может от нас отступить Твоя благодать, и мы утратим для исполнения послушания ту силу, которую должна давать только Твоя благодать. Господи, прости нас за эти тщеславные, безблагодатные дела. Господи, помоги нам всегда со смирением искать у Тебя благодатную помощь.
Брате, если ты нуждаешься в помощи Божией, то проси Его об этом, потому что Он Сам сказал: «Просите и дастся вам». Если просим, то и получаем, а не просим, то и не получаем. Во всем должно на Бога надеяться, а не на себя, на свои силы, способности и средства, и Бог никогда не оставит Своей всесильной помощью и благодатью прибегающих к Нему, ибо сказал: «Скорее мать забудет свое дитя, чем Я забуду тебя».
Господи, в нас слабо уживается память о Твоей о нас «Материнской» заботе, и потому мы не спешим прибегать к Тебе за помощью в случае нужды, просить Тебя о ней. Господи, прости, что больше надеемся не на Тебя, а на свои силы, способности и средства. Господи, прости нас, что мы слабо верим, что Ты никогда не оставишь нас Своей всесильной помощью и благодатью. И помоги помнить Твои слова: «Скорее мать забудет свое дитя, чем Ты забудешь нас».
8. Научение умной молитве
Брате, чадо духовное, ты должен научиться непрестанно молиться, дышать, так сказать, умной молитвой Иисусовой. Ее можно совершать и без четок, но со смирением и терпением. Она имеет великую силу. С нею можно и в миру безбедно, безопасно жить, а без нее и в монастыре трудно. Ею особенно нужно пользоваться тогда, когда враг нападает и старается или через внешние чувства, или через греховные помыслы войти в душу. Даже когда он, пользуясь неопытностью или нерадением человека, проникнет в сердце его и начнет уже властно принуждать его ко греху, действуя на кровь, то изгнать из сердца этого лютого врага может только одна молитва Иисусова, сказываемая умом в сердце с верою и любовью, с терпением и усердием. Она, как огонь вещество, невидимо, силой Божией опаляет диавола и его демонов, так что, не вынося ее, он оставляет человека.
Господи, и нам нужно научиться непрестанной молитве, научиться дышать умной молитвой Иисусовой. Ее нужно совершать нам со смирением и терпением. Господи, прости, что к выполнению этого положения христианской жизни мы себя не устремляем. Когда враг нападает и старается войти в нашу душу, воздействуя на внешние чувства через греховные помыслы, то вернейшее средство против него – Иисусова молитва. Даже когда враг, пользуясь нашей неопытностью и нерадением проникнет в наше сердце и начнет властно принуждать ко греху, действуя на кровь, то изгнать его из сердца может только молитва Иисусова, которую мы должны произносить умом в сердце, произносить с верою и любовью, с терпением и усердием. Господи, прости, что это спасительное средство мы «не держим под рукой» и незамедлительно не пользуемся им для изгнания врага из нашего сердца.
Господи, помоги помнить и верить, что эта молитва, как огонь вещество, невидимо, силой Твоей благодати опаляет диавола и его демонов и они, не вынося её, оставляют нас. Господи, умножь в нас доверие к этой, исполненной Твоей силы, молитве!
Брате, нам всегда должно исполнять волю Божию, заповедь апостольскую: непрестанно молитеся (1Сол. 5, 17). Но, трудясь в молитве постоянно, не должно ждать сейчас же и плодов ее, например каких-либо духовных утешений, духовно-благодатной сердечной молитвы, как бы награды за труды. Если будут в душе добродетели и усердие, то Бог в свое время, когда нужно будет, пошлет и духовно-благодатную, сердечную молитву.
Господи, исполнять апостольскую заповедь: «непрестанно молитесь» – наш долг перед Тобой. Трудясь в молитве постоянно, нам не следует тотчас ожидать ее плодов, духовных утешений, духовно-благодатной сердечной молитвы как награды за труды. Господи, прости нас, что согрешаем подобными ожиданиями воздаяния, часто за неумелые труды, прости за отсутствие в душе добродетели и усердия. Господи, благослови утвердить в своем сердце веру, что Ты, в свое время, когда нужно будет, пошлешь нам и духовно-благодатную сердечную молитву.
Брате, молитву Иисусову нужно творить и иноку, и мирянину, не взирая на сухость душевную: эта самая сухость душевная пройдет от терпеливого совершения молитвы.
Господи, мы не должны сухость душевную считать уважительной причиной, препятствующей творению молитвы Иисусовой. Терпеливое совершение этой молитвы, как дождь размягчает сухую землю, будет помогать нам устранять сухость душевную. Господи, прости нас, что ощущение сухости душевной ослабляет наше усердие к деланию молитвы Иисусовой.
Брате, чадо духовное! Для упражнения в умной молитве определи какой-либо час ночи или утра раннего, когда царит полнейшая тишина, и всегда уже в этот час упражняйся в ней не особенно долго, четверть часа, а то и менее, по силам.
Господи, и нам следует определить для упражнения в умной молитве какой-либо час ночи или раннего утра, когда царит полнейшая тишина. И всегда нам должно именно в этот час упражняться в ней не особенно долго, четверть часа, а то и меньше, по силам. Господи, прости нас, что такая практика неведома нам, и даруй нам силу Твою, чтобы ее освоить.
Брате, чадо духовное, богослужение церковное посещай по возможности неопустительно и упражняйся всегда в умной молитве.
Господи, прости нас, что нарушаем это церковное правило.
Уж лучше при произнесении молитвы Иисусовой не сосредотачивать внимания и ума ни в каком месте своего тела и так трудиться, пока не пошлет Господь дара сердечной молитвы.
Господи, лучше для нас при произнесении молитвы Иисусовой не сосредотачивать внимание и ум ни в каком месте своего тела, и так трудиться пока Ты, Господи, Сам не пошлешь нам дара сердечной молитвы. Господи, прости нас за отсутствие терпения в ожидании Твоего дара – сердечной молитвы.
Брате, если хочешь, чтобы тебя послушали и приняли к сердцу слова твои, если намереваешься принести кому-либо духовную пользу посредством слова, то прежде чем кому говорить что-либо, помолись о нем Богу, а потом уже скажи что следует. Тогда Бог, приняв твою молитву, расположит его сердце к принятью от тебя слова наставления.
Господи, как часто нам хочется, чтобы нас выслушали и приняли к сердцу наши слова! Как же часто мы намереваемся принести кому-либо духовную пользу посредством слова! Но также часто в этих своих желаниях мы забываем правило: прежде чем кому говорить что-либо, надо помолиться Тебе, нашему Сердцеведцу, а потом говорить что следует. И верить надо, что Ты, Боже наш, примешь нашу молитву, расположишь сердце собеседника к принятью от нас слова наставления. Господи, прости нас, что не придерживаемся этого правила.
Литература
1. Беседы великих русских старцев «О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни».М.: Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег», 2003.
2. Великие русские старцы. Жизнеописания, чудеса, духовные наставления. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: «Ковчег», 2011.
3. Симеон (Холмогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елиазаровой пустыни. СПб, 1996.
4. Собеседник православных христиан. СПб, 1995.
5. Владимир (Мусатов) иеромонах. Ответы старца на вопросы келейного ученика.М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
6. Иеромонах Адриан. Жизнеописание иеросхимонаха Николая (Цариковского), духовника Киево-Печерской Успенской Лавры. (по изданиям 1899 г).