Глава 7
В седьмой главе имеется некоторое отступление в последовательном описании вскрытия Агнцем печатей таинственной книги. Вскрытие седьмой печати будет описано в начале восьмой главы. А пока апостолу показываются две картины искупленных: о 144000 запечатленных и о великом множестве убеленных с пальмовыми ветвями.
144000 запечатленных, не потерпевших вреда от четырёх Ангелов
Откр.7:1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
И после сего – после явления Иоанну вскрытия шестой печати. (Речь идет о смене одного видения другим, а не о хронологии списываемых событий). Видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли. Четыре – число земли, этого мира. В этом мире четыре стихии (4,7); четыре стороны света: север, юг, запад, восток; четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Теория относительности рассматривает наш мир, как четырехмерный пространственно-временной континуум.
Апостолу Петру перед посланием на проповедь язычникам на все четыре стороны света было явлено «как бы большое полотно, привязанное за четыре угла» (Деян. 10:11) со всевозможными нечистыми животными. Так и во всех четырех концах земли благовествуется Четвероевангелие Христово.
Имеют своих ангелов и люди, и народы, и стихии (4,7). Так и здесь стоят четыре мировых ангела, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Мир – земля, море, леса сохраняются исключительно силою ангельскою. Еще держатся ангелами ветры, способные разрушить и уничтожить все, но придет день, и отпущены будут эти четыре ветра и тогда потрясены будут стихии, солнце, луна, звезды, рухнут государства и народы... Но в этом видении Иоанна мир еще храним от разрушения. Это указывает также и на благодатное действие, мир и тишину, водворяемые христианством на земле. Если бы не христианство, то мир давно смешался бы и рухнул от дьявольских ветров войн, беззаконий и грехов. Но не все еще запечатлены благодатью Божией – и удерживаются разрушительные силы. Об отпущении этих ветров так говорит апостол Павел фессалоникийцам: «И ныне вы знаете, что не допускает открываться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» (2Сол. 2:6–7).
Откр.7:2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго.
И видел я иного Ангела – не из тех четырех – восходящего от востока солнца. Раннее утро. Только прошла ночная темень, и на востоке солнца начал брезжить рассвет. Ярко светит звезда утренняя. Всё это – указания на Христа, рассеявшего мрак язычества, безбожия и греха. От востока солнца – это значит от Христа. Как утренний луч, предваряющий восход солнца, так является этот ангел от Христа. Этот ангел – заря, возвещающая начало нового и чудесного дня. С чем является сей ангел? Он имеет печать Бога живаго. Это таинственная печать жизни, которую налагает Бог через ангела на избранных Своих. О самом Христе сказано, что в крещении «на Нем положил печать Свою Отец-Бог» (Ин. 6:27). А теперь «в Нем (во Христе) и вы... запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф. 1:13–14). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21). Это есть печать дара Духа Святого, помазание. Интересно, что ангелы являются соучастниками и сослужителями в церковных таинствах. В таинстве исповеди ангельские небесные хоры ликуют о покаянии грешника (Лк. 15:10). А в крещении человеку, возрожденному от воды и духа, дается ангел-хранитель. Так и здесь, в святом миропомазании, от востока солнца, от Христа, является ангел с печатью Животворящего Духа и запечатлевает ею. С этим ангелом можно сравнить и самого священника, ангела церкви (2,1 и др.), совершающего таинство, помазующего крещенного святым миром или возлагающего на него руки (2Кор. 1:21; 1Ин. 2:20,27; Деян. 8:17; 19:6). Эта печать Духа Святого отделяет верных от нечестивых, как и пишет апостол Павел: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих», и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19). Подобно явленному Иоанну видел и пророк Иезекииль: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное оружие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника. И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9:1–6).
Под этой печатью святой Андрей Кесарийский разумел крест и крестное знамение. Он писал, что «в пришествии антихриста печать животворящего креста отличит неверных от верных, непосрамленно носящих звание Христово».
Откр.7:3 И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
Еще не настало время великих бедствий и удерживаются разрушительные ветры. За грехи людей пострадает и природа, «потому что тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20–21). Время бедствий, о которых здесь говорится, отчасти было при разрушении Иерусалима. И тогда избранные печатью Божией христиане вовремя оставили город Иерусалим и бежали в Пеллу и, по свидетельству историков, никто из них не пострадал. Страшные разрушительные ветры римских легионов обрушились на иудеев. Но более всего это совершится при антихристе, когда немногие, не принявшие печати антихристовой, но запечатленные Богом, будут охранены Господом. Сегодня – время благоприятно, еще удерживается лукавый от своего великого неистовства. Но чувствуется уже дыхание ветров, потому – бодрствуйте!
Откр.7:4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
В главе 14,3–5 написано, что эти 144000 представляют собой искупленных от земли христиан, запечатленных Духом и Животворящим Крестом Господним. Само число символично, как и все числа Апокалипсиса. 144000 = 12 х 12000 – по 12 тысяч из каждого колена Израилева. Представить это число можно и так: 144000 = 12 х 12 х 1000. Тут мы видим 12 патриархов ветхозаветного Израиля и поставленных вместо них «князьями всей земли» (Пс. 44:7) 12 апостолов. Это – образ ветхозаветной и новозаветной Церкви. С другой стороны, это можно разуметь и как сугубую проповедь апостольскую (12 х 12), тысячекратно умноженную в их преемниках и всех чадах их. У Бога от века начертано число Его избранников (Рим. 11:25; Откр. 6:11; 7:4).
От каждого колена перечисляются 12000. По значению имени родоначальника каждого колена можно говорить о характере запечатленных чад Церкви. Жития святых предоставляют множество подвижников этих различных видов благочестия.
Откр.7:5 Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч.
Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч. Примечательно, что колена перечисляются не по старшинству, а первым называется Иуда. Грех Рувима в отношении к отцу своему и жестокость Симеона и Левия к жителям города Еммора и Сихема не позволили им стать родоначальниками Христа. Потому им стал четвертый сын Иакова Иуда. Для Апокалипсиса важно не старшинство сыновей Иакова, а откровение Иисуса Христа. Поэтому это благословенное колено перечисляется первым.
«Иуда» означает «исповедание», через которое бывают отличаемы спасаемые исповеданием Христовым. Это исповедавшие Христа – Льва из колена Иудина. Исповедники Христовой веры святой Церкви нескончаемою вереницею проходят они перед нами: верный свидетель Антипа (2,13), Максим Исповедник...
Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч. «Рувим» означает «сын видения». Этим означаются приобретшие сердечной чистотой духовное видение. Это мужи просветленные и духовные, прозорливые, пророки. Таких даров сподобились многие подвижники и пустынножители. Таковы были подвижники земли русской: преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский и многие духовные старцы.
Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч. «Гад» означает «искушение». Искушениями знаменуются, подобно многострадальному Иову, многие праведники. Это претерпевшие в своей жизни великие страдания, скорби и искушения. Нескончаема вереница христианских мучеников. Особенно первых времен, а также времен последних, чьи имена еще не вошли в мартиролог церковный.
Откр.7:6 Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч
Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч. «Асир» означает «блаженство». Это те, кто через духовные подвиги и добродетельную жизнь стяжали внутреннее блаженство. Это и сподобившиеся вечного блаженства и стояния одесную Отца. Многих Церковь именует блаженными: блаженный Августин, блаженный Феофилакт, Василий Блаженный, прекрасный храм его имени украшает Красную площадь у московского Кремля.
Из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч. «Неффалим» означает «молитва». Этим означаются прилепляющиеся к Богу непрестанной молитвой. Таковы были многие древние пустынножители, странники, как Симеон Столпник, проведший в молитве на столпе 47 лет. Или великий молитвенник земли русской Серафим Саровский, 1000 дней и ночей в молитве стоявший на камне.
Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч. «Манассия» означает «забвение». Это те, кто ради Божественного угождения оставляют все: отеческие дома, семьи, богатства, славу, мирские занятия. А сколько юродивых Христа ради, в забвении оставив все, принимали на себя насмешки и поругания и были в глазах людей как безумные.
Откр.7:7 Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч,
Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч. «Симеон» означает «послушание». Это Богом оправдываемые за повиновение Его заповедям. Люди, полностью побеждавшие свою волю в послушании. Таковыми были многие иноки, как, например, Сергий Послушливый (XIII в.). Его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч. «Левий» означает «принятый». Это принятие Христом за священнодостойную жизнь. Левий поставлен восьмым. В этом сокровенный смысл, ибо в восьмой день (первый день новой недели) поставляется Христом новое священство. Вечером первого дня недели приходит Христос к ученикам и поставляет их на священнослужение, дает им к тому благодатный дар Духа Святого (Ин. 20:19–23). Прошла ветхозаветная неделя, первый круг дней. И вот в первый день новой недели, в день восьмой «с переменою священства» (Евр. 7:12) переменяется ветхий закон на новый. Это угодившие Богу в священнослужении. Таковы были и великие иерархи, как святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, или святители Алексий, митрополит Московский, Димитрий, митрополит Ростовский.
Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел (Деян. 7:56; 2Тим. 4:8)?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих.
Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» (2Кор. 2:15). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского, который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» (Есф. 10:3).
Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.
Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. «Вениамин» означает «сын болезни», пополняющий число запечатленных через скорби. В родильных скорбях и болезни умирает Рахиль, рождая Вениамина и тем дополняя число сыновей Иакова до двенадцати. Это – спасаемые через веру из иудеев при кончине века. Это тот остаток Израиля, о спасении которого говорит апостол Павел римлянам (Рим. 9:27). Умирает Рахиль – вошло «полное число язычников», и рождается сын болезни и скорбей антихристовых, которые охватят всю землю. Обращаются ко Христу евреи, в скорбях великих восполняют полное число семени апостольского (12 х 12000 = 144000). Восполнено число сыновей Бога Израилева. Имена этих святых мы еще не можем привести, они пока еще только в «месяцеслове небесном» – в Книге Жизни.
Таковы двенадцать колен Израиля Божия. На двенадцати вратах небесного Иерусалима будут «написаны имена двенадцати колен Израилевых» (21,12). Исповедание, видение, искушение, блаженство, молитва, забвение, послушание, священнодействие, награда, сила и благоухание, приложение, болезни – вот двенадцать ворот, которыми нам надлежит войти в небесный Иерусалим.
Весьма странно и невероятно толкуют это видение о 144000 запечатленных «Свидетели Иеговы». По их понятию, эти 144000 искупленных были в 1914 году взяты на небо. Теперь оставшиеся «верные свидетели Иеговы» ждут последних событий, особенно битвы Армагеддон. Толкование насквозь ложное, чрезвычайно быстро распространившееся в наш век. К ним относятся слова апостола Павла: «И слово их, как рак, будет распространяться... отступили от истины, говоря, что воскресение уже было и разрушают в некоторых веру» (2Тим. 2:17–18). О том, что будет только одно всеобщее воскресение мертвых в последний день, пойдет речь в толковании на 20-ю главу.
Великое множество убеленных с пальмовыми ветвями
Откр.7:9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
Перед вскрытием седьмой печати Иоанну показывается еще одно видение искупленных. После сего – означает не то, что эти в белых одеждах будут после тех 144000 запечатленных, а то, что после того, как он, Иоанн, видел 144000 запечатленных, он видит теперь новое явление. Так неверно понятие «Свидетелей Иеговы», что после вознесения 144000 (бывшего якобы в 1914 г.) будут теперь спасаться еще остальные. Итак, после видения о 144000-х взглянул я, Иоанн, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем. Так продолжает дорисовываться картина престола и Агнца с окружающими 24-мя старцами и четырьмя животными. Теперь перед престолом Иоанну открывается великое и невообразимое множество искупленных чад Божьих из всех народов. Престол и Агнец являются нам часто вместе собственно, нераздельно. Это указывает на единство и равночестность Отца и Сына. Это великое множество Иоанн видит в белых одеждах. Дальше мы увидим, что это прошедшие через страдания, о которых Исайя говорил, что они получили «вместо унылого духа – славную одежду» (Ис. 61:3). Это взывавшие, как царь Давид: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Это – последовавшие словам Господа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:16–18). Это – в крещении получившие новые и белые ризы спасения (Ис. 61:10) и сохранившие их в чистоте и непорочности через всю жизнь и все страдания. Они и на небе облекаются в белые одежды, и это неоднократно открывает Апокалипсис. И с пальмовыми ветвями в руках своих. Пальмовые ветви – знак победы и даются победителям. Вот и древняя победительница Ханаанского царя Иавина пророчица Девора «жила под пальмою Девориною... и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Когда город Иерусалим встречал своего царя Христа, то «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Так и здесь видим победивших в страданиях, убелённых кровью Агнца «с пальмовыми ветвями в руках своих». Воистину, «праведник цветет, как пальма» (Пс. 91:13), и не только в веке этом, но и в веке будущем.
Откр.7:10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, Агнцу!
Эти несчётные множества победивших восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу. Гонимые на земле, восклицают на небе! Как понимать выражение: спасение Богу нашему? О каком спасении Богу может быть речь? Говорил Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49–50). Мысль о Своей жертвенной смерти и жажда спасения людей бесконечно томила Христа. Он жаждал испить сию чашу (Ин. 19:28), погрузиться (= креститься) в сии воды бесконечных страданий, дабы ими потом очистить и омыть мир, спасти его. Томится Христос, видя страдания людей, видя грех мира. И, как мы иногда говорим о праведном человеке: нет ему спасения от его зложелателей и несправедливости. Так и Бог томится: когда же наконец будет исторгнут грех и исчезнут страдания?! Но вот кончается история мира. Дьявол, грех и последователи его исторгаются. Уничтожаются беззакония. Наступило спасение Богу от Его древнего врага, клеветника праведных (12,10), не дававшего никому покоя. Наше спасение Бог воспринимает как Свое. Праведник даже более мучится, видя грех своих родных и близких, чем когда сам претерпевает какие-нибудь страдания, и покаяние их воспринимает, как будто свое спасение. Потому и восклицают искупленные: спасение Богу нашему и Агнцу! Ему спасение от наших грехов и страданий, которые томили Его.
Откр.7:11–12 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
В славословие искупленных вливаются ангелы – вот единая Церковь людей и ангелов. Видя искупленных славящих Бога, ангелы не могут остаться в стороне. Аминь – истинно так, подтверждают и ангелы, падают перед престолом и возносят славословие подобное тому, что они возносили и в 5,12. И здесь перечисляются те же семь качеств, семь жемчужин, как и там. Только одна разница – вместо «богатства» в 5,12, здесь «благодарение». И славословие это возносится вечно.
Откр.7:13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
И, начав речь, (точнее с греч. ἀπεκρίθη = ответил, в слав. «и отвеща») один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» (Песн. 6:10; 8:5). Хотя со стороны Иоанна и не было еще вопроса, но уже отвечает один из старцев, провидя, что Иоанн затаил этот вопрос в себе. Но не сразу отвечает старец, а задает Иоанну его же вопрос, тем возбуждая его к исследованию виденного. Но Иоанн благоразумно предпочитает не сам отвечать на этот вопрос, а выслушать старца.
Откр.7:14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
Я сказал ему: ты знаешь, господин, ты знаешь это много лучше меня, ты и ответь. Интересно и обращение: господин. Не божеское оказывает почтение, а подобающее этому небесному старцу. Так мы видим, что вполне прилично и подобает обращение к человеку – «господин». В Церкви так принято обращаться к епископу. Например, в многолетии: «Великого господина и отца нашего... святейшего Патриарха Московского и всея Руси и господина нашего преосвященнейшего... епископа...» Или пение на архиерейском служении: «Ис полла эти, дэспота» (на многая лета, господин). Сектанты отвергают подобные обращения к пастырям, обвиняя православных в оказании божеской почести людям. Но не божескую почесть оказывает Церковь своим пастырям, а ту, которую им дал Христос. Господь молился и говорил Своему Отцу: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). И соответственно чести, которую Христос дал пастырям, обращаемся мы к ним. Мир устроен Богом иерархично и в нём существует чиноначалие.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби. Здесь предстоят престолу Агнца испытавшие и прошедшие великие скорби на земле. Это святые мученики Христовы. Под великой скорбью можно разуметь великие страдания во все времена, которые претерпевали христиане, но преимущественно это великая скорбь времён антихриста, которая будет длиться три с половиной года. Но что же привело эти множества к престолу Божию? Что убелило их одежды? Даже не то, что они прошли через великую скорбь, а то, что они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Не их собственные страдания, а кровь Агнца омыла их. Никто не спасается собственными страданиями, а только жертвою Христа. Только «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7). Потому поспешите принять эту баню, омывающую нашу одежду и убеляющую ее! Поспешите к роднику крови Христовой, ибо только там найдёте спасение! Нет иных путей, спасающих нас. Все наши собственные потуги ни к чему не приведут. Чем христианство отличается от всех других религий? Всякая религия старается связать человека с Богом. Всякая религия есть путь человека к Богу. Этих путей много. Но есть только один путь Бога к человеку. Этим путем является Христос (Ин. 14:6). Всякая религия многое предпринимает, чтобы привести людей к Богу. Но только одно предпринял Бог, чтобы соединиться с людьми, – воплотился Сам. Многое имеет всякая религия, но ни одна, кроме христианства, не может указать на Спасителя. Всё, что предлагают другие религии для спасения: вера, молитва, добрые дела, обряды, – это пусть не без Божией помощи, дела самого человека. Возмездие же за грех – смерть (Рим. 6:23). Все умирают за свои грехи, даже величайшие пророки. Умерли и основатели нехристианских религий: Будда, Конфуций, Магомет... Как же спастись? Мы «все под грехом» (Рим. 3:9), и значит, спастись невозможно вообще никак, в том числе и никакой верой. На вопрос: «так кто же может спастись?» Иисус ответил: «Человекам это невозможно» (Мф. 19:25–26). Но вот Он умирает за нас и освобождает нас. Поэтому-то только кровь Иисуса Христа и спасает. И даже не вера в неё, а она сама. Потому и евхаристия, приобщение тела и крови Христовой, есть центр всего. Сначала воплотился Бог, а теперь мы «соделались причастниками Божеского естества» (2Пет. 1:4). Потому с верой и покаянием придите все к источнику бессмертия – крови Христовой.
Здесь Иоанн видит тех, кто в великой скорби антихристовой познает Христа, мученически умрет за Него и спасётся. Неверно понимают баптисты и другие сектанты, что Церковь будет вознесена до великой скорби, неверно потому, что об этом в Писании нигде нет ни слова. Далее в Откровении везде видим, что при антихристе Церковь еще на земле. В толковании 20-й главы будет показано, что будет одно воскресение из мертвых, а не два. Кроме того, у баптистов возникает еще одна странная мысль, что для спасения этих людей нужен будет не обычный евангельский путь спасения, а нужна обязательно мученическая кончина, кровь. Этой мысли в Писании тоже нигде нет. Она противоречит ему. В Апокалипсисе подчеркивается не мученичество, а то, что омылись и убелились кровью Агнца.
Откр.7:15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и сидящий на престоле будет обитать в них.
За это они пребывают ныне перед престолом Бога. Только за это, а не за иное, они спасены. Иные полагают, что спасение можно чем-то заработать: количеством добрых дел, поклонов, заказных обедней, милостыней, а возможно, и своим мученичеством. Это непонимание того, что мы сами ничем не можем спастись, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим. 3:23–25). А все, что мы как верующие делаем, не само по себе нас спасает, а является средством для оправдания нас кровью Христовой. Оправдывает и спасает только Сам Христос Своею благодатью. Существует протестантское ложное понимание, которое в свое время активно начал проповедывать вождь реформации Мартин Лютер, что спасение обретается не добрыми делами, но исключительно только верою во Христа. Этого Писание нигде не говорит. Сказано, что спасает только Христос по Своей благодати, а не только вера в Него. Нам же для принятия дара спасения от Христа необходимы и вера, и таинства, и добрые дела. Через это мы спасаемся Христом.
И вот эти искупленные, читаем мы, пребывают ныне перед престолом Бога. Что может быть выше этого? Не один раз сподобляются они быть у престола Божия, но пребывают у него постоянно! Неотлучно пребывают перед Богом. Так «ходившие пред Богом» (Быт. 5:22) на земле, пребывают перед Ним и на небе. И служат Ему день и ночь в храме Его. Вот достойное занятие небесных жителей – непрерывное служение Богу. Какая неизреченная радость в служении Богу еще на земле – каково же будет там! День и ночь – вовсе не означает, что там в вечности есть дни и ночи, смена времен. Этими словами показывается только непрерывность пребывания искупленных святых перед престолом Божиим и их служения Богу. Возможно, под ночью разумеются здесь и сокровенные и глубокие тайны, а под днем – всё ясное и удобовосприимчивое. Здесь мы видим также, как продолжает дорисовываться картина Б (картина небесного храма) и сливаться с картиной А (картина престола и Агнца). Если в 6,9 мы видим жертвенник, то теперь видим весь храм, и престол, который действительно можно себе представить в Святом Святых.
Однако блаженство искупленных в белых одеждах, которое видит Иоанн, еще не есть окончательное. Потому небесный старец, указав на достигнутое этим множеством людей на земле (омытие и убеление одежд), на имеющееся у них ныне (пребывание и служение перед престолом Бога), раскрывает и то, что их еще ждёт в будущем, когда после последнего суда начнётся вечность. Об этом старец говорит уже в будущем времени: и сидящий на престоле будет обитать в них. Уже ныне, во время страданий, верующие сподобляются быть обителью Божией, как и Христос говорил: «И Мы (Отец и Сын) придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Так, например, Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (†107 г.) непрестанно повторял и имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда Игнатий Богоносец был растерзан львами, сердце его оказалось нетронутым. Разрезав сердце мученика, язычники увидели на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». Но в Апокалипсисе спасенным страдальцам обещается еще большее. Тот, Кто сидит на небесном престоле, чей лик даже Писание не описывает, Которого не вмещают ни небо, ни земля, Тот обещает вселиться в них. О таинство неизреченное! И когда это совершится, то вот что будет.
Откр.7:16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной.
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать. В вечности искупленные не будут алкать, ибо будут питаться от древа жизни. Они не будут жаждать, ибо припадут к источникам воды живой. И не будет палить их солнце и никакой зной. Они не будут более терпеть бедствия, изображенные здесь палящим солнцем и зноем. Время страданий для них прошло. Они прошли через великую скорбь и теперь наследовали спасение. Причиной их грядущего блаженного состояния является сам Бог.
Откр.7:17 Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Ибо Агнец, Который среди престола – Христос, восседший одесную Отца, единосущный со Отцом и с Ним спрославляемый, будет пасти их. Не от нападений волков будет тогда Пастырь ограждать стадо, ибо все враги будут уже истреблены (1Кор. 15:26) и ввержены в геенну. Не от них будет охранять Агнец-Христос Своих агнцев, но будет водить их на живые источники вод. Агнец становится пастырем. То будут небесные пажити, чистые и плодоносные. Там будут источники воды живой, к которым припадут, кто ныне «будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Потому прибегайте чаще ныне к воде живой, дабы утолить ею всякую жажду в жизни вечной. Источники этих вод означают приобщение к божественному разумению и вообще обилие благодати божественного Духа (Ин. 7:37–39). И отрет Бог всякую слезу с очей их. Сейчас время плача. Христос говорил: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Здесь плач – там утешение. И даже усопшим праведным предстоят слезы. Еще предстоит Страшный суд, когда возрыдают все племена земные и явными сделаются дела. Но обещает Бог искупленным, что в вечности, после Суда (21,4) отрет Бог всякую слезу. То будет дивное утешение. Прозрачна и чиста слеза покаянная, слеза умиления. Слезы осушит Бог, «моря уже нет» (21,1), но останется душа очищенная, чистая и прозрачная, мерцающая в небесном свете и излучающая тепло.