Источник

Глава седьмая. Образ третий: имеющий прийти Пророк

Ветхозаветный пророк, נביא (нави), – это человек, говорящий от имени Ягве Бога; он предупреждает об опасности во дни благополучия, утешает в лютую годину; он обличает сильных мира сего, а сам бывает презираем, он странник здесь. Иногда пророк сам хочет освободиться от своего пророческого бремени, тяжко оно ему. Пророк не подотчетен людям, он не ими поставляется и не ими упраздняется, но он страдает за народ. Пророк возвещает будущее, учит верить и жить, открывает тайны учения Торы. Но при всей значимости служения ветхозаветных пророков, это было только предслужение имевшего прийти Пророка. Сколько ни приходило пророков, народ Божий ожидал еще приход Того, особенного Пророка. Это чаяние основывалось на предвозвещении великого Моисея (Моше):

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой, – Его слушайте (Втор. 18:15).

Предвозвещение Моисея само является пророчеством с двойным объектом.

Во-первых, Бог предвозвещает через Моисея появление в Израиле целой плеяды нави – Самуила и пророков. Все они, как и Моисей, будут говорить богооткровенным словом.

Во-вторых, Бог воздвигнет венчающего эту плеяду пророков Пророка Нового Завета, Который, как некогда Моисей, даст новый закон, новое служение, заключив, как Посредник, с народом Новый Завет.

Всегда ли иудейское сознание четко осознавало, что грядущий Царь-Мессия, загадочный Первосвященник по чину Мелхиседека и ожидаемый Пророк, будет одним и тем же лицом? А может, было и много неясного, неосознаваемого во всех этих ожиданиях. Но понималось, что этот исключительный ожидаемый Пророк не просто будет пророчествовать, а совершит именно нечто совсем новое. И когда весть о Царстве Божием, пришедшем в силе, уже звучала на Обетованной Земле из уст Назарянина, народ иудейский ждал Пророка, чувствовал, – а не Этот ли Он и есть! Об этом многократно свидетельствует Евангелие.

Священники и левиты спрашивали Иоанна Крестителя: Что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? (Ин. 1:21). Характерно, что о том, Тот ли он Пророк, иудеи спросили Иоанна уже после того, как он сказал, что он не Христос. Тот Пророк и Христос запутывались в понятиях иудеев.

Филипп говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки (Ин. 1:45).

О пророческом служении Христа знает самарянка: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё (Ин. 4:25).

После насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир (Ин. 6:14).

Когда Иисус призвал жаждущих пить воду, которую Он даст, и сказал о Духе Святом, Которого примут верующие в Него, то многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос (Ин. 7:40–41).

Так неразгаданными до конца оставались для иудеев слова великого Моисея о имеющем прийти Пророке. Но этого Пророка ждали.

Обратимся к толкованию святыми отцами Моисеевых слов о грядущем Пророке.

Климент Александрийский, учитель Огласительного училища, видит в предвозвещенном Моисеем Пророке Педагога, Которого должен будет слушаться народ. «Поэтому ни мало не медля, Моисей, предвидя в духе пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса, самосознательно отступает на задний план и наперед говорит народу как об этом Педагоге последних времен и Его воспитательном методе, так равным образом заповедует народу и слушаться этого Пророка. Пророка, говорит он, из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь (Втор. 18:15)» [127, «Педагог», кн. 1,гл. 7]. Учиться–значит слушать педагога, поэтому Климент называет Педагогом Того, Кого Моисей призывает слушаться.

Св. Афанасий Великий отмечает неправоту иудеев, когда они слова Моисея о грядущем Пророке относят только лишь к одному из их пророков. «И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда думают, что об одном из них сказано... и когда слова: Пророка вам возставит Бог (Втор. 18:15) почитают сказанными об одном из пророков» [53, т. 2, На ариан слово первое, п. 54]. По св. Афанасию, речь идет именно о грядущем Мессии-Пророке. Согласно св. Афанасию, сам Моисей понимал, что всё им произносимое относится не к нему самому, а к Имеющему прийти: «С древних времен, когда пророки и законники излагали Святые Писания, они видели, что излагаемое ими относится не к ним самим, но к другим, которым они были предпосланы. Именно Моисей говорил: Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, –

Его слушайте во всем, что Он повелит (Втор. 18:15)» [54, т. 3, Четырнадцатое праздничное послание, п. 4]. В отличие от пророков, по замечанию св. Афанасия, Христос всё, что говорит, относит не к иному кому, а к Самому Себе.

Мысли св. Афанасия вполне соответствует мысль св. Кирилла Александрийского. Согласно св. Кириллу, Моисей– посредник между Богом и людьми, но его посредничество только лишь образ посредничества Христова: «И сам Моисей в своих делах видел образ и подобие посредничества Христова, когда говорил сынам Израилевым: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте по всему. . .» [120, О поклонении и служении в духе и истине, ч. 1, кн. 2].

Четкое мессианское толкование провозвещения о грядущем пророке, подобно Моисею, дает прп. Ефрем Сирин: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте. Хотя в образе исполнилось сие на Иисусе, сыне Навине75 и на других по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве в день собрания; но в действительности исполнилось сие на Господе нашем. Ибо не восставал пророк, подобный Моисею, давшему завет и различные законы, кроме Господа нашего, Который дал Новый Завет и законы, возводящие людей к совершенству» [89, Толк, на кн. Второзаконие, гл. 18].

Своеобразное символическое толкование мы находим у прп. Исидора Пелусиота. Отсечение уха у раба первосвященника Петром в Гефсиманском саду означает отсечение противления у тех, кто должен был, по слову Моисея, слушаться Пророка-Христа, но не слушались: «Кто пребывает с Иисусом и имеет ум, последующий Иисусу, тот мстит за хулимого Учителя, как Петр, который, поскольку иудеи страдали непослушанием, не внимая и закону, научающему слушаться всего, что скажет Христос (Втор. 18:15), отсек ухо служителю иерея. Он дал тем разуметь, что иерей есть раб непокорности закону, и нужен меч для отсечения противления» [116, т. 1, Письмо 291, Тициану].

И опять интересная мысль встречается у отцов, например, у св. Кирилла Александрийского, о том, что будущее возвещается людям не через вопрошение мертвых (спиритизм), не по внутренностям или по полету птиц и т.д., а через Богом поставленных и дарованных нам пророков и, в первую очередь, Того Пророка, о Котором провозвестил Моисей. Св. Кирилл Александрийский: «Пророка от братии твоея якоже мене, возставит Господь Бог твой, Того послушайте... Хорошо, друг мой. Итак, мы не будем следовать истолкователям предзнаменований и вопрошателям мертвых, не будем также принимать за истинное какое-то дело и полета птиц, направо ли они летят или налево, к западу или к востоку; потому что это естественно крайнему невежеству. Напротив, признавая вождем всего Христа, ради нас соделавшегося подобным нам, и пророком, от Него примем знание необходимого, при Нем будем находиться безотлучно, далеко прогоняя и отвергая лжесловесие демонов» [120, О поклонении и служении в духе и истине, ч. 1, кн. 6].

Так после пророка Моисея народ Израиля ждал еще одного Пророка, Который когда... придет, то возвестит нам всё (Ин. 4:25).

* * *

75

Ряд свв. отцов находит в словах Моисея о пророке, как он сам, указание на его преемника Иисуса Навина, которого народ должен теперь слушать.


Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания / Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008. / Книга 2. – 2008. - 472 с.

Комментарии для сайта Cackle