Источник

364. Беседа по освящении храма Успения Божией Матери в селе Горбунове

(Говорена мая 29-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1860 г. и в собр. 1861 г.).

1860 год

В другой раз прихожу на сие место: и, как за двенадцать лет пред сим, так и ныне, воспоминая прошедшее, утешаюсь настоящим. Прежде сих двенадцати лет здесь не было храма Божия. Любящие дом Божий, конечно, иногда не без затруднения, могли пользоваться храмом недовольно близким и, может быть, не для всех приходящих вместительным, или, не без скорби, принуждены были оставаться дома, когда сердце влекло их в дом Божий, а препятствия не допускали. Люди же менее усердные ко храму Божию в сих препятствиях могли находить некоторый вид оправдания для своего уклонения от него, и подвергались опасности еще большего к нему охлаждения. Бог обрел человека, расположенного к принесению добровольной жертвы, который воззрел на сие оком благочестивой и человеколюбивой заботы. По праву пользуясь трудом здешнего населения, он не ограничился тем, что дает трудящимся справедливое вещественное воздаяние и средства для жизни временной, но возжелал оказать им духовное благодеяние – доставить им ближайшее удобство пользоваться храмом Божиим и его благодатными средствами для жизни временной и вечной. Желание было так сильно, что не терпело медления: и потому, чтобы сократить время созидания храма, храмоздатель создал его не из камня, а из дерева. Освящение сего храма, за двенадцать лет пред сим, вы, братия святого храма сего, праздновали, без сомнения, с полным утешением и радостию, равно и я. Но потом оказалось, что храмоздатель не вполне был удовлетворен. Дерево недолговечно, думал он, особенно недозрелое дерево нынешнего времени; и когда деревянный храм обветшает, кто знает, явится ли тогда ревность и найдутся ли средства воссоздать его? Итак, не лучше ли, то благо, которое, при покровительстве Провидения Божия, доставлено живущему здесь роду, ныне же обеспечить и для будущего и дальнейшего рода? – И вот, деревянный храм, еще далекий от ветхости, уступает место новому каменному: и мы, братия святого храма сего, можем ныне радоваться не только за вас, но и за ваших детей и потомков.

Будьте же благодарны, во-первых, верховному благодетелю Богу, потому что все благое и душеполезное совершается не иначе, как благословением и помощию Божиею; по Боге же будьте благодарны и земному благодетелю, создавшему сей храм. Не говорю: приветствуйте его благодарными словами; это сделается и без меня; но несколько знаков уважения и несколько минут ласковой речи не были бы воздаянием за благодеяние вековое. Есть за духовное благодеяние соответственное духовное средство благодарить, именно, молитва. Не забывайте и детей ваших научите не забывать, чтобы когда услышите в сем храме от священнослужителя призывание к молитве о создателях святого храма сего, ваше сердце произносило имя раба Божия Алексия и присных его, и призывало благодать Божию доставившему вам удобство причащаться благодати святого храма.

Некогда святый Апостол Павел взывал к христианам церкви коринфской: «молим, не вотще благодать Божию прияти вам» (2Кор. VI. 1). Поучаясь от него, тем же словом взываю к братиям здешней церкви: «молим не вотще благодать Божию прияти вам», – благодать Божию, освятившую храм сей, вселившуюся в него, и ежедневно чрез него вам даруемую. Благодать, приближившуюся к вам, подаваемую вам, не оставьте бесплодною и чуждою для вас, вашим нерадением посещать дом Божий, вашим невниманием к молитвам, которые в нем возносятся, и к тайнодействиям, которые в нем совершаются. Одушевляйте себя сердечным чувством древнего любителя храма Божия: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Псал. CXXI. 1). И когда вступаете в двери храма Божия: оставляйте позади себя все мирское и земное. Входите в храм Божий с благоговением, как в преддверие неба. Взирая на святой алтарь, помышляйте, – и это совершенно истинная мысль, – что в нем сокрыто небо, что в нем Ангелы сослужат священнослужащим человеком, что в нем Сам Господь наш Иисус Христос, в известные времена, Божественным телом Своим является, и непрестанно духом Своим присутствует. Псалмы, молитвы, священные песнопения не только слушайте в благоговейном безмолвии, но и старайтесь уразумевать их и вразумляться ими для вашей веры и для вашей жизни. Не обленивайте себя тем, что в них иное неудобовразумительно; есть в них довольно и вразумительного, чем можете питать души ваши. Притом, мы знаем, что постоянно внимательные даже при недостатке учения вне храма, посещая его прилежно, по благодати Божией, приобретают глубокое разумение совершающагося в нем. Когда слышите слово Евангелия, вы слышите Самого Иисуса Христа: и нужно ли напоминать, что Его Божественное слово должно принимать к сердцу и к исполнению. Когда же, во время божественной литургии, возглашаются Богодейственныя слова Христовы: «сие есть тело Мое» (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19); – «сия есть кровь Моя» (Мф. 26:28; Мк. 14:24); когда непосредственно по сем Дух Святый сходит; в пресуществленном хлебе и вине является тело Христово и кровь Христова, – тело не отлученное от духа Христа Богочеловека; когда следственно Сам Сын Божий, воплотившийся, пострадавший за нас, воскресший, царствующий на небеси и на земли, истинно и действительно присутствует на престоле храма: тогда не знаю, что более должна чувствовать не мертвая пред Богом, не лишенная жизни по вере, христианская душа, трепетать ли в страхе, чтобы столь близкий огнь Божества не опалил нашего недостоинства, или радоваться с трепетом, что Всевышний так дивно нисходит к нашему смирению, чтобы нашу смертность напитать силою вечной жизни. И если единосущный Богу Отцу, воплощенный Сын Божий, вседовольный, не имеющий в нас никакой нужды, даже оскорбленный и оскорбляемый непрестанно нашими грехами, с такою безмерною любовию и милосердием предает Себя в жертву для нашего спасения: то что сообразнее с разумом истины и правды, что свойственнее сердцу, не утратившему чувства к добру, как предать всего себя Господу Иисусу Христу с внутренним самопожертвованием, отвергнуть для него все, что Ему неугодно, избирать и исполнять, что Ему благоугодно, благоговеть пред Ним и стремиться к общению и соединению с Ним и во храме, посредством открытой общественной молитвы и священных таинств, и вне храма посредством внутренних к Нему движений благочестивой мысли и верующаго сердца?

«Сие... да мудрствуется в вас братие» (Флп.2:5), – так да располагается ваше сердце, так да устрояется ваша жизнь. «Молим, не вотще благодать Божию прияти вам», но деятельно соответствовать ей исполнением, при ее несомненной помощи, заповедей Божиих и творением дел благих, к миру душ ваших, к достижению спасения и блаженства вечного в Господе нашем Иисусе Христе, Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.


Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.

Комментарии для сайта Cackle