Источник

Успение Богоматери в литургическом освещении

(В литургическом освещении)

История Успения Божией Матери, развертываемая по данным церковно-литургического творчества, имеет свою научную ценность.

Исследование этого исторического факта приходится делать на основании древнехристианского предания и отчасти апокрифов.

Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы произвели именно такие авторитетнейшие песнописцы православной Церкви, как святые:

Анатолий, Патриарх Константинопольский (†V в.), Герман, Патриарх Константинопольский (†VIII в.), Феофан Начертанный, Митрополит Никейский (†IX в.), Косьма, Епископ Майумский (†776 г.) и преп. Иоанн Дамаскин (†780 г.).

Церковно-богослужебные творения, приуроченные к изображению события Успения, описывают его в подробностях критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.

Целью настоящей работы является объединение отрывочных замечаний упомянутых великих песнописцев в целостное историческое повествование о Богоматернем Успении. В описании его по возможности сохраняется оригинальный стиль святых авторов.

Богослужебные каноны и песнопения, положенные на Успение, раскрывают ряд следующих моментов данного события:

1. собрание Апостолов в Иерусалим,

2. последнюю беседу их с Божией Матерью,

3. преставление и погребение Богоматери и

4. описание явления Ее Апостолам на третий день после погребения.

Изложение перечисленных исторических деталей мы заключаем определением дидактического значения богослужебных Успенских молитв и песнопений.

ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. По святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее Успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия»1091

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью1092.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм Апостолов1093.

Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам поднебесной земли, проповедовали всюду святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила Апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках принесла к Иерусалимскому дому Ап. Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь1094. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых Апостолов из числа 12, еще св. Ап. Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея1095 из числа 70.

По Божию Промыслу очевидцам Господня вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на небо Пречистой Матери Господа1096.

Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.

Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси»1097, и еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки»1098.

При последней беседе Божией Матери с Апостолами не мог удержаться от плача также св. Ап. Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме.

Исполненный скорби, Ап. Иоанн говорит Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми ко Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления проставь и меня, к Родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при кресте страдания»1099.

Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами, без Твоей матерней любви и попечения. Твое отшествие нам – скорбный плач»1100.

Пресвятая Богородица всем говорила слова утешения, обещая быть их всегдашней молитвенницей и по Успении.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печалей. Апостолы и многие из Иерусалимских христиан окружали одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи верующих блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома св. Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный старейшими ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовию тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой и Твое крайнее благосердие. Покланяюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»1101.

Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал:

«Приди Ближняя Моя, приди. Прекрасная Моя. Приди Матерь Моя в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый»1102.

Исходившую из тела Богоматерную душу Спаситель принял во Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления1103.

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для, Апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова – Пресвятую Богородицу1104.

Св. Апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовию лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатию и жизнью, как у мирно спящей и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею1105.

Апостол Петр, со слезами взирая на Тело Богоматери, громко сказал: «О, Дева! В Тебя вселился Господь, – наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой! Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада»1106.

Из сердца прочих Апостолов невольно вырвались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами:

«Пречистая!» – восклицали они, – «Как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу?1107 Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением... ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся ко Твоему нетленному Телу? Как понесем всетяжкое сиротство?»1108

«Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение... Как умерла Ты, обожившая естество смертных. Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей жизни. Богородице Дева! При виде Тебя бездыханной, ослабевает наш дух. Радость наша, Богородице! Проповедание наше, Богородице! Куда отходишь от нас? Куда преставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим ангелам: «Возьмите врата, чтобы безлепно принять Божию Матерь! Пречистая! вспомни нас в небесном Царстве, славящих Твое Успение»1109.

Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению.

Погребальный одр Апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, устье которой закрывалось большим камнем. На пути к пещере Апостолы воспевали священные погребальные псалмы и импровизированные песни, предначинаемые Апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским Епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор1110.

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердце Иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, по званию иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось Тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепши, с криком ужаса и боли пал на землю.

Пораженный чудесной Божией карой и придя в сознание греха своего. Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у Апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда Ап. Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Афоний последовал Апостольскому указанию и тотчас получил исцеление1111. Так Господь покарал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота1112.

Достигнув Гефсиманской пещеры, Апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень1113.

Богоматерняя же душа, как читаем в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во Святое Святых неба (Евр. 9:11). Божия Матерь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия1114.

Восход Ее души к небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников1115. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним ангельским ликам: «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица. Примите ваши подвратия и примерно подымите Матерь присносущного Света. Примите Родившую Творца неба и земли»1116. «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения»1117.

При восхождении в горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: «Что мне и Тебе, Матерь Божия?»1118

Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа восступила на небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя, основанный из всесветящих камней. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, во благолепие Божие. Припадши к престолу всевышнего Бога Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святом Святых неба благодатию высокопрестольной славы, посадил одесную Себя1119. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред своей Владычицей!1120

С этого времени Богоматерь во славе приседит и предстоит престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она – красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной1121.

После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая, – живой престол Божий, – взошла на горний престол Божий, превыше небес1122.

Пречистое Тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.

Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел Апостолов и всех христиан к уверению в факте воскресения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и Кивот Твоей святыни" (Псал. 131:8).

Этот случай был таков.

Среди Апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию допущению, отсутствовал Ап. Фома. Божественная Сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих Апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице.

Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, Ап.Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что он не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.

Сострадая ему и желая его утешить, Апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы Ап. Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, был отвален камень от входа гробницы.

Все Апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на гробном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой. Отсюда для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на небе во плоти1123. Пораженные этой чудесной неожиданностью, св. Апостолы по возвращении в Сионский дом Апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда Апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля их дома, их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни»1124.

Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица! помогай нам». В соответствии с церковно-богослужебными свидетельствами, честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием Духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом перешла от земли на небо1125.

В силу происхождения от смертных родителей Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к небу, Гефсимания – местом веселия и сияния1126.

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа1127.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения:

Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие небом Божией тьмочисленной святой Колесницы1128. Оно есть отлет от земного гнезда уязвленной любовию к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего престола и вместе положение в Божий руки таинственной книги, в которой написано Божие Слово1129.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КАНОНАХ И ПЕСНОПЕНИЯХ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ

Личное участие христианина в слушании Успенского богослужения дает ему возможность:

1. вспомнить историю события Успения Пресвятой Богородицы,

2. прочувствовать нравственно-догматический смысл его,

3. прославить Божию Матерь своим сердцем вместе с Церковью и

4. испросить у Нее молитвенно помощи в личном спасении.

1.

Мысленное предношение за богослужением образа Божией Матери в последние дни Ее земной жизни, слышание Ее речей пред Успением, воспоминание о плаче Апостолов при прощании с Нею – создают сильные внутренние переживания в верующей душе. Событие двухтысячелетней давности становится как бы современным, когда мы лично приступаем к Богоматерней плащанице, всматриваемся в неоценимо дорогой Лик Пречистой и, подражая Апостолам, благоговейно лобызаем Ее святую руку. Душа при этом наполняется умилением, теплейшей любовью к Пресвятой Деве потому, что Она в Духе Святом видит и нас, осеняет и нас 'благодатию Сына Своего и целит, изменяет наше греховное настроение на святое1130. Слышание Успенских песнопений и созерцание Богоматернего Лика на иконах и плащаницах, с изображением Ее лежащею во гробе, очевидно соединяется с излучением благодати Божией в души внимающих богослужению. Пресвятая Богородица приближается к ним благодатной силой, как живительное солнце к растениям, по Ее молитвам совершается смягчение сердечной черствости и какое-то удивительное просветление чувств.

2.

Основные идеи, навеваемые содержанием Успенских канонов и молитв, две:

а) Церковь, в праздник Успения, учит своих детей христианскому отношению к факту телесной смерти и

б) пониманию исключительного значения Божией Матери в деле личного спасения.

Христианин, по мысли песнопевцев Церкви, есть победитель страха смерти. Его настроение должно быть свято, светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб есть лествица к небу, начало вечной радости и славы, преставление к лучшей, совершеннейшей жизни на небо в явно зримом единении с Богом1131.

В подготовке к радостному переходу в загробный мир у христианина в распоряжении два посредства: личное усилие и взыскание молитвою помощи Божией Матери. Пресвятая Богородица, преставившись от земли, никак не отлучается от живущих на земле духом. Она неусыпно молится о них и испрашивает им у Бога помощи в победе над греховностью. Как стена мира и Матерь мысленного света, Она сообщает благоговеющим пред Нею просвещение Сына Своего – Светоподателя. Ее пребывание на небе в нетленном теле не препятствует Ей изливать благодать на все лицо земли. Божия Матерь, подражая благости Сына Своего и Бога, являет Свое теплое промышление о людях их утешением, радованием и попечением об их исправлении, просвещении их ума и сердца и укреплении воли ко всякому добру1132.

Пречистая украшает и животворит верующее человечество Своим благословениями1133.

3.

Ввиду этого Церковь в день Успения Божией Матери призывает верующих славить Ее и молиться Ей. Образчики возношения хвалы Пресвятой Богородице дают богослужебные песнопения. В них глубина богословствования, красота речи и блестящие образы.

«Сегодня, – восторженно восклицает преп. Иоанн Дамаскин, – да возгласят трубы богословов и пусть изрекает хвалы Божией Матери человеческий многоречивый язык»1134. «Сегодня Царица Неба и земли, как светло украшенная невеста, предстала Царю и Богу для ближайшего предстательства о всех»1135.

Воскликнем Ей: «Благословенна Ты в женах, блаженное Твое чрево, вместившее Христа»1136.

4.

Хвалы Богоматери в день Успения Ее переплетаются у церковных песнопевцев с прошениями к Ней от лица верующих. Основным содержанием прошений является – мольба о благодатном просвещении и душевном спасении.

Примерными обращениями к Божией Матери могут быть названы хотя бы такие: «Благословенная Владычица! Просвети нас-светом Сына Твоего»1137. «Не переставай на нас призревать»1138. «Владычица! Не забудь родного Тебе человечества»1139. «Спаси от всякого бедственного обстояния нас, исповедающих Тебя Богородицею»1140, возвысь силу христиан. Мы с Апостолами поклоняемся Тебе, Молящейся о наших душах1141. «Пречистая Богородица! Ты всегда..., день и ночь не переставай молиться о сохранении новых Твоих людей невредимыми от всего греховного и о спасении душ наших»1142.

Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресв. Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом.

* * *

1091

Чин Похвалы, 1 статья, 8 и 9 стихи. Акафист Успению Б.М., 1 и 4 Икос.

1092

Похвалы, статья 2, стих 86.

1093

Служба Успен., Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 2 тр. 3 п.

1094

Служба Успен., Акафист, 5 конд.; Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах, на «и ныне»; Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах на «и ныне» 1 стихира на Литии; Служба утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п.

1095

Акафист Успению, 2 Кондак.

1096

Служба Успен., Вел. вечерня, 1 стихира на Литии.

1097

Похвалы, статья 2, стихи 112–113, Успен. Утреня, Светилен по 9 -л. Канона.

1098

Успен. Утреня, 1 Канон, 2 тр. 8 п.

1099

Похвалы, статья 3, стихи 146, 149, 150 и 151.

1100

Похвалы статья 3, стихи 137, 138 и 140.

1101

Служба Успению, Мал. вечерня, 2 стиховная стихира, Акафист Успен., 1 икос, 8 кондак; Похвалы, статья 1, стихи 36 и 37.

1102

Похвалы, статья 3, стихи 162, 167, 168, и 169.

1103

Похвалы, статья 1, стихи,36 и 37, Акафист Успению, 2 икос, 3 стихира на Литии; Утреня, 1 Канон, 3 тр. 4 п.; 2 тр. 8 п.; 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 2 тр. 8 п.

1104

Похвалы, статья 2, стих 98; Утреня Успен., 2 Канон, 3 тр. 4 п.; Акафист Успению, 5 икос.

1105

Служба Успению, Утреня, 1 тр. 3 п.; Седален по 2 стихословии; Похвалы, статья 1, стихи 13 и 45.

1106

Успен. Утреня, стихира по 50 псалме.

1107

Похвалы, статья 2, стихи 109, 110 и 114.

1108

Похвалы или Иерусалимское последование на св. Преставление Б.М., Вел. вечер,, 8 стихира на Господи воззвах.

1109

Похвалы, статья 1, стихи 14, 15, 17, 18, 48, 53, 61, 62, 63 и 64, 2 статья, стих 90.

1110

Служба Успению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии; Акафист Успен., Икос 4.

1111

Акафист Успению, 4 кондак и 4 икос.

1112

Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 2 тр. 3 п.

1113

Служба Успен., Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на «и ныне».

1114

Успен. Утреня, 1 Канон, 1 и 2 тр. 4 п.; Ис. 2:2; Мих. 4:1.

1115

Служба Успению, Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах, 4 стиховная стихира на «и ныне».

1116

Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на «и ныне».

1117

Служба Успению, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

1118

Похвалы, статья 2, стихи 99, 100 и 101.

1119

Акафист Успению, 2 и 8 икосы; Похвалы, 1 статья, стихи 10 и 39.

1120

Акафист Успению, Кондак 12.

1121

Акафист Успению, Икос 12.

1122

Похвалы, статья 1, стихи 68, 69 и 71, статья 2, стих 74.

1123

Акафист Успению, 3 кондак и 3 икос; Похвалы, статья 2, стих 104.

1124

Акафист Успению, 6 кондак.

1125

Похвалы, статья 1, стихи 12 и 66.

1126

Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Утреня, 2 Канон, 1 тр. 3 п., Седален по 2 стихословии.

1127

Похвалы, статья 2, стихи 117, 118 и 92.

1128

Похвалы, статья 2, стихи 120, 122 и 123.

1129

Похвалы, статья 2, стихи 125 и 126.

1130

Служба Успению утра, 2 Канон, 1 и 2 тр. 9 п.

1131

Служба Успению, Велик, вечерня, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах, 2 стихира на Литии; Утреня 1 Канон, 2 тр. 4 п.

1132

Служба Успению, Утреня, Кондак и Икос по 6 песни Канона; Акафист Успен., 7 и 11 икосы. Молитва ко Пресв. Богородице, Похвалы, статья 1, стих 5, статья 2, стих 85.

1133

Служба Успению, Велик, вечерня, 4 и 5 стихиры на Литии.

1134

Служба Успению, Утреня, 2 Канон, 1 тр. 5 п.

1135

Там же, 2 Канон, 2 тр. 1 п.

1136

Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стиховная стихира; Акафист Успению, 10 Икос.

1137

Похвалы, Утреня, Припев на Благословенных тропарях после 3 статьи похвал.

1138

Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 1 тр. 8 п.

1139

Там же. Велик, вечерня, 5 стихира на Литии.

1140

Там же, Велик, вечерня, 2 стиховная стихира.

1141

Там же, Велик, вечерня, 1 стихира на Литии.

1142

Там же. Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах, 3 стиховная стихира; Утреня, Ипакои по 3 песни Канона, Стихира по 50 псалме.


Источник: Чтения по литургическому богословию / Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

Комментарии для сайта Cackle