171. Слово в день св. мученика, Благоверного Димитрия Царевича
(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)640
1843 год
Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. (Рим.12:1).
Указанием на щедроты Божии Святой Апостол возбуждает в христианах усердие приносить Богу нескудные и достойные Его дары благодарности. Долг праведный, и очевидно для всех и каждаго обязательный: потому что и все мы вообще, и каждый в особенности, пользуемся щедротами Божиими.
Имея пред очами Царственного Мученика, жертву некогда оплаканную, но и ныне еще живую, Царству и людям благотворную, помыслим, братия, о должной и от нас Богу жертве, руководствуясь Апостольским увещанием: «молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше».
Говоря о жертве, первоначально братиям церкви Римской, – людям, недавно вступившим в Христианство из Иудейства и язычества, Святый Павел, со свойственною Богомудрому наставнику мудростию, применяется к понятиям о Богослужении, какия имели они до Христианства, дабы легким образом их возвести от образного, несовершенного, или даже суетного, к истинному и совершенному, от наружного ко внутреннему, от чувственного к духовному. Прежде, – как бы так говорит он им, – вы приносили в жертву емные плоды и плоть безсловесных животных: теперь вы знаете, что Бог «не приимет от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов» (Пс.49:9); «ни от рук человеческих угождения приемлет, как бы требуя что, Сам дая всем живот, и дыхание, и вся» (Деян.17:25): принесите же Ему лучшую жертву – ваше тело, или лучше сказать, самих себя: «представите телеса ваша жертву». Прежде для жертвы вашей вы убивали живущее и разрушали бездушное; ныне научитесь служить Богу не разрушением твари Его, но сохранением ее, или даже возрождением в лучшую жизнь: «представите телеса ваша жертву живу». Прежде вы наблюдали, чтобы ваша жертва была из рода чистых животных, и не имела на себе никакого телесного порока; отныне наблюдайте, чтобы тело ваше, как жертва Всесвятому, не было повреждаемо или оскверняемо душевными641 пороками и страстями нечистыми: «представите телеса ваша жертву святу». Как прежния жертвоприношения ваши вы учреждали, в самом язычестве не по своему одному произволу, а в Иудействе точно по установлению Божественному: так и жертвоприношение тела вашего совершайте по воле Божией, дабы во всем благоугождать Единому Богу: «представите телеса ваша жертву благоугодну Богови». Как посредством жертвоприношения безсловесных животных и вещей безчувственных совершалось чувственное, наружное Богослужение, у Иудеев несовершенное и только предуготовительное, а у язычников совсем суетное и безплодное: так напротив посредством непрестанного жертвоприношения разумного существа вашего, вы, Христиан, совершайте духовное Богослужение, приличествующее Богу Духу, внутреннее, достойное Испытующаго сердца и утробы, деятельно словесное, открытое Богом Словом, прямо к Нему ведущее, и с Ним соединяющее: «представите телеса ваша жертву Богови, словесное служение ваше».
Братия Церкви Христовы, в ней рожденные, воспитанные и наставленные! Не напрасно ли мы расточаем слова, думая объяснять вам изречение, которое Апостол к нововступившим в Церковь написал, как само по себе ясное и вразумительное? Или напротив, – пусть каждый по сему примечает за собою, – довольно ли углублен разум его в тайне Христовой; – или само по себе ясное учение Апостольское, и после некотораго усилия объяснить оное, для некоторых из нас еще кажется темною загадкою? – Что подлинно значит принести тело свое в жертву? Не значит ли сие претерпеть мученичество: так как в сем точно разуме тот же Апостол в другом послании написал о себе: «аз уже жрен бываю» (2Тим.4:6)? Но мученичество видимое не есть общий жребий всех Христиан, во всякое время: а заповедь о жертве дает Апостол всем Христианам, не изъемля никого, и не ограничивая времени. Мученичеством умерщвляется тело: а заповедь Апостольская требует его в жертву живую. На мученичество должно быть предану от других, как и Апостол говорит о себе, что он «жрен бывает», а не сам себя приносит642 «в жертву»: напротив того в заповеди своей он требует, чтобы вы643 сами себя приносили в жертву: «представите телеса ваша жертву». – Что значит притом, что он повелевает принести в жертву «телеса» наши, когда «Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом достоит кланятися» (Ин.4:24)? Сей последний вопрос несомнительно, думаю, разрешится для каждаго, если вспомним, как тот же Апостол в другом месте подобным образом говорит: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть» (1Кор.6:19)? А еще в другом месте о сем самом предмете объясняется так: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16)? Из сличения сих изречений ясно усматривается, что когда Святый Павел храмом ли Духа Святаго, жертвою ли, называет «телеса» наши, тогда он разумеет не одно тело, но всего человека в целом его составе; и следственно предметом Христианского жертвоприношения полагает и душу и тело вместе. – Как же должны мы соделать жертвою и душу и тело наше?
Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает ее назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведен ко олтарю, становится жертвою. Посему и человек доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий: дотоле он, и тело его, не есть жертва Богу; в сем случае644 он или бывает жертвою тварей, работая, вместо Бога, богатству, боготворя чрево, или напротив поставляет себя идолом, и требует себе в жертву всего, что земля производит. Таким образом, Христиане, одним именем не превозноситеся, и не обольщайтесь наружностию. – Кто не живет истинно по-Христиански: тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берет человека с пажити мира, обращает и влечет к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению; вменяет за уметы, и оставляет позади себя все, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления; решается, с безропотностию агнца, ведомаго на заклание, и действовать и страдать, и жить и умереть для Иисуса Христа: с сего времени он, пользуясь духовною силою священнодействий и таинств видимаго, изобразительного храма, невидимо входит, и сам таинственно зиждется, в храм духовен, и вступает в чин живой жертвы Божией. Хотя разныя жертвы скинии Моисеевой или храма Соломонова, в своих образах, в тени, в гадании, представляли первоначально единую, существенную, всеспасительную крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа: впрочем, по причастию и подражанию сей всеобщей жертве, и над каждою живою жертвою Христианскою в некотором степени, и с применением к особенному ее состоянию, может и должно совершаться то, что некогда представлялось жертвами прообразовательными. Ты закалаешь твою жертву, когда духом умерщвляешь плоть со страстями и похотями; омываешь ее, когда оплакиваешь прежние грехи твои; возжигаешь ее, когда огнь любви Божией объемлет и наполняет сердце твое так, что силою оного темныя стихии ветхой плотской жизни разрешаются и очищаются, и сквозь них проникает новая, светоносная, горе идущая жизнь духа. Ты приносишь фимиам, – одну из самых внутренних жертв, проникающую во Святая Святых, и усовершающую многия другия жертвы, – когда приносишь молитву: так еще во дни теней и гаданий разрешал сие священное гадание тот, который воспевал: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобoю» (Пс.140:2), Господи! Приносишь в жертву главу, когда «пленяешь разум» твой «в послушание веры», и умом твоим предаешься Богомыслию. Приносишь рамо, когда благодарственно приписываешь Богу силу, тебе дарованную. Приносишь тук, когда посвящаешь Богу твою радость и веселие. Приносишь агнца, когда ходишь в незлобии. Приносишь птенца голубиного, когда хранишь чистоту. Приносишь работного тельца или юницу, когда ревностно645 подвизаешься для Бога, или благодушно трудишься в пользу ближнего.
Ho будь внимателен, чтобы жертва твоя была истинно «живая, святая, благоугодная Богу». Если вера твоя остается «без дел», и потому «мертва есть» (Иак.2:20); если велеречиво мудрствуешь о возрождении, о созерцании, о таинственности, но не радишь о исполнении заповедей Божиих, не поступаешь по установлениям матери-Церкви, как свойственно сыну послушания: то жертва духа твоего не есть живая; ты думаешь покланяться Богу духом, но не покланяешься Ему истинною. Если дела твои не одушевляются верою, и потому кровь Христова не «очищает совести твоей от мертвых» или умерщвляющих беззаконных «дел» (Евр.9:14); если и в тонких, чистых, и наиболее свойственных духовному Богопоклонению образах, коими облекается оно в Христианстве, ты не почерпаешь для себя духа и силы; приносишь фимиам, но не приносишь молитвы; возжигаешь свещу, но не горишь духом, слышишь премудрость Божественную в церковном чтении и пении, но не воспеваешь в сердце твоем Господеви; покланяешься телом, но не сокрушаешься духом: то жертва тела твоего не есть живая. Ты «имеешь» один «образ благочестия», за что отвержены Иудеи, а не «силу» (2Тим.3:5) оного, которою спасаются Христиане. Кто приносит во святый храм Божий сердце, отягченное объядением и пиянством, плоть с неукрощенными похотями, уста лживыя и язык уязвляющий: тот вместо агнца или голубя, животное нечистое или змию хочет принести в жертву646. Кто храмлет на оба колена, преклоняется то к Богу, то к миру, в одной добродетели стоит, а в другой колеблется или безпечно падает: тот приносит в жертву хромое. Кто не старается успевать в познании Сына Божия и Его спасительного учения, и думает угодить Богу, как случится: тот приносит в жертву слепое. Кто мнится служить Богу, но тайно ищет в том своей выгоды, или славы человеческой: тот святотатственно служит себе и людям, а не Богу жертву приносит. Все таковыя жертвы как не могут назваться святыми, так не могут и быть благоугодны Богу.
Христиане! Еще с той минуты, как мы крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сим самым действием обречены мы в жертву Богу Триипостасному. Сочтемся с собою, сколько раз потом сия непокорная жертва отторгалась от своего жертвенника и убегала из храма; сколько раз вновь уловляема была благодатию Божиею, возвращаема покаянием, и опять рвалась и убегала! Может быть, столько раз, что мы не найдем тому и счета. Долго ли же так будет? Когда наконец решительно, невозвратно и совершенно «представим мы телеса наши жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение наше»? Молил бы я вас о сем страхом суда Божия; молил бы чаянием собственного вашего блаженства; но, повинуясь Апостолу, наипаче «молю вас, братие, щедротами Божиими». Молю щедротами Бога, от не сущих сотворшаго нас, и образом Своим почтившаго, покорившаго нам тварь, и даже предавшаго ее в повиновение суете нашей, дабы мы не имели никакого предлога отказать Ему в чем либо. Молю щедротами Бога, «тако возлюбившаго мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» в жертву, «да всяк веруяй в Онь», взаимно представив себя в жертву Ему, «не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16). Молю щедротами «помазавшаго нас Бога», «Иже и запечатле нас» Себе, «и даде обручение Духа в сердца наша» (2Кор.1:21–22). Молю щедротами Господа нашего Иисуса Христа, давшаго нам плоть Свою и кровь Свою647, высочайшую, животворящую жертву спасения. Бог вседовольный предает все, и Самого Себя, в жертву для человека: человек ли ничтожный не представит всего себя единожды на-всегда в жертву Богу?
Господь же да «помянет648 всякую» духовную «жертву» вашу, братия Христиане, и внутреннее «всесожжение» ваше «тучно» пред Ним «да будет» (Пс.19:4). Аминь.
«Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (Рим.12:1).
В сей день, в который мы по обыкновению празднуем благословенное рождение ко благоденствию нашему, Богом данного и Богом хранимаго, Царя нашего, и сверх того на сей раз торжествуем благополучно совершившееся священное Миропомазание избранныя Невесты Брата Царева и благословенное их обручение, чрез что и к Священному вертограду Православныя Церкви и к благочестивейшему роду Цареву прививается новая добрая отрасль, – в сем месте, которое сотворено благотворительным духом и существует непрерывными благотворениями Царицы-Матери, – кому не приходит на мысль о щедротах Божиих к дому Цареву, а в нем и ко всем нам, сынове царства Российского? Но все ли мы, по учению Апостольскому, с радостною мыслию о щедротах к нам Божиих соединяем благоговейную мысль о жертве нашей Богу? Ты, Благочестивейший Царю, на великия щедроты Божия ответствуешь великими жертвами. Всецелая деятельность Твоя для нас, независимая от побуждений и поощрений, свойственных службе подвластных, что иное, как не свободная, непрестанная жертва; любовию к Царю царей возжигаемая, любовию к народу Твоему всесожигаемая? Если о некоторых особенных жертвах должно упомянуть особенно, как величественна та умилостивительная жертва, когда в годину искушения, пришедшую на все Царства Европы, решительно и совершенно Ты пожертвовал безопасностию – правде, разсчетами человеческого мудрования – безусловной надежде на Бога, собственными выгодами – спасению царей и народов! Или та благодарственная жертва, когда во дни побед и славы, всю славу побед приносил Ты Единому Господу сил, или та, подлинно, мирная жертва, приносимая за внешний и внутренний мир столь многих царств, для которой неизвестным до Тебя искуством, создал Ты жертвенник на хартии Священного союза и которая до сего дня столь очевидно благоугодна Христу, Царю и Богу! Видим и Твои жертвы Царица-Матерь! Царское изобилие принесено в жертву нищете и сиротству, Царский покой ежедневно приносится в жертву для успокоения бедствующих и страждущих. А наши жертвы? Словом Апостольским приглашаем каждаго помыслить о своей жертве: «молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше».
Говоря о жертве, первоначально братиям Церкви Римской (хотя впрочем без сомнения в наставление всей Церкви Вселенской), – людям, недавно вступившим...
Господь же да «помянет»...
* * *
В указателе в Чт. О. Л. Д. Пр. значится произнесенным в 1843 году. – По Евреин. сборн.: Слово на день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Александра Павловича, говоренное в Марьинской церкви Императорского вдовьяго дома декабря 12 дня.
По Евреин. сборн.: никакими душевными...
По Евреин. сборн.: представляет...
По Евреин. сборн.: мы...
По Евреин. сборн.: и как он не сотворен просто для скотского состояния, то в сем случае...
По Евреин. сборн.: неутомимо...
По Евреин. сборн.: уста исполненныя душевным ядом лукавства и злобы: тот вместо агнца или голубя хочет принести в жертву свинию, или коня неистово ржущаго, или аспида...
По Евреин. сборн.: плоть Свою ясти и кровь Свою пити...
По Евреин. сборн.: Слово о жертвах не может умолкнуть в сем храме, не коснувшись особенно Вас, освященныя и вновь освящаемыя жертвы Христианского человеколюбия, избранныя сестры сердоболия! Чем необходимее всеобщая обязанность Христиан представлять себя в жертву Богу во всяком звании, состоянии, должности: тем благодушнее должны вы приносить вашу особенную добровольную жертву для облегчения страждущаго человечества. И ваша жертва будет живая, если ваше служение болящим одушевляемо будет Христианскою любовию и усердием; святая, – если будете совершать оное верно и освящать молитвою; благоугодная Богу, – если будете проходить оное с радостию и благодарностию к щедротам Божиим, столь очевидным для вас в Царских щедротах.