Источник

109. Речь по рукоположении Преосвященного Агапита Епископа Томского и Енисейского

(Говорена в Успенском Соборе в 12-й день августа, напечатана в Христианском Чтении 1834 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)532

1834 год

Преосвященный Епископ Агапит!

Бога Отца прозрением и предуставлением, Царственным вкупе и Священноначальственным мановением Господа нашего Иисуса Христа, благодатию и действием Святаго Духа, при молитвенном и рукоположительном служении Соепископов, приял ты ныне часть Епископского дарования, предназначенного, по изъяснению Апостола, «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова» (Еф.4:12).

«Часть Епископского дарования», – сказал я, не уменьшая твое настоящее приобретение, но из указания на целое, к которому принадлежит сия часть, желая извлечь полезныя и утешительныя для тебя мысли.

Какое ж это целое, котораго часть досталась тебе в нынешнем даровании? Не меньше, как Епископство Христово. Ибо Самого Иисуса Христа Апостол Петр называет, по Славенскому переводу Послания, «посетителем», по Греческому подлиннику, – «Епископом душ» (1Петр.2:25). Он, разделяя свое собственное Епископство душ, применительно к потребностям Церкви, коей Он есть «глава» (Кол.1:18), «дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители» (Еф.4:11).

Видишь, какого чудного достояния часть приял ты ныне: – часть того дарования, которым Благовестники предали и неповрежденным сохранили Евангелие Христово, которым Пророки освещали мрак сокровенного и будущаго, которым Апостолы преобразили мир языческий в Христианский, которым Иоанн возгремел о Боге Слове, которым Петр поколебал Синагогу, которым Павел «от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнил благовествование Христово» (Рим.15:19), которым Афанасий, Василий, Григорий утвердили Православие и низложили ереси, от котораго Иоанн златыми струями учения усладил и напоил Церковь.

Помышляй о сем, и воскриляй твой дух, и возбуждай твою ревность, и утверждай твое упование на помощь свыше.

Немощь ли устрашает тебя? – Вспомни, что и Апостолу сказал Господь: «сила Моя в немощи совершается» (2Кор.12:9).

Озабочивает ли тебя то, что не на готовый идешь престол, но должен будешь сам поставить и утвердить твое седалище, и при том на такой земле, где не многонасеянную ниву Христову окружают и плевелы и терние? – Воззри на Павла, который не только не приходил в смущение от подобных затруднений, но еще любил «благовестити не идеже именовася Христос, и не на чужом основании созидать» (Рим.15:20).

Затрудняет ли тебя отдаленность паствы, тебе вверяемой? – Опять воззри на Павла, который, не довольствуясь тем, что своим служением наполнил пространство от Иерусалима до Иллирика, еще побуждаем был Апостольскою ревностию распространить свои подвиги до Рима и до Испании; или – если трудно смотреть так далеко – воззри на собственном твоем пути на Святаго Стефана Пермского, на Святаго Иннокентия Иркутского. Не добрые ли это предшественники? Не благ ли путь, который лежит по следам их?

Приими же благодушно и благонадежно сей, частию, если угодно, и путнический, наипаче же пастырский жезл; и гряди в крепости Господней, и совершай спасение людей Божиих. По образу древнего Патриарха, «с жезлом сим прейди» предел Европы, и да даст Господь, да «будеши» более, нежели «в два полка» (Быт.32:10) спасаемых.

* * *

532

«Надумался я говорить к нему уже во время чтения Апостола, и что сказал тогда, забыл по окончании речи. Три дня уже спустя, когда я ехал куда-то, вспомнил, что говорил, и дорогой в карете записал». Слова автора наместнику Сергиевой лавры архимандриту Антонию. См. Записки Сушкова, прилож. XXII, стр. 48.


Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.

Комментарии для сайта Cackle