Период десятый. Первые покушения Маттафии против гонения
К сохранению веры и избавлению Иудейского народа от Антиохова гонения первый путь проложил Маттафия, священник из череды Иарива, родоначальник славного племена Асмонеев или Маккавеев879. Удалясь из оскверненного и опустошенного Иерусалима, он оплакивал бедствия отечества своего в Модине, городе колена Данова. Когда же и здесь явился царский посланник для обращения иудеев к язычеству, то Маттафия, презрев выгоды, которые обещали ему за отступление от веры, всенародно убил одного иудея, приносившего идольскую жертву, и самого посланника царского, разорил капище и убежал в горы, вызвав за собою и других ревнителей закона. Из последовавших его примеру до 1.000 человек, на которых антиохийское войско, вышедшее из Иерусалима, в пустыне напало в субботний день, беззащитно дали себя умертвить, не желая нарушить законного покоя. Маттафия, узнав о сем, положил со своим обществом допустить необходимое исключение из закона субботы и, составив войско, нападал на неприятелей, разрушал капища, обрезывал отроков и, таким образом, восстанавливал мало по малу закон и свободу своих единоплеменников. Скорая смерть прекратила его подвиги, но он оставил по себе пять сынов – Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана, из коих второму превосходившему других мудростью, и третьему, отличившемуся военными качествами, завещал особенные должности, сообразные с их способностями.
Успехи Иуды и очищение храма
Иуда ревностно продолжал начатое отцом своим. Он победил и убил Аполлония, который вышел против него с антиохийским и самарийским войском. Сирона, военачальника сирийского, который в намерении угодить Антиоху, также напал на иудеев, Иуда встретил с малым числом воинов, и притом изнуренных постом, однако, положась на Бога и на справедливость своего дела, сразился, и прогнал его. Антиох, услышав о сем, дал наместнику своему Лисии половину своего войска с повелением истребить самую память иудеев, а сей отправил против них Птоломея, Никанора и Горгия с 47.000. Но Иуда, по принесении общественной молитвы в Массифе880, преодолел и сих и получил в добычу богатый лагерь881. В следующее лето войско его умножилось до 10.000, с коими разбив еще 65.000 антиохийцев, предводительствуемых самим Лисией, он вступил в Иерусалим. После плача над запустевшим храмом, собраны непорочные священники, устроена для святилища потребная утварь, создан новый жертвенник, по извержении оскверненного идолом, и с торжеством восстановлено богослужение девятого месяца в 25 день, в тот самый, в который за три года введено было идолослужение882. На случай же опасности от неприятелей, храм приведен в оборонительное состояние. В то время окрестные народы, завидуя успехам иудеев, отвсюду восставали против них. Поэтому Иуда воевал с идумеями, аммонитянами и взял некоторые города их. Потом вместе с Ионафаном прошел с победою Галаад, и, не потерявши в сем походе ни одного человека, привел в Иудею множество единоплеменных, коих избавил от язычников, между тем как Симон, подобным образом спас живших в Галилее. И хотя в то же время Иосиф и Азария, оставленные для охранения Иудеи, по честолюбию напав на Иамнию, с уроном отражены, однако Иуда, пройдя Самарию, победил и филистимлян и разрушил капища в Азоте.
Конец гонителя
Между тем Антиох и после грабежей, учиненных в Иерусалиме, и после добычи полученной в Египте, имея недостаток в деньгах на военные издержки, после вручении половины своего войска Лисии, с другою отправился для сбора дани за Евфрат. Неудачное покушение ограбить славный в Елимаиде храм, и полученное известие о неудачах Лисии, повергли его в печаль и недуг. Признав свое состояние Божьим наказанием за злодейства, сделанные в Иерусалиме, он умер в Вавилоне на двенадцатом году своего царствования883.
Война Антиоха Евпатора против иудеев
Дабы обезопасить для иудеев хождение во храм, Иуда осадил Иерусалимскую крепость, в которой доселе находился гарнизон антиохийский884. Но некоторые злонамеренные из самых иудеев принесли на сие жалобу молодому Антиоху Евпатору, сыну Епифана. Поэтому, взяв с собою Лисию своего сродника и воспитателя, он вступил в Иудею с многочисленным войском и слонами. Маккавей мужественно сразился с ним, однако принужден был уклониться от множества неприятелей, потеряв брата своего Елеазара, который, убив слона, казавшегося царским, задавлен его трупом. Крепость Beфсуpa сдалась Евпатору по недостатку в хлебе, коего причиною был субботний год. Наконец, и заключившиеся с Иудою в храме приблизились к той же крайности. Внезапное известие о нашествии на Антиохию Филиппа, коего Антиох Епифан перед смертью своей назначил опекуном своего сына, принудило Евпатора предложить иудеям мир, но, заключив его, вопреки своей клятве, он разрушил укрепление храма. Впрочем, он оставил иудеям право жить по их законам, но по совету Лисии казнил Менелая, как виновника всех зол885.
Алким первосвященник в Иерусалиме, а Ония в Египте
По смерти Менелая, как пишет Флавий, сделан от Евпатора первосвященником Алким, происходивший от племени Ааронова, но который не имел на сие звание ближайшего права рождения, и сердцем был язычник. А Ония сын Онии третьего, который, не надеясь достигнуть отеческого достоинства в Иерусалиме, удалился в Египет, около сего времени, с позволения Филометора и Клеопатры создал близ Илиополя новый храм подобный Иерусалимскому, собрал левитов и открыл богослужение, законное по чину, но не законное по месту886.
Подвиги против Алкима, Вакхида и Никанора, и смерть Иуды
Когда Димитрий, сын Селевка Филопатора, узнав о смерти Антиоха, тайно удалился из Рима в Азию и, убив Евпатора и Лисию, возшел на Антиохийский престол, тогда Алким, желая утвердиться в достоинстве первосвященника, оклеветал пред ним Иуду и его единомышленников, изобразив их врагами общественного покоя. Клеветник получил желаемую власть и для подкрепления себя войско под предводительством Вакхида. Они явились в Иудее с миролюбными предложениями, но Иуда не склонился на них, проникая в их истинное намерение, а 60 человек книжников, которые положились на род и обещания Алкима, умерщвлены в один день. Подобные жестокости и угнетение со стороны Вакхида, и после ухода его со стороны Алкима, продолжались до того, пока Иуда не воспрепятствовал сему оружием. Тогда лжепервосвященник снова отправился к царю, и возвратился с новым войском под предводительством Никанора. Сей, после тщетной попытки схватить Иуду во время мирного свидания и после сомнительного сражения, указуя на храм, грозил сжечь его, если не предастся ему Маккавей и его сподвижники, но Иуда, не без особенной помощи Божьей, в другом сражении убил его, совершенно истребил его войско и принес богохульную главу и руку в Иepусалим887. В краткое время покоя Иуда заключил союз с римлянами 888 , однако не получил от него предполагаемой пользы. Димитрий, желая отомстить за Никанора, вновь прислал в Иудею Вакхида и Алкила с 20.000 пеших и 2.000 конных воинов. Иуда, заблаговременно не позаботясь о своей славе, вышел против них только с 800, и в сражении, продолжавшемся целый день, убит. Ианафан и Симон погребли его в Модине, и оплакал весь, Израиль.
Война Ионафана с Вакхидом
Угнетенные по смерти Иуды ревнители благочестия и свободы избрали своим вождем брата его Ионафана. Он спасся от ухищрений Вакхида в пустыню и отразил его нападение, однако в то же время принужден был удалиться за Иордан, потеряв также брата своего Иоанна во внезапном набеге моавитян889. Вакхид укрепил и занял войском некоторые в Иудее города, и взял из лучших фамилий заложников в иерусалимскую крепость. Однако, после того как Алким, начав разорять в храме стену некоторого притвора, мучительной поражен смертью890, оставил землю в покое. Через два года тот же военачальник по внушению и обнадеживанию некоторых возмутительных людей, осадил Маккавеев в Вефвасии, но Ионафан, оставя в городе Симона, собрал сильное войско, и до того довел Вакхида, что он виновников сей войны казнил и согласился на мир, ему предложенный. Ионафан утвердил свое пребывание в Махмасе, городе Вениаминовом, и предателей отечества предал правосудию.
Поведение и успехи Ионафана во время замешательств антиохийского правления
К большему возвышению гонимого народа иудейского Промысел открыл Ионафану случай в междоусобиях, которые потрясали престол гонителей. Когда Александр Вала признан за сына Антиоха Епифана, и воцарился в Птолемаиде, то Димитрий, опасаясь, чтобы иудеи не приняли его стороны, даровал Ионафану право собирать войско и возвратил заложников, поэтому сей возобновил Иерусалим, а иностранные войны оставили большую часть крепостей, построенных Вакхидом. Но Александр, желая привлечь Ионафана к себе, дал ему первосвященство, порфиру и золотой венец. Димитрий, узнав о сем, писал к иудеям ласкательное письмо, которым обещал им оставление многих даней, неприкосновенность Иерусалима, отпущение порабощенных, свободу богослужения; отдавал во власть первосвященника Иудею, Самарию, Галилею и заиорданскую область. Дарил Иерусалимскому храму Птолемаиду, и предлагал свои деньги на его возобновление, но иудеи уже не поверили ему и остались верными Александру. Сей также оказывал Ионафану постоянное благоволение и тогда, когда уже низложил Димитрия, и подкрепил себя родством с Птоломеем Филометором. А когда Маккавей разбил предводительствуемое Аполлонием войско Димитрия Никатора, сына Димитриева, искавшего престола, и отнял у него несколько филистимских городов, то царь прислал ему золотой пояс – украшение царского племени, и подарил Аккарон с его пределами. После сего Птоломей Филометор, согласясь с Димитрием, и отдав ему дочь свою Клеопатру, бывшую за Александром, в отсутствие сего последнего, коварно занял Антиохийский престол, но поскольку Птоломей вскоре умер от ран, полученных в сражении с Александром, а сей, проиграв оное, убит в Аравии, то царство досталось Димитрию891.
Во время сих замешательств Ионафан, осадив Иерусалимскую крепость, сделал через сие Димитрию новое оскорбление, однако посредством даров не только приобрел его дружбу, но еще исходатайствовал Иудее оставление даней, заплатив за сие триста талантов. Потом просил он царя вывести из Иудейских крепостей антиохийское войско, а сей обещал ему более просимого, прося от него взаимно помощи в затруднительном положении, в каковом он сам находился от ненависти своих войнов. Ионафан послал ему три тысячи человек, и они спасли жизнь Димитрия во время возмущения, убив в один день 100.000892. Однако утвердясь на престоле, царь забыл и сие благодеяние и свои обещания. Посему – то, когда Трифон или Диодот, победив его, ввел в Антиохию сына Александра, Антиоха Енфея, и юный царь предложил Маккавеям начальство над четырьмя областями, Ионафан перешел на его сторону и ревностно защищал вверенные ему места против военачальников Димитрия893. Пользуясь столь благоприятными обстоятельствами, он возобновил также союз с Римлянами и Спартанцами, и улучшил укрепления Иерусалима.
Кончина Ионафaнa
Но Трифон, желая сам достигнуть престола, на который возвел Антиоха, и предвидя сильное препятствие со стороны вождя иудейского, вознамерился погубить Ионафана. Будучи встречен им с сильным войском, Трифон скрыл свою злобу, и с одной тысячей войнов пригласил его в Птолемаиду, обещая сдать ему сей город и всю область его, но едва Ионафан вошел в оный, как был схвачен, и воины его умерщвлены. Коварный военачальник вступил в Иудею с многочисленным войском, ведя своего пленника под стражею, но узнав, что Симон вызвался управлять иудеями, и с согласия народа приготовился к обороне, послал ему сказать, что брат его содержится за деньги, которые должен царю, и обещался освободить Ионафана, если дадут ему сто талантов серебра и в залог двух сынов его. Симон проник в его хитрость, однако, чтобы не иметь нарекания от народа, исполнил требуемое, но Трифон, умертвив Ионафана, удалился. Верный брат принес останки его в Модин, и создал над гробами отца и братьев своих великолепный памятник.
Свобода и благоденствие иудеев под правлением Симона
Убийство Трифоном молодого Антиоха и тиранство сего похитителя престола принудили Симона обратиться к Димитрию Никатору, который в сие время находился в верхней Азии. Они заключили союз на таком главном условии, чтобы иудеи не давали царям сирийским никакой дани. Таким образом, по прошествии двадцати пяти лет от начала гонения за веру, иго языческое свержено, и сие достопамятное событие положено началом нового летоисчисления, означенного именем Симона Архиерея и Вождя. Вскоре завоевав Газу, и крепость иерусалимскую принудив голодом к сдаче, Симон довершил безопасность отечества894. Под его правлением и вместе с ним оно наслаждалось внутренним благоденствием и внешней славой. Дружба со спартанцами и римлянами возобновлена, и последние, в уважение к иудеям, писали о сем к соседственным с ними народам895. Иудеи, во свидетельство признательности к заслугам Симона, общим собранием торжественно утвердили достоинство архиерея и вождя за ним и его потомством, и акт сего избрания, вырезав на меди, поставили во дворе храма896. Между тем, по взятии Димитрия Никатора в плен парфянами, брат его Антиох Сидет, приглашенный его супругою Клеопатрою на престол и ложе, поднял оружие против Трифона, и, чтобы иметь на своей стороне иудеев, писал к Симону, подтверждая ему прежние преимущества, и дал право делать монету. Правда, благоволение сие оказалось притворным, когда Антиох, с сильным войском, осаждая Трифона в Доре, отверг присланную ему Симоном помощь, и потом отправил Кендевея для покорения Иудеи. Впрочем, ее свободу сохранили Иуда и Иоанн, дети Симона, которым он по причине своей старости вверил войну, и которые обратили Кендевея в бегство.
Смерть Симона
Счастливому правлению Симона, продолжавшемуся восемь лет, не соответствовал конец его жизни. Зять его Птоломей, военачальник в стране Иерихона, вознамерился завладеть Иудеей, и во время предпринятого Симоном обозрения городов, дав для него пиршество, убил как его, так и сыновей его Маттафия и Иуду и некоторых спутников. Он послал своих соумышленников сделать тоже с оставшимся сыном Симона в Газаре; однако известие о злоумышлении предварило приход сих убийц, и они сами подверглись той участи, которую готовили Иоанну.
Неудачи в начале правления Иоанна Гиркана
Иоанн, по прозванию Гиркан, несмотря на коварство Птоломея, получил наследственную власть, но не мог, по желанию, наказать сего изменника897. Сей домашний враг возбудил против него еще внешнего, написав к Антиоху Сидету, чтобы он прислал войско, и, обещая предать ему Иудею, Антиох, пользуясь сим случаем, осадил Иерусалим. И хотя так был великодушен, что на праздник кущей дал осажденным перемирие и прислал жертвы в храм, и также отверг предложение тех, которые советовали ему истребить Иудеев, как народ, чуждающийся всех прочих, однако не прежде отступил от города, как принудив его выдать себе оружие, обещать дани с владеемых иудеями городов, дать заложников и заплатить 500 талантов за то, чтобы Иерусалим не имел антиохийского гарнизона898.
Успехи Иоанна во время беспорядков Сирийского правительства
По смерти Сидета, который был убит в сражении против парфян, в Сирийском правительстве произошли новые беспорядки. Димитрий Никатор, будучи отпущен из плена, возвратился в свое царство, но вскоре по просьбе своих подданных, присланным от Птоломея Фискона под личиной сына Сидета Александром 3ебиной побежден, не принят прежней супругой в Птолемаиде и убит в Тире. Старший сын Никатора, Селек, убит своей матерью, и передано имя царя младшему, Антиоху Грифу. Сей победил и умертвил оставленного египтянами Зебину, но увидел своего соперника в истинном сыне Сидета, и брате своем по матери, Антиохе Кизикском, и погиб, наконец, от злоумышления. Иоанн, не уважая ни одного из сих царей, не пропускал столь благоприятных обстоятельств для вознаграждения своей потери. Он занял несколько сирийских городов, разрушил до основания Гаризинский храм, принудил Идумеев к обрезанию и соблюдению закона Моисея, грозя им в противном случае изгнанием из отечества899. Возобновил союз с римлянами и принес на Сидета жалобу в сенате; завоевал Самарию, несмотря на препятствия со стороны Антиоха Кизикского, и совершенно разорил ее колодцы; а Скифополь или Вефсан, город самарийский, получил через корыстолюбие военачальника Антиоха Епикрата.
Смерть Иоанна и его свойства
Тридцатиоднолетнее правление Иоанна окончилось мирной смертью. Флавий почитает его не только благочестивым мужем, но и пророком. Впрочем, с сими качествами трудно согласуется повествуемое тем же писателем, то, что Иоанн оставил и возненавидел фарисеев, из коих один советовал ему сложить первосвященство, и пристал к оклеветавшим их саддукеям; и что он никогда не хотел видеть сына своего Александра, которого Бог в сновидении назначил ему преемником, обошедшим двух старших и им любимых.
Царствование Аристовула
Аристовул, старший из пяти сыновей Иоанна, не довольствуясь наследственным достоинством первосвященника и вождя народа, возложил на себя царский венец. Он известен не столько благодеянием, которое оказал своему отечеству покорением и приведением к иудейскому закону Итуреян, потомков Измаила, сколько склонным к подозрению нравом и жестокостью к своему роду. Он уморил голодом свою мать, содержал в оковах трех младших братьев, а ближайшего по себе, которого сделал участником в правлении, вняв наветам, убил через своих телохранителей. Наконец, мучимый угрызениями совести, он изрыгал кровь, отчего и умер, процарствовав один год900 Саломия, иначе Александра, вдова Аристовула, освободив братьев своего супруга, старшего из них Ианнея или Александра поставила царем. Утвердив свою власть смертью одного из оставшихся братьев, Александр осадил Птолемаиду, но пришедший ей на помощь Птоломей Латур, который будучи свержен с египетского престола материю своею Клеопатрой, в сие время владычествовал в Кипре, не только принудил его прекратить сию осаду, но, раздраженный притворным его миролюбием, взял в субботний день галилейский город Асох, разбил многочисленное войско иудейское; и, для умножения страха в побежденных, велел своему войску, расположившемуся в некоторых местах, варить в котлах трупы жен и детей иудейских. Потом, когда Клеопатра принудила своего сына оставить Иудею, и, по совету военачальника своего Анания, родом иудея, заключила с Александром мир, сей взял Гадару, Амафунт, Рафию, Антедон и бесчеловечным образом опустошил Газу за союз с Птоломеем. По возвращении в Иерусалим, в народном возмущении будучи назван сыном пленницы, он умертвил 6.000 человек. Победив еще моавитяи и галаадитян, но будучи побежден аравийским царем Оведою, и уступив ему плоды своей победы, шесть лет вел междоусобную войну с иудеями; истребил их до 50.000, и довел до того, что на вопрос его: что делать для прекращения раздора? – умри, ответсвовали они, и просили помощи у Димитрия Евкера, сына Грифона. Димитрий разбил Александра, и принудил бежать в горы, но некоторые иудеи, сжалясь над своим царем, присоединились к нему. С сими победив противную себе партию и взяв сильнейших из нее в городе Вефоме, по прибытии в Иерусалим Александр повесил до семисот человек на крестах, умертвив их жен и детей перед их глазами, между тем как сам со своими наложницами наслаждался сим зрелищем, а 8.000 убежали невозвратно. После новых уронов, понесенных от сирийских царей Антиоха, Диониса и Арета, и после некоторых новых завоеваний он умер на 27 году царствования при осаде Рагавы по трехлетней от пьянства болезни.
Александра царица
Александра, супруга Александра, дабы получить царство по завещанию мужа, по его последнему совету прибегла к угнетенным им фарисеям, и дала им великую силу, а друзей прежнего правления, удаляя от мщения их, послала для охранения крепостей. Таким образом, она владычествовала девять лет в покое, кроме одной опасности, которой ей угрожало нашествие на Сирию Тиграна царя Армянского, но которую она отвратила дарами.
Междоусобие Гиркана и Аристовула, и покорение иудеев римлянами
Из двух Александровых сынов, Александра определила Гиркана первосвященником не столько по нраву первородства, сколько по склонности его к спокойствию, но Аристовул, во время ее болезни в пятнадцать дней заняв более двадцати крепостей, после смерти ее оружием принудил своего брата отречься от правления, о чем и заключил с ним договор в храме с клятвою и дружескими объятиями. Несмотря на то, Антипатр, богатый идумеянин, склонил Гиркана прибегнуть к Арету, царю Аравийскому, а сей, по его убеждению и в надежде возвратить двенадцать городов, завоеванных Александром, пошел вместе с Гирканом войной на Аристовула, и, победив, осадил его в Иерусалимском храме. Аристовул, имея на своей стороне одних священников, просил помощи у Емилия Скавра, бывшего тогда легатом Помпея, который воевал против Тиграна. То же самое со своей стороны сделал и Гиркан. Легат преклонился на выгоднейшую и надежнейшую сторону, и, взяв с Арстовула 406 талантов, именем римского народа принудил Арета оставить осаду, тем облегчил первому победу над обоими неприятелями. По прибытии в Сирию самого Помпея, не только враждующие братья снова принесли ему каждый свою жалобу, но и народ свою на введенное, вместо первосвященнического царское достоинство. Римский военачальник, не дав решительного на сие ответа, вступил в Иудею и принудил Аристовула, колебавшегося между желанием самовластия и страхом войны, написать повеление начальникам крепостей о сдаче их римлянам; потом, отдав его под стражу, приступил к Иерусалиму, после того, как легат Габиний не был в него допущен. Приверженцы Гиркана немедленно приняли Помпея в город, а храм, в котором заключались сообщники Аристовула, при употреблении для осадных работ, особенно субботних дней, взят через три месяца, и язычники вошли во святилище. В сие время погибло из осажденных 12.000, виновники войны преданы казни. Иудеи сделаны данниками римлян, завоеванные ими города отняты и присоединены к Сирии, которая, по низложении Тиграна, превращена в римскую провинцию. Гиркану возвращено первосвященство. Аристовул с детьми в оковах послан в Рим, где должен был украсить триумф победителя.
Наказанное властолюбие Аристовула и Александра
Александр, старший сын Аристовула, ускользнув от плена, произвел было в Иудее новое возмущение, но, будучи побежден проконсулом Габинием, едва спасен от совершенной погибели просьбой матери, а Гиркан утвержден в прежнем достоинстве. Потом сам Аристовул, убежав из Рима, собрал было войско, но взят в плен и обратно туда послан тем же Габинием. Во время похода предпринятого сим военачальником в Египет для восстановления низверженного с престола Птоломея Авлета, Александр еще раз возмутил иудеев, и оставшихся римлян осадил на горе Гаризин, однако и тогда его сообщники частью возвращены к порядку Антипатром, частью разбиты возвратившимся Габинием. Наконец Юлий Цезарь, усилясь в Риме, отпустил Аристовула в Иудею с двумя легионами, дабы в нем иметь на востоке союзника против Помпея, но единомышленники последнего избавились от опасного сего человека ядом. Александр по повелению Помпея осужден и убит Сципионом.
Святотатство Красса в Иерусалиме
Между тем Красс, преемник Габиния, проходя чрез Иудею, ограбил Иерусалимский храм. Сперва он взял золотой преклад (δοχον) весом в триста еврейских мин в виде отступного за прочие сокровища, поклявшись не прикасаться к ним, но после похитил и оные, простиравшиеся, если верить Флавию, до 10.000 талантов. Святотатец вскоре погиб в походе против парфян.
Возвышение фамилии Антипатра
По смерти Помпея Антипатр, который всегда умел держаться сильных римлян, подав Юлию Цезарю помощь в Египте, мужеством и верностью вошел у него в такую доверенность, что сей дал ему право римского гражданина, дозволил самому выбрать в Сирии область для управления, сделал его прокуратором Иудеи. Утвердил Гиркана в достоинстве первосвященника, несмотря на происки Антигена, младшего сына Аристовула, и допустил восстановить стены Иерусалима, разрушенные Помпеем. Оставив Гиркану одно имя народоначальника, Антипатр разделил власть со своими детьми Фасаилом и Иродом, из коих первому поручил Иерусалим, а второму Галилею 901 .
Вскоре открылся предприимчивый характер молодого Ирода, который истреблением некоторой шайки разбойников заслужив от народа любовь, а от знатнейших иудеев обвинение в самовластии, не только привел в замешательство Иерусалимское судилище, но, купив у Секста, Кесарева родственника, начальство над Келе – Сирией, едва удержан был своим отцом и братом от войны против Гиркана. По убиении Цезаря, когда Кассий обременял Иудею чрезвычайными налогами, Ирод, поспешно заплатив свою часть, получил с его благоволением подкрепление и распространение своей власти. В сие время Малих, человек хитрый и беспокойный, отравил ядом Антипатра, но и сам не избежал сетей, поставленных ему мщением Ирода.
Спор Ирода с Антигеном о престоле
Обручение с Мариамной, которая происходила по отцу от Аристовула, а по матери от Гиркана, и победа над младшим сыном первого Антигеном, который при помощи родственника своего Птоломея, владельца Халкидского, домогался Иерусалимского престола, приблизили к сему престолу Ирода. Тщетно иудеи три раза жаловались на его властолюбие Антонию, который, по разбитии Брута и Кассия владычествовал на Востоке, следствие сих жалоб было только то, что Ирод и старший брат его сделаны тетрархами (четверовластниками). Но Антиген в другой раз явился в Иудее подкрепляемый парфянами, которым обещал 1.000 талантов и 500 девиц. Он пробился в Иерусалим и получил первосвященство и престол, между тем как Гиркан и Фасаил вероломно заключены парфянами в оковы, и первому из сих по повелению нового царя отрезаны уши, дабы сделать его неспособным к священству; второй, не желая умереть от неприятеля, разбил себе голову о камень. А Ирод едва спасся бегством. Оставив свое семейство и приверженцев в крепости Массаде, Ирод отправился в Рим, где память его отца, сострадание и корысть преклонили к нему Антония и Октавия, и он сделан царем Иудеи по определению Сената. По возвращении в Иудею он три года вел войну с Антигеном, в которой помогало ему римское войско, но и препятствовали римские военачальники, подкупаем Антигеном, и в которой он потерял брата своего Иосифа. Наконец упорно защищающийся Ирусалим взят и опустошен грабежом и убийствами сперва от римлян, потом от самого Ирода, хотя он просил римлян, чтобы они его не оставили царем пустыни. Смертью Антигона, который, по просьбе Ирода и по повелению Антония, казнен в Антиохии, кончилась династия Маккавеев, продолжавшаяся 126 лет.
Царствование Ирода
Тридцатичетырехлетнее царствование Ирода есть почти непрерывная цепь беспорядков и злодеяний, которые были как следствием, так и наказанием ненасытного властолюбия. Поставив первосвященником некоего Ананела, вызванного из Вавилона, он вскоре отвергнул его, и по влиянию Клеопатры и Антония определил на сие место Аристовула, сына тещи своей Александры, но вскоре, приметив народную к нему любовь, велел его нечаянно утопить. Будучи вызван за сие Антонием к суду в Лаодикию, искупил свое преступление дарами, а по возвращении в Иерусалим убил мужа сестры своей Иосифа за то, что он открыл его супруге, по странной ревности, данное на ее жизнь повеление, которое должно было бы быть исполнено в случае смерти царя. После Актийского сражения, которым низложен Антоний, Ирод предпринимал путешествие к Августу и приобрел его благоволение, умертвив между тем восьмидесятилетнего Гиркана за подозрительное сношение с Малхом, царем Аравийским. Потом убил невинную, но неосторожную Мариамну по неосновательным подозрениям и навету сестры своей Саломии, а после также, только с большею справедливостью, поступил и с Александрой, и совершенно истребил род Гирканов. Введенные в угоду к Августу языческие игры и зрелища, возбудили некоторых ревнителей отечественных преданий и между ними одного слепого к заговору, и подали царю случай к новым жестокостям. Но дабы оградить себя от подобных опасностей, он создал Севастию на месте Самарии, на месте столпа Стратонова – Кесарию и другие крепкие города; истощил во время голода свои сокровища для вспомоществования народу, и неоднократно слагал с него часть даней. Частые сношения с Августом, то непосредственные, то через различных посредников, посвящение храмов его имени, воспитание своих детей в Риме, также Ироду способствовали к тому, что владыка мира не только подкреплял власть его в Иудее, но и с удовольствием расширял его владения. Желая оставить по себе прочнейший памятник своей силы, Ирод великолепно возобновил храм Иерусалимский, впрочем сколь мало уважал его богослужение, доказал тем, что в продолжение своего царствования по прихотям переменил шесть первосвященников. Во время его старости раздоры, коварства и клеветы, поселившиеся в его семействе, и его собственная склонность к подозрению довели его до того, что он ни к кому не имел довереия, и по двукратном перед Кесарем обвинении предал смерти двух сынов своих от Мариамны – Александра и Аристовула. Наконец, во время последней своей болезни, в которой он мучился непрестанным голодом, будучи между тем сам пожираем червями, сжег несколько человек за сокрушение золотого орла, поставленного им на вратах Иерусалимского храма; покушался в отчаянии на собственную жизнь, казнил любимого прежде, но неблагодарного сына Антипатра; и, собрав к себе в Иерихон знатнейших иудеев, дал своей сестре и зятю повеление умертвить их в минуту своей смерти, дабы она не была без плача, впрочем, сие не было исполнено.
Летосчисление последнего периода ветхозаветной истории
В конце Иродова царствования родился Иисус Христос. Продолжение времени от Антиохова гонения до сего события находится через сложение 3 лет осквернения храма, означенных в первой книге Маккавейской, 126 лет династии Маккавеев и 34 лет правления Иродова, показанных у Флавия, что все вместе составляет 163 года.
Общая длительность времен Истории ветхозаветной
В общей сложности времена Ветхозаветной истории заключают в себе по еврейскому счислению около 4.000 лет; по свидетельствам древних христианских писателей около 5.500, по указаниям Флавия, в соображении Воссия, около 5.700; по счету, принятому в общенародное употребление греками со времен Ираклия и от них россиянами, 5.508.
Знаменитые мужи
Между знаменитейшими людьми последнего века истории ветхозаветной, после первых Маккавеев, представляются у еврейских писателей Иуда, Ония, Гиллел и Шаммай.
Иуде Флавий приписывает дар пророчества, и в особенности, предсказание о смерти Антигена, убитого братом своим Аристовулом первым.
Ония, как повествует тот же писатель, некогда молитвою низвел дождь. Но во время междоусобной войны, будучи приведен в лагерь Гиркана и принуждаем проклясть Аристовула и его сообщников, закрывшихся в храме, он молился, чтобы Бог не внимал ни той, ни другой стороне разделенного народа Божьего, и за сие побит камнями.
Гиллел, происходивший по отцу от колена Вениаминова, а по матери от племени Давида, но родившийся в бедности, переселясь из Вавилона в Иерусалим, основал училище и прославился мудростью. Впрочем, Маймонид902 примечает, что до него никто не назывался раввином, и сие относит к преимуществу его предшественников. Шаммай, из ученика и сотрудника Гиллела сделавшийся его соперником, положил начало другого ученого толка, коего мнения всегда были противоположны мнениям первого.
Учение веры
Учение о Мессии, перед Его пришествием, сделалось столь известным и общим, что им с деятельностью занимался весь народ еврейский, как то видно из всенародного определения, которым Симон утвержден вождем и архиереем, дондеже восстанет Пророк верен903, и из примеров Симеона904, Филиппа, Нафанаила905 и Самаряныни906. Но тот же народ, некоторой неосмотрительной ревностью слишком будучи привязан к буквам Писания, и применяя благодатное обетование к своему гражданскому состоянию, по большой части бедственному, изъяснял оное чрезмерно чувственным образом. Уверенность о будущей жизни писатель второй книги Маккавейской открывает в страдании семи братьев при Антиохе Епифане907, и в поступке Иуды Маккавея, который после того, как некоторые войны, похитившие идольские сокровища, все пали на сражении с Горгием, повелел на их серебро принести жертву за грех в Иерусалиме908.
Внешнее Богослужение
Закон обрядов, приближаясь к своему концу, с одной стороны был усиливаем ревностью, часто простиравшейся до суеверия, с другой, от времени до времени ослабляем и унижаем господством языческих народов.
Храм, оскверненный Антиохом Епифаном, очищенный и укрепленный Иудою, снова лишенный своих укреплений Антиохом Евпатором, и снова возобновленный; завоеванный Помпеем, ограбленный Крассом, наконец, перестроен Иродом, который дал ему большую высоту и обширность, украсил его сделанною из золота виноградною ветвию, по словам еврейских писателей, в тысячу талантов; огромными колоннами, портиками; усилил находившуюся при нем крепость, где хранилась первосвященническая одежда. Но в глазах ревнителей помрачил все сие великолепие, поставив римского орла на вратах оного. Нельзя, однако, храм Ирода почитать совсем новым, так как его вторым называют и самый Флавий, описавший его строение, и другие писатели еврейские. Обновление оного Ирод праздновал в день своего восшествия на престол при бесчисленных жертвоприношениях от него и народа.
Некоторыми новыми к иудеям благодеяниями Божьими ознаменованы новые священные дни, каковы суть: праздник обновления храма или светильников, установленный Иудою Маккавеем, который начинался в 25 день месяца Хаслева (девятого) и продолжался восемь дней909; тринадцатый день двенадцатого месяца в память победы, одержанной Иудою над Никанором, и день взятия Иерусалимской крепости Симоном910.
Гонение Антиоха увеличило вместе с нуждою желание особенного наставления в законе и преданиях отеческих, и потому, вероятно, умножило количество синагог. Евреи говорят, что они находились во всех местечках, в которых было не менее десяти человек, свободных от работ, а Иерусалим один имел их от 4ОО до 500. С чтением закона Моисеева, разделенным на известные части, соединялось таковое же чтение Пророков, к введению коего также подало возбранявшее самый закон гонение. Каждая синагога имела одного или нескольких архисинагогов, то есть начальников, кафедру учащего и простые седалища различавшиеся достоинством.
Супружества
Древние законы и обычаи супружества, будучи, наконец, тщательнее исследованы раввинами, подверглись разногласию толкователей. Раввин Ами911 утверждал, что никакой супруг не может взять вторую супругу, не отпустив первой, большая часть других советовали только никому, кроме царя, не иметь более четырех. Известный закон о разводах912 строже толковали последователи Шаммая, нежели Гиллела.
Состояние гражданское
По гражданскому состоянию в период зависимости от Сирии, потом в независимости, наконец в подчинении римлянам, иудеи управляемы были сперва Маккавеями, именуемыми ефнархами или народоначалниками, а после оными же, и, наконец, Иродом, именуемым царем. Но власть над народом изменялась не столько сими наименованиями, сколько способностями правивших. От сего же зависела то большая, то меньшая сила вельмож и самого народа.
Для производства народных дел, по мнению иудеев, было три рода судилища:
1) синедрион малый, в каждом городе, имевшем более 120 фамилий, состоявший не менее как из трех судей;
2) синедрион средний, в каждом большем городе – из двадцати трех членов;
3) синедрион великий, в Иерусалиме – из семидесяти членов, в которые преимущественно избирались священники и левиты, и из одного председателя, который, как догадываются, должен был быть потомком Давида. В сем последнем совете отличались о Князь, ביהך י ך אבְ домувладыка судилища, и, по мнению некоторых, ההבם – мудрец. Учреждению сего совета могли положить основание некоторые общественные советования, бывшие при Ездре, и сделавшиеся особенно нужными в первые времена Маккавеев. Иудеи, приписывая ему несравненно большую древность и власть, его распространяют от народа до священников и Пророков, и подчиняют ему царей, даже до права наказывать их телесно. Но следы такой власти усматриваются в преданиях раввинов, а не в Истории евреев.
Просвещение
В образовании ума, около времен Маккавеев, иудеи отчасти начали подражать грекам, но большая часть из них, с предосуждением греческой мудрости, занимались тщательным исследованием своего закона. Сие учение было троякое:
1) מקדא микра, чтение и буквальное изъяснение слова Божьего;
2) משבה мишна, повторение закона или собрание преданий; 3)מדדש мидраш, изыскание, или толкование Св. Писания иносказательное и таинственное, которое как сокровенное знание также принятое от предков или даже Самого Бога называется иногда каббалою913.
Соответственно сему разделению предметов, тем, которые как в учении, так в образе жизни преимущественно держались преданий, некоторые носили имя премудрых914 ; к тем, которые занимались письменным законом, прилагают наименование книжников, с коим не совсем должно смешивать более частное имя законников915; и наконец, к тем, которые упражнялись в глубочайших исследованиях Св. Писания и разрешении труднейших вопросов, относят название совопросников. Равви, общее почетное наименование учителей, означало род достоинства, в которое производство, подобно как и принятие в Синедрион, совершалось через рукоположение. Важнейшее наименование раввин, давалось учителям в потомстве Гиллела, яко в племени царском916.
Для распространения просвещения при каждой синагоге устроен был סמד בית дом книги, что вероятно значит библиотеку, и חלמוך בית дом учения или училище.
Последние книги, которые обыкновенно присоединяются к священным Ветхого Завета, суть следующие.
1. Книга премудрости Соломоновой. От лица Соломона возвещает сильным земли премудрость, происходящую от Бога, и обличает язычество. Книга сия не оскорбляет Соломона, нося его имя, но ее нет в еврейской Библии. Древнее предание, сохраненное Иеронимом, полагает ее творцом или очень свободным толковником Филона, который, впрочем, не есть ни библийский переводчик Истории финикийской, ни александрийский, живший вскоре по Рождестве Христово. С последним, несмотря на многие подобные мысли, она не сходствует в слоге, и никогда не полагалась между его сочинениями; первый был язычник.
2. Первая книга Маккавейская. Содержит Историю Антиохова гонения на иудеев и постепенного их избавления Маккавеями: Маттафией, Иудой, Ионафаном и Симоном. Характер ее близко подходит к древним книгам еврейским, и Иероним действительно видел ее подлинник на еврейском языке. Некоторые приписывают сие сочинение Иоанну, сыну Симона, или одному из священников ему современных.
3. Вторая, или правильнее, другая Маккавейская книга. После длинного вступления описывает бедствия и подвиги иудеев от Илиодорова покушения на сокровища храма, до славной победы, одержанной Иудою над Никанором. Она представляет собой сокращение пяти книг некого Иасона Киринейского.
4. Третья книга Маккавейская. Называется сим именем или от случайного соединения с Маккавейскими книгами, или по некоторому сходству их и ее предмета. Она есть благочестивое сказание о гонении на иудеев Птоломеем Филопатором. Флавию сия книга была неизвестна, равно, как и вторая Маккавейская.
Перед самым Рождеством Христовым вышло в свет халдейское переложение Пророков, сделанное Ионафаном, учеником Гиллела, и вскоре последовало за ним подобное Онкельсово переложение пяти книг Моисеевых.
Секты и расколы
Соответственно тому, как иудеи с большей свободой стали заниматься исследованием своей веры, а умножившиеся между ними злоупотребления и беспорядки оправдывали и распространяли сию свободу, усилились между ними расколы и родились общества и секты, из коих некоторые прямо направлены были к восстановлению благочестия, а некоторые служили только пищей внутренних в народе и церкви раздоров. Сюда принадлежат асидеи, кареи, фарисеи, саддукеи, ессеи.
1. Асидеи, то есть добрые или милостивые, явились в первые времена Маккавеев. Предметом их было сохранение веры, и к ней же обращенная благотворительность.
2. Кареи были такие ревнители Св. Писания, которые держались его с исключением всякого другого учения, и, притом, принимали одно буквальное оного изъяснение. По свидетельству писателей этой секты, она отделилась около времен Иоанна Гиркана, когда умножились и усилились предания.
3. Название фарисей означает отлученный. Оно сделалось известным во времена Маккавеев, хотя начало самой секты, по мнению иудейских учителей, положил еще прежде Антиген Сохей, начальник Синедриона, получивший каббалу от Симона праведного. Главнейшие предметы свойственного фарисеям учения были: устный закон, который, по словам их, дан был Моисею вместе с письменным, и для которого, даже они позволяли себе делать в сем последнем ограничения и исключения917; судьба, которой подчиняли все, кроме воли человеческой, и воскресение мертвых, которое хотя в изложении фарисейских мнений у Флавия походит на преселение душ, однако не может быть смешано с сим языческих гаданием918. В образе жизни фарисеев отличали частые омовения, посты, долгие молитвы, строгие десятины и субботы, отчуждение от порочных людей, великие воскрылия у одежд, и, так называемые, хранилища на челе и руках, которые они употребляли не только как напоминание закона, но и как бы некоторые талисманы919. Их привлекательная наружность пленяли особенно простой народ и доставляла секте великую силу. Она возросла и произвела многие отрасли.
4. Саддукеев обыкновенно производят от Садока, который вместе с Вайтосом учился у Антиоха Сохея. Не поняв его учения о бескорыстном служении Богу, сии ученики отвергли будущие награды и наказания, воскресение мертвых, бытие духов и Божье Провидение в отношении к злу. Вероятно также, что начальники саддукейства имели намерение положить пределы фарисейству, поскольку они отвергли все предания, и довольствовались одним писаным законом920. Суровость саддукеев к другим препятствовала им умножиться, и учение их, по свойству своему, нравилось только вельможам, но не народу.
5. Ессеи, по различным догадкам, получили свое имя или от искусства врачевания, или от святости, или от молчания и спокойствия. Некоторые думают, что они родились от асидеев, несмотря на то, что Флавий почитает их древнее всех мудрецов греческих921, и что подлинно нечто подобное сему обществу видеть можно в древних обществах сынов Пророческих. В познании истины ессеи руководствовались, кроме Св. Писания, и другими древними книгами, и допускали в оном таинственный смысл. Всякое добро приписывали единому Богу. Не приносили жертв, предпочитая внешнему Богослужению, внутреннее. Их разделают на умозрительных и деятельных. Из сих некоторые вступали в супружества для продолжения рода, но большая часть сохраняли девство. Живя обществами, они имели одинаковую белую одежду и общий стол, пред которым употребляли омовение, молились при восхождении солнца и захождении, по большой части воздерживались от клятвы, и совсем не занимались такими художествами, которые могли быть случаем к вреду других. Умозрительные, которых Филон называет ферапевтами, оставя все, жили в пустынях, особенно в Египте, и около Александрии. В простых, уединенных хижинах они проводили время в чтении, размышлении, благочестивых песнях и один раз в неделю собирались в общую храмину для слушания речи старейшего и мудрейшего. Вступающие в сие общество четыре года состояли под испытанием и составляли четыре разряда соответственно времени своего вступления в оное.
Три последние секты некоторые сравнивают с тремя знаменитыми сектами языческой философии: фарисейскую со стоическою, саддукейскую с эпикуровой, ессейскую с пифагоровой.
Раскол самарянский, во времена Антиоха Епифана смешавшийся с язычеством, после опять возвратился на прежний путь, и сохранился, несмотря на разрушение храма на горе Гаризин. Алтарь на той же горе оставался местом самарянского Богослужения и тогда, когда Ирод построил в возобновленной Самарии новый храм.
Египетский храм Онии подал случай к новому расколу. По крайней мере палестинские иудеи не могли терпеть богослужения египетского.
Состояние язычества
В язычестве знатнейшие сих времен секты – платоническая, перипатетическая, стоическая и эпикурова, несогласные в собственных мнениях, соглашались в унижении народного суеверия и многобожия. Карнеад, основатель третьей Академии, преподавал такое учение, которое близко было к скептицизму и безбожию. В Риме, куда как будто на смотр собраны были божества побежденных народов, и куда вслед за могуществом переселилось просвещение, Цицерон, в сочинении о естестве богов исследовал мнения своих предшественников о сем предмете, и не сделал ничего более, как разрушил то, что они созидали. Таким образом, свет философии всюду освещал хаос, но не мог преобразовать его. Многие или открыто ругали религию, или держали ее только лицемерно. Оракулы и различные роды священных гаданий постепенно теряли доверие. Между тем с рассеявшимися иудеями рассевались повсюду семена лучшего богопознания; и, как свидетельствует Флавий, по всему Востоку распространилось мнение, что по определению судеб в сие время из Иудеи должны явиться люди, которые покорят свет.
Современность народов языческих
История народов языческих в сии времена есть почти только история возрастающего владычества римлян.
Третьей Пунической войной Сципион разрушил Карфаген.
Войной Ахайской Коринф обращен в развалины, а Греция в римскую провинцию.
Испанской и Нумантинской утверждено господство римлян над Испаниею.
Царства Пергамское и Вифинское достались им по завещанию слабых владетелей.
Югурта, Царь Нумидийский, не защитив себя ни оружием, ни деньгами, в триумфе отведен в Рим.
Кимеров и тевтонов усмирил Марий, а галлов Цезарь.
Лукулл отнял Понт у Митридата, а Помпей Сирию у Тиграна, царя Арменского, и простер власть Рима до Евфрата.
Египет, изнуренный пороками и раздорами своих царей, давно уже признавший покровительство Рима, побежден Цезарем и покорен Октавием.
Между тем азиатская роскошь, несогласия Сената и народа, излишества трибунской власти, возмущение Катилины, властолюбие патрициев, производили в Риме домашние неустройства. В сие время триумвират Мария, Цинны и Силлы, и другой – Красса, Помпея и Цезаря, проложили путь к единоначалию. По убиении Цезаря Брутом и Кассием, третий триумвират – Лепида, Антония и Октавия, по низложении двух первых, кончился монархией Августа, под правлением коего родился Основатель и Распространитель Царства духовного и вечного.
Языческие свидетельства об иудейской истории сих времен
Писатели египетской, сирийской и римской истории дают свидетельства прикосновенной истории иудеев. Диодор, у Фотия, упоминает об осаде Иерусалима Антиохом Евпатором, Николай Дамасский, у Флавия, о участии Иоанна Гиркана в походе против парфян. Страбон и Тимаген, у того же, хвалят Аристовула первого. Юстин, говоря о Димитрии и Антиохе Сидете, присовокупляет историю иудеев, хотя, впрочем, несовершенную. О взятии храма Иерусалимского Помпеем упоминают Цицерон, Тацит и Флор. Сюда отнести должно касающиеся иудеев определения римского Сената, собранные Флавием, из коих некоторые дают им и свободу вероисповедания.
* * *
Имя Асмонеев одни производят от прадеда Маттафии Асамонея, другие от деда его Симеона , коих имена видеть можно у Флавия, но иные от слова: השמגים вельможи. Имя Маккавея сперва принадлежало Иуде, потом сделалось общим племени: מבבי по мнению некоторых, означает истребителя, от слова בבח; но вероятнее, что составилось из начальных букв следующих слов ידוד ביהלהים כמוכה מי кто подобен Тебе в бозех, Господи? которые написаны были на знамени вместе с изображением льва.
При сем случае они распостроша книгу Закона, в нихже испытаху язы́цы написати на них подобия идол своих, 1 Макк. III, 48. Думать надобно, что то были Священные книги, на которых язычники изобразили своих идолов, или чтобы посрамить оные, или чтобы к сим неприметно приучить иудеев. Обряд, описанный в приведенных словах, имеет одинаковое знаменование с поступком Езекии, который раскрывал пред Богом письмо Сеннахирима.
В повествовании о сей войне вторая книга Маккавейская упоминает о победе над галатами, одержанной когда – то в Вавилоне, и о сожжении Калисфена зажегшего священные врата, VIII, 20, 33: но о сих происшествиях других свидетельств не находится.
К сему происшествию относят некоторые пророчество Даниила, XII, 7, полагая, что время означает год, времена – два года, а пол времени, или часть времени, есть время придварительного угнетения Аполлония, или десять дней, которые прошли между созданием идола и начатием идолослужения, 1 Макк. I, 54, 59. Смотр. также Дан. VII, 25 и XII, 11. Но вторая Маккавейская, X, 3, говорит об очищении храма по двою лету – темно и несправедливо.
Касательно сего происшествия свидетельству первой книги Маккавейской, Иосифа, Поливия, и даже самой себе противоречит вторая книга Маккавейская, которая в одном месте говорит, что Антиох побит камением в капище Нанеи, то есть Дианы, I, 13 – 17, а в другом – приписывает его смерть утробной болезни, падению с колесницы и червям, IX. Иосиф, согласуясь в сем событии с первою книгою Маккавейской, делает, однако, странное заключение. Он удивляется, что Поливий смерть Аитиоха почитает наказанием за намерение ограбить храм Дианы: τό γάρ μηχέτι ποιήσαι τό έργον βελευσάμενον Ȣχ έςι τημωρίας άξιον Потом сказав, что вероятнейшей причиной его погибели могло быть святотатство Иерусалимское, прибавляет άλλα περί μεν τȢτȢ ού διαφερομεν, τήν ύπό τȢ ΜεγαλοπολίτȢ λεγομένην αίτίαν παρά τήν ύφ ήμών άίηθή νομίςȢσιν Древ. кн. XII. гл. 9. Сии рассуждения ни подают высокого мнения ни о нравственности, ни о религии сего писателя. У Даниила конец Антиоха, по – видимому, описывается в следующем месте, XI, 44, 43. Что касается до войны описанной выше 40 – 43, некоторые утверждаясь на Зонаре, изъясняют сие о третьем походе Антиоха в Египет, предпринятом в защиту Птоломея Фискона против Филометора в продолжение гонения на иудеев, а некоторые сию часть пророчества относят единственно к антихристу великому.
Пред сим происшествием подлежало бы дать место военным повествованиям второй книги Маккавейской, X, XI, XII, из которых иные любопытны, как например, сожжение Иоппийской пристани за коварное потопление иудеев, а иные, чудесны и мучительны, как явление семи молниеносных всадников во время сражения с Тимофеем, и одного в белой одежде пред сражением с Лисией. Падение в битве с Горгием всех тех, которые имели у себя сокровища идольские, взятые в Иамнии, и принесение после их смерти жертвы за грех их. Но сии происшествия приводит в сомнение запутанное упомянутой книги летоисчисление, в котором особенно непонятно то, как могли Антиох Евпатор и римляне писать к иудеям лета Селевкидов 148 в месяце Ксанфике, который у македонян есть шестой, и соответствует нашему марту, после того как Антиох Епифан, по еврейскому счислению умер в 149 году.
В повествовании о сей войне, с первой книгой Маккавейской опять не согласуется вторая. К числу войск Антиоха последняя прибавляет 300 колесниц с косами, убитых Иудою, та полагает 600, а сия – 400 и прибавляет к сему еще чудо; та говорит о голоде в Вефсуре, а сия о миролюбивой только сдаче сей крепости; в той мир заключается по нужде с обеих сторон, а в сей он испрашивается царем у победоносного Иуды; в той Антиох обнажает храм от укреплений, в сей он осыпает его щедротами, а Иуду поставляет военачальником всея Палестины. Не трудно усмотреть, которое из двух повествований беспристрастнее. Казнь Менелая, по свидетельству второй Маккавейской, состояла в низвержении с высокой башни в пепел.
По свидетельству Флавия, Древ. кн. XIII, гл. 3. Ония убедил царя и царицу дать на сие позволение, употребив пророчество Исаии, XIX, 18, 19, а сии согласились на это желание под условием: εί μέλλει τȢτο έσευθαι καιά τόν νόμον, Ѵ51;ςε μηδεν ημά δοχείν τον θεόν έξημαρτηκέναι. Но таким образом представляет египетского царя набожным иудеем. Вероятнее, что побуждением, действовавшим в Филометоре, была надежда привлечь к себе народ иудейский, как замечает и сам Иосиф в книге о войне Иудейской кн. VII, г. 30.
Война с Никанором, кроме книг первой Маккавейской и Флавия, описана во второй Маккавейской и оканчивает сию книгу. Но в сих описаниях не все сходно, и, особенно, нельзя принимать без разбора того, что написано в последней книге. Во первых, означенное в начале повествования трехлетие, 2 Макк. XIV, 1, не может относиться ни к предыдущему происшествию, ни к царствованию Евпатора, которое продолжалось только два года. Сказанное о дружбе Иуды с Никанором и о супружестве первого по совету последнего, 24, 25., невероятно. Самоубийство, сделанное Разием для того, чтобы не впасть в руки неприятелей, 37 – 46, не достойно той похвалы, с какой о нем упоминается, и едва – ли не приукрашено в своих обстоятельствах. Поэтому и о сновидении, в котором Иуде представился Ония молящийся и Иеремия, подающий Ирою меч, XV, 12 – 16, некоторые также сомневаются. В заключение всего писатель, или, лучше, совратитель, сей истории сам признается, что он в своей книге мешал вино с водою, 40.
В изображении римлян, которое находится в первой Маккавейской книге, есть сомнительные места VIII, 7, 8, 14, 13, 16. Но удивительно ли, если Иуда получил о них не совсем верные известия, или, если мы не знаем некоторых подробностей языческой истории, которыми объяснялись бы оные.
Они называются, 1Мак. IX, 36, сынове Иамериины от Мидавы, а сей город есть Моавитский, о котором упоминается у Иисуса Навина, ХIII, 9, и в других местах Ионафан отомстил сим разбойникам, напав на них во время брачного торжества.
Смерть Алкима полагается в правление Ионафана в лето 153. 1 Мак, IX, 34. Посему непонятно, как мог сказать Флавий, древ кн. XII, гл. 10. будто Иуда по смерти Алкима сделан от народа первосвященником, и три года проходил сию должность. Тщетно хотят согласить оба сии повествования, предположив, что Иуда сделан первосвященником еще при жизни лжепервосвященника: сие мнение не согласуется ни с одним из оных.
По свидетельству Флавия, виновником сих замешательств был сам Александр, который, пришедшего к нему на помощь Птоломея, хотел умертвить с помощью Аммония, и не хотел наказать последнего по требованию первого. Но Маккавейская книга почитает сие клеветой со стороны Птоломея, которую он употребил для прикрытия своего властолюбия, XI, 1, 11. Тот говорит, что Димитрий перед вступлением Птоломея в Антиохию, выгнан из нее подданными, но сия утверждает, что он отправился в Киликию для усмирения отложившихся, 14. Впрочем, сие разногласие неважно в отношении к Иудейской истории.
Флавий не полагает сего числа, а к иудейским войнам присовокупляет наемных, но Маккавейская книга утверждает первое, XI, 48 и отвергает последнее, 43.
Особенно достопамятно сражение при озере Геннисаретском. Войско Ионафана, исключая Маттафию и Иуду, обращено было в бегство, но он, раздрав на себе одежду и положив землю на главу, молился и прогнал неприятелей.
Флавий утверждает, что не только иерусалимская крепость разрушена, но и гора, на коей она была построена, срыта в течении трех лет, дабы храм был выше всех частей Иерусалима. Напротив того Маккавейская книга, XIV, 37, свидетельствует, что оная населена была иудеями для защиты города. Иоанн, сын Симона, поселился в Газаре, дабы держать в страхе и послушании филистимлян.
Письмо римлян, посланное с иудейским посланником Нуминием, писано во время Димитрия Никатора, но получено уже в царствование Антиоха Сидета. В Маккавейской книге, XV, 16 – 21, находится его содержание, но не точный список. Наименованный здесь Луций Консул, по заключению Гроция, есть Луций Фурий Фил, упоминаемый Цитроном, ошибочно называемый Публием.
Народное собрание было в Сарамели, 1Мак. XIV, 27, по Вулгате: Asaramel. Некоторые думают, что это есть испорченное имя Иерусалима, но другие слагают оное из слов מלא תעד притвор Мелон, смотр. 3 Царст. IX, 24.
Флавий пишет, что Иоанн осадил Птоломея в Дагоне, но не взял города отчасти потому, что Птоломей, имея в своих руках его мать и двух братьев, мучил их перед его глазами на стенах и угрожал свергнуть с них, если не будет прекращена осада. Отчасти же потому, что вскоре наступил субботний год. Однако сие повествование не достоверно, ибо два сына Симона, по свидетельству Маккавейской книги, XIV, 16, убиты вместе с отцом.
То, что говорит в сем месте Флавий о 3.000 талантов, найденных Иоанном в гробнице Давида, вероятно, принадлежит к богатству воображения. Можно ли подумать, чтобы или Давид, собиравший сокровища для построения храма, или Соломон, которому едва доставало богатства для роскоши, оставили в гробнице такое количество денег и еще такое множество драгоценных сосудов, которые, по свидетельству того же Флавия, нашел Ирод? Замечательно несогласие Флавия с самим собою; ибо в одном месте, Древ кн. VIII, г. 12, говорит он, что ни Гиркан, ни Ирод не нашли самих гробов царей, а в другом, кн. XVI, г. 2, рассказывает, что последний, дойдя до них, от внезапного пламени лишился двух спутников и для очищения своего преступления построил у входа в гробницу мраморный памятник. Гиркан, по заключении мира, сопровождал Сидета в походе против парфян, в чем Флавий свидетельствуется Николаем Дамасским.
Поступок сей некоторые одобряют, а другие сравнивают его с гонением Антиоха Епифана. Но если Иоанн предложил идумеям на выбор одно из двух: или идти из отечества, или принять закон иудейский, то сию меру, хотя нельзя превозносить, однако не должно также и проклинать. Обыкновенные в сии времена права войны довольно ее оправдывают.
Флавий, утверждаясь на свидетельстве Тинагена и Страбона, говорит, что он был от природы справедлив и скромен. Но сие благосклонное суждение, опровергаемое поступками его, произошло, вероятно, от любви его к грекам, которая и дала ему имя φιλέλλην.
О происхождении Антипатра, начальника династии Иродов, представляются рассмотрению три мнения: a) Флавий, Древ. книг. ХIV, гл. 2, называет его идумеяненом, другом Гиркана, и опровергает Николая Дамасского, который его производил от вавилонских иудеев. В другом месте гл. 27, тот же Флавий называет его иначе полу – иудеем. b) Но в споре, происшедшем в Кесарии между сирийцами и иудеями, последние требовали себе преимущества потому, что создавший Кесарию царь Ирод, родом иудей. кн. 20, гл. 7. c) В Истории Евсевия, кн. I, гл. 7, приводится из письма Юлия Африкана отрывок следующего содержания: Cognati Servatoris nostri tradiderunt, latrones Idumaeos, cum Ascaloni Palaestinae civitate supervenissent, ex delubro quodam Apollinis, Antipatrum Herodis cujusdam hieroduli filium captivum duxisse Cum vero pro redemptione filii minister templi pretium solvere non valeret. Antipater, Idumaeorum more iustilutoque educatus, post modum Hyrcani summi ludaеorum Pontificis amicus effectus est. Cиe последнее предание хотя и принято древними христианскими писателями, однако недостоверно потому, что, по свидетельству Флавия отец Антипатра был не Ирод, но Антипа, коему Александр царь Иудейский вверил начальство над Идумей. Два предыдущих мнения не трудно согласить тем, что Фамилия Ирода, будучи идумейской по происхождению, была вместе иудейскою по вере. Пророчество Иакова, Быт. XLIX, 10, для изъяснения которого преимущественно держались мнения об Ироде Аскалонитянине, ничего не терпит и от противного, тем паче, что события оного можно находить не в одном царствовании Ирода, но и во владычестве римлян.
Praefat. ad lud, Chasaral.
2 Мак, VII, 9.
1 Мак, IV, 59.
Gemar. Bab. ad. tit. Iabimoth. c. 6. apud Seld. de uxore Heb. L, 1, c, 9.
Второз. XXIV, 1.
Слово сие заключает под собою весьма неопределенное понятие. Означая учение принятое, каббала разнится от преданий тем, что последнее относятся более к нравственной деятельности, а первая к умозрению. Она есть: а)догматическая, в которой главное место занимает учение 0 десяти Сеферотах. b) истолковательная, которая в различных свойствах слов Св. Писания открывает некоторые таинства, как, например, шестикратное повторение в первом и последнем стихе Еврейской Библии буквы דא по мнению каббалистов, означает шеститысячное существование мира; – число слова אמן истина заключает в себе число имени יהדה, троекратно взятого из слова אחד – один; в слове בדא сотворил находятся начинательными буквами имена трех лиц Святой Троицы בן Сын, דדח Дух , אב Отец; слово מדה смерть чрез переложение букв дает הדב совершенство, и пр. с) Магическая, которая словам приписывает чудесную силу, и старается открыть сообщение с духовным миром. Истинно принятая от Бога чистая и верная каббала, есть изъяснение сокровенных символов, находящихся в Св. Писании. Смотр, Римл. X, 6, 8, Ефес. V, 30, 32; Евр. II, 5 – 9.
Смотр. 1Кор. I, 20.
Думают, что сим именем взывает Магдалина к воскресшему Иисусу. Иоан. XX, 16.
Во второй книге о войне Иудейской гл. 12, Флавий излагает мнение фарисеев так: ψυχήν δε πάσαν μεν αφθαρτον μεταβαίνειν δε είς έτερον σωμα τήν τών αγαθών μονον τήν δε τών φαύλων άϊδίω τημωρία κολάξεσθαι. Но в другом месте, Древ. кн. ХVIII, гл. 2, приписывает душам праведным ραςώνιν τε άναβιέν. Должно приметить, что в учении о бесcмертии с фарисеями соглашается и Апостол Павел, Деян. ХХIII; и что во мнении Иудеев о Иисусе Христе, как одном из прежних Пророков, Матф. XVI, 14, удобнее можно предполагать догмат воскресения, нежели переселения душ. Смотр. Луки IX, 19.
Матф. XXIII, 8, хранилищами назывались небольшие кожаные коробочки, в которых полагались несколько стихов из Исхода и Второзакония, и из коих одно полагалось на челе над глазами, а другое на левой руке против сердца. Сим думали исполнить Божье повеление о том, чтобы всегда иметь в виду Закон. Втор. VI, 6, 8.
Некоторые думают, что саддукеи принимали только пятикнижие Моисеево; но Флавий говорит ясно: πάσαν τήν γραφήν.
Antiq. L. XIII, с. 9.