Источник

8-е

Преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского

Ефрем был префектом стран на Востоке в царствование Анастасия и Иустина. В это время (в 526-м г.) произошло землетрясение, разрушившее Антиохию; Ефрем ревностно помогал пострадавшим жителям и заслужил такое почитание в народе, что был избран (в 527 г.) патриархом вместо погибшего во время землетрясения патриарха Евфрасия. – Обладая твёрдой верой и образованным умом, Ефрем оказался на высоте своего сана и действовал ревностно и с успехом в защиту православия и в обличение еретиков (несториан и различных сект евтихианских).

Обращая на путь истины еретиков, Ефрем однажды явил и им чудесное доказательство в пользу своего правоверия. Один столпник, по неопытности, уклонился в ересь, и когда Ефрем стал убеждать его в заблуждении, то он возразил: «зачем нам много состязаться? ввергнемся в огонь: чья вера – правая, та сохранит своего исповедника невредимым» ... На такое требование чуда святитель ответил: «не следует испытывать того, что выше сил человеческих, но если тебе угодно искусить меня, то бросим в огонь одежды наши». Затем, сняв с себя омофор, положил его в огонь; по прошествии же некоторого времени извлёк его из огня невредимым. Это так подействовало на еретика, что он не пожелал больше препираться с человеком, имеющим власть творить чудеса, убедился в своём заблуждении и обратился к православию.

– Се здрав еси, ктому не согрешай! – сказал ему тогда святитель.

Преподобный Ефрем действовал не только делом, но и пером и оставил после себя несколько сочинений, написанных большей частью в защиту церковных догматов, но есть между ними и послания, и поучения, и слова на разные случаи. В одном из его сочинений решается пять вопросов: 1) ужели и ныне (2Кор.5:16) рождается Христос по плоти? – 2) Если Адам был сложного естества, то как он мог быть бессмертным? – 3) Как это, что Евангелист Иоанн (Ин.21:22) ещё и ныне пребывает? – 4) Если Адам создан бессмертным, то как не знал он, что последует из дела его? – 5) Какой смысл имеют слова: се Адам, яко един от Нас? (Быт.3:22).

«Говорят, – пишет о патриархе Ефреме учёный патриарх Фотий, – что он сколько отличался другими славными делами, столько же славился и делами милосердия».

Шестой Вселенский Собор с похвалой отзывался о пастыре Антиохийском; пресвитер Анастасий называет его святейшим епископом.

Преподобный Ефрем скончался в 545 году61.

Перенесение мощей св. муч. Феодора Стратилата

Из Ираклии, где пострадал, в г. Евхаиты, отечество его. Перенесение последовало вскоре после кончины, вследствие видения великомученика старому слуге своему. См. 8 февр. ведения о нём.

† Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском

Блаженный Феодор был посвящён в епископа Ростовского в 990 г., и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет62. Грубые язычники Ростова, принявшие и после того так худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор; но в 992 г. принуждён был удалиться из Ростова63. То самое, что мощи св. Феодора с незапамятных времён почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся впоследствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. О проповеди его в Суздальском краю говорит между прочим и стенная надпись 1635 г. над мощами его. «В л. 6498 (990), говорит она, первый благов. и вел. князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Согласно с летописью, просвещение Суздальского края св. Феодором надобно считать с 992 г.64. Так как по спискам Ростовских епископов XIV в. прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор65, то это подаёт мысль, что св. Феодор из Суздальского уединения снова возвращался в Ростов на кафедру. Это подтверждается и ркп. житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом» 66. Поскольку же известно, что св. Борис был послан в Ростов в 1010 г. на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Ростов вместе с кн. Борисом было также не прежде 1010 г.67. В этот раз он пробыл в Ростове вероятно до 1014 г., пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. Бориса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком благоприятны были только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. – В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаж. Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа св. верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, и проповедник «изгнан бысть». – По спискам Ростовских епископов после удаления Феодора из Ростова сюда прислан был Иларион; но и тот, как видно по другим источникам, от ненависти язычников скоро удалился из Ростова68. – По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник св. истины; но во всяком случае несомненно, что это свирепое восстание проповедников язычества было делом злости их, раздражённой успехами проповеди св. Феодора69. Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря надобно отнести к 1023 г. Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в ΧVΙ в. возложен дорогой покров с такой, шитой, надписью: «л. 7089 (1581), – молясь Пресв. Богородице и великому чудотворцу, епископу Феодору, Суздальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия»70. – В 1633 г. Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «молитвы великих святителей и чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами»71.

Святого мученика Феофана

Молодой и неопытный, увлечённый Турками в ислам, Феофан скоро однако же сознал своё гибельное заблуждение и, скрывшись от обманувших его, поступил в иночество, чтобы строгим подвижничеством искупить своё временное отступление от родной веры Христовой. Но он не был в состоянии ничем утолить терзаний своей совести и потому решился – в мученическом подвиге искать примирения с самим собой.

Возвратясь на своё прежнее место, в Константинополь, Феофан скоро был узнан Турками, которые, схватив его, и привели к судье, свидетельствуя, что Феофан-магометанин выдаёт себя за христианина... Добровольный же мученик твёрдо заявил, что он – христианин и не изменит своей вере. Видя яростное волнение в народе по этому поводу, судья произнёс Феофану смертный приговор. Тогда Турки бросились на свою жертву и стали осыпать инока-исповедника жестокими побоями... но не удовольствовались этим; вырезали крестообразно ремни из спины его, обрезали уши и нос и наконец повесили на высоком столбе, выпытывая от него нового отступничества. Но твёрдость юноши была несокрушима. Выведенные из терпения фанатики бросили тогда мученика на ченгел – железную решётку с острыми зубьями кверху, растерзанный которыми окончательно, Феофан предал Богу свою, очищенную покаянием и страданием душу...

Преподобной Мелании (старшей)

Преподобной Мелании (старшей), мирно скончавшейся в 410 г. (О ней см. в житии Мелании Римлянени (внуки её), память которой – 31-го декабря).

* * *

61

См. «Ист. Уч. об Отц. Церкви» арх. Филарета Черн., ч. III, § 230.

62

Собр. л. I, 150. IV, 102. VI, 128. VII, 75. 314. IX, 65.

63

Степен, кн. I, 153. Ркп. житие св. Феодора у Румянцева № 164.

64

Никон. л. I, 105. Ключарь Анания о граде Суздале, стр. 19–21, во времен. М. общ. ист. ч. 22. См. ещё прим. 37. Суздаль по летописям видим уже в 1024 г. Собр. л. 5, 135. 7, 328. 329. Ник. I, 130.

65

Собр. л. IV, 102. VI, 128. IX, 14. Прежде св. Леонтия в Ростове «Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феогност, Феодор». По житиям св. Леонтия и Аврамия (у пр. Макария 1, 200. 201), после Феодора занимал кафедру в Ростове не Феогност, а Иларион. Тоже по известию о сгоревшей первой Ростовской церкви: «а служило у той церкви епископов 7:1 епископ Феодор, 2 епископ Иларион, 3 епископ Леонтий чудотворец»... и пр. VII, 313. Не приходил ли Феогност в Ростов с случайным поручением правительства?

66

Музей Румянц. № 156 и 160. Распространённое житие св. Леонтия в Пр. собеседнике 1858 г. I, 301. 302.

67

О св. Борисе и Глебе см. мая 2 ч.

68

В упомянутом (прим. 43) житии, св. Леонтия «той бысть первый епископ Ростову Феодор. – И крести Ростовскую землю и Суздальскую и церковь в Ростове во имя Владычицы нашея Богородицы Приснодевица Мария и устрой ю чудну вельми и – много поучив я вере христианстей; но не можете их уверити до конца, искони элому их неверствию укоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слыша патриарх (?), яко Феодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истинного Бога, но изгнан быв избежа от них; патриарх же паки вскоре избра от своего клироса Лариона именем». Краткое житие св. Леонтия: «бывшие там прежде него (Леонтия) епископы Феодор и Иларион удалились оттуда, не терпя неверия и гонения от народа».

69

Никон. л. 1, 130. Собр. л. V, 135. VII, 329.

70

Ключарь Анания о граде Суздале, стр. 117–148. Здесь документами доказано, что в честь св. Феодора епископа строились храмы и память его праздновалась 8 июня. Служба ему и святителю Иоанну написана была иноком Григорием, описавшим и жизнь преп. Евфимия, в конце XV в. У Анании показаны и чудеса святителя, стр. 148–153. Служба ему в ркп. XVII в. у Толстого 2 № 1911. Сл. Владимир. сборник, стр. 165. В одном списке святцев сказано: «преставися в л. 6981 г.» Это – очевидная ошибка. Если бы написали: открыты мощи в л. 6981 (1473), то это было бы вероятное показание.

71

Ист. а. 3. 346.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle