Источник

7-е

Святого мученика Феодота Анкирского

Св. Феодот скончался мученически в сей день. О нём см. 18 мая.

Св. священномуч. Маркеллина, папы Римского, и с ним – Клавдия, Кирина (Кирика) и Антонина, мучеников

В самый разгар гонения на христиан от Диоклитиана, когда в продолжение одного месяца было замучено в Риме 17,000 исповедников веры Христовой, был взят и папа Маркеллин, занимавший тогда епископский престол после св. Гаия (пострадавшего в 296 г., память его – 11-го августа).

И тогда совершилось неожиданное явление... тот, кто утвердил в вере Христовой многих других, тот, кто во многих поддержал силу совершить мученический подвиг, сам поколебался в виду мученических истязаний и воскурил фимиам перед идольским алтарём в капище Весты и Изиды...

Возвеличенный за эту уступку язычниками, Маркеллин, вместо радостного удовлетворения почестью от людей, чуждого его христианской душе, предался глубочайшей скорби, плакал и рыдал, и раскаивался подобно Апостолу Петру, отрёкшемуся в несчастнейший, вечно-памятный час от Господа своего Иисуса Христа...

В изнеможении душевном от сознания своего постыдного и преступного отпадения, надев на себя власяницу, явился Маркеллин на бывший тогда в Кампании местный собор, где присутствовали до 180-ти епископов и пресвитеров. С сокрушённым сердцем исповедовал он перед ними свой великий грех и просил осуждения себе...

– Сам ты суди себя! – отвечали ему отцы, – из твоих уст изошёл грех: да изойдёт и осуждение из собственных уст твоих! Вспомним при этом св. Апостола Петра, который хотя ради страха отвергся Христа, но, плакав горько, получил помилование от Господа...

Тогда Маркеллин сказал:

– Я лишаю себя священного сана, которого уже я недостоин... И по смерти моей пусть тело моё лишится обычного погребения... пусть будет выброшено на съедение псам... и да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его!..

Возвратясь в Рим, Маркеллин предстал перед императором, бросил на землю драгоценную, подаренную им одежду, изобличил ложь язычества, исповедал великим грехом своё мгновенное отступление от веры Христовой и дал волю обильным слезам... За это предан был истязаниям и осуждён на смерть. Когда, для исполнения казни над ним и ещё над тремя христианами: Клавдием, Кирином и Антонином, их повели за город, то за ними пошёл и пресвитер Маркелл, которому предстояло занять папский престол после Маркеллина. Маркеллин увещевал его быть твёрдым в вере и завещал бросить тело своё без погребения; затем, дойдя до места казни, усердно помолился и с готовностью преклонил под меч свою голову, радостно приняв смерть за Христа. В это же время (304 г.) были казнены и прочие христиане; тела их были брошены на дороге, лишённые погребения; через несколько дней, однако же, христианам удалось предать погребению останки Клавдия, Кирина, Антонина; но никто не осмелился взять и похоронить тело бывшего папы, и оно лежало на дороге тридцать шесть дней. Тогда св. Апостол Пётр явился в сновидении папе Маркеллу и спросил его:

– Отчего до сих пор не предано земле тело Маркеллина?

– Оттого, что мы под страхом проклятия его тому, кто предаст его погребению... отвечал Маркелл.

– А разве не помните вы слов Писания: «смиряющий себя превознесён будет» ... Иди и предай Маркеллина честному погребению...

Папа Маркелл исполнил сказанное ему и похоронил св. останки помилованного и прославленного ради его смиренного покаяния – Маркеллина в одной из гробниц, устроенных для погребения тел мучеников знатной Римлянкой Прискиллой при пути Салорийском.

Святого священномученика Маркелла, папы Римского, и с ним: Сисиния и Кириака диаконов, Апрониана Коментарисия, Папия и Мавра воинов, Смарагда, Ларгия, Сатурнина и Крискентиана; святых жён: Прискиллы, Лукины и святой мученицы Артемии царевны

Маркелл, родом Римлянин, принял престол после Маркеллина-папы и управлял Церковью в продолжение 5½ лет. Не смотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову.

– Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твоё царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шёл в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников.

За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осуждён – пасти скот. Освобождённый христианами, он тайно продолжал управлять Церковью и, совершив освящение церкви, в которую был обращён роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной Римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал Богослужение в этом доме, ставшем соборной церковью в Риме. – Узнав об этом, император Максентий велел превратить освящённый дом в стойла для животных и содержать там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишённый всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенёс тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению.

Святые Сисиний, Апрониан, Папий, Мавр и Сатурнин приняли мученическую смерть в Риме в царствование Диоклитиана и Максимиана, около 305 г.; святая Артемия, дочь Диоклитиана, Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан59 пострадали при Максимиане Галерии около 306 г. Мощи их покоятся в Риме.

Преподобного Даниила, игумена Скитского

Даниил, ученик Арсения Великого (память 8-го мая), подвизался 40 лет в общежитии, потом, с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне. В это время при одном набеге вооружённых людей был он захвачен в плен, где и оставался два года, пока не был освобождён одним благочестивым человеком, который выкупил его из рабства. Через год Даниил опять попал в плен, откуда через полгода ему удалось уйти. Наконец, когда в третий раз захватили его в плен и стали подвергать разным мучениям, то он, обороняясь, убил камнем одного из своих мучителей и ушёл из плена. – Это невольное убийство не давало покоя мирной, человеколюбивой душе отшельника. Грех убийства вопиял об искуплении... Даниил решился исповедать его и подчиниться осуждению опытного владыки духовного; он отправился к патриарху Александрийскому и излил перед ним всю тревогу и терзания своего смущённого сердца.

– Два раза Господь избавил тебя из рук врагов; ты мог бы успокаивать себя упованием, что Он спасёт тебя и в третий раз, – заметил патриарх, – и потому тебе следовало бы удержать свою руку от убийства... Впрочем, – прибавил он, ты убил не человека, а зверя...

Этот ответ не удовлетворил утончённо-чуткую совесть ревнующего о душевном спасении; Даниил пришёл в Рим и поведал Римскому епископу и свою скорбь, и слова патриарха. Тот одобрил мнение патриарха. Тогда Даниил предпринял путь и в Константинополь, и Ефес, и в Иерусалим, и в Антиохию, чтобы обратиться с своим тягостным недоумением к тамошним патриархам, но все они выразили то же осуждение, что и патриарх Александрийский... Но не так легко смиренному ревнителю правды поверить успокоительному для себя решению... Даниил решил по собственному убеждению, что совершившему убийство подобает принять смерть от чужой руки... Поэтому он возвратился в Александрию и, явясь в суд, объявил, что совершил убийство и требует наказания за своё преступление... По распоряжению суда, Даниил был заключён в темницу до решения его дела. Однако же, узнав обстоятельства этого дела, суд решил не признавать убийцу виновным, хотя бы он по подобному поводу оказался убийцей даже нескольких злодеев... Освобождённый из темницы, Даниил признал, что если суд людской присудил ему помилование, то не откажет в прощении и милосердый Бог... но, чтобы окончательно помириться с своей совестью, он решился искупить невольное убийство, посвятив остальную жизнь служению страждущим... И вот, он принял к себе прокажённого и служил ему. Никому не открывал он этого своего одного из тягчайших, может быть, подвига... Но случайно он сделался известным. Один из учеников, придя к старцу, увидел больного, так как Даниил однажды забыл запереть дверь в келью, где находился прокажённый. Этот несчастный был покрыт как бы сплошной раной, кости выглядывали из-под сгнившего почти тела; за неимением рук больной глотал пищу, влагаемую ему в рот старцем; то же, чего он не мог проглотить, о. Даниил съедал сам. Подивился инок терпению и любви христианской старца и прославил Бога, дивного во святых Своих...60.

Авва Даниил жил в V веке; при нём совершилось убиение святой Фомаиды свёкром её (о чём см. 13-го апреля), которую преподобный Даниил похоронил в Октодекатском монастыре с отцами, – и потом послал на гробницу её одного инока, изнемогавшего в борьбе с нечистыми помыслами и исцелившегося молитвами пострадавшей за целомудрие святой Фомаиды, к которым прибегнул он по научению старца Даниила.

Святого мученика Феодота Анкирского

Святого мученика Феодота Анкирского (см. о нём – 18-го мая).

* * *

59

На вопрос этим мученикам: почему они не хотят принести жертв бессмертным богам, они отвечали: – «мы самих себя приносим в жертву Живущему во веки Богу – Иисусу Христу»...

60

Извлеч. из «Пролога».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle