Источник

6-е

Пр. Илариона, игумена и исповедника

Иларион, сын придворного служителя, двадцати лет принял монашество в Далматском монастыре и был учеником пр. Григория Декаполита (20 ноября), там жившего тогда; через десять лет, проведённых в подвигах монастырского послушания, удостоен сана священства. По смерти игумена, братия хотела иметь себе его наставником, но он, бегая славы, удалился в некоторую обитель близ Никеи; открытый, убеждён был патриархом Никифором принять игуменство (в 806 году). Через девять лет, когда имп. Лев Армянин воздвиг гонение на православных, пр. Илариона принуждал он к своей ереси и отдал в распоряжение единомысленного себе патриарха Феодота, а этот держал его в тюрьме, томя голодом и жаждой. Монахи Далматского монастыря обещали царю исполнить его волю, если он возвратит им игумена их, и царь освободил Илариона. Но через год, уверившись в обмане со стороны монахов, послал туда военную силу, строго наказал всех, а Илариона заключил в тюрьму, потом посылал на заточение в разные монастыри около столицы (где игумены еретичествовали), где он терпел всякие озлобления. По смерти Льва (25 дек. 820) и пр. Иларион освобождён был, но в монастырь не возвратился, так как там игуменствовал еретик, а жил в поместье некоторой благочестивой вдовы, которая устроила ему келью с садиком при ней. Более семи лет прожил тут Иларион, а в царствование Феофила, снова нудимый к иконоборству, обличил царя в нечестии, наказан сто семьюдесятью ударами и выслан на остров Афузию (близ Константинополя, в Мраморном море), где и пробыл до смерти Феофила. По восстановлении же православия (842 г.) имп. Феодорой Иларион принял снова игуменство в Далматской обители и, прожив три лета, отошёл ко Господу.

Преп. Виссариона

Родом из Египта, преп. Виссарион всецело посвятил себя на служение Богу с ранней молодости. Посетив многих великих подвижников пустыни, между прочим и св. Герасима за-Иорданского, он, проникнутый духом их, и сам окончательно отрешился от всего мирского, скитался по горам и пустыням, не имея не только постоянного крова, но даже редко останавливаясь и под чужим кровом. Едва прикрытый ветхой одеждой, не обращая внимания ни на зной, ни на холод, дни и ночи проводя в молитве, среди которой часто подолгу забывал даже о пище, Виссарион, в безмолвном возношении ума и сердца к Богу, как бы отделялся от всего земного и удостоился от Бога дара великих чудотворений. Однажды, молитвой и крестным знамением превратил горькую морскую воду в годную для пития, чтобы утолить изнемогавшего от жажды своего ученика. Молитвой низводил дождь во время засухи, переходил через реки, как бы по земле, исцелял больных.

При безусловной строгости к самому себе, преп. Виссарион был крайне снисходителен к другим. Однажды, когда один впавший в согрешение инок был наказан запрещением стоять вместе с братией в храме, то Виссарион вышел из храма вместе с осуждённым иноком, говоря: «и я – грешник». – Убедительно наставлял он всех неусыпно бодрствовать и быть настороже против искушений, воздвигаемых злым духом, предупреждая, что эти искушения постигают человека внезапно, особенно в то время, когда душа его находится в мирном, спокойном и потому – как бы в беззаботном состоянии...

Подвизаясь неуклонно и достигнув высокого духовного совершенства, преп. Виссарион скончался в глубокой старости (в конце V века).

† Преставление преп. Паисия Угличского

Отец пр. Паисия, в крещении Павла47, Иван Гавренев жил в Нерехотском стану в селе Богородском, на меже Кашина, и был верным слугой Угличского князя (с 1461 г.) Андрея Васильевича. Мать Павла, Есения Васильевна, была дочь полководца Василия Кожи и родная сестра пр. Макария Колязинского († 1483 г.). Павел в детстве обучен был чтению книг. Ещё при жизни родителей он бывал у дяди своего преп. Макария, а по смерти их он совсем перешёл в обитель и на 11 году возраста пострижен был преп. Макарием в иночество, с именем Паисия. – Под руководством опытного дяди, в тиши обители, юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. Он занимался списыванием душеполезных книг и между прочим написал книгу св. Григория Богослова. «Та книга, говорит жизнеописатель его, и до сего дня во обители преп. Макария, в Калязине». Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему ангел и сказал: «ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему преп. Макарию, но никому другому.

После чудного видения прошло несколько времени, как Угличский князь Андрей Васильевич просит преп. Макария отпустить к нему Паисия в Углич, для основания обители. Преподобный рад был доброму желанию князя и отпустил ученика. Паисий поселился в хижине, на левом берегу р. Волги, в 3 верстах от Углича и на первый раз построил из дерева храм Богоявления с несколькими кельями. – К Паисию собралось 10 братий, – и он ввёл строгое общежитие. Разлив реки разрушил недавние постройки, и труженик Божий поставил на другом месте, в 3 верстах от Углича, кельи и храм Покрова Богоматери. По настоянию князя, подвижник принял сан игумена. Благочестивый князь щедро подавал пособия для новой обители. В грамоте 1476 г. писал он: «я князь Андрей Васильевич жалую Покровского игумена Паисия или кто по нём будет, – дозволяю Покрову Пресв. Богородицы на сей стороне Волги, на берегу, от Рождественского оврага строить слободу, и кого призовут в эту слободу на житье из иных княжений, а не из моей отчины, те свободны от моих податей на 20 лет»48. В 1479 г. по желанию и с пособиями набожного князя Паисий начал строить каменный храм, и в 1482 г. новый храм освящён был в честь Покрова Богоматери49. Со стороны князя это был памятник благодарности Богу за рождение двух сыновей Димитрия и Иоанна, которых принимал от купели преп. Паисий50. Князь любил и уважал Паисия. «В дом Пречистой, Покрову её, и игумену Паисию» грамотой отдал он «на городище монастырь Николая» с 10 деревнями и земли, выкупленные «у Воскресенского архимандрита Нафанаила» с 11 деревнями51. – Но ни уважение князя, ни сан игумена не ослабляли подвижнической строгости в Паисии. Он сам копал землю, носил воду и в жестокие морозы ходил в одной власянице. Светская ветреность смеялась над трудолюбивым старцем, но к своему вреду. Раз молодой боярин ехал мимо обители и, увидав старца, заступом копающего землю, посмеялся над ним; но вдруг лошадь сбросила его с себя, и он упал без чувств; блаженный Паисий привёл его в чувство и кротко сказал: «не осуждай иноков». Печальная участь любимого князя Андрея, скончавшегося в темнице (в 1493 г.), и детей его, сосланных в заточение, только оживила в душе преподобного мысль, что в Царствие Божие входят путём скорбей многих. Преподобный просил в. князя за невинных детей, но это не облегчило участи их. – В скорбях времени и глубокой старости передал он управление обителью ученику своему Геннадию, после которого был и ещё, при жизни преподобного основателя, игумен Иона52. Преподобный продолжал подвиги молитвы. Немощи старости не удерживали его от участия в молитвах храма; каждый воскресный день и каждый праздник сам он совершал литургию и в глубокой старости. Когда же наконец ноги отказались служить, ослабленные дряхлостью и подвигами, он сидя совершал келейное правило. Преподобный почил от трудов на 107 году своей жизни, июня 6-го 1504 г.53.

Мощи преп. Паисия почивают под спудом в соборном монастырском храме. Обитель, основанная подвигами его, пользовалась уважением ещё до прославления мощей его. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич был по летописи «на Угличе у Покрова в монастыре»54. – В 1609 г. монастырь разорён был ляхами, настоятель и иноки умерщвлены55; а в 1610 г. от мощей преп. Паисия излились потоки исцелений: в одном году совершилось 25 чудес. Выставляем самые замечательные: жена красильщика Тимофея, три года бывшая больной, и кожевник Трофим, не владевший ни ногами, ни руками, исцелились у гроба преп. Паисия; у Афанасия Сафонова наросло на голове дикое мясо в гусиное яйцо, и он сильно страдал головной болью; но, когда у гроба преподобного священник осенил его крестом и окропил водой, нарост лопнул и головная боль кончилась. Вдова Евдокия, от сильной головной боли ослепшая, прозрела в Покровской обители. Василий Буренин, поднимавший тяжесть не по силам, страдал желудком до того, что не мог принимать пищи от рвот; так продолжалось полтора года. Раз ночью явился в окошке хижины его старец и сказал: «иди в обитель Паисия, – там исцелеешь». Недвижимый больной подумал: как ему идти? и в ту же минуту почувствовал облегчение болезни, встал, пошёл и, отслушав молебен, получил полное здоровье. Казначей Крутицкого митрополита Пафнутия Адриан, постриженник Паисиевой обители, в мятежное время схоронил серебро митрополичьего дома в тайном месте; когда же назначенный в строителя Паисиевой обители стал сдавать бывшее на руках его, то никак не мог отыскать схоронённого им серебра и за то задержан был в доме. Строителю Угличского Алексеевского монастыря является преп. Паисий и говорит: «скажи старцу Адриану, что серебро его не пропало, поискав найдёт он его». Адриан стал искать и скоро нашёл то, что считал уже пропавшим. У купца Никифора Пашина семилетний сын страдал сильными корчами в ногах; его лечили много, но без успеха; услыхав об одном очень искусном враче, отец отправился к нему по реке Волге с больным сыном. В сонной дремоте является ему преп. Паисий в белых ризах и говорит: «куда ты? Там не будет пользы твоему сыну; ступай в обитель Паисия, отслужи молебен, и сын твой будет здоров». Купец так и поступил и больной стал здоровым. – В 1610 г. освидетельствованы были мощи и чудеса преподобного56, и тогда же написана служба ему57.

† Преставление преп. Ионы Климецкого

Благость небесная зовёт всех к спасению и блаженству, но не всех одинаково. Одни слышат призвание её ещё с юности, другие – в летах зрелых; тех возбуждает она от сна душевного необычайными мерами, других – обыкновенными способами; одним является в знамениях и чудесах, другим – в каком-либо событии жизни. Это – дело премудрости Божией, которая знает, кого и как позвать к себе. Наше же дело – внимать гласу Божию. Счастлив тот, кто, услышав голос Божий, верно следует ему, не изменяя до гроба. Таков был блаженный Иона Климецкий.

Новгородский посадник Иоанн Климентов оставил сыну своему много богатства; сын Иоанн спокойно занимался торговлей, как занимался и отец его. Не раз сын в Корельском насаде (большой лодке) переплывал обширное Онежское озеро, простирающееся на 200 вёрст. Но раз, возвращаясь из Повенца в Новгород с грузом соли, на средине озера застигнут он был страшной бурей. Долго насад носился по произволу волн; опасность погибели была в глазах. И эта-то опасность вызвала из души Иоанна решимость не жить более для мира. Иоанн просил у Господа избавления от грозной смерти лишь для того, чтобы провести остальное время в покаянии, для одного Господа. Молитва была услышана; насад выброшен был на прибрежную отмель. Иоанн со слезами благодарил Господа, и услышал голос: «Иоанн! здесь построишь ты обитель Св. Троице». Затем увидел он на можжевеловом кусту икону Св. Троицы. На отмели поставил он тогда же крест, поныне целый; на месте явления иконы – крест и часовню. Это было в 1490 г. Возвратясь в Новгород, блаж. Иоанн распорядился богатым имением своим, принял иночество с именем Ионы и, укрепясь в духовной жизни под руководством опытных старцев, отправился на остров. Здесь построил он один храм во имя Св. Троицы, другой – в честь св. Николая, которого призывал он во время опасности грозной, – построил кельи и приготовил нужное для обители иноков. Из бедной Нятинской обители, бывшей в 3 верстах от новой, вызвал он в свой монастырь братию; а между тем явились и из других мест с желанием служить Господу в безмятежной обители. По прошению блаж. Ионы митрополит Варлаам (1509–1525 г.) благословил дать для новых храмов антиминсы; святитель желал, чтобы Иона был настоятелем своей обители, но смиренный раб Божий уговорил Новгородского иеромонаха Тихона принять на себя должность игумена, а сам остался в числе братии обители. Он провёл остальное время в подвигах поста и молитвы, служа примером строгой иноческой жизни, и мирно почил 6 июня 1534 г. Святое тело его положено было у храма св. Николая; впоследствии построили здесь, над местом погребения часовню. По воле императрицы Елисаветы над нетленными мощами преподобного Ионы построен был каменный храм во имя прав. Захарии и Елисаветы58.

* * *

47

Ркп. житие преп. Паисия описано не без многословия, в 1610 г. в Угличе. – Позже, в конце XVII в. составлено другое, более полное житие, но где довольно произволов. – Хотя поздний биограф и говорит, что он пользовался известиями, которые прежде были опущены; но а) несомненно, что: монастырскими грамотами не пользовался он; б) новые известия его оказываются то прямо неверными, то сомнительными и только кое-где верными.

48

А. э. № 102. Эта грамота показывает, что в ист. Иер. 5. 585 и в свед. о монаст. М. 1852 г., стр. 552, ошибочно отнесено основание монастыря к 1492 г.

49

Позднее житие. По тому же позднему житию, при освящении храма были архиепископ Тихон «зело жития чистого и добродетельного», преп. Макарий Колязинский, игумены: Архангельский Георгий, Богоявленский Заволгский Никита, Никольский, что на Песку, Сергий; архимандриты: Алексеевский Нифонт и Макарьевский Власий; игумены: Улеменский Серапион, Учменский Гавриил и Богословский Герасим; из Ростова архимандриты: Борисоглебский Иоанн, Богоявленский Варлаам и Яковлевский Петроний; игумены: от Троицы с Варниц Иосиф, Белогостицкий Авраамий и Петровский Феодорит. – Тихон был Ростовским архиепископом 1490–1053 г. и потому не мог быть на освящении храма в сане архиепископа в 1482 г. Не был ли с 1481 до 1487 г. архиепископ другой Тихон? (Толстого святыни Ростова, стр. 74). – Перечень настоятелей замечателен по крайней мере по указанию на современные Паисиеву монастырю Угличские и Ростовские. Сл. Киселя ист. Угличск., стр. 335–343.

50

По пространному житию Паисия, кн. Димитрий и Иоанн родились в одном и том же 1479 г. и оба крещены Паисием, но Димитрий родился в 1478 г., а Иоанн – в 1479 г.

51

Грамота напеч. в Ярослав. губ. ведом. 1855 г. № 38.

52

Грамота янв. 28, 7005 (1497): «яз князь великий пожаловал Покровского игумена Геннадия з братиею», велел выдавать монастырю по 13 р. на свечи. Грамота 16 июня 7010 (1502 г.): «се яз князь в. Василеи Иван. всея Руси пожаловал есмы игумена Иону з братьею Покрова св. Богородицы», освободил от своего суда и повинностей монастырское сельцо Гвоздево в Бежецком стану (Яросл. губ. ведом. 1855 г. № 38 и 47).

53

Ркп. житие: «честную свою душу Господеви предаде – в л. 7012 (1504) м. июня в 6 д.». Святцы: «пр. Паисий игумен Покровского монастыря за Волгою против (Углича) преставися в л. 7012 (1504) м. июня в 6 д.».

54

Никон. л. 7, 262. В. кн. Василий Иванович грамотой 1521 г., данной Покров. игум. Герасиму, освободил от своего суда и повинностей монаст. села Угличского уезда. Грам. февр. 12, 1523 г., данной игум. Серапиону, предоставил ту же свободу по селу Архангельскому. Ярослав. губер. ведом. 1855 г. № 47).

55

Киселя ист. Углича, стр. 339–341. 310–332.

56

Ркп. описание жития и чудес преп. Паисия 1610 г. В грамоте 1665 г. «преп. чудотворец Паисий». Юрид. ак. 105.

57

У Толстого (№ 226) кроме жития служба преподобному в ркп. 176.

58

Сказание о Климецком монастыре, СПб. 1846 г. Ист. Иер. 4, 530, 531.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle