Источник

11-е

Святого Апостола Варфоломея

Апостола Варфоломея считают за одно лицо с Нафанаилом (Ин.1:45–51,21:2), который по отцу своему называется Варфоломеем, т. е. сыном Фоломеевым, потому что Еврейское слово вар значит сын. К Иисусу Христу Нафанаил призван был Ап. Филиппом, который находит Нафанаила и говорит ему: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, Иже от Назарета. Нафанаил возразил Филиппу: от Назарета может ли что добро быти? Прииди и виждь, смиренно и благоразумно отвечал Филипп. Нафанаил пошёл, и когда приблизился, Господь возгласил: се воистину Израильтянин, в немже льсти несть. Како мя знаеши, вопросил Нафанаил. Прежде даже не возгласи тебе Филипп, а суща под смоковницею видех тя, отвечал Господь. Увидев и услышав Господа сердцеведца, Который явил ему и Своё всеведение, Нафанаил тотчас и прежде всех Апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, Царём Израилевым. Господь сказал исповеднику: больша сих узриши. Отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго (Ин.1:45–51). В третий день после сего Нафанаил был с Господом и с прочими Его учениками на браке в Кане Галилейской (Ин.2:2). Через год Варфоломей избран Господом из множества Его учеников в лик двенадцати Апостолов (Лк.4:13–14).

По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с Ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста, был он в Сирии, Фригии, Ликаонии, Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь Ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению. По сказанию Евсевия, Варфоломей простёр проповедь слова даже до Индии, которую называют Счастливой Аравией, и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-Еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища. Из Индии Ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученической смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечён мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим промыслом перенесено на Сицилийский остров Липари и там погребено. Феодор чтец пишет: «царь Анастасий (491–518) построил город Дары, и видел во сне св. Ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенёс туда и положил там останки его», вероятно часть мощей. Во дни Феофила – Греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была Агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город Неапольский, а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим.

Преставление Ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление Апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. Ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего Апостола.

Паремии во дни, посвящённые св. Ап. Варфоломею, читаются общие Апостолам, – первая говорит о дерзновении перед Богом, какое имели Апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия, обитавшего в Апостолах, и духа лестча, коим исполнены были лжепророки (1Ин.3:21,4:1–6); вторая возвещает от лица Апостолов: мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (1Ин.4:11–16); третья глаголет о победе, которая через Апостолов совершилась в мире: и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий (1Ин.4:20,5:5). Евангелие на утрени то же, что и на утрени в день Ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении на первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. Апостолов к умножению Церкви Христовой (Деян.11:19–30); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас – Апостолов, Мене слушает (Лк.10:16–21).

Святого Апостола Варнавы

Апостол Варнава произошёл из колена Левиина, родился на острове Кипре, куда переселились его родители. До Апостольства своего он назывался Иосия или Иосиф, а от Апостолов прозван Варнавой – сыном утешения, в знак того, что он, по словам Иоанна Златоустого, имел особенный дар утешать скорбящих. Близ Иерусалима он имел свою землю (Деян.4:36–37).

Древние писатели христианские – Климент Александрийский, Евсевий, святой Епифаний, повествуют, что Иосия ещё в юных летах отправлен своими родителями из Кипра в Иерусалим к знаменитому Гамалиилу, и у него воспитывался и вместе с святым Павлом, тогда ещё Савлом. Юноши, лучшие ученики первого в своё время законоучителя, одарённые великими способностями душевными, ревностно искавшие просвещения, сидя вместе у ног Гамалиила, не могли не соединиться тесной между собой дружбой. Но до известного времени Промыслу угодно было вести их разными путями к принятию веры Христовой. Савл долго оставался излхла ревнителем отеческих преданий, по премногу гнал Церковь Божию и разрушал её (Гал.1:13–14). Напротив об Иосии есть предание, что он гораздо ранее Савла познал Господа Иисуса и уверовал в Него. Каждое утро и вечер посещая храм Иерусалимский, Иосия имел случай видеть там Искупителя; слышал Его Божественные поучения, видел чудеса – и глубоко умилялся душой и сердцем. Однажды он, – подобно Апостолу Филиппу (Ин.1:46), сказал родственнице своей Марии, матери Иоанна Марка (Деян.12:12): «в храме учит некий пророк Иисус, творит великие чудеса, и многие думают, что Он есть – ожидаемый Мессия. Увидевши Господа Иисуса, Мария поверглась к ногам Его и умоляла посетить дом её и благословить домашних. Господь не отрёкся, – и с сей поры дом Марии сделался пристанищем Спасителя всякий раз, когда Он бывал в Иерусалиме. Юный Иосия, виденный Искупителем уже в храме и теперь снова благословенный уже в доме тётки, ещё пламеннее прилепился к Господу, и как скоро Господь из Иерусалима возвратился в Галилею, он последовал за ним и потом избран в число 70 учеников.

По вознесении Иисуса Христа на небо и по получении с неба иного Учителя и Утешителя, когда святые Апостолы вместе с прочими верующими составляли ещё небольшое общество, в коем соблюдалось общежитие, и у кого бе сердце и душа едина, Варнава продал свою землю и полученные за неё деньги принёс и положил к ногам Апостолов (Деян.4:32–37). Вообще Варнава был муж благ и исполнь Духа Свята и веры (Деян.11:24). Своё Апостольское служение, как и прочие Апостолы, совершал он по непосредственному призыванию Святого Духа (Деян.13:2).

Говорят, что святой Варнава, часто видясь с Савлом в Иерусалиме, всячески убеждал его обратиться к Евангелию, горько плакал о жестокости друга своего, дышавшего прещением и убийством на христиан, и пламенно молился об его обращении.

По обращении Савла ко Иисусу Христу, когда Савл в 37 году по Рождестве Христовом пришёл в Иерусалим и ученики Господа боялись его, неверующе, яко есть ученик, Варнава возвестил им о событии чудесного его обращения и представил им Савла, как истинного последователя Христова и усердного проповедника Евангелия. С тех пор Савл навсегда соединился с святыми Апостолами для единого с ними служения (Деян.9:26–28).

Когда Апостолы услышали, что великое число в Антиохии уверовало и обратилось к Господу, послали в Антиохию Варнаву; прибыв туда, он убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Проповедью Варнавы приложися в Антиохии народ мног Господеви (Деян. 11:11–24). Но духовная жатва в Антиохии была столь обильна и пространна, что требовала не одного, а многих делателей. Посему Варнава, около 43 года по Рождестве Христовом, призвал в Антиохию Апостола Павла, и был его сотрудником в проповеди, чудесах и страданиях за слово Божие. Целый год собирались они с тамошней Церковью и научили немалое число людей. Ученики в Антиохии, первые стали называться христианами. Во время голода, бывшего по всей земле при кесаре Клавдии, Антиохийские христиане, собравши милостыню, – по елику кто имеяше что, – отправили с ней Павла и Варнаву в Иерусалим (Деян.11:25–30). Совершив своё поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, и привели с собой Иоанна, прозванного Марком, племянника Варнавина (Кол.4:10. Деян.12:25). В Антиохии, как они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Ми Варнаву и Савла от прочих пророков и учителей Церкви Антиохийской на дело, на неже призвах их. Напутствованные постом и молитвой и рукоположенные в Апостолов для язычников, Варнава и Павел посланы были Духом Святым в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр, родину Варнавы, из Кипра в Салимин, где проповедовали слово Божие в Иудейских синагогах. Бывши на острове, в городе Пафосе они обратили ко Христу тамошнего проконсула Сергия-Павла. Из Пафоса отправились в Пергию Памфилийскую, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где почти весь город собирался слушать их (Деян. XIII). Из Антиохии, пришедши в Иконию, они проповедовали здесь с такой силой и убедительностью, яко веровати Иудеев и Еллинов множеству многу. В Иконии Апостолы Варнава и Павел пробыли довольно долго и безбоязненно проповедовали при помощи Господа, Который во свидетельство слову благодати Своея творил руками их знамения и чудеса. Гонимые врагами веры Христовой, которые хотели побить их камнями, Апостолы удалились из Иконии в города Листру и Дервию, и в окрестности сих городов Ликаонии. В Листре народ, изумлённый чудесным исцелением хромого от рождения, совершённым Апостолом Павлом, поднял крик и говорил по-Ликаонски: боги в человеческом образе сошли к нам. Варнаву, по причине его достопочтенного вида и стройного телесного стана, как замечает святой Златоуст, назвали Зевесом или Юпитером, – верховным божеством языческим; а святого Павла за его красноречие – Меркурием, потому что Меркурий почитался у язычников богом красноречия. Идольский жрец и народ приготовились уже приносить им языческие жертвы и венки; Апостолы с трудом остановили народ не делать этого. Не смотря на почтение народа к Апостолам, враги их – Иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии, возмутили против них Листрян, и Апостолы пошли в Дервию и, приобретши там довольно учеников, предприняли обратный путь. Снова посетили Листру, Иконию, Антиохию Писидийскую или Фригийскую, везде утверждая души учеников своих и для каждой Церкви рукоположив пресвитеров. Прошли через Писидию и Памфилию; проповедали в другой раз слово в Пергии, и из Атталии, города Памфилийского, лежавшего на границах Ликии, отплыли в Антиохию, из которой первоначально вышли и которая была главным городом Сирии (Деян. XIV); а из Антиохии отправились в Иерусалим на Собор. Собор Апостольский, по окончании своём, послал Варнаву и Павла с своими постановлениями опять в Антиохию, выхваляя их, как верных слуг Божиих, предавших души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян.15:1–30). Но теперь в Антиохии около 51 года по Рождестве Христовом Варнава расстался с Павлом. Разлучившись навсегда телом, Апостолы никогда не разлучались духом. Спустя лет шесть или более после разлуки, святой Павел писал в Коринф и оправдывал святого Варнаву, как себя самого (1Кор.9:6). Даже об Иоанне Марке, который отчасти был причиной разлуки (Деян.15:36–39), впоследствии Апостол Павел с любовью упоминал в своих посланиях и заботился об нём, как о своём близком, как о человеке необходимом для себя, и как об одном из лучших сотрудников своих в деле благовестия (Кол.4:10. 2Тим. 4:1. Флм.1:23).

По разлуке с Апостолом Павлом Варнава прибыл в Кипр (Деян.15:36–39), где он много потрудился в проповеди Евангелия своим единоземцам, и многих из них обратил ко Христу. Распространив и утвердив святую веру в Кипре, Варнава, по сказанию Дорофея Тирского, ходил в Рим, где первый проповедал Христа и озарил верой Христовой Милан, и опять воротился в Кипр; наконец в Саламине получил мученический венец, быв побит камнями. Тело Апостола брошено было в огонь, но осталось невредимо. Святой Иоанн Марк похоронил мощи Варнавы за городом и положил в гробницу Евангелие от Матфея, переписанное собственной рукой святого Варнавы. Из его собственного послания видно, что он окончил свои Апостольские труды после разрушения Иерусалима Титом.

В V веке в царствование Зенона (474–491) св. мощи Варнавы были обретены, открыты и прославлены. Антиохийский патриарх Пётр, заражённый евтихианской ересью, снедаемый властолюбием и неразумной ревностью о распространении своего зловредного учения, вознамерился было подчинить остров Кипр своей власти под тем предлогом, что слово Божие принесено сюда из Антиохии. Ап. Варнава в ночном видении явился и повелел благочестивому Кипрскому архиепископу Анфимию открыть мощи его. Анфимий по повелению Апостола обрёл их в 488 году 11 июня и на персях мощей Евангелие от Матфея, списанное Варнавой; об этом обретении архиепископ объявил царю и патриарху. Император Зенон с радостью принял известие, что во дни царствования его Бог благоволил явить знамение Своей всесильной благодати. После того постановлено было, чтобы Кипрская Церковь, как Апостольская, имеющая у себя и мощи одного из св. Апостолов, не подчинялась Антиохийскому патриарху, а управлялась самостоятельно, своим священноначалием. Император испросил у архиепископа Евангелие, обретённое на персях Ап. Варнавы, и положил в своей придворной церкви. Своими щедротами Зенон содействовал архиепископу Анфимию соорудить на месте обретения мощей Ап. Варнавы храм Божий для их положения и хранения. Со времени обретения мощей установлено празднование в память св. Ап. Варнавы, и совершается как нашей Прав. Церковью, так и Римской, июня 11 дня. Сирская Церковь издревле чтила св. Варнаву как мученика; во Франции праздник ему установлен в IX веке; Англия с древних времён почитает память св. Варнавы с особенным благоговением; Лигурия и Милан признают его первым епископом и Апостолом своим. Если справедливо мнение наших отечественных изыскателей Славянской древности, что Милан исстари населён был Славянами и был городом Славянским, то мы можем св. Варнаву почитать и Славянским Апостолом, наравне с св. Ап. Андреем Первозванным.

Памятником веры и Апостольского пенечения св. Варнавы о распространении и утверждении христианского учения служит также сохранившееся до нас одно его соборное послание, исполненное духовной мудрости, Апостольской простоты и живого назидания; по духу и направлению весьма близкое к посланию св. Ап. Павла к Евреям. На подлинность Варнавина послания, как на несомненный памятник времён Апостольских, часто указывали знаменитейшие писатели первых веков христианских: Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.

Св. Церковь, прославляя Варнаву в своих песнопениях, говорит: «прошел еси землю, просвещая якоже солнце, и в Рим славный пришед, первее, славне. Христово проповедал еси спасительное пришествие. Орган добре составлен, деланием духовным, Варнаво, был еси, языком званию ты вверился еси, к познанию Христову наставляя словесы и деянии. Яко сын утешения, иже прежде Павла, седмидесятим учеником быв верх, и с Павлом паки проповедав Евангелие концем».

Паремии, чтения Евангелия и Апостола в день св. Варнавы те же, какие назначены в честь св. Ап. Варфоломея, которого Церковь воспоминает в один день с св. Варнавой.

Преставление преподобного Варнавы

Родиной преп. Варнавы был Великий Устюг107. Здесь он был иереем и во время набегов Черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизался здесь уединённо 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травой и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нём люди, то стали приходить к нему за наставлениями, и он учил страху Божию. Преп. Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 г. проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 г.108. По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Св. Троицы, а другой над гробом преподобного во имя св. Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением109.

Мощи преп. Варнавы были свидетельствованы по распоряжению патр. Иоасафа в 1639 г. по случаю чудес, совершившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяжко страдал глазной болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преп. Варнавы и получил зрение; другой там же получил исцеление от болезни. Ныне от древней обители остаётся храм во имя Апостола Варнавы, с мощами преподобного, служащий соборным храмом для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы110.

* * *

107

Ркп. житие преп. Варнавы, писанное по случаю свидетельствования мощей его в 1639 г.

108

Ркп. святцы: «преп. Варнава пустынник, иже на Лапшанче, на Ветлуге р. новый чудотворец, преставися 7053 (1445) июня в 11 д.»

109

Грамоты в а. э. 4, 125. Ист. а. 5, 111.

110

Свед. о монаст. 163. М. 1852 г. словарь святых 52. 53.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle