Источник

12-е

Преподобного Онуфрия Великого

Некто Пафнутий, монах одного из пустынных монастырей Египетских, предал письмени следующее.

В один день он пожелал пойти во внутреннюю пустыню и посмотреть тамошних подвижников. Взяв немного хлеба и воды на дорогу, он направил путь в пустыню и через четыре дня достиг одной пещеры, имевшей оконце: она была затворена. Пафнутий напрасно стучался; никто не давал отзыва. Тогда он отворил дверь и увидал старца, сидевшего и как-бы спавшего. Прикоснувшись к нему, нашёл его уже давно умершим, прикрыл его своей мантией и похоронил там же с молитвой. Утром пошёл дальше и через несколько дней увидел пещеру, подле ней финиковое дерево и небольшой источник воды. К вечеру увидел и самого пустынника, возвращавшегося из пустыни, без одежды и всего в волосах. После взаимных приветствий пустынник сказал о себе Пафнутию, что он сначала жил в одной общежительной обители в Фаваиде и трудился в ткании полотна; потом задумал работать один и, устроив себе близ города келью, питался плодами рук своих, а от избытка трудов своих давал нуждающимся. Но пришла одна женщина и ввела его в грех; скоро раскаявшись, покинул всё и бежал в пустыню, где нашёл эту пещеру. Одежды обветшали от времени, но на теле выросли волосы и служили вместо одежды. Пафнутий просил его молитв, и они расстались.

Пробывши несколько в монастыре, Пафнутий снова пошёл в пустыню и, подкрепляемый помощью свыше, на семнадцатый день дошёл до высокой горы и сел отдохнуть. И вот видит, что идёт пустынник, обросший густыми волосами; волосы на голове и бороде его простирались до земли и, как одежды, покрывали его. Он также присел отдохнуть и, увидев Пафнутия, сказал ему: «приди ко мне, человек Божий! Потому что и я подобный тебе человек и живу в этой пустыне Господа ради». И рассказал о себе, что имя ему – Онуфрий, живёт в пустыне шестьдесят лет, не видевши доселе ни одного человека. А прежде жил в монастыре близ города Ермополя. Но возымевши желание потрудиться в пустыне, взял немного хлеба и ночью отправился; при вступлении в пустыню убоялся и думал уже возвратиться в монастырь, но явившийся ангел ободрил его и обещал не отступать от него. Онуфрий продолжал путь и наконец, увидев пещеру, подошёл ко входу и сказал по обычаю: благослови! Он увидел святого старца и прожил у него не мало дней, поучаясь уставам пустынной жизни. Потом старец отвёл его далеко к небольшой пещере и сказал: «вот место, которое Господь уготовал тебе для жительства!» Он пробыл с Онуфрием тридцать дней, уча его добродетелям, и после того каждый год посещал его; придя в последний раз, скончался, и Онуфрий похоронил его близ своего жилища.

После того Онуфрий рассказал, как он сначала, после прихода в пустыню, терпел от голода и жажды, от холода и зноя, и как потом Господь посылал ангела Своего приносить ему каждый день немного хлеба и воды, что продолжалось тридцать лет. Затем подана ему новая помощь; он нашёл близ своей пещеры источник воды и финиковое дерево. «Откуда ж ты?», спросил Пафнутий, «приобщаешься Святых Таин Христовых?» – «Ангел Господень приобщает меня, отвечал св. Онуфрий. Он повёл Пафнутия в свою пещеру и после молитвы продолжилась их благочестивая беседа. А к концу дня они увидели перед собой хлеб и воду, и вкусили пищи. Утром, после утреннего пения, Пафнутий, увидев изменившееся лицо Онуфрия, убоялся, но тот сказал: «Господь послал тебя похоронить тело моё; когда же воротишься в Египет, поминай меня!» Простившись с Пафнутием и помолившись, он лёг на землю и скончался. Небесный свет осиял праведника и ангелы вознесли душу его; а Пафнутий покрыл тело подшивкой одежды своей и вложил его в большой камень на подобие гроба, который покрыл другими камнями. Он стал молиться Господу, чтобы позволил ему жить на этом месте и хотел войти в пещеру, но вдруг пещера рухнула, дерево и источник засохли. Уразумев, что нет ему Божия благоволения жить там, Пафнутий помолился и пошёл в путь свой. Это было около 400 года по Р. Хр.

Преподобного Петра Афонского

Утешительно и не напрасно верование православной Церкви в общение умерших с живущими в земном мире, в помощь, оказываемую людям преставившимися к Богу святыми. И как естественно объясняется это верование! Не свойственно ли тем, кого Божественная любовь одушевляла во время их земной жизни – любить ещё более полной и совершенной любовью в том мире, который содержит всякое совершенство... И если «любовь не умирает», то она вечно существует и в душах, отшедших от мира, к пребывающим в мире и сближает их самой тесной связью; выражается участием их в судьбе ещё томящихся на земле братий своих. Участие же их – молитва, а молитва праведных умилостивляет Бога, и таким образом святые, молясь и ходатайствуя о живущих на земле более совершенной молитвой, чем та, которою могут молиться немощные и не освобождённые ещё от рабства греху люди, помогают людям достигать умилостивления Божьего.

Из бесчисленных подтверждений этого отрадного верования замечателен и случай из жизни воспоминаемого сегодня Церковью святого Петра Афонского.

Пётр был христианин, родом Грек, о звании родителей его – неизвестно, но сам он был полководцем, когда в 667 г. вёл войну с Арабами в Сирии и, взятый в плен, заточён в крепость Самару (на р. Евфрате). Не мало лет томился он в тяжкой неволе; усердно молил Бога о своём освобождении и при этом прибегал к помощи и ходатайству перед Богом святителя и чудотворца Николая. Святитель Николай, наш скорый помощник, явился Петру в сонном видении и ободрил его обещанием, что Господь пошлёт ему освобождение, и вместе с тем убеждал его не ослабевать в молитве...

Спустя несколько времени снова явился узнику святитель Николай, повторил ему то же, что говорил в первый раз, и советовал молиться прав. Симеону Богоприимцу, сказав, что он умолит Бога за него, как имеющий великое дерзновение у Бога.

Между тем, среди тяжких страданий, Пётр не роптал, но стал внимательно испытывать себя: не сам ли он был причиной своего бедствия, не заслужил ли его чем-нибудь? – И вспомнил, что когда-то – не раз давал он обет оставить мир и поступить в иночество, но до сих пор не исполнил своего обещания... И, сознавая себя виновным, он благодушно и даже с благодарением терпел своё горе, как справедливо ниспосланное ему наказание... И в душе своей снова давал обет посвятить себя всецело на служение Богу, если только дождётся своего освобождения, и в слёзной молитве прибегал к святителю Николаю, прося его быть ходатаем и поручником о нём перед Богом. И не осталась без отзыва неусыпная молитва верующего. В третий раз явился Петру чудотворец Николай, в этот раз – вместе с Симеоном Богоприимцем, и чудным образом разрешили его от уз и вывели из темницы; действительно «в 676 г., по случаю размена пленных, Пётр был освобождён и отправился в Рим, в 681 г. пришёл на Афон, где после многолетних подвигов скончался в 734-м г. Мощи его были перенесены в обитель Климента, где сокрыты были от иконоборцев; около 880 г. опять они были открыты и поставлены в Карейский Богородичный храм Протата временно. В 969 г., по случаю смятений на Афоне, безмолвники Климентовой обители увезли их во Фракийское село Фотокоми и отдали епископу того места за 100 золотых монет»111. Здесь были от них многие чудеса, очевидцем которых, между прочими, был монах Николай, один из жизнеописателей святого, слышавший о жизни Петра от очевидцев или современников»112.

† Преставление преподобного Арсения Коневского

В 1373 г. в Новгородской Лисичьей обители, что близ Хутыня, облечён в монашество молодой человек с именем Арсения. Откуда и чей он сын, неизвестно; но потому, что уже умел он ковать медные изделия, видно, что воспитан он добрыми родителями. В Лисичьей обители терпеливо проходил он разные послушания и прожил 11 лет. Затем отправился в Афонскую гору и здесь в одном из монастырей подвизался три года. Он безвозмездно готовил для старцев Святогорских разную медную посуду и тем приобрёл любовь их. Возвращаясь в Россию, получил он от игумена Иоанна икону Божией Матери и устав общежития, с заповедью основать обитель на дальнем севере.

Посетив Лисичий монастырь и получив благословение игумена своего, отправился он странствовать по холодному северу. Он жил на Валааме, потом поплыл к устью реки Городецкой (по-Фински Воксы); здесь за бурей остаётся он долгое время и молится со слезами, да укажет Сам Господь место для желаемой обители. Буря утихает; странник садится на чёлн; но едва началось плавание, как снова поднялась буря и приносит странника к острову Коневцу. Преподобный поставил крест и остался здесь для подвигов. Это было в 1393 г.113.

Выстроив часовню на высоте острова, Арсений вёл скитскую жизнь. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. – Напрасно убеждал его инок Лаврентий возвратиться на Валаам по зову игумена Силы. Он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остаётся здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень называли Конь-каменем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, ещё в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святой водой, и духи – наставники лжи – отлетели в виде воронов на Выборгский берег в большую губу, которая поныне называется: Чёртова лахта114. Это предание не в противоречии с несомненно известными событиями. ещё в 1227 г. Корелы здешних краёв были крещены115 и с того времени конечно переняли у Русских Русский язык, но не все расставались с поверьями язычества. Даже и в 1554 г. архиепископ Макарий писал, что в Водской пятине во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро остаются в силе идолопоклоннические суеверия, благоговейное почтение камней, холмов, озёр116. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своём, показывая собой суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 г. преобразил он скит свой «на Коневском острове» в обитель общежития и построил храм в честь Рождества Богоматери, – изображённого на той иконе, которую принёс он с собой из Афона. Это было совершено по благословению Новгородского архиепископа Иоанна117.

При архиепископе Симеоне преподобный Арсений снова отправился в Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток, готовы были оставить основавшуюся обитель; но старец Иоаким, прибывший на остров ещё в начале поселения на нём Арсения, крепко молился за них на высоте острова. «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие», сказала старцу во сне Богоматерь. И точно: скоро за тем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах. Эта высота с тех пор называется святой. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера118, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения поставить обитель на нынешнем её месте, где мало по малу сооружён им каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые Новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатой милостыней. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычной лахтой. Это залив, давно занесённый песком и камнями, ныне уже порос травой, но сохраняет своё историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г.119.

Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудесной страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г.120. Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя святого Онуфрия.

Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурей на озере; погибавшие обратились с молитвой к Господу, призывая на помощь и блаженного Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией и лодка благополучно пришла к берегу. В другое время Арсений явился во сне слепцу и велел идти ему на поклонение Коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от Шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: «если хочешь уйти, возьми с собой образ Спасителя, найденный здесь»; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье, оба заснули от утомления и оба увидели преподобного Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывёт змий. Пробудившиеся увидели Немецкое судно, шедшее на них, и вовремя принявшись за вёсла, успели скрыться от опасности121.

† Преставление преп. Онуфрия Мальского

Преподобный Онуфрий основал обитель в честь Рождества Богородицы на Малах, в 4-х верстах от Изборска и в 56 верстах от города Пскова, и скончался 12-го июня 1592 года. По Рукописным святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в Рождественской церкви, в которой придел посвящён его имени. Обитель его упразднена в 1764 г.122.

† Преставление преп. Стефана Озерского

Отец блаженного Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей Ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание123. Начало иночеству полагал он в Глушицкой обители, где провёл несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине и, увлекаемый любовью к безмолвию, возвратился в родные Вологодские пределы: на восточном берегу Комельского озера, при истоке реки Комелы, в 35 верстах к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая, и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлей рыбы в озере, то осыпал его жестокой бранью, то возмущал неприличными песнями. – Запас хлеба принесён был Стефаном небольшой – и ему грозил совершенный недостаток пищи. – Спустя более двух лет, нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним дорожный запас свой. От них узнал он тропу, ведшую к Белозерской дороге и деревням: иначе не мог он, и заставляемый крайностью, добраться до жилых мест. После того звероловы стали посещать Стефана, а от них узнали его и другие. Спустя три года одинокого пребывания в пустыне, пришли к Стефану два брата делить труды пустыни, потом явилось ещё несколько с подобными желаниями. Ещё прежде того, в летнюю ночь, жарко молился он в часовне, дабы Матерь Божия благословила место его для обители молитв; тогда в видении извещён он, что обитель должна устроиться в честь св. Николая. Ревнители пустынной жизни просили старца устроить храм молитвы. С одним из них отправился он в Москву испросить благословение у митрополита на построение храма и обители. М. Даниил с любовью принял старца, о котором прежде слышал, поместил его в своей келье и потом представил его великому князю Василию Иоанновичу. Посвящённый в сан священства и игумена Стефан получил от митрополита вместе с грамотой книги, сосуды и одежды для храма, а от великого князя грамоту на угодья. Храм и обитель устроены руками пустынников. – Это было в 1534 г. Так истинные рабы Божии считали нужным совершение бескровной жертвы в пустыне и приобщение Св. Таин. – Не так рассуждали о том они, как толкуют тёмные суеверы. Преп. Кассиян пишет: «мы не должны воздерживаться от приобщения Таин Господних потому, что признаём себя грешными; напротив того чаще и чаще должны прибегать к ним с жаждой для утверждения и очищения духа. – Гораздо справедливее с тем смирением сердца, по которому веруем и ясно сознаём, что достойно прикасаться к Св. Тайнам никогда не можем, – приобщаться их каждый воскресный день, нежели вознёсшись суетным самоубеждением думать, что мы через год бываем достойны приобщения их»124. – Преподобный Стефан во время уединённого пребывания в пустыне следовал древним пустынникам. – «Вси, иже в пустынях иночествующе, говорит Василий Великий (у Никона Чёрной горы в слове 53), идеже несть священника, причащение своё о себе держаще причащаются». В глубокой старости, накануне своей кончины преподобный Стефан оделся в приготовленное погребальное одеяние и приведённый в церковь приобщился Св. Таин от руки литургисавшего пресвитера, потом возвратился на одр свой и тихо скончался. По подлиннику, «Стефан святой, иже на озере строитель Николы чудотворца, надсед, брада с малою сединою»125. Он блаженно почил 12 июня 1542 г.126

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную», учит Апостол (Гал.6:8). – Жизнь духовная, сильно развившаяся в душе, не боится смерти, – она даёт о себе знать делами чудными и за гробом. Вологодский купец Гавриил, знавший преп. Стефана при его жизни и благотворивший обители его, плыл водой по торговым делам своим; поднялась страшная буря и волны грозили поглотить лодку. Гавриил стал призывать помощь угодников Божиих и между ними блаженного Стефана. И внезапно увидел у себя в лодке святолепного старца, который говорил ему: «не бойся, сын смирения, – Господь послал меня избавить тебя от потопления». «Кто ты?» спросил Гавриил, бывший в ужасе и от видения, и от явной смерти. – «Ты много милостыни подавал в обитель св. Николая, что на озере Комедьском, и мне смиренному строителю её Стефану», отвечал явившийся и исчез, а вслед затем утихла буря. В тот же 1542 г., как скончался блаженный Стефан, обитель его разорена была Татарами и при возобновлении её построили над гробом основателя обители деревянный храм, заменённый потом каменным. Тогда же, при построении деревянного храма, написана была икона преп. Стефана и поставлена над гробом его, – а другая поставлена в храме. Обитель закрыта в 1764 г. На память преп. Стефана, 12 июня, ежегодно бывает здесь большое стечение народа127. Недавно храм приписан к Вологодскому девичьему монастырю, который тем поставлен в состояние открыть общую трапезу для всех сестёр. Так преп. Стефан стал питать немощных и бедных молитвенниц128.

† Воспоминание о пр. Вассиане и Ионе Соловецких

Преп. Вассиан и Иона образовались в духовной жизни наставлениями св. Филиппа, когда был он игуменом Соловецкой обители. Как совершалось преспеяние их в духовной жизни, о том не сохранилось известий; но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твёрдую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы129. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 вёрст от того места, и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Уиском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню.

Вслед затем близ часовни поставил себе келью отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящён в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель130. Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз131.

Ныне мощи пр. Вассиана и Ионы почивают под спудом в каменном храме Успения Богоматери, освящённом в 1691 г. Пётр I спасся здесь от бури, застигшей его на пути из Соловецкой обители в Архангельск; пробыв в обители три дня, он сам своими руками устроил огромный крест, нёс его на плечах своих из обители до берега и поставил с Голландской надписью: «сей крест поставил капитан Пётр в лето 1694132.

† Память о преп. Онуфрии и Авксентии Вологодских

По ркп. описанию святых Вологодских, «преподобные отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, быша в то 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 г. закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни, в 35 верстах от Вологды. – В 1499 г. блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. – Мощи их покоятся под спудом в храме Св. Троицы, ныне приходском133.

* * *

111

Таковы сведения о жизни Петра Афонского, передаваемые преосв. Порфирием по Ватопедской рукописи 1422 г. в его «Истории Афона» (см. «Месяцесл. Востока», архим. Серг., т. II, ч. 2, с. 166).

112

О чудесах св. Петра Афонского см. «Афонский патерик», ч. I, стр. 9.

113

Слава Богоматери 3. 2, стр. 70. 71. По Новгор. ркп., «6901 (1393) старец Арсений пришел на остров Коневец». Опис. Румянц. мув., стр. 43. Надпись на икове, начертанная 1699 г.: «Божиею милостию – некогда бывшу преп. отцу Арсению на св. горе Афонстей, потрудися тамо неколико время и прият благословение от игум. Иоанна св. горы Афонские и честную сию икону Пречистые Богородицы в лето 6901 и оттуду его благословлением со св. иконою прииде в великий Нов-град преп. Арсений ко архиеп. Иоанну Новгород., благословление от него прият и отъиде на Нево озеро в Коневский остров и вселися ту и с св. иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы и обитель» пр. Ист. иер. IV, 624.

114

Ист. иер. 4, 626–628. Истор. изображение начала Коневской обители. СПб. 1817 г.

115

Собр. л. I, 191.

116

Собр. л. VI, 73.

117

Собр. л. III, 238. IV, 624. Грамота 1717 г. в ист. иер. IV, 618.

118

Собр. л. III, 109.

119

Собр. л. IV, 125. О св. Евфпмии мар. 11.

120

Ркп. святцы: «пр. Арсений игумен Коневский преставися в л. 6900 (1392) мес. сент. в 9 д.» Сент. 6 день обретения мощей его; 1392 г. – год прибытия его на Коневец. В словаре святых 1836 г. и у пресс. Макария годом кончины показан 1444 г. Это претив летописи. См. пр. 90. По ист. иер. 4, 616. 618, преставился в 1447 г. июня 12 д. В Отенских святцах 1718 г. память июня 12 д., писано в летописце соборном, «бе в лето 6955 при архиепископе Новгородском Евфимие»

121

Истор. изображ. начала Конев. об. СПб. 1817 г., стр. 9–11. В 1610 г. Коневские иноки, по завоевании Карелии Шведами, переселились в Деревяницкий монастырь и возвратились на Коневец в 1718 г., а Ковевская икона Богоматери только в 1798 г. возвращена на Коневец. Ист. иер. IV. 619–626. Макария древн. 2, 91.

122

Ист. иер. 5, 47. Сведен. о мон. 455. – В 1662 г. «за Рождественским Мальским монастырём 19 дворов».

123

Ркп. житие преп. Стефана.

124

Бесед. 23, гл. 21.

125

Буслаева Словесн. и искус. 2, 352.

126

В ркп. святцах показан день кончины «пр. Стефана игумена Комельского Николаевского мон.» – 12 д. июня, но не показан год. – В записке о Вологодских святцах † июн. 12-го 1542 г.

127

Ист. иер. 5, 362. 364. Опис. мон., стр. 75.

128

Вологод. епар. вед. 1864 г., стр. 1. 8. 13. 73.

129

Соловецкий летоп., стр. 19. Опис. Соловец. мон., стр. 77. М. 1836 г.

130

Словарь святых 1836 г., стр. 66. Опис. Солов. монаст. 78.

131

Журнал минист. просв. 1863 г. январь 69.

132

Ист. иер. 5, 509–516. Сведеп. о мон. 12. 13. Журнал.

133

Ист. иер. 5, 517. Сведен. о монаст. 71.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle