Источник

10-е

Святого Тимофея, епископа Прусского

Св. Тимофей был епископом в г. Пруссе (ныне Бруссе). За святость жизни получил от Господа дар чудотворений. Юлиан царь велел заключить его в тюрьму за проповедь слова Божия и обличение неверных.

Узнавши же, что он и в заключении учит приходящих, велел обезглавить его в тюрьме (362 г.).

Святого Вассиана, епископа Лавдийского

Святого Вассиана, епископа Лавдийского, бывшего святителем в продолжение 35-ти лет и преставившегося в 409 г. Он был друг св. Амвросия Медиоланского.

Свв. мучч. Александра и Антонины девицы

Святая Антонина из Кродамна (около Александрии, другие же называют г. Кардамом и ищут во Фракии), за то, что отказалась отречься от Христа и принести жертву идолам, была отведена в позорный дом по приговору игемона Фавста; но воин Александр, переодев её в свою одежду, доставил ей возможность спастись от поругания... За это оба после истязаний сожжены 3 мая, 313 года.

Мощи этих мучеников102 впоследствии были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре, где память их чтилась торжественно и мощи их источали чудеса. – Сказание о них – одно из древнейших.

† преп. Феофана, св. Пансемнии и Пелагии

В то же время, как подвизалась блаженная Публия (9 окт.), в Антиохии жил в язычестве сын язычников 103. Пришедши в возраст, он женился, но жена его на третьем году супружества умерла. После смерти её он принял крещение с именем Феофана и, построив себе за городом весьма тесную келью, проводил жизнь Евангельского самоотвержения. Совершая сам строгую подвижническую жизнь, он ревностно учил путям спасения приходивших к нему, особенно же внушал он проводить жизнь чистую, целомудренную.

В таком городе, какова роскошная столица Востока, ещё не расставшаяся с грехами грязного язычества, ревность преподобного к чистой жизни оскорблялась многим. Вот слышит он, что в городе женщина, которую называли Пансемнией104, живёт распутно и увлекает многих в жизнь грязную. Он положил возвратить её на путь добра. Апостол Иаков учит: «обративший грешника от пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (своих) (Иак.5:20). Подвиг прекрасный, высокий, – но трудный для выполнения. Подвижник Феофан не доверял себе в успехе, так как знал, что дурные страсти и дух злобы не дёшево продают победу над ними, – не доверял себе и по сознанию своей немощи; он видел, что ему придётся из тихого уединения вступить в шумное общество людей лёгких, рассеянных, где считают забавой завлечь другого в грехи нечистые. Понимая всю опасность предприятия, Феофан долго и горячо молился Господу, чтобы Он или послал ему Свою помощь для выполнения намерения его, или удержал его при самом начале дела.

Покинув свою келью, приходит он к отцу и, сказав, что хочет жениться, выпросил у него нарядное платье и 10 фунтов золота. Язычник отец, очень богатый, охотно дал всё. Одевшись щёголем, Феофан является к Пансемнии, как один из стольких умных поклонников её прелестей. Феофан спрашивает её: «давно ли она так живёт, как живёт?» – «Двенадцать лет», отвечает она с бесстыдством женщин её сорта, «и из всех мужчин, которых видала, ни одного не любила так, как готова любить его». «Прекрасно», сказал он: «но если я с тобой сближусь, то хочу, чтобы сближение наше было честное, а не было бы распутством». Он показал ей и деньги, которыми готов купить супружескую верность её. Пансемния, вовсе не ожидавшая такого счастья для себя, с восторгом объявила, что на всё согласна.

Получив слово клятвы, Феофан оставил её и занялся построением кельи вблизи своей кельи. Окончив работу, он опять явился к Пансемнии и объявил, что первое условие его то, что она должна принять христианство. Сперва она очень противилась, но, когда увидела, что намерение его непоколебимо, согласилась принять крещение. В течении семидневного приготовления к крещению открыли ей начальные и основания святой веры и особенно объяснили, как правда Божия не терпит греха и разврата и как любовь Божия щедра к кающимся; блаж. Феофан языком живой веры изобразил ей картины вечности, готовой для кающихся и нераскаянных грешников, и вместе молился за неё с смирением и любовью. Когда совершилось над ней крещение, благодать Божия зажгла в душе грешницы горячую любовь к Господу. Пансемния приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Она отпустила всех своих невольников, раздала на Богоугодные дела всё, что нажила распутством, и заперлась в келье, построенной для неё. Твёрдая и непреклонная борьба её с собой скоро изменила всю душу её. К славе благодати Христовой открылся в Пансемнии дар творить чудеса: она исцеляла бесноватых. Спустя 22 месяца после крещения переселилась она ко Господу в один день с святым наставником своим, преподобным Феофаном105.

Более поражающий пример обширным действием своим выставлял св. Иоанн Милостивый, архиепископ Александрийский, – пример, бывший в той же Сирии, где подвизались Пансемния и Феофан106.

Один отшельник, говорил он, шёл в Тире по улице. И вот распутная женщина останавливает его криком своим: «отец мой! спаси меня, как Иисус Христос спас блудницу». Отшельник, вовсе не думая о том, что подумают, что станут говорить о нём люди, взял её за руку и пошёл с ней в близкий монастырь за город. Видевшие это стали говорить, что он покидает монашество, чтобы жениться на этой женщине. На беду добрым судьям, идя с женщиной в монастырь, отшельник увидал брошенное на дороге дитя, и женщина взяла к себе это дитя из сострадания на воспитание, так что намерение поступить в монастырь осталось до времени не исполненным. Злоязычники не упустили прекрасного для них случая, пустили в ход молву, что дитя прижито от монаха. «Чего же больше?» говорили другие. Дитя так похоже лицом на монаха, как сын на отца! Горько было слушать это невинному отшельнику, но он терпел и терпел. Бывшая Порфирия стала уже доброй монахиней Пелагией. Отшельник лежал больным, и Бог открыл ему, что близка кончина его. Душе подвижника тяжело было и то, что люди так легко грешат к беде своей, так несправедливо судят о других. Он просит Пелагию, чтобы она пришла в Тир с ребёнком, которому уже было семь лет. В Тире, когда лежал он больным, к нему собралось много посетителей, человек до ста. Он просит, чтобы принесли горячих угольев, и когда принесены они были, он ссыпал их на свою одежду. «Видите, друзья мои, огонь не жжёт одежды моей по благодати Божией: так точно Бог сохранил тело моё во всю жизнь от огня похоти, и я не имел плотского сношения ни с одной женщиной». Сказав это, отшельник предал Господу дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницей, а не осмеиваемой грешницей, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою тёплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия († окт. 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполняет и молитву их слышит и спасает их» (Пс.144:18). «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2).

* * *

102

«Месяцеслов Востока», т. II, стр. 164, – Сергия архим.

103

О пр. Феофане и Пансемнии in Act. Sanet, junii II, 275. Синаксарь Греч. Минеи июньской и сказание в сокращённом менологе у Ваната: Thesaurus monum. 3, 439. Перевод последнего сказания в прологе июня 10 д., но не везде точный.

104

Пролог: «уведав же о блуднице нарицаемой честная». Пансемния точно значит: честная и даже всечестная; только это имя собственное, а не нарицательное. В служебной Минее Зографской XIII в. (поклонник св. горы, стр. 324) «Пансемния». За то другие имена святых в той же Минее искажены писцом до крайности, напр. 6 февр. Фаросты (Фавсты), 16 февр. Анитропови (иже в Мартирополи), мая 15 Памихха (Пахомия), ноябр. 5 Епимиса (Епистаты), дек. 7 Анидора (Афинодора).

105

Синаксарь: «прожив год и два месяца переселяется ко Господу вместе с преп. Феофаном». По житию «подвизалась 22 месяца». Последнее показание следует предпочесть.

106

Наставление св. Иоанна в его житии, которое писано современником Леонтием, епископом Неапольским, Четь-Минея ноябр. 12 ч. Acta Sanet, ad 23 iann. Or. chr. 2,443. Patrol. Lat. T. 73. p. 377. Та же повесть в прологе авг. 3.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle