11-е
Св. священномученика Антипы, еп. Пергамского
В апокалипсисе св. Апостола Иоанна сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи Мало-Азийских Церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом Церкви Пергамской.
«И ангелу Пергамской Церкви напиши, – слышался голос Иоанну, – знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» (Откр.2:13).
Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что Антипа предан был смерти за веру свою. Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда ещё везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города.
– Ты ли Антипа? – спросил его игемон, – который не только сам не повинуешься царским указам, но ещё и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздаётся подобающая им почесть...
– Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, – возразил Антипа, – и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога Всемогущего, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий...
– Что это за новая вера? Вера во Христа, Которого Пилат распял, как злодея! Оставь, старец, эту веру, ради которой забыто древнее богопочитание, освящённое веками! Повинуйся царским повелениям... Отступи от вашей безумной веры. Подумай о том, чтобы дожить твой век спокойно и почётно, как это подобает твоим преклонным летам...
– Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрёкся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещённый изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...
Возбуждённые до ярости словами святителя язычники, схватив его, повлекли в храм богини Артемиды и там, раскалив медного быка91, бросили в него исповедника истины...
Велико было страдание мученика, но он, мужественно преодолевая его, только молился... Благодарил Бога, избравшего его пострадать за имя Его святое, молил Его за весь мир и за своих гонителей, испросил у Бога благодать исцеления от болезней всем, поминающим имя его в молитве, и, осеняя себя крестным знамением, предал свою душу Господу.
«Мощи святого, – говорит описывающий мученичество епископа Антипы житель Пергама, – положены в сём месте Пергама, где мы, собираясь, воздаём благодарение Богу, что то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами, и многие в нём совершаются исцеления» 92.
В одном прологе св. Антипе приписывают исцеление в особенности от зубных болей. Это верование – древнее и очень распространённое. В древних наших месяцесловах к имени св. Антипы прибавляется обыкновенно замечание: «иже благодать имать от Бога целити болезнь зубную», а в сказании о том, каким святым в каких случаях должно молиться, полагается ему и особая молитва от зубной боли. – В одном из древних южнославянских сборников церковных, Дечанском, есть также особая молитва к св. Антипе от зубной боли: «Моление приношу тебе, помолися о мне грешном ко Господу Богу, об отпущении грехов моих, и неутишимые зубные боли избави мя молитвами, святе, твоими».
Основанием для подобного верования, относительно св. Антипы, бесспорно послужило то, что он как при жизни, так и по смерти прославился многими чудесными исцелениями от различных болезней.
Память о св. Антипе вторично – в соборе 70 Апп. 4-го янв.
Свв. мучч. Прокесса и Мартиниана
Свв. мучч. Прокесса и Мартиниана, бывших надзирателями в Мамертинской темнице в то время, как Апп. Пётр и Павел были заключены в ней по приказанию Нерона, и обращённых к вере Христовой чудесами, совершёнными при них св. Апостолами. За исповедание веры претерпели истязания и обезглавлены за стенами Рима на Аврелиевой дороге. Тела их с честью были погребены блаженной Люцилой. Они покоятся в Ватиканском соборе Ап. Петра в приделе их имени. (См. «Полн. месяцесл. востока» архим. Сергия).
h9 † Преподобного ИАКОВА Железноборского
В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1392 года) в уединённой хижине пустынник, и этот пустынник молитвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя России. Это был преп. Иаков, ученик великого Сергия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преп. Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекой Москвой, – Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 г. Признательный вел. князь дал блаж. Иакову средства построить на месте уединённых подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь св. Предтечи, и определил землю на содержание обители93.
Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых94, был усердным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежитие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаж. Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.
Сильное искушение испытали обитель Иакова и её окрестности в 1429 году. Шайки Казанских татар опустошали окрестности Галича, подступали под Галич и, не взяв его, в самый день Крещения захватили Кострому, набрали множество пленных и ушли. – По летописи, тогда как главные силы Москвы, не догнав Татар, возвратились от Нижнего, воеводы Феодор Добрынский и князь Феодор Пёстрый поплыли Волгой, нагнали их за Нижним, напав разбили, многих истребили и всех пленных отняли. «Зато, прибавляет летопись, тем воеводам честь, а по смерти – вечная память»95. Преподобный с учениками своими удалялся от страшной бури в тёмный лес. По возвращении на место молитв он должен был поднимать обитель из развалин. Он построил теперь и трапезный храм в честь св. Николая, выкопал своими руками обширные пруды; теперь явилось в стороне той много бедных и голодных; преподобный кормил всех приходивших и помогал, сколько мог. После стольких лет подвижничества братия упросили его быть игуменом их; он отправился в Москву и там облечён был саном; он получил там и разные пособия для чад своих. В глубокой старости постигла его предсмертная болезнь; он назначил преемника себе из учеников своих и принял в напутствие в ту жизнь св. Тайны96. По ркп. святцам «препод. Иаков, игумен Предтеченского монастыря на железном борку, Костромский Чудотворец, преставися в лето 6950 (1442) апреля в 11 день»97. Святое тело его покоится под спудом в основанной им обители98. Великий князь Василий Васильевич в 1450 году, после победы над Шемякой под Галичем, отправлялся в обитель Иакова благодарить Господа за успех свой99. Обитель преподобного и после него не раз страдала от Татар и двое из её игуменов, Савва и Вениамин, скончались страдальчески; но обитель его поныне существует100.
По памятникам видим, что уже в 1536 г. чтили в обители Иаковлевой основателя её как угодника Божия, называли его преподобным отцом, а немного позже называли и чудотворцем101.
Из чудес, совершившихся при гробе его, особенно замечательно исцеление бесноватого Нифонта и параличного Фотия. Нифонт не один год одержим был нечистым духом, скитался в лесу и, возвращаемый, рвал на себе цепи. Раз братия, поймав, притащили его к гробу Иакова; как только коснулся он гробницы, пришёл в себя, со слезами пал перед иконой преподобного, стоявшей на гробнице, молил спасти душу и тело его и встал здоровым. – Фотий, человек богатый, поклялся в неправде; вслед затем лицо его искривилось, и он впал в расслабление. Три года пробыл он в таком положении. Родные привезли его в обитель преподобного. Во время молебного пения он громко каялся в грехах своих; в то же время лицо его выпрямилось, и он стал здоровым.
Вот опыт любви преподобного к своей обители и иночеству. – Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с молитвой слёзной к блаж. Иакову: «отче Иакове, говорил он в душе, ты много подаёшь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни». Внезапно, в тиши ночной, явился ему преподобный и сказал: «дай Богу обещание пребывать в обители моей до смерти и будь у гроба моего». Расслабленный сказал о том братии; по приказанию игумена принесли его к гробу, отпели молебен, и больной сам приложился к гробу и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из обители», сказал он с восторгом, и выполнил обещание.
Из трёх опытов исцеления слепых святым особенно замечателен один. Ослепшая Фотиния, привлечённая слухом о чудесах Иакова, просила отслужить молебен и внезапно прозрела. Игумен велел ей пребыть в чистоте 40 дней. Она не исполнила заповеди, и опять закрылись глаза её. В раскаянии пришла она вместе с мужем просить себе прощения при гробе Иакова, и снова прозрела.
Чудеса преподобного привлекали в его обитель многих Богомольцев и многих благотворителей. Последние доставили ей небедные средства к содержанию102.
† Преподобного Евфимия и Харитона Сянжемских
Преподобный Евфимий, уроженец Вологодский, совершал начальные иноческие подвиги в Спасском монастыре на Кубенском озере. Отселе перешёл на р. Кубенку, за 2 версты от Кубенского озера, и в малой кельи работал Господу постом и молитвой. Когда Евфимий уступил своё уединение преп. Александру, а сам перешёл на место его подвигов, на реку Сянжему, – сюда пришёл к нему делить подвиги пустыни Харитон. Преп. Евфимий основал на Сянжеме, в 20 верстах от Вологды, Сянжемскую Вознесенскую обитель. Преп. учитель и ученик его сами копали землю, садили овощи, рубили и носили дрова и, так изнуряя плоть свою, возвышались в духовной жизни. Наставник стоял в храме как перед лицом Божиим, и слёзы умиления текли из очей его; псалмы Давидовы пел он и за рукоделием. – Перед кончиной своей передал он управление обителью ученику своему Харитону. – Собеседник преп. Александра, скончавшегося в 1439 г., блаженно почил вероятно не далее 1465 г., тогда как ученик его Харитон почил 11 апреля 1509 г. Мощи их почивают под спудом в Вознесенском, ныне приходском, храме103.
† Св. Варсонофия, епископа Тверского
Блаженный Варсонофий родился в 1495 г., в гор. Серпухове104 от иерея Василия и в св. крещении наречён был Василием105. Отцу его не было довольно времени обучать сына грамоте, и он отдан был для обучения благоговейному учителю. Юный Василий одарён был отличными способностями ума, «бе глубок ум имея», потому скоро изучил псалтирь, которая, по словам св. Василия, содержит в себе всё полезное; Василий научился и церковному пению так хорошо, что мог и сам петь правильно и управлять другими. В 1512 г. сыновья хана Менгли-Гирея опустошили берега Оки и захватили многих в плен106; в том числе взят был в плен и Василий. Горько было положение пленника; но слёзы, какие проливал он в тяжком плену, были то же для сердца его, что поливка для дерева. Зная на память псалмы Давидовы, он взывал к Богу отцов своих: «Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего (Пс.88:27); избави мя от руки чуждих» (Пс.143:7). Молитва и Богомыслие не только облегчали скорбь его, но доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме родительском. – В нём росла любовь к Богу, а с нею и преданность воле Его. В таком расположении души молодой Василий работал неверным со всем усердием и обучался послушанию безответному, терпению и незлобию. Пост, сперва невольный, обратился в дело воли его. – Утомительные работы невольника занимали у него всё время дня, и он посвящал ночь молитве, ставшей потребностью души его. – Всегдашняя готовность к услугам, верность и жизнь чистая смягчали сердце варваров; на другом году плена облегчили ему тяжесть трудов и дали некоторую свободу. Василий изучил разговорный язык татарский; по своей даровитости он узнал его столько, что мог излагать мысли свои на письме татарском. Мало и того: имея теперь более свободы, он изучал основания магометанской веры, так что мог отчётливо говорить как о содержании этой веры, так и об ошибках и заблуждениях её. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу своему быть в плену. И – вот, спустя три года плена, отец нашёл средства выкупить дорогого сына из неволи татарской.
Василий возвратился на родину; но сердце его уже не могло увлечься земными радостями. Раб Божий покорил себя сам игу Христову в Андрониевой обители и принял монашество с именем Варсонофия. Потом жил он при Тверском епископе Акакии в сане иеродиакона. Там и здесь совершаемы им были иноческие подвиги с полным усердием. Слух о его духовной жизни дошёл до митр. Макария, и в 1544 г. посвящён он в игумена Пешношской обители. – В этом звании был он лично известен царю Иоанну, который в 1547 г. пожаловал игум. Варсонофию грамоту на владение имениями, а в 1553 г. был сам в Пешноше107.
Когда в Казани открывали (в 1555 г.) новую епархию, блаж. Варсонофий, как опытный наставник в иноческой жизни и знакомый с татарством, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собою добрых иноков, постриженцев Пешноши. Храм в честь Преображения Господня и братские келии скоро были построены; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. Ещё цел устав, данный «в общий монастырь Спаса многогрешным чернцом архимандритом Варсонофием, что был игумен на Пешноше; а писан с Пешновского устава»108. В новом общежитии введён был блаж. Варсонофием дух искреннего благочестия; обитель его скоро процвела, так что при митр. Гермогене в ней было уже до 100 братий. Блаж. Гермоген пишет, что при открытии мощей св. Гурия и Варсонофия он «видел в святой обители той не токмо сих святых телеса, нетлением почтенные от Бога, но иноцы и мирстии нетленнии мнози обретошася, ихже имена в книгах животных написана суть». Блаж. Варсонофий служил образцом строгой жизни для иноков и мирян. Рукоделием его было шить Греческие клобуки, которые раздавал он братиям, прося молитв их за него. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к христианской вере. В этом подвиге помогали ему, после святой жизни, знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. – Знание татарского языка доставило ему удобства входить в близкое сношение с татарами, а основательное знание учения Магометова, при его глубоком уме, представляло обличения его магометанству неотразимыми. – Уменье лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама отворяет душу для всего лучшего и след. для принятия мыслей христианских; к тому же терпеливое и бескорыстное лечение больного со стороны Варсонофия внушало доверие к Варсонофию не только в больных, но и в здоровых.
Когда умер Тверской епископ Акакий († 14 янв. 1567 г.), по избранию собора блаж. Варсонофий посвящён был святителем Филиппом в Тверского епископа. – Так как Акакий от дряхлости и болезни более трёх лет мало занимался делами109, то преемнику его надлежало много трудиться, чтобы дела получили ход безостановочный и исправлены были неустройства. – По сохранившемуся антиминсу, в ноябре 1567 г. освящён был блаж. Варсонофием соборный храм в Тверском Оршине монастыре; время освящения вовсе не такое, чтобы 75-летний старец без труда и насилия себе мог совершить долгое служение. Благоговея к свят. Арсению Тверскому, Варсонофий отыскал в Микулине панагию его и возложил на него. В описи Микулина 1602 г. сказано: «панагия святого Спаса взята из Микулина владыкой Варсонофием в Желтиков»110. Блаженный Варсонофий и в сане святителя соблюдал строгий пост, а ночи проводил на молитве, не за одного себя, но и за паству. И в Твери лечил он телесные болезни, а ещё усерднее старался врачевать душевные болезни – страсти. – Произволы грозного царя были свирепы и дики: святитель Филипп, посвящавший Варсонофия, не только низведён был с кафедры, но и удушен был в том монастыре, который мог видеть Варсонофий из окон своего дома. Легко ли было блаженной душе смотреть, на это? В 1570 г. свирепствовали в России моровая язва и голод. Ослабленный старостью 80 лет, блаженный Варсонофий чувствовал, что не может он управлять паствой без некоторых опущений, особенно в такое страшное время. В начале 1571 г. отказался он от управления епархией и возвратился в Казанский Преображенский монастырь.
В обители продолжал он подвижническую жизнь. Когда от дряхлости не мог он ходить в церковь, – по его просьбе ученики возили его на тележке к Богослужению; так любил он молитву и славословия храма! Блаженная кончина его последовала 11 апреля 1576 г. на 86 году жизни его.
Святые мощи святителя Варсонофия обретены нетленными вместе с мощами свят. Гурия, в 1596 г. Поразителен рассказ Гермогена о том, как исцелён был дьяк Иван Панкратьев. Он был так болен, что близок был к смерти и призвал помощь св. Гурия и Варсонофия. В тонком сне представилось ему, что входит он в Казанский собор. Встретившийся ему святитель Гурий хотел взять его за руку, но в трепетном благоговении пал он в ноги ему. Святитель, приподняв его, сказал: «раб Божий Иоанн! не скорби, будешь здоров; иди, прими благословение у друга моего Варсонофия». Гурий привёл больного к Варсонофию. «Брат Варсонофий! благослови Иоанна и избавь его от болезни», сказал св. Гурий. – Варсонофий, благословляя, сказал: «не скорби, сын Иоанн, по вере твоей в Бога будешь здоров». Пробудившийся больной нашёл себя здоровым. И это не единственный опыт загробной братской любви святителей. – «Иди, приложись к брату моему Варсонофию», говорил в видении св. Гурий больному Сумарокову. – Тот благоговейно приложился. – Св. Гурий сказал затем: «Господь и Бог наш Иисус Христос, молитвами Пречистой Своей Матери, умилосердился над тобой и посылает исцеление». Больной стал здоровым. Солдатка Варвара сильно страдала головной болью. Явившийся св. Гурий готовил её к смерти, но св. Варсонофий упросил отсрочить время смерти. Проснувшаяся Варвара нашла себя здоровой и обещалась идти благодарить святителей у их мощей. Отправлявшиеся на службу муж и сыновья просили её отслужить за них молебен святителям; но Варвара не исполнила ни своего обещания, ни просьбы близких к душе её. И она стала опять больной, до того, что отчаивались в её жизни. Явившийся св. Гурий строго сказал ей: «почему так скоро забыла ты о своём выздоровлении и не исполнила просьбы мужа и детей?» Св. Варсонофий опять упросил простить её. – Проснувшаяся больная чувствовала облегчение болезни и, поспешив отслужить молебен, совсем выздоровела111. – «Любовь не умирает», сказал Апостол. По загробным делам св. Гурия и Варсонофия видим то же самое. Здесь в опытах видим, что не умирают там никакие святые чувства, никакие святые расположения.
Уже по уставу конца XVI в. видим: октября 3 «память Гурия и Варсонофья, Казанских чудотворцев»; декабря 3 «преставленье св. Гурия, архиеп. Казан.»; апреля 11 «преставленье Варсонофья, Казанского чудотворца»112.
И как было не праздновать Русской Церкви память святителей страны магометанской? Чудеса их, живых и по смерти, – слава для христианства и обличение магометанству. Это истина очевидная, истина неотразимая никакой магометанской силой ума и меча. Чудеса – дело одного Всемогущего. – Всемощный никогда не действует вопреки Своей премудрости и святости. Потому, если Он являет силу Свою через лучших исповедников христианства, – это означает, что Он признаёт христианскую веру верой лучшей и хочет, чтобы признавали её такой же люди; это означает, что Он хочет утвердить и распространить во вселенной христианскую веру, как веру высокую по своему содержанию, как веру способную преобразовать и усовершить человечество. Так говорит Он людям делами Своими – чудесами. Никакой магометанин не в праве отвергать действительность такого чуда, каково нетление мощей св. Гурия и Варсонофия. Пусть приходит и смотрит. Чудо перед его глазами. Гурий и Варсонофий жили с его предками, но жили как самые ревностные проповедники христианства и обличители магометанства. Если же они прославлены нетлением; если они силой Божией совершают чудеса и по смерти, то в них прославляется их вера живая; их слава – слава христианства. Найдёт ли что-нибудь подобное магометанин в своём магометанстве? Нет. Никогда и ничем Бог не явил Своего благоволения к магометанской вере, никаким чудом и никаким знамением. История Магометовой веры – тоже, что история каждой языческой веры, тоже, что история каждой веры, придуманной людьми. – Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и во веки веков, аминь.
* * *
По свидетельству Кедрина (XI в.), при Феодосии Великом привезён был в Константинополь тот бык, в котором сожжён был св. Антипа.
„Полн. месяцесл. Востока“ – архим. Сергия, т. II, ч. II, стр. 103.
Собр. л. VI, 140. Ннк. л. V, 56. Степ. кн. II, 3. 4. Ркп. житие преп. Иакова. Сведение о монаст., стр. 159. М. 1852 г.
Так сказано в житии. Но монастырь преподобного называли монастырём Иакова Широконосого (пр. 88): не берёмся соглашать одного с другим.
Львов. л. II, 266. Никон. л. V, 96. Собр. л. V, 263. VI, 143. ркп. житие.
Ркп. житие.
В словаре святых, стр. 126. СПб. 1834 г.: „св. Иаков преставился в 1392 г.“. Но это – явная несообразность со временем рождения князя Василия Васильевича.
Сведение о монастыре 159.
Собр. л. VI, 179.
В Железноборском синодике записаны игумены Железноборские Досифей, Савва убиенный, Вениамин убиенный, Иосиф, Левкий, Иларион, Феодосий, Евстратий (Ж. М. Просв. 1853 г. июль).
В конце ркп. минеи за март приписка: „в л. 7044 (1536) списана – при архиеп. Данииле митроп., а написана – великому и чудному Иоанну Предтечи, в Яковль монастырь Широконосов преподобного отца нашего игумена Иакова, иже основавый обитель сию, – повелением господаря нашего игумена Нифонта, настоятеля и учителя“. На другой минее: „л. 7049 (1541) написана на железном борку у преподобного отца Иакова, стяжанием игумена Нифонта“. На Евангелии надпись: „7078 (1570) дал игумен Тихон великому Ивану Предтечи – и преподобному Иакову чудотворцу“. – Ж. М. Просв. 1853 г., ч. 78. отд. II, 86–90. В сборнике Нижегород. Благовещ. монастыря XVI в. под 5 мая „преставление преп. отца нашего игумена Иакова, Костромского чудотворца, иже на железном борку“, здесь и служба и чудеса его. Мая 5 – день открытия мощей.
По описи 1662 г. за Предтечевым монастырём преп. Иакова 502 двора поселенцев. Зап. Археол. Общ. 2, 418.
Ркп. житие преп. Александра Кушт.; Ист. Иер. IV, 96. Сведен. о мон. 70, ркп. святцы: „преп. отцы Харитоний и Евфимий игумены Сянжемского монаст., преставишася в л. 7017“, по Отенскому и другому современному, „Харитон преставися в л. 7017 апреля в 11 день“. Словарь святых 108. 271. В 1662 г. у Евфимиева монастыря 113 дворов поселенцев.
Житие св. Варсонофия, описанное п. Гермогеном. Преосвящ. Григория житие св. Гурия и Варсонофия, СПб. 1853 г.
Так у Гермогена, по подлинной его рукописи. Буслаева христом., стр. 984.
Карамз. VII, 51, пр. 81.
Описание Пешношской обит., стр. 110–113. Карамз. VIII. 212. 213.
Послесловие устава. – Здесь же сказано: „а братии с ним (Варсонофием) пришло из Пешноши келарь Тихон крылошанин, Феодорит казначей крылошанин, Иев Далматов крылошанин, а постриженцы Пешношские, – да Симеон Неронов, Андрониковский постриженец крылошанин, да Андроник подкеларник, да Сильвестр служебник Яхонтова, а постриженец Пешношский“.
Исг. Акт. I, 331–333. Собр. грам. I, 533–537. Карамз. IX, пр. 177.
Микулинская летопись, СПб. 1854 года. Оршин монастырь, Тверь, 1847 года.
Гермогеново опис. чудес Гурия и Варсонофия, чуд. 5. 26. 62.
Толстого устав отд. 1 № 100.