Источник

10-е

Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними

Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец89.

По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих».

– Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея?

– Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения...

– «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ...

– «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

Видя твёрдость исповедников, Фортунат предал их жестоким и разнообразным истязаниям, но Бог чудно поддерживал мучеников, и никакие муки не побеждали их терпения. Они перенесли голод в тюремном заключении, строгание тел их острыми орудиями, вышли невредимыми из места, где были заперты вместе со змеями и другими ядовитыми гадами. Наконец, приговорённые к смерти, радостно приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты... Тела их были с благоговением похоронены христианами.

Слава этих мучеников была велика. Празднование в честь их начало совершаться с древнего времени. Св. Иосиф в службе говорит о чудесах, источавшихся от св. мощей их.

Св. пророчицы Олдамы

Пророчица Олдама жила в первой половине VII в. до Р. Хр. Она предсказала 16-му царю Иудейскому, царствовавшему в Иерусалиме, – Иосии, «делавшему угодное в очах Господних и ходившему во всем путём Давида, отца своего, не уклонявшемуся ни направо, ни налево», что за смирение его пред Господом «Господь приложит его к отцам его, и положен он будет в гробницу свою в мире, и не увидят глаза его всего того бедствия, которое Господь наведёт на страну его» ... (4Цар.22:20; 2Пар.34:28).

Свв. 600 препп. отец, избиенных Персами в Давидо-Гареджийской пустыни

В обители, основанной св. Давидом Гареджийским (одним из учеников великого Иоанна Зедазнийского), вокруг которой ещё при жизни св. Давида образовалось несколько обителей, составлявших как бы Фиваиду Грузии, процветавшую почти до XVII столетия, иноки имели обыкновение, в храмовой праздник Воскресения Христова, сходиться в одной из обителей для совместного празднования Светлого дня.

Так было и в 1615-м г. В это несчастное для Иверии время, когда звероподобный шах Аббас разорил всю страну и предал избиению множество жителей, отправился он однажды, именно накануне дня Светло-Христова Воскресенья, поохотиться в степях Караягских, ликуя и превозносясь, что здесь уже верно не встретит он ни одной живой души. Но, к удивлению своему, лёжа ночью в своей палатке, он увидел вдали на горе множество движущихся огоньков. Это и были иноки Гареджийской пустыни, обходившие крестным ходом маленькую свою церковь, воспевая радостное «Христос воскресе!»

– Стало-быть не вся Грузия предана мечу? – воскликнул шах, узнав от своих приближённых, что это монахи празднуют свою Пасху Христову, и приказал изрубить всех, кого найдут в этой степной пустыни... Напрасно некоторые приближенные шаха просили его пощадить этих безвредных людей, напоминая ему, что сам Магомет велит щадить молитвенников. Воины должны были исполнить волю их необузданного в своей свирепости владыки и к утру следующего дня истребили до 600 иноков, которых они застали причащающимися во время литургии св. Таин Господних... Затем они предали разорению и опустошению все обители. И таким образом закончилось существование этих обителей, служивших в продолжение почти 12-ти столетий – рассадником православия и благочестия в Грузии. Впоследствии, заботливостью Кахетинского царя Арчила II-го, собраны были кости преподобных мучеников и положены в сооружённой им церкви.

В настоящее время из прежних двенадцати существуют лишь две восстановленные обители: Воскресенская – св. Давида и Иоанна Предтечи.

Память этих мучеников совершается в Грузии во вторник Пасхи. (См. «Жизнеопис. свв. Груз. Церкви» – Сабинина).

Св. Новомученика Дима (Димоса)

История мученичества Дима есть повторение бесчисленных подобных, которым не перестают подвергаться христиане, существующие под игом Турок: личная досада, мстительная клевета, допрос с ложными свидетелями, в которых никогда не бывает недостатка, – пытка, казнь... И кто знает, сколько времени предстоит продолжаться возобновлению случаев, где Турок – палач, жертва – христианин... Иной порядок вещей пока ещё только в мечтах страдальцев, жаждущих освобождения от векового, неправедного гнёта, и людей, сочувствующих страданиям своих единоверных, но безуспешно стремящихся помочь им стряхнуть этот удручающий гнёт, бесплодно почти до сих пор приносящих для этого кровавые жертвы.

Вот в коротких словах история мученика Дима. Рыбак по ремеслу, отказавшийся работать, при отяготительных условиях хозяина Турка, державшего рыбную ловлю в Смирне, он был оклеветан раздосадованным его отказом Турком в том, что будто бы выражал желание принять исламизм. За этим, разумеется, отречение Дима от подобного желания; и исповедничество веры, в которой воспитали его родители, в которой утвердила его общая мать – православная Церковь. Затем – принуждение к исламизму, пытки; Дим заключён в темницу, в тяжких колодках, в которых для усиления боли забиты кирпичи и другие острые и твёрдые предметы. Непоколебимое терпение христианина; смертная казнь...

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых, Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме св. Георгия. На другой день после погребения, и в праздник Троицы, проповедник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом»90.

Дима пострадал в 1763-м г. 10-го апреля.

Господь почтил нетлением «верного» раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма св. Георгия, и много было случаев исцеления приближавшихся ко гробу его с тёплой верой в помощь принявшего мученический венец.

* * *

89

„Полн. месяцесл. Востока“ – архим. Сергия, т. II, ч. II, с. 102.

90

„Христ. мученики, пострад. на Востоке“, – свящ. П. Соловьева.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle