Источник

§ 132. Догматическое учение преп. Ефрема.

Св. Ефрем оставил после себя довольно и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, т.е. против аэтиан и евномиан415; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам, маркионитам и мессалианам416; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса соединены два естества, против Маркиона и Манеса417. г) Три слова о вере и против иудеев418; д) о свободе против защитников слепой судьбы419; о покаянии, где против новатиан420 говорит о власти Церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве421; о рае и суде422. Все эти сочинения писаны в виде благоговейных размышлений. Св. Ефрем не входит в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывает на эти основания при излиянии чувств и благоговейных мыслей. Почти никогда не разбирает он и тех оснований, на которых утверждались еретики в своих мнениях. Такой вид поучений его зависел от того, что он назначил их для народного употребления, а частью и для пения в храме, и они писаны стихами. Тем не менее почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы св. Ефрем. Представим здесь очерки учения его о важнейших догматах.

а) Живыми и яркими чертами изображает св. Ефрем непостижимость Божества в обличениях «дерзким испытателям». Кто может, говорит он, измерить глубины Божества и понять тайны Его? Угодно ли тебе, о прах! повергнуться в бездны сего грозного моря, так как волны его прекрасны! Они поглотят тебя совсем в глубинах. Если ты хочешь изведать это море, и приблизиться к одной малой и не видной волне: то она бросит тебя в другую, более сильную, и все волны одна за другой поглотят тебя, так как это море все в себе сосредоточено, есть одно и то же по существу»423.

б) Об источниках богопознания говорит так: «у тебя пред глазами видимая природа, под руками Священное Писание. Природа для нас не ясна; но Писание доступно для нашего разумения. Поскольку из природы мы не можем научиться о Христе; остается оттуда познавать Божество Его, откуда знаем о Его человечестве. Одно Писание может научить нас об Отце и Сыне и Духе Святом»424.

Отчего неодинаково понимают Писание? «Как многие из врачей не понимают своего дела: так точно многие не понимают Писания. Оттого изречения его в устах неразумных толкователей являются противоречащими. Писание само по себе совершенно верно себе самому, но между учеными – замешательство мыслей»425. «Мальчики, которые только вчера посещали школу, вдруг вырастают, как тыква Ионы. Вот они уже составляют новые образцы веры, отличные от правила святых426. Гордость заставляет выдумывать новости и не переносит старого. Самонадеянному низко учить истине сообразно Писанию. Погружаясь в глубины исследований, он теряет истину ясного учения»427.

в) «Слышишь об Отце и Сыне и Духе? в именах исповедуй лица. Не имена Их соединены, но на самом деле Три соединены»428. «Луч солнца не позднее солнца, не было времени, когда бы он не был с солнцем. Свет его – второе, теплота третье; они не позднее его, но и не одно и то же с ним.... Видишь, что одно составляет три и три суть одно.... Солнце есть образ Отца, свет – Сына, теплота – Духа Святого429. Отец безначально из сущности своей произвел Сына и Духа Святого, не по какой-нибудь необходимости. Он родил Сына естественно из сущности своей; равно и Духа Святого явил из сущности своей. Дух Святой изшел из сущности Отца... Духа Св. Отец извел из сущности своей… не родив Его430. И Дух Божий ношашеся верху воды, Дух Божий, т.е. Дух Святой Бога-Отца, от вечности исходящий от Него и равный по существу и действиям Отцу и единородному Его Сыну»431. «В начале сотворены дела чрез Единородного. Бог сказал: да будет свет и бысть. Кому повелел Он, когда еще никого не было?.. При сотворении Адама Бог открыл Единородного, когда сказал: сотворим себе человека по образу нашему нам подобного. Было бы ослеплением думать, что Бог говорил это Адаму.... Думать и утверждать, что Бог дал повеление ангелам – явная несообразность432.

г) «Если Слово восприяло только образ: на что было нужно естество? Если произошел только по видимости: на что была нужна жена? Если прошел как чрез трубу: на что было время и зачатие?.. Имею и другое доказательство Его воплощения – возрастание до совершенного возраста. Если Слово имело только образ (σχημα), то облеклось как одеждою: но укажите одежду, которая бы прибывала433. «Не сказал: рождаемое силою или Св. Духом, рождаемое тобою в доказательство, что естество Девы служит Божеству и что восприятое в Ней и от Нее сопряжено с Словом и Богом»434. «Благословен Премудрый, Который сроднил и соединил Божество и человечество, одно естество от высших, другое от низших – и сделалось лице – Богочеловек435.

е) В сочинении против иудеев св. Ефрем доказал, что Иисус Христос есть тот Спаситель падших людей, Которого предвозвещали пророки.

ж) «Милостив будь, о Благий, к нашему злому изволению, этой вине всех бед. Мысли его болезни тайные, а дела – это болезни явные. От него произошло первое преступление заповеди, имевшее последствием все грехи и до ныне и в остальное время. Ты, Чистый, очисти свободу нашу; сама по себе она – мутный источник. Дивлюсь свободной воле нашей. Она имеет возможность побеждать и – любит уступать над собою победу»436. «Будь помощником моим, Владыка всех, Христе, – защити душевную мою немощь, чтобы избавиться мне от мерзкого и греховного сего растления, стать свободным от уз греха, – да снидет на меня царство божественного и полоняемого Твоего Духа»437. В сочинении о свободе воли нашей св. Ефрем, обличая защитников слепой судьбы, в доказательство свободы нашей говорит: «если мы не имеем свободной воли: то за что подвергает нашу волю ответственности?»438. В нас есть естественное расположение к добру и отвращение к злу439; различные законы и обычаи народов–плод свободы440; обращение от язычества и жизнь истинных христиан также ее дело441.

з) Христос «даровал народу своему, Им искупленному, т.е. своей Церкви, пшеницу, вино и таинственный елей. Пшеница – это святое таинственное тело Его; вино – кровь Его освящающая; елей – благое помазание, которым запечатлеваются крещенные и облекаются во всеоружие Духа Святого»442. Огнь и Дух – в нашем Крещении; огнь и Дух Св. – в хлебе и чаше443. «Господь заповедал ученикам своим, чтобы только единократно очищали водами Крещения грехи человеческой природы. Даровавший им власть вязать и разрешать заповедал, чтобы грешник являлся пред лице Того, Который оставляет все грехи, и молил Его о прощении, потому что не без скорби нашей очищает нас; согрешившему надобно болезновать и скорбеть»444. «Самая высокая и страшная мышца, снисшедши с неба, чрез возложение рук, даровала нам Духа Святого. О неизреченная сила, благоволившая вселиться в нас чрез возложение рук святых иереев!»445.

и) Догмат о воскресении мертвых св. Ефрем защищал против последователей Вардесана446, и часто повторял его, как в песнях об умерших447, так и в других сочинениях448. Любимым предметом размышлений для св. Ефрема было размышление о рае449 и последнем Суде450. «Кроме двух состояний, говорит он, нет среднего, разумею же одно горнее, другое дольнее. Если же это верно, как и действительно верно, то что может быть безрассуднее слов: для меня довольно избежать геенны, а войти в царство небесное не забочусь? – Избежать геенны не значит войти в царство. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Егда приидет Сын человеческий во славе своей, поставит овцы одесную, козлища же ошуюю451».

Так поучал прп. Ефрем о догматах веры!

* * *

415

Op. Syr. Т. 3, 1–208.

416

Op. Syr. T. 2.

417

Op. gr. T. 2, 258–276. Твор. св. Ефр. 3, 54–83. Кроме 7 слов сирских есть еще на греч. слово о жемчужине, совершенно того же содержания (Т. 11. graec. р. 347–63). Последнее известно было Ефрему Антиохийского (Photii Bibl. cod. 229). Леонтию (ар. Galland. 12, 672. 699).

418

Op. Syr. T. 3, 164. 208. 209. 224. Творения св. Ефр. 6, 187–210.

419

Op. Syr. 3, 359–366. Твор. 6, 210–221.

420

Op. gr. T. 3, p. 160–205. Другое сочинение о покаянии известно только в латинском переводе Ор. gr. Т. 3, р. 589–99. О том, что Ефрем писал против Новатиан, говорит св. Григорий. См. прим. 39.

421

Op. gr. 3, 1–6.

422

Op. Syr. 3, 575–98. Ser. 5–12. Также слово о обиталищах блаженства. Ор, graec. 3, 25–26. Слово «о местах блаженства ib. р. 26–28, Рай есть страна покоя святых, говорит св. Ефрем, ibid р. 189. См. прим. 45.

423

Против ересей Пень. 31. Тоже, против испытателей песнь. 4. 7. 9. 10. 11.

424

Против испытателей песнь. 65.

425

Против испытателей, р. 99. Твор. Ефр. 6, 392.

426

Против испыт. р. 203.

427

Против испыт. р. 171.

428

Против испыт. р. 192.

429

Против испыт. р. 71–72.

430

Обличение себе самому твор. св. Ефрема I, 222.

431

Oper. Syr. 1, 17.

432

Против испыт. песнь 6.

433

Твор. 3, 64.

434

Ibid. 69, Тоже прот. испыт. песнь 17.

435

Твор. 6, 340.

436

Твор. Ефр. 6. 395.

437

Твор. Ефр. 7, 117.

438

Твор. 6, 219.

439

Op. Syr. Т. 2, 454.

440

Op. Syr. 2, 461.

441

Op. Syr. 2, 454–459. Твор. 6, 215.

442

Op. Syr. T. 2, 252. О Миропомаз. тоже p. 332. во 2 пес. о жемчужине.

443

Против испыт. р. 10. Op. Syr. 3, 23. О Евхаристии тоже в 12 пес. о усопших, в 7 пес. против ересей; в 10 и 19 пес. против испытателей; еще Op. Syr. 2, 61, 252. 3, 246. Op. gr. 3, 2.

444

Adv. haeres. 2. Op. Syr. 2, 440. Об исповеди см. выше прим. 90. О том же Op. gr. Т. 3. р. 2, 367.

445

Твор. 3, 231.

446

Op Syr. 2, 553.

447

Op. Syr. 3, 225–359. Твор. 6, 1–184.

448

Op. Syr 2, 389. Op. graec. 3, 119–127, 127–34, 148, 361.

449

Op. Syr. 3, 225–359. Твор. св. Ефрема 6, 1–184. 3, 296–301.

450

Творения св. Ефр. 2, 396–406. 3, 5–37.

451

Oper. graec. 3, 26.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle