Послания к монахине Евлогии

Источник

Содержание

Послание третье Послание четвертое Послание пятое  

 

Послание третье

1. Письма, посланные [тобой] с Кидонатом, Карвоном и, наконец, с монахом Нифоном, имеют один смысл, хотя и написаны по различным поводам.Ведь даже если отчасти они толкуют о чем-либо ином, то по большей части касаются одного предмета.

2. А мои письма, предназначенные одно тебе, а другое – Агафонике, вполне достаточны, по благодати Христовой, для того, чтобы [вам] усовершаться во всяком деле и терпеливо переносить несчастья, обрушивающиеся [на вас] извне; они также содержат ответы на вопросы, поставленные в [твоих] письмах. Частое чтение [их], обновление памяти посредством такого чтения и польза, обретаемая посредством дел, [о которых говорится в этих письмах], весьма выгодны для того, кто стоит во главе [монастыря].

3. К сказанному в этих посланиях я могу добавить ныне следующее: искушения еще не одолели тебя, хотя ты все еще не изучила [науки] борьбы с ними; ты еще не ощутила [в полной мере] горечи этих искушений и не испробовала сладости, проистекающей из источника утешения – терпения1, а поэтому приходишь в раздражение от случившихся [с тобой] малых огорчений. Ты еще [наслаждаешься] прогулкой по весне благополучия и питаешься утешением, [получаемым] от родителей, братьев, сродников, друзей и всех знакомых; получаешь удовольствие от благоуханий похвал, и услада расслабленности2 владеет тобой. Это притупляет [твое] ведение, делает косным разумение и заставляет цепенеть произволение, [то есть ослабляет те способности], которые подготавливают [человека к преодолению] трудностей. Вследствие чего и зима искушений медлит с приходом, поскольку ты немощна и не в силах перенести ее. Мать питает [свое] дитя в нежном возрасте молоком, а уже подросшему дает твердую пищу. Если скорби приближаются к тебе, знай, что они – малые; по Домостроительству благодати [Божией они посланы], чтобы ты посредством малых скорбей стала постепенно испытанной благодаря терпению. Если же, с другой стороны, на тебя обрушиваются тяжкие испытания, то знай, что Подвигоположник3 Христос уготовил для тебя многие награды. Ибо [Псалмопевец] изрекает: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс 93:19).

4. [Заметь, что и] среди чувственных [благ] ни одно не достигается без труда. Земледелец выращивает хлеб с тяжким усилием; потоками пота достаются огороднику выращенные овощи; купец пересекает многие моря и реки и шествует долгими путями ради малой прибыли. А монаху скорби приносят подлинную радость4. И грешник, и праведник спасаются искушениями: грешников постигают искушения для того, чтобы они заплатили долги своих грехов и, уцеломудрившись здесь скорбями, были избавлены от тамошних испытаний; с праведниками же приключаются искушения для того, чтобы смирилось их помышление, возносимое горе добродетелями, и чтобы не лишились они награды, хранимой для них Богом5. Без огня и воды не закаливается меч, без клещей не приготавливается древесный уголь, а монах не увенчивается без добровольных трудов и невольных искушений. Добровольные труды и [приходящие] извне скорби суть клещи Божественного огня6.

5. Если желаешь принять и зажечь [в себе] Божественный огонь, не расслабляйся в [своих] добровольных подвизаниях за добродетельи не уклоняйся от случающихся с тобой несчастий, ибо таким образом будешь иметь в себе Бога, словно огнь, поядающий всякий порок7. Постигни смысл этого8. Уразумей сияние, сокрытое в добровольных трудах и невольных напастях, и ум твой просветится сиянием ведения, а сердце возрадуется истинной радостью, которую никто не отнимет9.

6. Подобно тому, как искры сыпятся, когда железом бьют по стали, так и душа, любящая Бога, когда она подвергается ударам внешних искушений, исторгает искры, рассыпаемые Божественными озарениями, и вся становится светом. Она может озарять и приближающихся к ней, которые видят блики сияния, исходящие из терпения ради любви к Богу, кротости и доброты ко всем, [присущих такой душе]. Добровольные труды подвизающегося уничтожают явные способы телесных наслаждений, а внешние напасти посрамляют и истребляют незримые страсти души – и таким образом созидается [наш] человек по Богу10.

7. Продала ты все имения свои и оставила родителей, братьев, сродников, друзей, знакомых, деньги, дома, земельные владения и само тело свое. Вместо всего этого ты обрела драгоценную жемчужину(Мф 13:46) – Христа, Который есть всяческое благо и превышает всякое благо. Обретя Христа, ты имеешь всякое благо. Чего тебе не хватает и чем ты недовольна? Чего ты лишена и чем ты раздражена? Ты изведала Христа – небесный Хлеб и истинную Манну (Ин 6:30–36,47–51); ты испила Влагу Жизни (Ин 4:13–14; 1Кор 10:3–4); познала, что благ Господь(Пс 33:9), и узнала, что несть лишения боящымся Его (Пс 33:10). В сокровищнице любви ты накопила Сокровище Жизни – Христа11, отринув наслаждения мира сего и [всего], что связано с ним. Страх Божий ты поставила привратником, [охраняющим врата души твоей], убедив себя переносить всякую муку века сего ради Того, Кто претерпел раны из-за тебя; ты стала причастницей славы Его, принимая многоразличные скорби, обрушивающиеся на тебя, и подражая Его терпению.

8. Богатии века сего нищают и алчут (Пс 33:11), поскольку вводятся в обман желанием тленных [благ] и поскольку им кажется, что они владеют тем, над чем невозможно [на самом деле] властвовать. Поэтому там они будут алкать и мучиться, так как лишились истинного богатства, возлюбив текущую материю и обманчивое удовольствие [прелестей] преходящего века, которые ткутся и рассеиваются словно постав паучинный12. Впрочем, подобные [богачи] делаются бедными и изнуряются голодом не только в будущем веке, но часто и здесь, ибо все зыбко в этом мире. А отвергнувшие все [земное] и не щадящие телесную жизнь [свою], предпочтя [ей] истинную Жизнь, то есть Христа, взыскуют Господа днем и ночью как отвратившиеся от мира и отвергнувшиеся от самих себя, а потому они [всегда] следуют за Христом13. Таковые, как подлинно взыскующие Господа, не лишатся всякого блага(Пс 33:11). Тот же, кто обладает всем несравнимым [ни с чем] Благом, не ощущает никакого недостатка и никогда [ничего] не лишается, но всегда вкушением всякого блага постоянно радуется как веселящийся о Господе по апостольской заповеди: Радуйтесь всегда в Господе(Флп 4:4). Ибо как невозможно без Него жить, так же невозможно без Него всегда истинно радоваться.

9. Если ты принимаешь лесть от [своих] родителей, если желаешь свидания с братьями14, если любишь общение со сродниками, если доброжелательно допускаешь, чтобы мирские привычки были близки тебе, если сохраняешь в своей собственности приданое и удерживаешь за собой дома и поля, а также сохраняешь что-либо иное из земных [стяжаний], как можешь ты сказать вместе с [апостолом] Павлом: для меня мир распят (Гал 6:14), когда этот мир живет и пышным цветом цветет в тебе? Если же ты, отрекшись от всего этого, видишь ныне, что [твои] родители [вновь] отнимают некогда отданное тебе15 и отворачиваются от тебя, а также видишь кого-нибудь, задумавшего отнестись с презрением к тебе, то приходишь в замешательство и смущение. Порой копья печали, гнева и памятозлобия уязвляют тебя, а порой ты сама пускаешь в собеседников [острые] стрелы прекословия с языка своего. Как в таком случае ты можешь повторять апостольские слова: и я распят для мира(см. Гал 6:14), когда ты [на самом деле] похотью плоти прикована к миру? Други века сего16 заключают союзы с миром и, взыскуя плотскую жизнь, считают ее [высшим] удовольствием. Ты же, устремившая взор свой к будущему веку и возлюбившая тамошнее блаженство, монашеской жизнью распялась для [благ] нынешнего [мира]17. Ты давала обет жить одним упованием на будущее, чтобы могла сказать ты вместе с [апостолом] Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос(Гал 2:20). Не живущий [для этого мира] – мертв, а мертвый – неподвижен к помышлениям и хотениям плоти и таким образом он имеет живущего в нем Христа18, живя жизнью по Духу, шествуя в Духе и созидая жительство на небесах(см. Флп 3:20). Ибо [Апостол] говорит: Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим 8:10).

10. Когда Господа искали Матерь и братья Его, Он сказал: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его(Лк 8:21). И ты также скажи: Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс 26:10). Не печалься, если тебя обижают и презирают. Ибо обижаемая не причиняет вред [себе], а впадающая в печаль наносит ущерб душе своей, омрачая и делая ее мертвой. Ведь Апостол говорит: Печаль мирская производит вечную смерть (см. 2Кор 7:10)19. Похищающие принадлежащее тебе и презирающие тебя [на самом деле] скорее чинят вред [самим себе], ибо в ущербе остается не тот, с кем дурно обходятся и кто мужественно это переносит, а тот, кто поступает несправедливо с ближним, угнетая его. Похищающие принадлежащее тебе [в действительности] расторгают узы твои и проторяют тебе путь к духовной свободе, а презирающие тебя сохраняют тебя нетщеславной. И смотри, как это устраивается: презираемая, ты страдаешь, а страдая, познаешь позор славолюбия20. Ведь когда тебя окружали лестью, ты не ведала о сокрытом в тебе [зле] и служила [ему], но [теперь], будучи ввергнута в печаль и смятение бесчинством и презрением, ты познала это. Ты вскармливала дикого зверя [в себе], будучи почитаемой и исполняя [свою] возлюбившую мир волю, – и тебе казалось, что ты пребываешь в мирном состоянии духа и являешься бесстрастной. Когда же тебя оскорбили, обидели и уязвили презрением, то дикий зверь восстал, разрывая тебя на куски, озлобляя, терзая тебя, разжигая гнев и ввергая в памятозлобие.

11. Поэтому ты, видя расстроенность [своего] сердца и все остальное плачевное состояние [своей] души,определи, что представляет охватившая тебя страсть, и рассуждай таким образом: “страсть эта, которая ныне угнетает меня, прежде обольстила меня вследствие добровольной склонности моего произволения к миру, а поэтому теперь я растерзываюсь, уже вопреки произволению, внешними превратностями. Если бы я раньше держала в узде воздержания похоть плоти, то теперь не была бы наказана неразумной печалью из-за презрения [моих] родственников. Отныне мне остается бичевать [свое] малодушие великодушным терпением, и тогда я стойко перенесу случающиеся со мной скорби, откуда бы и каким образом бы они ни происходили. [Подобным образом] я соделаю душу мою мирной, как добровольно отвергающая сласти этой конечной жизни, так и готовящая себя [стойко] принимать исходящие извне страдания.

12. Мысля таковым образом, ты [являешь себя] ненавидящей страсти и стяжаешь терпение, а благодаря терпению [стано­вишь­ся мужественно] переносящей муки; когда же ты делаешься выше наслаждения и муки, то никакое препятствие, откуда бы оно ни возникло, не может помешать тебе быть с Богом. Собирая [плоды] мира от духовных рассуждений21, ты предоставляешь место Богу в своем сердце, сохраняешь [постоянное] памятование о Боге, свершаешь в мысли [своей] чистые молитвы, поешь [псалмы] с разумением, занимаешься [духовным] чтением и передаешь прочитанное сердечному размышлению. Ты воспламеняешь огонь любви к Богу, и плоды Духа рождаются в тебе, исторгая из глубины души всякое помышление, как [сметает] ветер прах от лица земли. Ибо Божественной любовью ты изгоняешь вожделение к земным удовольствиям; радостью [по Богу] разрушаешь неразумные печали, извне нападающие [на тебя]; [духовным] покоем искореняешь гнев; добротой выгоняешь памятозлобие; великодушием унимаешь малодушие; кротостью низвергаешь превозношение; твердым упованием на будущее с гневом отвергаешь неверие, происходящее из сластолюбивого [наслаждения] настоящим; воздержанием уничтожаешь разнузданное удовольствие, сдерживая [его].

13. Обретая такое и столь великое богатство из искушений, ты не должна сражаться с искушающими тебя и ненавидеть огорчающих тебя; наоборот, тебе следует считать их как бы врачами, которые скорбями, словно лекарствами, исцеляют тебя и доставляют тебе неизреченные блага. Почитай, люби удручающих тебя и молись за них, кто бы они ни были. И если ты, удручаемая сродниками, вступаешь в еще более сильную брань, то тебе следует противостоять тягостным помыслам и отвечать [им] так: “Чем сильнее брань, тем достойнее победа, а чем более знаменита победа, тем более велики венки [победителям]”. Отложи всякое попечение века сего и стяжай одну заботу – устремлять свой взор всегда к …22

14. …Прекрати [думать о том, чтобы] уйти в [какое-либо] другое место, или о том, чтобы прийти сюда; лучше [приложи старание к тому, чтобы] изгнать [этот помысел] из сердца своего как вора, злоумышленника и врага. Прочитай также и [мое] письмо к Агафонике и, вникнув в смысл написанного там, уничтожь [в себе] этот пагубный помысел. Словом подгони волю свою, а делом понуди ее быть сильной. Это я говорю, поскольку мой часто повторяемый совет [не совершать ничего подобного] нуждается ныне в повторении. Впрочем, никакой труд и никакое огорчение не отягощают меня23 ради этого помысла как совершенно запретного.

15. В следующий раз не посылай сюда ни монаха, ни мирянина, ибо путь стал наитруднейшим и весьма опасным: я боюсь, что посланный человек встретит на пути [много] опасностей и [ему грозят немалые] скорби24. Я слежу за теми, кто уезжает отсюда, и не буду прекращать посылать тебе [письма] с надежным человеком. Направил тебе три листа25, содержащие частичное напоминание того, что было сказано вам [прежде]. Прочитай их внимательно и покажи Агафонике; сделай так, чтобы и она имела это напоминание.

16. Пусть Господь Бог удостоит честнейшую настоятельницу и сестер, управляемых ею, непорочных небесных благ. Прошу [ее] заботиться о монахинях с кротостью, а их – слушаться ее повелений и воздавать ей подобающую честь. Господь же да управит сердце твое в любовь Божию и в терпение Христово (2Фес 3:5). Прошу также поддерживать Агафонику и всячески оберегать ее, чтобы обрести тебе [духовную] пользу как от нее, так и от трудов ради нее.

Послание четвертое

1. Приглашенные на трапезу и [с радостью] принимающиеся за подаваемые на стол кушания, [всем своим видом показывая], что они не [хотят], по возможности, пропускать какое-либо из них, – [такие гости] радуют пригласившего их хозяина удовольствием, получаемым ими от еды, заставляя его быть еще более усердным и предлагать [все новые и новые] блюда.

2. Такой [радушной хозяйкой] сегодня ясно предстала передо мною ты, наполнив радостью душу мою. Прочитав письмо, [посланное тобою] с Красом, особенно то место его, где передавалась суть моих слов в [предшествующем] послании, я убедился, что ты восприняла [мою] мысль и постигла смысл написанного, [а потому] возрадовался душой и помолился Богу о твоей душе. Ты показала, что прилежно и усердно читала [мои] послания. Тем самым ты побуждаешь меня, убедившегося в твоей пытливости и трудолюбии, еще более ревностно писать и увещевать тебя относительно того, что касается твоего спасения.

3. Все же я хочу, чтобы ты внимательно следила за собой [и следила за тем], как бы лукавые помыслы, [почти всегда] сопровождающие добродетели, не похитили тебя и не попрали бы [все] твои труды. Ибо ты [на опыте] узнала, что зло ведет брань [с нами] и слева, и справа: слева, когда явно предлагает пороки, чтобы сделать виновного подлежащим [Божиему] наказанию; а справа, когда тайно злоумышляет, предлагая труждающемуся славу человеческую, чтобы сделать его чуждым, как тщеславного, славы Божией26.

4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует27 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22)28. Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3).

5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) – они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) – это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню.

Послание пятое

1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща]29.

2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19)30. А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей]. Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины31. И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие – конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31)32. Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2).

3. Бог да простит тебя! Да простит Бог честнейшую настоятельницу и управляемых ею монахинь! Да простит Он монахиню Агафонику! Да простит Он отца и матерь твою! Я молюсь, чтобы чада их устремились к благодеянию и благоугождению Богу; желаю, чтобы родители их отныне разлучились друг с другом, пребывали бы в монастырях и остатние дни свои провели бы в монашеском житии33. И это для того, чтобы они в течение немногих дней седмеричной жизни сей уделили бы часть и тому, что принадлежит восьмому [дню]34, и обрели в будущей жизни никогда не прекращающееся отдохновение, когда покинут здешнее бытие.

В молитвах ваших не забывайте мое ничтожество.

Перевод с греческого А. Сидорова

* * *

1

О схожем духовном опыте преподобный Макарий пишет так: “Будь в душе всегда сладость, покой и веселие, она не знала бы различия, не ведала, чем владеет, и стала беззаботнее; не видела превосходства добра, превосходства благости Господней (см. Рим 2:4) и наслаждения ею не понимала, так что, даже получив ее, не знала бы, чем владеет; и страшной тяжести и ужаса греха также не знала бы, и лукавства его не понимала. Но так устраивает все неизреченная Мудрость Божия, чтобы душа узнала собственное благо на опыте через сравнение и сопоставление с горечью лукавства и получила двойную пользу: приобретая опыт горечи и тяжести греха – и вкушая благость Господню”. – Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 544.

2

Так мы переводим в данном случае слово (букв. “ослабление напряженности, облегчение, отдых, покой”, иногда и «разнузданность»). Ср. у аввы Дорофея: “Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому, как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное, так и бывает с душою: нерадение (расслабленность), беспечность и покой расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют ее с Богом”. – Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания. М., 2001. С. 170. Текст: Doroth-e de Gaza. Oeuvres spirituelles / Ed. par L.Regnault et J.Pr-ville // Sources chrutiennes. 92. Paris, 1963. P. 418.

3

Собственно «Устроитель и Судья состязаний». Даным термином обозначают Господа некоторые отцы Церкви, в том числе и святитель Василий Великий в “Беседе на Псалом сто четырнадцатый”. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. I. М., 1991. С. 339. Более раннее употребление того же термина (только применительно к Богу Отцу) наблюдается у Климента Александрийского, который, говоря о христианском любомудре (“гностике”) как об “истинном атлете”, замечает: “Устроитель состязания – Сам Бог Вседержитель; Раздаятель наград – Единородный Сын Божий <…> Борьба же эта многоразлична и состоит из состязаний всякого рода, ибо мы боремся не против плоти и крови, но против властей духовных (ср. Еф 6:12), своим воздействием на плоть поднимающих в душе сильную бурю пороков и страстей”. – Отцы и учители Церкви III века. Антология. М., 1996. С. 271.

4

Ср. у преподобного Феодора Студита: “Творение не достигло бы цветущего состояния, если бы не было прежде снега, дождей и ветров. То же самое происходит и с душой. Если прежде она не была обуреваема горем, затруднениями и несчастиями, то и не расцветет и не даст плодов. Перенеся же (это), и плоды даст и благословение получит от Бога <…> Поэтому и мы, братия, будем переносить всякое горе, всякую тесноту, всякое искушение, видимо или невидимо находящее, самый пост, который проводим, голодая и чувствуя жажду и другим образом изнуряясь, чтобы принести плоды и получить благословение Божие”. – Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. I. СПб., 1907. С. 343.

5

Ср.: “Как скоро благодать усмотрит, что в помысле человека начало появляться некоторое самомнение, и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь, не прибегнет к Богу и не прилепится к Нему со смирением. Сим преходит человек в меру мужа совершенного верою и упованием на Сына Божия и возвышается до любви”. – Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Слова подвижнические. М., 1993. С. 219–220.

6

Данное выражение является возможно отзвуком Ис 6:6–7. Святитель Василий Великий сравнивает угль горящ, который Серафим берет клещами от алтаря и которым прикасается к устам, с огнем в Мф 3:11, очищающим грехи (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. II. I., 1993. С. 204). В подобном духе выдержано и толкование святителя Кирилла Александрийского, который уподобляет горящий угль воплотившемуся Богу Слову (Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 6. М., 1887. С. 189–192). Святитель Феолипт понимает “клещи Божественного огня” в сугубо аскетическом плане, но это понимание предполагает и христологическое толкование Ис 6:6–7, приведенное выше.

7

См. Евр 12:29. Ср. у Каллиста и Игнатия Ксанфопулов: “Огнь есть Бог наш, и огнь поядающий злокозненность бесов и страстей наших”. – Добротолюбие. Т. V. Сергиев Посад, 1992. С. 378.

8

Букв. «эти смыслы».

9

См. Ин 16:22. Ср. толкование: “Тверда радость о Нем (Господе – А.С.), и это весьма справедливо. Ведь если мы подверглись печали из-за смерти, то кто удалит радость от нас, знающих, что Он живет и пребывает постоянно, как Виновник и Податель нам духовных благ? Поэтому от святых никто не возьмет (отнимает) радость, по слову Спасителя”. – Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 15. Сергиев Посад, 1912. С. 15.

10

Данная фраза указывает на то, что возрожденный во Христе и Христом человек не есть просто возвращение к человеку до грехопадения. Ср. Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899. С. 210.

11

Ср. у преподобного Макария Египетского: “Он – Питание и Питие и Одежда наша и Сокровище и Владение наше и Покой и Дом наш, и вообще наша вечная Жизнь; и всякая душа, не принявшая Его в себя ныне и не удовлетворившаяся плодами добродетелей, а вернее, не удовлетворенная и не живущая жизнью духа, в Царстве Небесном со святыми своей доли не имеет и в Небесный Град первенцев (Евр 12:22–23) войти не может”. – Творения преподобного Макария Египетского. С. 558.

12

Ср. Ис 59:5; правда, в тексте Септуагинты – «ткань паучинная», а у святителя Феолипта – «паутинные нити», но мы сочти возможным привести указанный церковнославянский перевод.

13

См. Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, “Христос желает, чтобы мы не жалели своего тела: бьют ли, гонят ли, жгут ли, или другое что ни делают, – не жалей себя <…> И отцы тогда жалеют детей своих, когда, препоручая их учителям, приказывают не щадить их. Так и Христос. Он не сказал: пусть не жалеет самого себя, но, что гораздо сильнее, – да отвержется себе, то есть пусть не имеет ничего общего с самим собою, а пусть обрекает себя на опасности, на подвиги, и их переносит так, как бы то терпел другой кто-либо <…> В словах: по Мне грядет заключается и то, чтобы ты оказывал не только мужество в бедствиях, но и целомудрие, и кротость, – и всякую добродетель. То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой добродетели, и все за Него терпеть”. – Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Книга II., 1993. С. 564–565.

14

Речь, конечно, идет о таком “свидании” («встрече, собеседовании, беседе»), в котором преобладает элемент мирского, суетного и душевного. Ср. на сей счет у святителя Василия Великого, заповедующего подвижнику не допускать “свидания из одного угождения”, но приходить на такое свидание “только по требованию нужды, из усердия к ближнему, к какому обязывает каждого Божия заповедь”. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Ч. V. С. 139. Авва Фалассий на сей счет так же замечает: “Собеседование полезно только духовное, всем же другим предпочтительнее безмолвие”. – Добротолюбие. Т. III. С. 294.

15

Букв. «вещи», но контекст развития мысли святителя Феолипта предполагает избранный вариант перевода.

16

Данное выражение явно является антитезой выражения “друг Божий (Христов)”, которое, восходя к Священному Писанию (Ин 15:12–15), было широко распространено в святоотеческой письменности: “Господь, сотворив Адама, сделал всю землю и небо ему домом и поставил его царем всего сотворенного, приготовив ему и небесное наследие, да станет другом и братом Христовым, невестой и сотоварищем Святого Духа”. – Творения преподобного Макария Египетского. С. 568. Человек всегда стоит перед выбором, который преподобный Макарий описывает так: “Есть два царства: царство света и царство тьмы. Какого ты царя, разберись в себе. С кем ты в союзе и кому даешь обеты, того ты и сообщник <…> У тебя есть собственная воля, и к чему ты отдаешь свой порыв и свое послушание, того ты становишься владением и сыном и другом”. – Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I / Изд. полг. А. Г. Дунаев. М., 2002. С. 665–666.

17

В “Житии преподобного Ипатия” говорится о его учениках как о “подлинно распявшихся”; сам святой характеризуется как “распявшийся и делающий все ради Бога”. См. Callinicos. Vie d'Hypatios / Ed. par G.J.M. Bartelink // Sources chrutiennes. 177. Paris, 1971. P. 208, 218. “Будьте внимательны и знайте, что жизнь, представляющаяся вам трудной и несносной (я говорю о жизни монахов и распаявшихся миру), гораздо сладостнее и вожделеннее той, которая вам кажется приятной и удобной”. – Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. С. 695.

18

Тема “умирания” для мира постоянно встречается в святоотеческих творениях: “Где любовь к Богу, там (готовность) взойти с Ним на крест, чтобы с Ним пострадать и прославиться с Ним, чтобы вместе с Ним умереть и жить. Восходящий на крест оставил земное (букв. «был поднят от земли», «освобо­дился от земли»), умер миру и должен горняя мудрствовати, идеже Христос одесную(см. Кол 3:1) Отца”. – Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. М., 1993. С. 357. Текст: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Vol.II. T.II / Ed. par F.Neyt et P. de Angelis-Noah // Sources chrutiennes. 451. Paris, 2001. P. 728.

19

Так цитирует святитель Феолипт, добавляя в текст 2 Кор слово “вечную”. По изъяснению святителя Феофана, “печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают”. – Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 260.

20

О славолюбии см. рассуждения святого Диадоха, который, заметив, что “духовное слово всегда сохраняет душу нетщеславной”, противопоставляет “слово мирской мудрости”, ибо оно “всегда вызывает человека к славолюбию”, поскольку дарует своим последователям “любовь к похвалам, будучи выдумкою людей тщеславных”. Именно славолюбие является излюбленным оружием темных сил, ибо бесы, “принимая особенно славолюбие в предлог своей злобы, чрез него, как бы чрез какую-то темную дверь выскакивая, похищают души”. См. Попов К. Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903. С. 33–34, 509–510.

21

Букв. «от ведающих рассуждений». Iia?acумевается скорее всего та мысль, что подлинно духовное ведение aioаряет в душе покой.

22

В тексте лакуна.

23

Свободная цитата из Гал 6:17. По одному из толкований, Апостол хотел расположить галатов “вникнуть лучше в послание, и сказал: больше толковать не хочу, ибо это будет то же, что воздух бить”. – Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Галатам. М., 1996. С. 454.

24

Святитель Феолипт указывает на усложнившуюся ситуацию Филадельфии, которой со всех сторон угрожали турки.

25

Перевод гипотетичный, ибо выражение iaeiионятно.

26

Антитеза славы человеческой и славы Божией восходит, скорее всего, к Ин 12:43–44. Она постоянно встречается и в святоотеческих творениях, например, у преподобного Макария: “Непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф 5:27); кто знает, что это такое: Вся слава дщери Царя внутри(Пс 44:14), а не вовне; кто неложно говорит: Ты исполнил сердце мое веселием(Пс 4:8); кто ознаменован ликом Христа, вернее же – тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце”. – Творения преподобного Макария Египетского. С. 608.

27

Синод. перевод: …прелюбодействовал… – Ред.

28

Так цитирует святитель Феолипт. Синод. перевод: …всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной. – Ред.

29

Святитель оказался прав в этом предчувствии: вскоре после написания этого своего последнего письма он отошел ко Господу.

30

Приводится церковнославянский перевод как более точно отражающий греческий текст. В Синодальном переводе: Терпением вашим спасайте души ваши.

31

Святитель Феолипт исходит из того тезиса, что жизнь добродетельная есть жизнь сообразная с Разумом, то есть Логосом. Кардинальное отличие этого тезиса от аналогичного стоического положения было проведено уже в древнехристианской письменности, например, у святителя Климента Александрийского (Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим.

32

Святитель Феолипт ссылается на сочинение “Подвижнические уставы, подвизающимся в общежитии и в отшельничестве”, которое, как считают современные патрологи, не принадлежит святителю Василию Великому. В цитате он заменяет слово “спутник” (“веселие – спутник добродетели и благости”) на “цель”. См. русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. II. СПб., 1911. С. 490.

33

Родители Евлогии действительно вняли этой последней просьбе умирающего Святителя и закончили свою жизнь в двойном монастыре своей дочери.

34

Святитель Феолипт использует обычную для святоотеческих творений символику: число семь обозначает здешний, тварный мир, а число восемь – мир будущий: “По нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован осьмым (Пс 6:1), потому что он находится вне сего седмеричного времени”. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Поскольку настоящая жизнь круговращается в седми днях недели; время, начинаясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню и таким образом доходит до седьмого; то век, который вне сего седмидневного числа, слово Божие справедливо наименовало осмым”. – Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М., 1997. С. 29.


Источник: Аскетические творения ; Послания / Святитель Феолипт Филадельфийский ; Вст. Ст., пер. и ком. А.И. Сидорова ; при участии свящ. Александра Пржеголинского. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2018. - 829 с. : ил. / Послания к монахине Евлогии. 383-436 с.

Комментарии для сайта Cackle