Порядок совершения Таинства Святого Крещения
Зажигаются полагающиеся при крещении свечи, а священник, облаченный в белую ризу, епитрахиль и поручи, оканчивает купель.
Диакон: «Благослови, владыка».
Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».
Народ: "Аминь».
Диакон ектению:
1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослания мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся». 3. О мире всего мира, непоколебимом пребывании святых Божиих церквей и соединении всех. Господу помолимся». 4. «Об этом святом храме и входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся». 5. «О святейших вселенских православных патриархах, Священном Синоде Православной Российской Церкви, (местном епископе), преосвященных епископах, священниках, служащих в чистоте и святости, благоговейных диаконах, о всех церковнослужителях и монашествующих и о всех людях, Господу помолимся». 6. «О богохранимой Российской стране и правительстве ее, об утверждении в ней мира, безмятежия и благочестия, Господу помолимся». 7. «Чтобы силою и действием и наитием Святого Духа освятилась эта вода, Господу помолимся». 8. «О ниспослании на нее спасительной. благодати и благословения Иордана, Господу помолимся». 9. «Чтобы очистительная действенная сила Божественной Троицы снизошла на эту воду, Господу помолимся». 10. «Чтобы через наитие Святого Духа просветиться нам светом Богопознания и благочестия, Господу помолимся». 11. «Чтобы послужила эта вода для удаления всех козней видимых и невидимых врагов, Господу помолимся». 12. «Чтобы крещаемый в ней удостоился вечного царства, Господу помолимся». 13. «О приступающем ныне к святому крещению и о спасении его, Господу помолимся». 14. «Чтобы явится ему сыном света и наследником вечного блаженства, Господу помолимся». 15. «Чтобы быть ему участником смерти Христа Бога нашего и общником Его воскресения, Господу помолимся». 16. «Чтобы неоскверненной и непорочной сохранить ему одежду крещения и обручение со Святым Духом до страшного дня суда Христа Бога нашего, Господу помолимся». 17. «Чтобы эта вода явилась для него банею возрождения, для прощения грехов и одеждою бессмертия, Господу помолимся». 18. «Чтобы услышал Господь Бог голос нашей молитвы, помолимся». 19. «Чтобы избавиться крещаемому и нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». 20. «Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». 21. «Пресвятую Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».
Священник возносит молитву: «Милосердный и Человеколюбивый Боже, испытывающий сердца и намерения человеческие и Один знающий их тайны, потому что нет ничего скрытого от Тебя, но все явно и обнажено перед Твоим взором! Ты знающий все, что есть во мне, не гнушайся мною и не отклоняй от меня Твоего лица, но как прощающий грехи кающихся людей, прости в этот час и мои согрешения; омой меня от моей телесной и душевной скверны и Твоею Божественной невидимою силою и духовною десницею всего меня освяти, чтобы я, проповедующий другим о свободе и по совершеннейшей вере подающий ее, по Твоему неизреченному человеколюбию, сам, не был бы развращенным рабом греха. О, да не будет этого, Один Милосердный и Человеколюбивый Владыка! Да не останусь я немощным, но ниспошли мне силу свыше, укрепи меня для совершения предстоящего великого и вышенебесного Твоего таинства и через меня, недостойного, отобрази Христа Твоего в желающим вновь родиться и Сам наставляй Свое создание на основании Твоих апостолов и пророков и не допусти погибнуть ему, но насади его, – как насаждение истины, в Твоей Святой Соборной и Апостольской Церкви и не удали его от Себя, но возрасти в благочестии, чтобы через него славилось Твое святое имя, Отца и Сына и Святого Духа, теперь, всегда и во век вечный. Аминь».
Затем громко возглашает: «Велик Ты, Господи, и дивны Твои дела и никакое слово не может вполне прославить величие Твоих чудес!» (трижды). «Ибо Ты по Своей воле привел все к жизни из небытия. Ты по Своему могуществу всем управляешь и Своим промыслом созидаешь мир. Ты, создавший из четырех стихий творение, увенчал четырьмя временами круг года; пред Тобою трепещут все духовные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, пред Тобою ликуют звезды, Тебе внимает свет, пред Тобою трепещут бездны, Тебе служат источники, Ты простер небеса, как шатер, Ты на водах утвердил землю, Ты оградил песком море, Ты для дыхания живущих излил воздух, Тебе служат ангельские силы, Тебе поклоняются соборы Архангелов, Ты окружен стоящими и летающими многоочитыми Херувимами и шестокрылыми Серафимами, прикрывающимися в страхе от Твоей неприступной славы. Итак Ты, будучи Неограниченным, Безначальным, Неизреченным Богом, пришел на землю и принял образ раба, сделавшись человеком; ибо Ты, Милосердный Владыка, по Своей милости не мог без сострадания видеть мучимый диаволом человеческий род, поэтому пришел и спас нас; и, так как Ты искупил все человечество, освятив Своим рождением девственное чрево, то мы исповедуем Твою благодать, проповедуем милость, не скрываем Твоих благодеяний и все творение воспевает Тебя, Явившегося, ибо Ты – Бог наш, Ты пришел на землю и жил с людьми и Ты, пославши с неба Святого Твоего Духа, освятил Иорданские воды и сокрушил головы гнездящихся там змеев».
«Ты Сам, Человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти эту воду» (трижды).
«Даруй ей спасительную благодать, благословение Иордана, сделай ее источником бессмертия, даром освящения, для прощения грехов и исцеления от болезней, исполненной ангельским могуществом, недоступной для диавольской силы, на гибель демонов, да исчезнут из нее вредящие Твоему созданию, так как я призвал дивное и славное и страшное диаволу имя Твое, Господи».
Трижды благословляет воду, погружая в нее благословляющие персты и дует на нее, произнося: «Да погибнут под знамением образа Креста Твоего все силы врага» (трижды).
«Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас все воздушные и скрытые призраки; да не утаится в этой воде мрачный демон и да не сойдет с крещающимся лукавый дух, омрачающий разум и смущающий помыслы. Но Ты, Владыка всех, яви эту воду – водой избавления, водой освящения, очищения плоти и духа, освобождения от уз, прощения прегрешений, просвещения душ, банею возрождения, обновления духа, даром усыновления, одеждой нетления и источником жизни. Ибо Ты сказал, Господи: «Омойтесь и очиститесь, удалите злые деяния от душ ваших». И Ты свыше даровал нам возрождение от воды и Духа Явись же, Господи, в этой воде и дай переродиться в ней крещаемому, чтобы он, сняв с себя ветхого человека, растлевающегося от обольстительных похотей, облекся в нового, обновляемого по Твоему, Создатель, образу, чтобы он в крещении сделавшись участником Твоей смерти, явился бы общником и Твоего воскресения; чтобы, сохранив дар Святого Твоего Духа и возрастив залог благодати, он принял почесть небесного звания и присоединился к первенцам, написанным на небесах у Тебя, Бога и Господа нашего Иисуса Христа, ибо Тебе принадлежит слава, власть, честь и поклонение вместе с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
"Мир всем».
Народ: «И в твоей душе да будет мир».
Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».
Священник трижды дует на елей в сосуде, который держит диакон, и трижды благословляет елей.
Диакон: «Господу помолимся».
Священник: «Владыка Господи Боже отцов наших, пославший к находящимся в Ноевом ковчеге голубя со свежей масличной веткой во рту, в знак примирения и спасения от потопа, а также прообразовавший этим таинство благодати и давший масличный плод для совершения Твоих священнодействий и через это исполнивший Святым Духом живших под законом и освящающий живущих под благодатью! Ты Сам, силою, действием и наитием Святого Твоего Духа, благослови и этот елей, чтобы он послужил помазанием в бессмертие, оружием правды, обновлением души и тела, для изгнания диавольской силы, в обращение на доброе всякого зла для всех, с верою помазывающихся им и вкушающих его в славу Твою и Единородного Твоего Сына и Пресвятого, Всеблагого и Животворящего Твоего Духа, ныне и всегда и во веки веков».
Народ: "Аминь».
Диакон: «Будем внимательны».
Священник при троекратном пении с народом «Аллилуйя» трижды изображает елеем в воде крест и возглашает:
«Благословен Бог, просвещающий и освящающий каждого человека приходящего в мир ныне и всегда и во веки веков».
Народ: "Аминь».
Священник, взяв на два пальца елея, крестообразно помазывает крещаемого: лоб, произнося:
«Помазывается раб Божий (имя елеем радости во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Грудь и спину: «Для исцеления души и тела».
Уши: «Для слышания о вере».
Руки: «Руки Твои сотворили и устроили его».
Ноги: «Чтобы ходить ему путями Твоих заповедей».
После помазания всего тела священник, обратившись на восток и прямо держа крешаемого, крестит его, трижды погружая в воду и при этом произнося: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа, Аминь». (Каждое погружение совершает одновременно с призыванием каждого лица Святой Троицы).
После умывает руки и поет с народом 31 псалом: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства. Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя изчезла, как в летнюю засуху Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благоприятное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти: буду руководить тебя, око Мое, над тобою. Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем».
Возлагает на крещенного крест, произнося: «Возлагается на раба Божия (имя) Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – сила народов, Крест – утверждение верующих, Крест – слава Ангелов и поражение демонов».
Одевает в крещальные одежды: «Одевается раб Божий (имя) в одежду правды во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Поется тропарь 8 гл.: «Одевающийся светом, как одеждою. Многомилостивый Христос Бог наш, даруй мне светлую одежду».