Источник

Глава 5

2Кор.5:1. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

«Вемы бо, яко аще земная храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворену, вечну, на небесех». Апостол земною храминою называет продолжение настоящей жизни, а скиниею3 тело. Посему говорит он: если настоящее восприимет конец, то имеем нерукотворенную храмину, вечную, небесную, ибо земной противоположил небесную, разоряемой – вечную, уготовляемой людьми – нерукотворенную.

2Кор.5:2. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище.

«Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное пооблещися желающе». Апостол здесь жилищем назвал нетление; наименовал же оное небесным, потому что оттуда ниспосылается нам дар. Не сказал: «облещися», но: «пооблещися», потому что не в иное облекаемся тело, но сие тленное облекается в нетление.

2Кор.5:3. Только бы нам и одетым не оказаться нагими.

«Аще точию и облекшеся, не нази обрящемся». Ибо хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками Божественней славы. Посему «нагими» называет лишенных Божественной славы, к которым и себя сопричисляет Апостол, и коринфян, и всех людей, научая сим скромности.

2Кор.5:4. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

«Ибо сущии в теле сем воздыхаем отягчаеми, понеже не хощем совлещися, но пооблещися». Воздыхаем же, не избавиться желая от тела, но имея желание стать свободными от страстей его: ибо вожделеваем не совлечься тела, но «пооблещися» в нетление. Знаем же, как сие будет.

«Да пожерто будет мертвенное животом». Как восходящий свет рассеивает тьму, так негибнущая жизнь уничтожает тление.

2Кор.5:5. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

«Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа». Так изначала домостроительствовал о нас Творец и, провидя преступление Адамово, предуготовил соответствующее язве врачевство. Сам же даровал нам и обручение Духа. И выразился так Апостол, чудесами, какие совершаются Духом, доказывая истинность обетований о будущем.

2Кор.5:6. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа.

2Кор.5:7. Ибо мы ходим верою, а не виде­нием.

2Кор.5:8. То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

«Дерзающе убо всегда и ведяще, яко живуще в теле отходим от Господа: верою бо ходим, а не видением! Дерзаем же и благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу». Апостол не то говорит, что далеки мы от Господа, будучи сопряжены еще с смертным телом, но что ныне не видим Его телесными очами, а тогда и узрим, и с Ним будем. Ибо ныне, говорит он, не видим самих ожидаемых вещей, а усматриваем их только верою. По сему-то самому и желаем «отыти от тела и внити ко Господу». А сим научает Апостол не бояться смерти, но желать освобождения отсюда.

2Кор.5:9. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными.

«Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти». Ибо для спасения недостаточно веры, но надлежит всем благоугождать Благодетелю. Употребил же Апостол слово «тщимся» вместо: усердно желаем. Но он и иначе доказывает, что приобретение добродетели необходимо нужно.

2Кор.5:10. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтo он делал, живя в теле, доброе или худое.

«Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым». Апостол сказал не «предстать», но «явитися», а сего достаточно к тому, чтобы и устрашить страждущих бесчувственностию, и столько уврачевать греховные язвы, чтобы стали они не для всех явными. Но Апостол и иным еще образом увеличивает страх:

«Да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла». Ибо Судия, как справедливый, каждому назначит воздаяния, соответственные тому, как он жил. Но Апостол показал вместе с сим, что души, и удостаивающиеся чести, и наказуемые, приемлют воздаяние вместе с телами.

2Кор.5:11. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.

«Ведуще убо страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы». Поскольку предстоит нам этот страх, то покушаемся исправить тех, которые имеют о нас ложные мнения, и доставить о себе сведение, каковы мы действительно, хотя и ясно знаем, что Бог всяческих видит все.

«Уповаю же, яко и в совестех ваших явлени есмы». Но вы, думаю, не имеете нужды в наших словах, в точности зная нашу цель.

2Кор.5:12. Не снова представляем себя вам, но даем вам по­вод хвалиться нами, дабы имели вы чтo сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.

«Не паки бо себе хвалим пред вами, но вину даем вам похвалению о нас, да имате к хвалящымся в лицы, а не в сердцы.» Апостол еще сказал нечто в пользу коринфян, засвидетельствовав об их к себе расположении; не вас имея в виду, продолжает он, говорю это, но чтобы научились вы, как вам надлежит защищать учителя и обличать лживые речи противников, которые носят на себе двойную личину, иное думают, а иное говорят.

2Кор.5:13. Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.

«Аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам». Апостол целомудрием назвал здесь смиренномудрие, а изумлением – упоминание о преспеяниях. И то и другое делаю, говорит он, с правою мыслию.

2Кор.5:14. Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

2Кор.5:15. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

"Ибо любы Христова обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо еси умроша»: и «за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему». Сие связал опять Апостол с предыдущею речью, ибо, сказав: «темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти» (2Кор.5:9), по необходимости показал и причину любви. Пламенеем, говорит он, любовию ко Христу, рассуждая, что, когда мы подлежали смерти, Он один приял за нас смерть, чтобы всем4 нам приобретена была жизнь. Посему-то и признаем мы справедливым жить для Него и вести жизнь по Его законам, потому что к сему обязывает долг наш пред Ним.

2Кор.5:16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

«Темже и мы отныне ни единаго вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем». Ибо дознав, что смертию Владычнею уничтожена смерть, никого уже из людей не признаем смертным, потому что хотя и Сам Владыка Христос имел подлежащее страданию тело, однако же по страдании соделал оное нетленным и бессмертным.

2Кор.5:17. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

«Темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се, быша вся нова». Посему уверовавшим во Христа надлежит вести жизнь как бы в новой некоей твари, ибо, обновленные всесвятым крещением, совлеклись мы греховной старости.

2Кор.5:18. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения.

«Всяческая же от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом и давшаго нам служение примирения». Апостол изобразил несказанное Божие человеколюбие. Не Сам Бог, говорит он, примирился с нами, хотя Сам оскорблен был нашим преступлением, но нас «примирил Себе», не человека употребив в посредники, но Единородного Сына соделав посредником мира. Да и нам поручил благовествование примирения.

2Кор.5:19. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

«Зане Бог бе (здесь должно поставить знак препинания), во Христе мир примиряя Себе»; потому что Сам Бог всяческих чрез Христа совершил примирение с человеками. Какой же способ примирения?

«Не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения». Даровал отпущение грехов и нас рукоположил служителями мира.

2Кор.5:20. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

«По Христе убо посолствуем». Поскольку сказал, что поставлен служителем примирения, то по необходимости называет себя посланником и, показывая достоверность посольства, присовокупил:

«Яко Богу молящу нами». Какие же сделаешь нам предложения?

«Молим по Христе, примиритеся с Богом». Сказанного достаточно к тому, чтобы тронуть самых закоснелых. Ибо прежде Апостол сказал: Христос, будучи умерщвлен, не только не вознегодовал, но нам поручил быть посланниками и убеждать всех людей, чтобы уважили Его долготерпение, устыдились умерщвления Христова и примирились с Творцом и Богом и Владыкою. Присовокупляет же к сказанному выше и бесчестие страдания.

2Кор.5:21. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

«Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем». Ибо, свободным быв от греха, претерпел смерть грешников, чтобы разрешить грех человеков, и назвав Себя тем, чем были мы, нас назвал тем, чем был Сам, потому что даровал нам богатство оправдания.

* * *

3

У Апостола читается: земная храмина скинии.

4

В переводе обыкновенному чтению: πνευμα ημιν предпочтено чтение: πασιν ημιν, как более согласное с ходом речи.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 310-364.

Комментарии для сайта Cackle