Глава 1
2Кор.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии.
2Кор.1:2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
«Павел, посланник Иисус Христов, волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». К коринфянам посланы были оба, и Тимофей и Тит; но блаженного Тита не поместил Апостол наряду с собою в Писаниях, потому что назначал его быть служителем оных и с ним переслал послание сие. Называет же коринфян «Церковию Божиею», снова приводя их в единомыслие и указывая им Владыку и Благодетеля; присоединил к ним и всех уверовавших в этом народе, признавая единым телом всех сподобившихся спасения.
2Кор.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения.
«Благословен Бог (здесь поставить должно знак препинания) и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Ибо наш Бог, а Господа нашего Иисуса Христа Отец. Сему различению научил нас и Владыка, и в Священном Евангелии сказал: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» (Лк. 10, 21), ясно научая, что Бог Отец Его, Творец же и Владыка твари.
«Отец щедрот и Бог всякия утехи», то есть изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами.
2Кор.1:4. Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
«Утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всяцей скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога». Апостол, описывая бывшие с ними искушения, предварительно представил предохраняющие от искушений средства и показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давид сказал: «По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19). Апостол же, по обычаю водясь смиренною о себе мыслию, сказал, что имеет утешение не ради себя самого, но ради народов.
2Кор.1:5. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
«Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше». И о страданиях, и об утешении употребил слово «избыточествует», показывая великость и страданий, и утешения.
2Кор.1:6. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
2Кор.1:7. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
«Аще ли же скорбим, о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем: и упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении, ведяще, зане якоже общницы есте страстем нашым, такожде и утешению». Для вас подпадаем всякого рода искушениям. Ибо, если бы не захотели мы преподать вам спасительную проповедь, никто не причинил бы нам страданий. Но поскольку промышляем о вашем спасении, то от противников приемлем приражение к нам горестей, а от Владыки Бога пользуемся утешением. А таким образом ради вас имеем то и другое. Приобщитесь же с нами того и другого, как усвояющие себе все наше.
2Кор.1:8. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
«Не бо хощем вас, братие, не ведети о скорби нашей бывшей нам во Асии, яко по премногу [и] паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити». Апостол многими выражениями изобразил великость опасности, ибо сие означают слова: «отяготихомся паче силы по премногу», а сверх того: «не надеятися нам и жити». Сим Апостол говорит: такова была опасность, что, находясь в крайности, отчаивались мы и в жизни. Думаю же, что имеет в виду восстание, воздвигнутое среброковачем Димитрием (Деян. 19, 24).
2Кор.1:9. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.
«Но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога возставляющаго мертвыя». Но Владыка не попустил исполниться над нами приговору, обрекающему на отчаяние, напротив того, угрозу смерти ограничил нашим только предположением, чтобы не надеялись мы на себя самих, но взыскали Его споборничества. «Осуждением же смерти» назвал смертный приговор. И весьма кстати упомянул о воскресении мертвых, давая сим знать, что освободить от великих сих опасностей значило то же, что и воскресить из мертвых.
2Кор.1:10. Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит.
«Иже от толикия смерти избавил ны есть, и избавляет». Потом Апостол, в бывшем с ним имея как бы ручательство в будущем, присовокупил:
«Наньже и уповахом, яко и еще избавит». И научая по обычаю скромности, прибавляет:
2Кор.1:11. При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили.
«Споспешествующым и вам по нас молитвою, да от многих лиц, еже в нас дарование, многими благодарится о нас». В это время многие прославят о нас Бога, видя, что ходим среди опасностей и, при Божией помощи, избегаем их.
2Кор.1:12. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
«Похваление бо наше сие есть, свидетелство совести нашея». Дерзновение же нам дает свидетельство совести. Но что сознаешь ты в себе?
«Яко в простоте и чистоте.., [а] не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире, множае же у вас», то есть чему научены мы Божественною благодатию, то открыто предлагаем всем, не примешивая к тому ничего собственно своего. "Мудростию же плоти» называет здесь Апостол не красноречие, но лукавство и подразумевает оных обманщиков как искажающих проповедь и проповедующих, что им вздумается.
2Кор.1:13. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете.
2Кор.1:14. Так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
«Не иная бо пишем вам, но яже чтете и разумеваете, уповаю же, яко и до конца уразумеете, якоже и разуместе нас от части». Ибо мы не иное думаем, а иное проповедуем, в чем иные покушаются оклеветать нас. И о сем свидетельствует действительный опыт, ибо чему научил я, бывши у вас, то же пишу и оставив вас, и надеюсь, что то же буду проповедовать и во все последующее время. А сие: «разуместе нас от части», – сказал Апостол не просто, но нанося им чувствительный удар за то, что не отринули вовсе бывших на него клевет.
«Яко похваление вам есмы, якоже и вы нам, в день Господа нашего Иисуса Христа». Везде наблюдает правило свойственного ему образа мыслей и здесь в одном ряду поставляет и себя, и учеников, ибо сказал, что в день Владычнего явления одинаково похвалятся и они им, и он ими.
2Кор.1:15. И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать.
2Кор.1:16. И через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
«И сим упованием хотех к вам приити прежде, да вторую благодать имате, и вами проити в Македонию, и паки от Македонии приити к вам, и вами проводитися во Иудею». Иные думали, что Апостол сказал сие вопреки себе самому, так как в Первом послании обещал сперва видеть македонян, а потом прийти к коринфянам; но полагавшие это не обратили внимания на то, что так обещал он коринфянам, здесь же открыл собственное свое намерение. Ибо сказал: «хотех к вам приити прежде, потом вами проити в Македонию и паки: оттуда приити к вам,.. да имате вторую благодать»: то есть сугубую радость от того, что примете меня у себя два раза. Но если и хотел я этого, то некоторые причины воспрепятствовали сему; и вскоре за сим объявляет причины сего, приводя многое в свое оправдание.
2Кор.1:17. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, чтo я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
«Сие же хотя, еда что убо легкотою деях? Или яже совещаваю, по плоти совещаваю, да будет у мене еже ей ей, и еже ни ни». Апостол представил два возражения, из которых первое состоит в следующем: «Я не легкомыслен, у меня не бывает таких быстрых перемен в намерении, чтобы избирать то одно, то другое»; второе же возражение таково: «Не порабощаюсь я страсти, чтобы так или иначе, но исполнить свое желание»; ибо сие выражает словами: «или яже совещаваю, по плоти совещаваю, да будет у мене еже ей, ей, и еже ни, ни». Кто следует пожеланиям плоти, тот увлекается собственными своими помыслами, хотя бы они были крайне нелепы; а кто целомудренно о чем-нибудь задумывает, тот, хотя бы задуманное было и нечто доброе, как скоро приметит, что не принесет это пользы другим, не приводит намерения своего в исполнение. А что мы, как скоро усмотрим что полезным для вас, с усердием, нимало не колеблясь, предлагаем вам это, – о сем свидетельствует проповедь, потому что, неоднократно предлагая вам это, не переменили слов своих. Сие и присовокупил Апостол.
2Кор.1:18. Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
«Верен же Бог, яко слово наше еже к вам не бысть ей и ни». Это сказал в ответ на сие: «еда что.. легкотою деях?» – их самих призывая во свидетельство, что всегда предлагал им несомненную проповедь, всегда уча одному и тому же, не терпя никаких перемен.
2Кор.1:19. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
«Ибо Божий Сын, Иисус Христос, Иже у вас нами проповеданный, мною и Силуаном и Тимофеем, не бысть ей и ни, но в Нем Самем ей бысть». Апостол вместо проповеди представил Самого Проповедуемого; говорит же, что слово о Сыне Божием, Которого проповедовали я, Силуан и Тимофей, не заключало в себе никакого разногласия, никогда не проповедовали мы то одно, то другое, но всегда предлагали вам одно и то же учение. Силуаном же, думаю, назван Сила, ибо он разделял с Павлом узы в Филиппах (Деян. 16, 25), его оставив в Берии Македонской, Павел пошел в Афины (Деян. 17, 14). Он-то вместе с Тимофеем, прибыв к Павлу в Коринф, стал его сотрудником в проповеди. Находим же у Апостола изменения и других имен; так, Прискиллу в Послании к Римлянам назвал он Прискою1.
2Кор.1:20. Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас.
«Елика бо обетования Божия, в том ей и в том аминь: Богу к славе нами». Обетования Божии многочисленны: воскресение из мертвых, нетление тела, нескончаемая жизнь, Царство Небесное. Но Бог всяческих даровал сие чрез Единородного Сына. Почему чрез Него же приносим Богу песнь благодарения. Не просто же употребил здесь Апостол слово «аминь», а научая, что не один молящийся иерей приносит песнь, но в приносимом славословии участвует и тот, кто возглашает за ним »аминь».
2Кор.1:21. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог.
2Кор.1:22. Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
«Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша». Виновник же сих благ есть Бог, ибо Он даровал нам и твердую веру во Христа, Он помазал нас и сподобил печати Всесвятого Духа, даровал нам благодать сию как бы в некое «обручение» будущих благ; словом же «обручение» дал уразуметь величие будущих даров, потому что служащее залогом при обручении есть некоторая малая часть целого. Потом яснее раскрывает, почему хотя желал видеть их прежде других, но обещал прийти к ним после того, как будет у македонян.
2Кор.1:23. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф.
«Аз же свидетеля Бога призываю на мою душу, яко щадя вас ктому не приидох в Коринф». Божественный Апостол, желая уверить, что слова его истинны, призвал во свидетельство Видящего наши помышления. Потом смягчает суровость сказанного, потому что строго было и исполнено угрозы слово сие, будто бы, щадя их, отлагал путешествие к ним, и говорит:
2Кор.1:24. Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
«Не яко обладаем верою вашею, но [яко] споспешницы есмы вашей радости». Так выразился Апостол как бы из предосторожности. Поскольку некоторые, вероятно, говорили: «Что же это? Для того ли мы уверовали, чтобы принять на себя рабство и чтобы наказывал ты нас властительски?» – то по необходимости присовокупил: сказал это я не как властвующий над вами, но как споспешник духовного вашего веселия: «верою бо стоите».
* * *
По некоторым чтениям в Посл. к Римлянам, гл. 16, ст. 3.