Глава 2
1Кор.2:1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.
«И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие». Апостол словом называет красноречие, а премудростию – искусство в слове и говорит: «Я, пришедши к вам, не воспользовался ни тем, ни другим».
1Кор.2:2. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.
«Не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята». Кстати употребил слово: «не судих», давая сим знать, что мог предложить им слово и о богословии, однако же преподал одно учение о Домостроительстве, хвалясь Владычним страданием.
1Кор.2:3. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
«И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас». Подвергался поруганиям, истязаниям, заключениям в узы.
1Кор.2:4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.
«И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы». Потому что свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа.
1Кор.2:5. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
«Да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет». Для того именно Владыка не позволил нам пользоваться красноречием, чтобы вера ваша оказалась не подлежащею подозрению, как не силою слова увлеченная, но путеводимая силою Духа.
1Кор.2:6. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.
«Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих». Поскольку в сказанном прежде сего проповедь назвал буйством, употребляя название, данное неверными, то по необходимости показывает, что она для приявших истинную и совершенную веру действительно есть и именуется премудростию. «Князьями» же «века» называет софистов, стихотворцев, философов и риторов, как приобретших красноречием знаменитость в настоящей жизни.
1Кор.2:7. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.
«Но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу». Не то говорит Апостол, что «глаголем» в тайне, но что сообщаем людям премудрость, сокровенную в тайне, которую не по какому-либо раскаянию домостроительствовал Бог ныне, но издревле и изначала предуставил, устрояя тем нашу славу, потому что не спасение только, но и славу подает верующим.
1Кор.2:8. Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
«Юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли». Князьями века сего назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; говорит же, что они не знали Божией тайны и потому распяли Владыку. Посему-то и распинаемый Господь сказал: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). А если бы знали, что спасительное страдание рассеет их по вселенной, спасение же дарует язычникам, то не отважились бы предать Господа на страдание. Посему и Владыка признал их достойными снисхождения. Но когда, по Воскресении Его из мертвых, по Вознесении на небеса, по Сошествии Всесвятого Духа, после многоразличных чудотворений апостольских, пребывали они в неверии, тогда предал осаде. Господом же славы назвал Распятого не потому, что страдание приписывает Божеству, но потому, что хочет показать чрезмерность беззакония согрешивших.
1Кор.2:9. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
«Но якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (Ис. 64, 4). Поскольку Апостол упомянул о неведении иудеев и сказал, что тайна Домостроительства была сокрыта, то по необходимости присовокупил, что о чем никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял самый ненасытимый ум, то уготовал Бог всяческих имеющим к Нему горячую любовь. О свидетельстве же не должно сомневаться1, ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: «якоже есть писано». А книга Паралипоменон извещает нас, что написаны были и другие многие пророчества.
1Кор.2:10. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
«Нам же Бог открыл есть Духом Своим». Достаточно и сего в доказательство истины свидетельства, ибо приявший откровение Духа Божия в сем же откровении приял и знание о свидетельстве.
«Дух бо вся испытует, и глубины Божия». Сказал: «испытует», подразумевая не неведение, но точное ведение. Ибо вскоре говорит то же и о Боге: «Испытаяй сердца»2. Но если во втором месте означается неведение, то и в первом также. А если во втором ведение, то подобно сему и в первом. Как ведение показывает равенство, так неведение – неравенство. Ибо окажется и Бог не ведущим сердец человеческих, и Дух – глубин Божиих. И еще: если испытывать есть знак неведения, а испытывает Он все, то будет значить, что не ведает и всего. Но о сем пространнее говорено нами было в других местах. Посему обратимся к толкованию.
1Кор.2:11. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
«Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий». Апостол показал, что испытание – признак не неведения, ибо присовокупил, что Он также «весть Божия», как мы знаем собственные помыслы.
1Кор.2:12. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.
«Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам». Апостол показал, что Всесвятой Дух не есть часть твари, но от Бога имеет существование. Ибо сие выражает словами: «Мы же не Духа мира прияхом», то есть прияли не духа сотворенного и не чрез Ангела сообщено нам откровение тайн, но Сам от Отца исходящий Дух научил нас сокровенным тайнам.
1Кор.2:13. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
«Яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго». Поэтому не имеем нужды в человеческой мудрости; для нас достаточно учения Духа.
«Духовная духовными сразсуждающе». Ибо имеем свидетельство Ветхого Завета и им подтверждаем Завет Новый, потому что и Ветхий духовен. В намерении указать прообразы наших таин представляем на среду агнца и кровь, которою помазуются Праги, переход чрез море, токи из камня, подаяние манны и тысячи подобных событий, – и сими прообразами доказываем истину.
1Кор.2:14. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
«Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть: и не может разумети, зане духовне востязуется». Апостол человеком «душевным» называет того, кто довольствуется одними собственными своими помыслами, не допускает учения Духа и не может познать оного.
1Кор.2:15. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
«Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется». Ибо кто сподобился благодати Духа, тот сам в состоянии учить других, а в обучении другими не имеет нужды.
1Кор.2:16. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
«Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и?» «Мы же ум Христов имамы». Апостол достаточно доказал, что Божественное учение ни в чем не имеет нужды. Ибо если не только Бог всяческих не имеет ни в чем нужды, но и премудрость Его непостижима, а сию премудрость сообщил Он и нам, то и мы не имеем нужды в учении так называемых мудрецов.
* * *
Блаженный Феодорит прилагает сие замечание по той, вероятно, причине, что в указанном выше месте у пророка Исаии не точно читаются слова, приведенные Апостолом.