Глава 11
Дан.11:1. И было, говорит явившийся Пророку в первое лето Кирова стах в державу и крепость.
Немедленно после того, как воцарился Кир, и исполнилось определенное время для плена, крепко стоял я, пока не домогся отпущения и освобождения народу.
Дан.11:2. И ныне истину возвещу
тебе. По истине скажу тебе будущее.
Се еще mpие царства возстанут в Персиде.
После Кира воцарился Камбиз; преемствовавшие ему маги царствовали десять месяцев; после них царствовал Дарий Истасп.
И четвертый, говорит явившийся, разбогатеет богатством великим паче всех.
Разумеет же Ксеркса, сына Дариева.
И по одержании богатства своего востанет на вся царства еллинская.
О нем упоминают, и не приявшие нашего учения бытосказатели и писатели, софисты и риторы, и повествуют о горделивом его походе и постыдном возвращении. Потом явившийся, сказав вкратце о делах персидских до Ксеркса, и умолчав о царствовавших после него, как о царях менее сильных, обращает речь к царю македонскому, и говорит:
Дан.11:3. И востанет царь силен, и обладает властию многою, и сотворит по воли своей.
(4).« И егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыре ветры небесныя». Ибо после того, как Александр, о чем говорили мы уже прежде, приял царство, можно сказать, целой вселенной, и потом подпал общему для всех людей концу; царство его разделилось на четыре части, как говорили мы о том уже неоднократно. Божественный Архангел, начав с сего, сказал еще так:
И разделится на четыре ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе.
А сказанное им имеет следующий смысл: Александр царствовал целых двенадцать лет; в последние шесть лет сокрушил царство персидское и египетское, и покорил себе все между оными живущие народы. Потом Архангел сказует, что те, которые воцарятся после него, не окажутся подобными Александру, ни силою, ни властью, какую приобрел он в последние годы. Сие и выражает словами: «в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе».
Понеже исторгнется царство его, и другим кроме сих отдастся.
Ибо, говорит Архангел, не между сими только четырьмя разделено будет царство, но дано и другим кроме их. В царствование их Перс Арсак силою оружия достиг царской власти, и приобрел некоторую часть персидского государства. От него и до настоящего времени цари персидские называются Арсакидами, тогда как прежние именовались не Арсакидами, но Ахеменидами. Да и Римляне, когда Македонское царство разделилось, имели большую силу, и именно брали дань с сих самых царей. Так, предуказав разделение, Архангел оставляет без упоминания двух царей; потому что азийский и македонский царь существовали недолгое время, сверх же того иудеи не терпели от них ничего скорбного, а упоминает только о двух царях, от которых Иудеи испытали тяжкие бедствия. Таковы царь египетский, и царь возобладавший народами, обитавшими на востоке, где, столицами были Антиохия и Вавилон. Надлежит же нам прежде изложить содержание того, что будет изречено, а потом коснуться подробного истолкования. У козла, которого видел блаженный Даниил, по сокрушении одного рога, выросло четыре рога, именно сии четыре царя; от одного из них произошел другой рог, который сильно одолевал во бранях Египет, и подверг народ иудейский тысячам бедствий. Рогом же сим означается Антиох Епифан. Видел также блаженный Даниил четвертого зверя, имевшего десять рогов, между которыми возсшел рог малый, имевший у себя «очи и уста, глаголюща великая», и сотворивший брань со святыми (Дан. 7:20, 21). Из сего дознаем еще, что, при конце Римского царства, в одно и тоже время восстанут десять царей, которые причинят друг другу много зол, и будут одно царство входить с другим в противоборство, как поступали цари македонские. И когда будет сие происходить, явится человек беззакония, сын погибели, то есть антихрист. И поскольку последние события Римского царства подобны разделению царства Македонского; то блаженный Даниил извещается вместе о том, что будет в том и другом случае. Иное из того, что будет изречено, относится к Македонянам, а иное к будущим десяти рогам и к тому, который возникнет, между ними. И что сие действительно так, дознаем из самого пророчества. Посему, надлежит нам вникать со всего тщательностью и надлежащим образом различать, что приличествует одним, и что другим. В образец же сему имеем евангельское учение. Ибо, когда Господь сказал Апостолам, о храме Иерусалимском: аминь, «аминь глаголю вам, неимать остати камень на камни, иже неразорится» (Матф. 24, 2), а потом Апостолы спросили: «когда сия будут, и что есть знаменье Твоего пришествия» (3); поскольку предложили они двоякий вопрос, и Господь дает ответ нераздельно, говоря вместе и о том, что будет при кончине Мира. Но тайники божественного ясно различают приличествующее и тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства. Посему беседующий с блаженным Даниилом, открыв ему, что царство разделится на четыре части, и умолчав о двух царях, разумею Македонского и Азийского или Геллеспонтского, как существовавшим, малое время, и всего менее причинивших скорбей Иудеям, продолжает:
Дан.11:3. И укрепится царь южный, и от князей его един укрепеет нань, и обладает властию многою над властию его.
Разумеет Архангел Птолемея Филопатора, который не удовольствовался царством Египетским, но присоединил к своему царству и Финикию, и Самарию, и Иудею. А единым от князей его, «укрепевшим», называет Скопу, о котором упоминает и еврейский писатель Иосиф, и который, быв доблестным военачальником, многое, не принадлежавшее царству Птоломееву, покорил Птоломею. Сие-то давая разуметь, говорит Архангел: «и обладает властию многою над властию его», то есть, возобладает многими народами, бывшими вне пределов его власти.
Дан.11:6. И по летех его смесятся, и дщи царя южска внидет к северску царю, еже сотворити завет с ним.
По кончине Птолемея Филопатора, царствовал сын его Птоломей, прозываемый Епифаном. Сие Архангел и выражает словами: «и по летех его смесятся». Показывая же, как смесятся говорит: «дщи царя южска внидет к северску царю, еже сотворити завет с ним. Царем северским» называет Архангел Антиоха, не Епифана, но именуемого великим, отца Антиоха Епифана; потому что он был современником тех Птоломеев.
И не удержит крепости мышцы, и исстанет племя ея, и предастся та, и приведшии ю, и дева, и укрепляяй ю во временех.
Хотя, брак, говорить Архангел, и будет заключен, но сожительство продлится не долго; вступившая в брак отдана будет приславшему ее, чрез тех самых, которые приведут ее, и со всем тем, что принесено ею. Сие выражают слова: «и укрепляяй ю во временех», то есть богатство, делающее брак крепким вожделенным.
Дан.11:7. И востанет от цвета корене ея на уготование его, говорить Архангел; то есть, хотя отдана будет родителю, но родит царя, который воспротивится царству давшего ее.
И придет в силу.
Силою Архангел называет Иерусалим, как удостаиваемый Божией благодати, и совершаемых по временам чудес, доказывающих Божию силу. И сие изъяснила нам третья книга маккавейская. Ибо Птоломей, сверх всякого чаяния победив Антиоха Великого, пришел в Иерусалим, и принес Богу многоценные жертвы; но, покусившись войти во святилище храма, и когда иереи отклоняли от сего своими просьбами, не захотев уступить им, поражен был невидимыми бичами. После же угроз, сделанных Иудеям, возвращается он в Александрию, и предприемлет сделать, то, о чем извещает история. Сие-то и предсказывает пророчество.
Приидет, сказано, в силу, и внидет во утверждения царя северскаго, и сотворит в них, и одержит.
Утверждениями Архангел называет города, вносящие дань царю; потому что как бы утверждением и опорою царству служат вносимые дани, из которых дается пропитание воинской силе.
Дан.11:8. И боги их со слиянными их, вся сосуды их вожделенны сребра и злата с пленники принесет во Египет, и той востанет паче царя северска.
В первом и втором сражении одержали победу Птоломеи, как показывает история. Иосиф же говорит так: «в царствование в Азии Антиоха Великого, много бедствовали и сами Иудеи, по причине опустошения земли их, и населявшие Келесирию. Ибо когда Антиох вел войну с Птоломеем Филопатором и с сыном его Птоломеем, по прозванию Епифаном, они страдали, и одинаково терпели от него и победившего и разбитого». И чрез несколько слов Иосиф продолжает: «победив Птоломея, Антиох занимает Иудею. По смерти же Филопатора, сын его выслал сильное войско и военачальника Скопу на занимавших Келесирию. Он овладел у них многими городами и нашим народом; потому что, куда ни вносил войну, все прилагалось к нему. Но в скором времени Антиох победил Скопу, сразившись с ним у истоков Иордана, и разбил многочисленное его войско. А в последствии, когда Антиох занял в Келесирии города, которыми владел Скопа, и Самарию, Иудеи добровольно приложились к Скопе. Впустив в города, войску и слонам его доставляли всякое обилие, и оставленному Скопою в Иерусалимской крепости охранному войску усердно помогали против осаждающего. Но чтобы, выписывая и прочее, не продлить сверх меры сочинения, желающего отсылаю к истории Иосифа.
Дан.11:9. И внидет, сказано, в царство царя южскаго, и возвратится на свою землю.
Дан.11:10. И сынове его соберут народ силен мног.
Сынами его называются предводители воинства, как все люди сынами человеческими, и Пророки сынами пророческими; потому что сей образ выражения свойствен еврейскому языку.
И внидет грядый и потопляяй,
то есть, с силою стремясь и все истребляя, подобно потопу.
И мимо прейдет, и сядет, и даже до крепости его снидется,
то есть, со всею силою нападет на Египет, перенесет войну в страну сию, и немедленно расположится станом. Архангел присовокупляет к сему:
Дан.11:11. И разсвирепеет царь южный, и изыдет, и брань сотворит с царем северским, и поставит народ мног, и предастся народ в руце его.
Дан.11:12. И возмет народы, и возвысится сердце его, и соодолеет тьмам, и не укрепеет.
Царь южный, говорит Архангел, противопоставит многочисленное воинство, но Антиох победит и приведет многих в подданство, и как победитель возгордится, и побьет многие тьмы; однако же не одолеет Египта, и не овладеет Птоломеевым царством. Потому негодуя, как сказано, снова
Дан.11:13. Возвратится царь северский, и приведет народ мног паче прежняго, и на конец времен, и приидет входом в силе велицей, и со имением многим.
Потом, говорит Архангел, собрав большее прежнего войско, Антиох устремится на Египет; сделает же это в конце своего царствования. Ибо сие значат слова: «на конец времен,и приидет входом в силе велицей». Здесь обычное Евреям усугубление речи, и сим выражается, что сделает величественное вшествие.
Такой же образ выражения свойственен и Евреям и Сириянам; те и другие обвыкли говорить: входя вошел; исходя исшел; поедая поел, и употреблять другие подобные сим выражения. Посему и переводчики, соблюдавшие наибольшую точность, следовали сим своеобразностям еврейского языка.
Дан.11:14. И в лета она,
говорит Архангел, «мнози востанут на царя южска». Так Птоломея, поборяемого Антиохом, как уже бессильного, презирать будут и соседи.
И сынове губителей людей твоих воздвигнутся, еже постaвити видение, и
воздвигнутся, «и изнемогут». Здесь сынами губителей назвал опять людей пагубных; ибо говорит: люди лукавые и злонравные, жизнь злочестивую предпочитающие; благочестию, покусятся, с помощью сих царей, ниспровергнуть законное богослужение, и возмогут; потому что цари, будучи менее нечестивы продолжали благоприятствовать иудейскому народу.
Дан.11:15. И внидет,
сказано, «царь северский, и сотворит окоп, и возмет грады тверды», то есть, обложит, сделает насыпи, приведет в действие осадные орудия.
И мышцы царя южскаго не станут,
то есть, не будет он иметь никакой силы.
И востанут избраннии его,
и «не будет крепости еже стати». Собирая наилучших воинов, ни мало тем не поможет себе.
Дан.11:16. И сотворит входяй к нему по воли своей, и несть стоящаго противу лица его.
Легко будет уже всякому презирать его, потому что не в состоянии он будет противоборствовать, противникам и преодолевать их.
И станет на земле Савир.
По иным спискам читается на земле Саваим. Некоторые же, еврейское слово переводя на язык еллинский, землю Савир назвали землею хотения; означает же Архангел землю обетованную, как подлинно землю хотения, и «гору Сионю, юже возлюби» (Псал. 77, 68), «юже благоволи Бог жити в ней» (67, 17). А Саваим толкуется: земля силы. Посему, землею благоволения, или землею силы, названа Иудея; потому что Архангел и выше назвал ее силою, и здесь именует Саваим, или Савир, и говорит, что царь северный войдет и в сию землю
И скончается в руце его,
то есть, будет благоуспешно. Так и Иосиф показал нам в своей истории, что Иудеи, добровольно прияв Антиоха, были в великой у него чести.
Дан.11:17. И вчинить,
сказано, «лице свое внити в силе всего царства своего». Ибо предпримет все царство царя южного присвоит себе.
И праве,
продолжает Архангел, «вся сотворит с ним». Ибо возвратит ему все, что похитил.
И дщерь жен даст ему, еже растлити ю, и не пребудет, а не будет ему.
Что выше сказал неясно, то сказует здесь ясно. "Ибо», говорит: даст ему в жену дочь свою; но в скором времени она возвращена будет отдавшему, и брак расторгнется. Так поступит с Египтом, продолжает Архангел.
Дан.11:18. И обратит лице свое на островы, и возмет многи, и погубит князи укоризны своея, обаче укоризна его возвратится ему.
Антиох, многие острова подчинив своей власти, и их народоправителей, лишив начальства, подверг позору. Но и сам потерпит такое же поругание; потому что Римляне, одолев его при Фермопилах, и положив конец великой его дерзости, обложили его данью в тысячу талантов, и принудили вносить оную ежегодно, да и сына его Антиоха, по прозванию Епифана, взяв заложником, под стражею содержали в Риме. И сие показывает нам первая книга Маккавеев. Писатель оной, сказав о приявших в свое обладание царство Александрово, присовокупил: «и изыде от них корень греха Антиох Епифан, сын Антиоха царя, иже бе залогом в Риме» (1Мак. 1, 10). Сие предуказуя Даниилу, беседовавший с ним сказал: «обаче укоризна его возвратится ему». И к сему присовокупляет:
Дан.11:19. И обратит лице свое в крепость земли своея.
Окончив дела сии на островах, говорит Архангел, Антиох возвратится в собственное свое царство.
И изнеможете и падется, и не
«обрящется».
Дан.11:20. И востанет от корене его сад царства, и на уготование его производяй.
Архангел разумеет Антиоха Епифана, который, ушедший из Рима, стал преемником брата своего Селевка; потому что Антиоху Великому наследовал сын его Селевкк, по прозванию Филопатор, а по смерти Селевка приемлет царство Антиох Епифан. О нем-то и
говорит Архангел: «востанет от корене его сад царства, и на уготование его производяй», то есть, уподобляющийся могуществом отцу, и способный поддержать уготованное им царство. Сие объясняя, Архангел присовокупил:
И творяй славу царства,
то есть, действуя весьма предприимчиво.
И в тыя дни сокрушатся, и не в лицах, ни в
«рати;» потому что в состоянии будет, говорит Архангел, всех привести в ужас, и покорить своей власти без войны, без пролития крови, одною молвою о себе.
Дан.11:21. И станет во уготовании его.
Поступит с таким могуществом, говорит Архангел, что, и не вступая в сражение, возобладает царством, перешедшим к сыну от отца.
Уничижися, и не даша нань славы царства.
Однако же, и царем будучи, не был в славе, но казался ничего не значащим человеком, содержась под стражею в Риме.
И приидет со обилием, и соодолеет царству лестми.
Но и в крайнем находясь уничижении, говорит Архангел, придет с великим богатством, с многочисленною силою, и овладеет царством, при содействии хитрости, действуя больше обманом. Это же блаженный Даниил видел и во втором явлении, и слышал сказавшего ему святого Гавриила: «лесть в руце его, и в сердцы своем возвеличится, и разсыплет многих, и ни пагубу многим возстанет» (Дан. 8, 25). И здесь также говорит Архангел: «и соодолеет царству лестми».
Дан.11:22. И мышцы потопляющаго потопятся от лица его, и сокрушатся.
И сим опять Архангел дал разуметь царство Египетское; потому что цари египетские были весьма, могущественны, подобно потопу истребляли противников, приводили их в бездействие и в ничтожество, но и сами они будут потоплены и сокрушены Антиохом; а с ними
И старейшина завета.
Дан.11:23. И от совокуплений к нему сотворит лесть.
Здесь Архангел предрекает восстание, какое против первосвященника Онии произведут Иисус, иначе Иасон, и Ония сын Менелаев. Ибо из них сперва Иасон, бежав к Антиоху, свергнул брата своего с первосвященства; а Менелай, посланный к Антиоху отнести дары и золото, домогся, что первосвященство передано ему, и изгнал Иасона. С сего времени страшные и тяжкие бедствия постигли народ иудейский. О сем-то предызвещаемый блаженный Даниил слышит: «мышцы потопляющаго потопятся от него». Разумеет же Архангел Птолемея Филометора, который был преемником Птоломея Епифана. За сим присовокупил: «и старейшина завета». Разумеет же благочестивого первосвященника брата Иасонова, и предызвещает, что Антиох лишит его первосвященства. Потом открывает, как совершит это: «и от совокуплений к нему сотворит лесть», то есть, употребит в служители хвалящихся, что и они того же рода, и с помощью хитрости причинит народу тысячи зол.
Взыдет
же «и преодолеет его в мале языце».
Ибо, обманув жителей иерусалимских, как бы имев намерение вступить в город с миром, Антиох сперва отважился войти в святилище Божия храма, а потом, похитив все находящиеся там украшения и сосуды, освященные для богослужения, вышел оттуда; в след же за тем, снова вступив в город с войском, предал смерти восемьдесят тысяч человек, и сим еще не удовольствовавшись, прислал своих военачальников, и совершил еще тысячи новых убийств. Сие-то предвещая Архангел говорит: «и преодолеет его в мале языце».
Дан.11:24. И во обилие, и в тучныя страны приидет.
Придет с немногими, говорит Архангел, не по недостатку, но по горделивости мыслей; потому что у него во всем обилие, и обладает бесчисленными племенами, тучными, приносящими богатую дань.
И сотворит, яже несотвориша отцы его, и отцы отцев его: пленение и корысти и имение им расточить.
Все отцы его и все предки чтили народ иудейский; а он будет поступать во всем напротив, убивая, грабя, отводя в плен Иудеев, и имущество их раздавая своим воинам.
И на Египта,
говорит Архангел, «помыслит мыслию даже до времене», то есть, возобладает не на долго.
Дан.11:25. И востанет крепость его, и сердце его на царя южскаго в силе велице.
О сем нашествии Антиоха на Египет извещает и первая книга маккавейская. Ибо сказано: «Вниде Антиох во Египет в народ тяжце, на колесницах, и на слонах, и на всадниках, и на короблях многих. И состави брань на Птоломеа царя египетскаго: и убояся Птоломей от лица его, и побеже: и падоша язвени мнози. И взяша грады тверды в земли Египетстей; и взя корысти земли Египетския» (1Мак. 1, 17–19). И предызвещаемый о сем блаженный Даниил слышал:
И царь южский сотворит с ним сечь силою великою и крепкою зело, и не станут: яко помышляют нань помышления,
то есть, употребляют много всякого рода военных хитростей.
Дан.11:26. И изъядят потребная его,
говорит Архангел, то есть, истощат все доходы царя египетского, расхищая вносимую ему дань, присвоит себе.
И сокрушат его, и силы его разсыплет, и падут язвнии мнози.
Антиох, не цари только, но и войско его, будет сокрушать подобно потопу, и произведет великое убийство.
Дан.11:27. И оба царя,
говорит Архангел, «сердца их на лукавство, и на трапезе единой возглаголют лжу, и не предуспеет;» потому что Римляне, как извещает нас историк Иосиф, узнав об этом походе Антиоха, потребовали, чтобы отступил он из Египта. Почему Антиох, заключив мир, разделил трапезу с Птоломеем. И беседующий с Даниилом, показывая притворство сей дружбы, говорит: «и оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единой возглаголют лжу, и не предуспеет», то есть, мир будет не тверд.
Яко еще конец на время,
то есть, по истечении сего времени, цари снова ополчатся, и вступят в битвы.
Дан.11:28. И возвратится» на свою землю», говорит Архангел, со имением многим.
Впрочем Антиох с великим богатством и с обилием во всем возвратится тогда в собственное свое царство.
И сердце его на завет святый:
Об одном наконец приложить старание – упразднить закон Богом данный Иудеям. Замыслив же это, замыслы свои будет приводить в исполнение.
И сотворит и возвратится на свою землю.
И сие показывают нам книга маккавейская и история Иосифова.
Дан.11:29. И на время
свое «возвратится», и приидет на юг: «и не будет якоже первая и последняя», то есть, не будет Антиох побеждать и превозмогать, как в прежнее время, но возвратится побежденный. Сказанное же – «на время» свое значит: во время удобное для войны.
Дан.11:30. И внидут с ним исходящии Китяне, и смирятся.
Антиох, взяв с собою многих жителей Кипра и других островитян (на остров Кипре доныне, есть небольшой город Китий), устремится на Египет; но возвратится побежденный и уничиженный.
И возвратится,
говорит Архангел, «и возъярится на завет святый». Всю ярость, возбужденную в нем поражением, изрыгнет на святый завет. И показывая самое дело, говорит Архангел:
И сотворит;
потому что во второе нашествие произведет великое убийство, и предавшихся бегству сделает пленниками.
И возвратится, и умыслит на оставльшия завет святый;
то есть, приложит всякое попечение о тех, которые преступили закон, отреклись от иудейства и возлюбили язычество.
Дан.11:31. И мышцы от него востанут, и осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю, и дадят вместо ея мерзость запустения.
Мышцами, как говорили мы и прежде, Архангел называет служащих царю военачальников, подобно мышцам, исполняющих царевы повеления. Посему, говорит Архангел, пошлет людей, которые осквернят «святыню могутства», то есть храм, посвященный всемогущему Богу, поставят же внутри его идольский жертвенник; ибо сие называет Архангел «мерзостью запустения». Тоже открывает нам и вторая книга маккавейская, говорит же так: «в сие же время вторый поход уготова Антиох во Египет» (2Мак. 5, 1). Потом писатель, сказав между прочим нечто о соперничестве не законно поставляемых первосвященников, присовокупил: Когда же «возвещено царю о бывших, усумнеся, да не отступит Иудеа: и того ради пришед из Египта ризъярен душею, взя град оружием. И повеле воином сещи нещадно сретаюшихся» (11. 12). После сего пересказав, как убийство распространено было на все возрасты, и мертвых насчитано восемьдесят тысяч, чрез несколько слов говорит еще: «ненавистное же ко Иудеям имеяй сердце» Антиох, «посла ненавистнаго начальника Аполлония со двадесятью двема тысящими воинства, повелев ему всех во всяком возрасте сущих погубити» (24). И опять чрез несколько слов продолжает: «Не по мнозе же времени посла царь старца Афинеанина понуждати Иудеи, дабы отступили от отеческих законов, и по божественными законами не жительствовали. Осквернити же и во Иерусалиме храм, и нарещи Диа олимпийскаго» (6, 1. 2). Предвозвещая сие, беседующий с блаженным Даниилом сказал: «и мышцы от него востанут, и осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю», то есть ежедневно совершаемую Богу службу, и «дадят» вместо сего «мерзость запустения», – жертвенник, который злочестивый царь воздвиг Дию, и принес на нем в жертву свинью.
Дан.11:32. И на беззаконнующия», говорит Архангел, завет наведут с прелестию,
то есть, употребляя льстивые слова, сделают, что живущие в беззаконии явно будут не чествовать.
Людие же ведуще Бога своего премогут, и сотворят.
Здесь Архангел дает разуметь последовавших за блаженным Маттафиею, который, первый противостав велениям Антиоха, и удалившись с сыновьями в пустыню, с малым числом воинов вступил в противоборство с его военачальниками.
Дан.11:33. И смысленнии людие,
сказано, «уразумеют много». Ибо пользующиеся, как должно, дарованным от Бога ведением, всемерно пренебрегут узаконения Антиоховы, и смерть за Божий закон предпочтут нечестивой жизни. Сие-то означая, присовокупил Архангел:
И изнемогут в мечи, и в пламени, и в пленении, и в разграблении дней сих.
Ибо злочестивый царь, употребляя разные всякого рода мучения, покушался устрашить благочестивых, нанося им преждевременную смерть, и как бы похищая у них остальные дни жизни. Потом предсказывает Архангел, что будет при блаженном Маттафии и сыновьях его.
Дан.11:34. И егда изнемогут, поможется им помощию малою;
потому что дана им будет Божия благодать, и превозмогут на время неприятелей; однако не насладятся иудеи во дни их миром и избавлением от войн. Поэтому прекращения военных дел, бывшие среди войн, Архангел назвал помощью малою.
И приложатся к ним,
сказано, «мнози с прелестию». Ибо, видя сии доблестные подвиги, многие из поползнувшихся и отрекшихся от благочестия, покаявшись, перейдут к ним.
Дан.11:35. И от смысливших,
сказано, «изнемогут» многие. А те, которые, по видимому были благочестивы, совратятся в противную сторону.
Еже разжещи я, и избрати, и ежа открыта даже до конца времене, яко еще на время.
И это, говорит Архангел, не сделает вреда людям, которые будут жить после; потому что научатся из сего, не полагаться на первые успехи, но всегда страшиться и трепетать, по совету блаженного Павла; ибо говорит он: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1Кор. 10, 12). Перемены обстоятельств как бы разжигают, подвергают искусу, и отделяют добротное от негодного; а также и убеляют как волну, и испытывают, естественный ли, или заимствованный, имеет она цвет, насквозь ли всю ее проникает этот цвет, или виден на одной только поверхности. Сие, говорит Архангел, в настоящей жизни происходить с людьми частно, и в будущем времени будет общее всех людей испытание. Сказав это об Антиохе Епифане, переходит наконец от образа к первообразу. Первообраз же Антиоха есть антихрист; и образ антихриста – Антиох. Как Антиох принуждал Иудеев не чествовать, и вести жизнь противозаконную; так «человек, беззакония, сын погибели, высящийся и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища», как говорит блаженный Павел, «якоже ему сести в церкви Божией: показующу себе, яко Бог есть» (2Сол. 2, 3. 4), во всяких «знамениях и чудесех ложных» (9), будет все делать к обольщению благочестивых, то пытаясь обольстить и обмануть ложными чудесами, то действуя, властительски, подвергая питомцев благочестия всякого рода наказаниям. Если же кто, исследовая порядок пророчества во всей его связи, не поверит, что сие действительно так; то пусть приведет себе на мысль учение Евангельское. И там Господь вместе предсказывает и общую кончину, и скончание Иерусалима. Ибо, сказав: «молитеся, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу» (Матф. 24, 20), что относится к одним Иудеям, в след за сим присовокупил: «будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать бытии. И аще не бы прекратилися дние оны, не бых убо спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны» (21. 22); и показывая, что все сие нимало не касается Иудеев, сказал еще: «тогда аще кто речет вам, се зде Христос, или онде: не имите веры» (23), и предрекши нечто о лжехристах, продолжает: «яко же бо молния исходит от восток, и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго» (27). А сему (не буду говорить о том в подробности) подобно и все прочее. По сему руководству будем разуметь пророчество Даниилова, возводим от Антиоха к антихристу, как от образа к первообразу, и ясно предызвещает (227) нас об антихристе.
Дан.11:36. Сотворит бо, – говорит Архангел, – по воли своей царь, и возвысится и возвеличится над всяким богом, и на Бога богов, и возглаголет тяжкая, и управит,
то есть будет иметь успех, но не до конца.
Дондеже скончает гнев,
то есть, пока не воспламенит в сильной степени Божия гнева, и не навлечет его на себя. Гневом же называет наказание, потому что Божество бесстрастно.
В скончание бо
и ревность "бывает», продолжает Архангел. Ибо антихрист, предузнавая конец свой, окажет великую ревность, всех призывая к нечестию и с намерением многих иметь сообщниками в ожидающем его наказании. Присовокупляемое же яснее обличает неразумие предполагающих, что сказанное сие об Антиохе. Ибо говорит Архангел:
Дан.11:37. И о сех бозех своих не смыслит.
Антиох, как находим, Иерусалим и всю Иудею наполнил идольскими жертвенниками, и в храме Божием приносил жертву Дию, и иерусалимский храм нарек храмом Дия олимпийского, а гариизийский (228) – Дия странноприимца. Но этому, столько суеверному и столь ревностному идолослужителю как не смыслит «о бозех отцев своих!» Антиох поступил совершенно напротив; ибо, чествуя богов отеческих, отрицал Бога, Которому поклонялись Иудеи. Посему, приличествует это вовсе не Антиоху, но самому Антиохову первообразу, которого изображением и прообразованием став Антиох, усиливался превзойти нечестием всех прежде него бывшим царей. Посему об антихристе говорит Архангел, что «всех бозех отцев своих несмыслит».
И о речении жен, и о всяком бозе не уразумеет.
И это так же прямо противоположно нравам Антиоха; потому что не довольствовался он женами, с которыми соединен был законом брака, и от которых имел детей, Антиоха Евпатора и Александра, но имел общение с непотребными наложницами; об одной из них упоминает вторая книга Маккавейская, и писатель говорит так: «случися Тареяном и Малотом крамолу воздвигнути, сего ради, яко Антиохиде, наложнице цареве в дар отдани быша» (2Мак. 4, 30). Посему возможно ли, чтобы до того поработившийся непотребству, что столько и таких городов подарил непотребной женщине, «не уразумел о рачении жен?»
Поэтому и сим явно изобличаются в погрешности предприемлющие понимать сие об Антиохе. Но мы возвратился к тому, с чего начали. Сказано: «И о рачении жен, и о всяком бозе не уразумеет».
Понеже паче всех возвеличится,
то есть возмечтает, что он выше всех.
Дан.11:38. И бога Маозима на месте своем прославит,
«и бога его же неведеша отцы его, почитать сребром и златом, и камыком честным и похотми». Все отцы его познавали собственное свое естество, и не осмеливались себя самих именовать богом всяческих; а он называет себя богом крепким и сильным; ибо сие значить слово: "Маозим». И сказано: «на месте своем», вместо: себя самого.
Дан.11:39. И сотворит тверделем убежищ с богом чуждим, егоже познает, и умножит славу, и покорит им многи, и землю разделит в дары. Ибо,
говорит Архангел, воздвигнет себе храмы, украсит их серебром, золотом и драгоценными камнями, и покорит им многих, именно же обольщенных чудесами, или приведенных в робость видом мучений. Даже и «землю разделит в дары;» потому что большую часть земли отдаст во владение покорившимся и согласившимся не чествовать.
Дан.11:40. И наконец времене», продолжает Архангел, сразится ратию с самим царем южным: и соберется на него царь северский с колесницами и с конники, и с корабли многими; и внидет в землю, и сокрушить.
Неоднократно говорили мы, что десять рогов у четвертого зверя, вместе появившиеся, означают десять царей, которые, при конце Римского царства, будут царствовать в одно и тоже время. Посему один из них, царь южный, снова начнет войну с тем, который называется царем северным; ибо сказано: «от» «севера возгорятся злая на всех, обитающих на земли» (Иер. 1, 14). Но и Антиох, который был прообразованием его, именовался северным царем. Посему, когда царь южный вступит с ним в битву, он с многочисленным воинством, воздвигнув твердыни на суше и на море, ополчится против царя южного, и одержит победу. О сих-то бранях Господь предсказал и в священном Евангелии: «востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем» (Матф. 24, 7. 8). По этому, имея Владычнее предречение, которое согласно с сим пророчеством, разумеем предлагаемое.
И мимоидет,
сказано:
Дан.11:41. И внидет на землю
Савир. Землею Савир Архангел означил опять Иерусалим.
И мнози изнемогут,
то есть, обольщенные, или приводимые в ужас тяжкими муками.
И сии спасутся от руки его, Едом и Моав, и начало сынов Аммоних.
И сие также не относится к Антиоху; потому что он, покорив племена сии, поставил у них своих правителей, в числе которых был Тимофей, правитель Аммонитян.
Но при злочестивом антихристе; вероятно избегнуть они руки его, как не отличающиеся ревностью к благочестию; потому что сей злочестивый ополчится, без сомнения, против ревностных. Если же именования сии должно будет разуметь в переносном смысле; то Едом толкуется красный. Посему-то и Исав наречен Едомом, как возжелавший варения из чечевицы, цветом красной. Но также и кровь имеет красный цвет. А потому, сподобившейся Владычней крови, и жительствующие достойно сего дара, и сами цветут благодатью Владычней крови. А Моавом называется рожденный от отца. Ибо старшая дочь Лотова, зачав от отца и потом родив, так нарекла рожденного ею. Посему именуемые сынами Божиими, «иже не от крове, ни от похоти мужеския, ни от похоти плотския, но от Бога» (Иоан. 1, 13), справедливо именуется Моавом. И слово: аммон значит: сын рода. Ибо сие открывает божественное Писание. Блаженный Павел в речи к Афинянам (231) говорит: «род убо сущее Божий, недолжни веемы непщевати подобно бытии Божество, злату или сребру, или каменю художне начертану» (Деян. 17, 29). Да и сам Бог назвал святых родом Своим; ибо говорит: «напоиши род Мой избранный, его же снабдех, добродетели Моя поведати» (Ис. 13, 20. 21). Посему, ничего нет неприличного и тем, которые по благодати Божией сподобились божественного родства, именоваться Аммонами. Поэтому, если хочешь имена сии понимать в переносном смысле, то так разумей. А если понимаешь их исторически, то, как сказали мы прежде, разумей, что антихрист пренебрежет сии племена, потому что в них большая часть живут нечестиво, да и те немногие из них, которые благочестивы, не горячо расположены к Божественному.
Дан.11:42. И простерет руку свою,
говорит Архангел, «на землю» египетскую, «и земля египетская не будет во спасение».
Дан.11:43. И сладети начнет в сокровенных злата и сребра и во всех вожделенных Египта, Ливиев, и Ефиопов, в тверделех их.
И сие всего менее приличиствует Антиоху; потому что не овладел он ни Ливиянами, ни Ефиопами, ни даже самым Египтом; но по повелению Римлян возвратился из Египта. Здесь же разумеются те три рога которые сокрушил рог малый. Он то разрушит и покорит три великие государства, Египет, Ефиопию и Ливию, находящиеся, как вероятно, под властью трех царей.
Дан.11:44. И слышания и потщания возмутят его от восток и от севера, и приидет в ярости мнозе, еже» проклясть и погубити многи.
И сие не приличествует Антиоху; потому что его заставили отступить из Египта не возмутительные слухи, но приказ Римлян, и исшедший (232) с запада, а не с востока. Об этом же говорится (232), что, взяв и покорив себе Египет, Ливию и Ефиопию, потом смущенный каким-то слухом, возвратится, «и придет в ярости мнозе», чтобы проклясть и погубить многих. А тем и другим речением выражается одно и то же ибо «погубить» значит лишить благочестия, а «проклясть» – провозгласить чуждым оного.
Дан.11:45. И поткнет,
сказано, «кущу свою Ефадано», то есть «между морями, на горе святей» Савир. Не находим, чтобы это исполнилось при Антиохе. Ибо пусть скажут: где это место, лежащее между двух морей, на котором водрузил кущу свою Антиох? И не в состоянии будут указать оное. Поэтому ничто из сказанного здесь не пришло еще в исполнение, но совершится все сие при общем губителе человеков. Словом: «Савир» Архангел называет опять землю посвященную Богу; «Ефадано» же есть какое-либо место, так именуемое, и находящееся неподалеку от Иерусалима: там найдет он свою гибель. Ибо сказано:
Приидет даже, до части ея, и несть избавляяй его.
Ибо он, отважившийся на многие и великие дерзости, и столько возмечтавший о себе, внезапно приимет казнь, и никто не в состоянии будет избавить его от нея. Сие же ясно сказует и блаженный Павел: "Его», говорит он, Господь «убиет словом уст Своих» (2Сол. 2, 8); «и духам устен убиет нечестиваго» (Ис. 11, 4).