Глава 12
Дан.12:1. И во время оно,
говорит Архангел, «восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людей твоих». Архангел, которому вверено попечение о вас, восстанет тогда на помощь против нападающих на ваш народ. И это для неведущих сделается явным из другого истолкования; потому что Бог всяческих чрез Пророка Малахию говорит Иудеям: «се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. "4», 5. 6). Чрез сие научает нас, что, когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать Иудеям пришествие Господне, и обратить многих. Ибо сие означают слова: «устроит сердце отца к сыну», то есть сердце Иудеев к уверовавшим из язычников. Иудеев назвал Пророк отцами, как старших по ведению; почему не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: «сердце отца к сыну». Ибо уверившего Иудея присоединит к церкви. А поскольку, хотя по ведению Иудей старше, но одна природа у язычника и Иудея; то справедливо присовокупил: «и сердце человека коискреннему его», показывая сим, что одна природа у того и другого, но Боговедение прежде дано Иудеям. И Иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так , уверовав по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхотели к Иудеям посланное спасение, составят с ними единую Церковь. Сие самое подразумевается и здесь, а именно, что во время таковых действий антихриста, святый Архангел Михаил употребит все меры, чтобы Илия пришел и предвозвестил пришествие Владыки, и тогдашние Иудеи получили спасение. Потом, описывая чрезмерность бедствий, какие причинит злочестивый антихрист, говорит Архангел:
И будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго.
Сие изрек и Господь в священном Евангелии. Ибо говорит: «будет скорбь, яковаже не была от начала мира, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же Моих ради» прекращу «дние оны» (Матф. 24:21, 22). Посему пророческие изречения согласны (235) с Евангельскими предвещаниями. К сему присовокупляет Архангел:
И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися спасени в книзе,
то есть достойные спасения, послушаются проповеди Илииной, предуведенные Богом издревле и из начала; ибо ведение Божие Архангел назвал "книгою».
Дан.12:2. И мнози от спящих в земней персти восстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное.
Старающиеся прилагать к Антиоху, пусть скажут, кто при нем воскрес, кто получил жизнь вечную, кто понес укоризну и стыдение вечное?
Если скажу, что сим означаются Маккавеи, вышедшие из пещер, то еще большего достойны будут осмеяния. Ибо в таком случае, Маккавеи окажутся и любителями благочестия, и делателями нечестия. Пророчество говорит: «мнози от спящих а земней персти востанут, сии в жизнь вечную, a онии в укоризну и в стыдение вечное». Посему, если будут понимать сие о Маккавеях, то Маккавеев назовут и злыми и добрыми, или одних из них добрыми, а других злыми. Но такого суда произнести о них не можем; потому что все их сообщество благочестиво. Притом и жизнь вечная не может быть приписана им в настоящем веке; потому что все они пришли из сего века, прияв смерть. Посему, оставив сии бабьи басни, познаем из сего общее воскресение мертвых и будущий по воскресении суд. Ибо одни из умерших наследуют вечную жизнь; а другие на век преданы будут осмеянию и укоризне. Сказал же Архангел: «мнози, вместо»: «все». Ибо и блаженный Павел вместо: »все« употребил: »многие" говоря: «аще бо прегрешением единаго мнози умроша» , «множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествоем» (Рим. 5, 15).
Дан.12:3. И смыслящии просветятся, аки светлость тверди,
говорит Архангел. И Господь в священном Евангелии говорит: «тогда праведницы просветятся аки солнце» (Матф. 13, 43).
И от праведных многих аки звезды во веки, и еще.
Самые испытанные и избранные уподобятся светлости тверди, и даже солнечному свету; a низшие их (ибо сих означил Архангел словом: многие) будут подобны сиянию звезд, во веки издавая сие блистание. Так и блаженный Павел разделил чины благочестивых; ибо говорит: «ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» (1Кор. 15, 41). Сказав сие, беседующий с Даниилом присовокупил:
Дан.12:4. И ты Данииле загради словеса, и запечатай книги до времене скончания, Дóндеже научатся мнози, и умножится ведение,
Положи, говорит, на книге печати неясности, и сделай ее не для всех явственною, «дондеже умножится ведение, и», по пророчеству, «наполнится вся земля ведения Господня, аки вода многа покрывает море» (Ис. 11, 9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным.
Дан.12:5. И видех, аз Даниил,
говорит Пророк, «и се два инии стояху, един о сию страну реки, а другий об ону страну реки».
Дан.12:6. И рече к мужу, оболченному
в виддим, «иже бяше верху воды речныя: доколе окончание чудес, яже рекл еси, и очищение их?» Молча и не смея вопрошать, стоял я, говорит Пророк; но двое других, стоявших на том и другом берегу реки, вопросили облеченного в виссонную ризу и носившегося по поверхности вод: сколько времени продолжатся сии страшным и в ужас приводящие события? И когда будет избавление от оных?
Дан.12:7. И слышах от мужа оболченнаго
в ваддим, «иже бяше верху воды речныя, и воздвиже десницу свою и шуйцу свою на небо, и клятся Живущим во веки во время и во времена и в полвремене». Из сего в точности дознаем, что беседовавший тогда с Пророком был не Сам Владыка. Ибо Владыка, как говорит божественный Апостол, «понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою» (Евр. 6, 13), глаголя: «живу Аз глаголет Господь» (Ис. 49, 18). И блаженный Моисей покалывает, что Сам Он говорит: «яко воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки» (Втор. 32, 40). А беседующий с Даниилом, как один из подчиненных и исполненных усердия к Владыки, простер к небу обе руки, «клятся» же «Живущим во веки». Видевший это Даниил говорит, что имел он руки; однако же знаем, что естество Ангелов бесплотно; принимают же они на себя образы, соображаясь с пользою видящих; часто оказывай свою снисходительность, являются кроткими, а часто, чтобы видящих соделать более тщательными, представляются грозными. Итак «клятся Живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене». Означает же сим три с половиною года. Тоже изрек святый Гавриил о роге, творящем брань со святыми, который возрастет после десяти рогов, при конце Римского царства. После того, как изрек: «три цари смирит, и словеса на Вышняго возглаголет, и святых Вышняго смирит», – присовокупил: «и дастся в руку его даже до времене, и времен и полвремене» (Дан. 7, 24. 25); a сие составляет три года с половиною; потому что временем Гавриил назвал год, как яснее дознаем это из последующего.
Яко во время, и во времена, и в полвремене, егда скончается разсыпание людей освященных, и уведят Сватаго, и скончаются cия вся.
Три года с половиною, говорит Ангел, продолжится рассеяние освященного народа, и будет совершаться все сие. Потом «уведят» Святого. Подразумевается здесь великий Илия. Ибо к концу оного владычества явится великий Илия и предвозвестит второе пришествие нашего Спасителя. К сему присовокупляем, блаженный Даниил:
Дан.12:8. И аз слышах, и не разумех, и рех: Господи, что последняя сих?'
Не понимая сказанного о времени, говорит Пророк, принужден я был спросить, желая узнать яснее; пожелал узнать и то, что будет после сего.
Дан.12:9. И рече мне: гряди Данииле, яко заграждена и запечатана словеса, даже до конца времене.
Дан.12:10. Доколе избрании будут, и убелятся, и огнем искусятся мнози, и беззаконнуют беззаконници, и не уразумеют вси нечестивии, и умнии уразумеют.
Не без причины, говорит Ангел, сказал это я неясно, и, как бы печати какие, приложил к словам неясность. Божественное предлагать должно не всем без разбора, Но «умни уразумеют» при помощи ведения, подаваемого им свыше; а живущие в беззаконии и злочестии не возмогут уразуметь содержащегося в словах; когда же наступят самые события, ясно узнают пророчества о них. Тогда будут отделены от праведных делатели худого потому что все искусит огонь. Это сказал и блаженный Павел: «когождо бо дело», говорит он, « явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит» (1Кор. 3, 13). И о том еще, что не всем без разбора предлагать должно божественное, говорит Господь в священном Евангелии: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Матф. 7, 6). Блаженному же Даниилу, как святому и усердному служителю Владыки, Ангел Божий открывает время антихристова мучительства, и говорит:
Дан.12:11. От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятдесять.
Поскольку, сказав: «во время, времена и полувремене», увидел, что блаженный Даниил не уразумевает; то, разложив время на дни, неразумеваемое сделал для него явным, а для других и при этом оставил слово неясным. «Мерзостию» же «запустения» называет самого антихриста; а «пременением жертвы всегдашния», чин церковного богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый. К сему присовокупляет божественный Ангел:
Дан.12:12. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти.
Ангел дает разуметь и объявляет, что после того, как антихрист поражен будет от Бога, великий Илия будет еще проповедовать остальные сорок пять дней, и явится Владыка, грядущий на облаках небесных, и увенчает сохранивших стяжание терпения невредимым. Сие и господь говорит в
священном Евангелии: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Матф. 10, 22). И из сего в точности можно дознать, что все это не приличествует Антиоху. Ибо Ангел сказал, что бедствие будет продолжаться при Антиохе «две тысящи и триста дней» (Дан, 8, 14), а при антихристе «тысящу двести девятдесять». Посему и разность времени свидетельствует о разности лиц и событий.
Дан.12:13. Ты же иди,
говорит Ангел, и "почивай». Время тебе приять конец жизни.
Еще бо дние во исполнение скончания.
Не мало еще времени остается, говорит Ангел, для состояния настоящей жизни. И сим ясно указал нам на скончание оной, и открыл, что предсказанное совершится при скончании.
И почиеши, и востанеши
во время твое, или правильнее, как видно из последующего: «в жребий твой, в скончание дней». Теперь, говорит Ангел, надлежит тебе приять тебе общий всем конец; но восстанешь, и восстанешь не просто, но «в жребий твой», то есть с сонмом единоправных с тобою. И показывая, когда сие будет, присовокупил: «в скончание дней». Так божественный Архангел чрез блаженного и треблаженного Даниила ясно преподает нам учение о воскресении, Так, окончив откровение, Пророк присовокупил:
(14, 1). «И царь Астиаг приложися ко отцем своим; и прия Кир Персянин царство его».
Дан.12:2. И бяше Даниил сожительствующ с царем, и славен паче всех другов его.
Астиаг был дед Киров по матери. По кончине его, поскольку сын его Киаксар не мог благоустроить царства, Кир, разрушив царство ассирийское и халдейское, владычество Мидян перенес к Персам. Говорит же Пророк, что разделял он трапезу с царем, жил при царь и начальствовал над всеми близкими к царю. А имея столько дерзновения пред Киром, указал ему предреченное о нем Богом чрез Пророка Исаию, и подал ему мысль отпустить из плена народ Божий.
Вот что дознали мы из божественного пророчества Даниилова. Справедливо же будет плакать об Иудеях, которые Пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, и притом опытом дознав истинность его пророчества. Известно, что нынешние Иудеи к иным нечестивым своим делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя нашего. Но ничего не приобретут они для себя, отрицая сие пророчество; потому что свидетельствуют другие Пророки, вопиют и самые дела, согласные11 с предречениями о Спасителе. А что древние Иудеи блаженного Даниила называли великим пророком, свидетель тому достойный вероятия Иосиф, Еврей, не принявший христианской проповеди, но не решившийся и утаить истину. В десятой книги Иудейских древностей сказав многое иное о блаженном Данииле, присовокупил он и сие: «Ему, говорит Иосиф, как одному из величайших пророков, все было даровано в необычайной мере, во время жизни честь и слава у царей и у народа, a по кончине, вечная память. Ибо написанные им книги, какие оставил он, и доныне читаются нами, и уверяемся из них, что Даниил беседовал с Богом; потому что, не только пророчествовал он, о будущем, как и другие пророки, но даже определил время, когда совершится предреченное». И несколько ниже продолжает Иосиф: «вследствие исполнения предречения божественный Даниил приобретает у народа и веру в истину пророчеств и славу». И далее многократно выражается подобным образом. А равно в двенадцатой книге, Древностей говорит еще так: «вышло так, что запустение храма совершилось по пророчеству Даниила, бывшему за четыреста восемь лет; он показал, что разрушат его македоняне». Вот что свидетельствует о пророке Иосиф». Иудеи же, недугуя крайним бесстыдством, не стыдятся и своих наставников.
Но мы, как от Божия Пророка приявшие предвидение будущего, приготовим себя, умоляю вас, на оный страшный день, чтобы восстать нам не «в стыдение вечное», но «в жизнь вечную», которую да улучим все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава Отцу, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
* * *
Обыкновенно чтению ἀρπἀζογτα предпочтено здесь другое ἀρμὀζογτα».