Глава 11
Зах.11:1–2. Разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя. Да плачевопльствит питис, зане паде кедр.
Поэтому все, высоко думающее о силе своей и мечтою высокомерия уподобляющиеся высоте Ливана, приуготовляйтесь к угрожающему вам наказанию; а вы, которые не имеете их могущества (таковых Пророк называет «питисом» ), видя гибель сильнейших, сетуйте о собственных своих несчастиях. Ибо сказано: «да плачевопльствит питис, зане паде кедр». И Пророк, объясняя сказанное им в переносном смысле, присовокупил:
Яко вельможи вельми обеднеша: восплачевольствите, дуби Васанитидстии, яка посечеся дубрава насажденная.
Зах.11:3. Глас плачущих пастырей, яко возбедствова величие их: глас рыкающих львов, яко озлоблено бысть шатание Иорданово.
Все это, по свойственному ему образу речи, сказал Пророк в переносном смысле. «Львами» и также «пастырями» именует царей и князей, а «дубравою насажденною» – бесплодное владычество. Повелел же рыдать и плакать всем им, высоко думавшим об Иордане и обманувшимся в надежде. А под «Иорданом» гадательно разумел Иудейскую землю; потому что по ней совершает течение свое Иордан. Поэтому божественный Захария, как сие предвозвещал о будущем благополучии Иудеев по возвращении их, так отсюда начинает уже предвозвещать бедствия, какие постигнут их за собственное их беззаконие.
Зах.11:4. Сице глаголет Господь Вседержитель: паси овцы заколения.
Кто же упас их, как не Владыка Христос, Который в священном Евангелии взывает: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11)? Но никто да не дерзнет уничижать Его, как именующегося пастырем; потому что нашего ради спасения именовался Он, не только пастырем, но и агнцем и овцею; и что говорю: овцею и агнцем? наречен даже клятвою и грехом, чтобы разрешить грех и клятву людей. Ему, восхотевшему принять на себя зрак раба, чтобы естество человеческое освободить от рабства, глаголет Отец: «паси овцы заколения». И как человек, а не как Бог, приемлет Он заповеди сии; потому что, как Бог, равночестен Родшему; а как человек, взывает: о «О себе не глаголю» (Ин.14:10), заповедь приял, «что реку, и что возглаголю» (Ин.12:49). Так и здесь заповедуется Ему: «паси овцы заколения». И Пророк показывая, почему называет их так, присовокупил:
Зах.11:5. Яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся, и пастыри их не печахуся ни чимже о них,
потому что, управляемые злочестивыми царями и беззаконными иереями, терпели от них тысячи зол. Сими повествованиями о них наполнены и история Маккавеев и писания Иосифовы; потому что, заразившись недугом честолюбия и любостяжания, соделали священство продажным, и покупали сан нимало им не принадлежащий. От сего тысячи бедствий постигли Иудеев. Посему-то Бог пастырям угрожает наказанием, об овцах же прилагает всякое попечение. А о злочестивых говорит:
Зах.11:6. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, глаголет Господь: и се Аз предам человеки, коегождо в руце искреннему его, и изсекут землю: и не имам изъяти от руки их.
Но их за собственное их беззаконие оставив без попечения, приложу всякое промышление о благонравнейших. Ибо сие выразил в присовокупляемом:
Зах.11:7. И упасу овцы заколения в земли Ханаани.
Иным казалось, что в сем подразумевается Палестина; а мне кажется, что означает сие чужую землю; потому что под Ханааном подразумевается земля чуждая. Посему сказует Бог: где бы ни были возжелавшие уверовать в Меня, прииму их под Свое попечение.
И прииму Себе два жезла, единаго нарекох доброту, а другаго нарекох уже, и упасу овцы.
Двумя жезлами называет язычников и Иудеев; потому что древле были два главные учения; в одном преподавалось богочестие, и оно имело силу у Иудеев; по другому предпочиталась прелесть идольская, которою древле в различной мере одержимы были все народы. Посему, говорит Бог, из Иудеев и язычников соберу овец, из тех и других составлю единое стадо. Сие изрек и в священном Евангелии: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь» (Ин.10:16); потому что уверовавших из язычников присоединил к уверовавшим из Иудеев, и соделал единое стадо.
Зах.11:8. И погублю три пастыри в месяц един.
Разумеет иудейских царей, пророков и священников; потому то сими тремя чиноначалиями пасомы были Иудеи. И показывая сему причину, присовокупляет:
И отягчает душа Моя на ня: ибо души их рыкаху на Мя.
Сему яснее научает Сам Владыка устами Пророка Иеремии, говоря: «оставих дом Мой, оставих достояние Мое, дах возлюбленную душу Мою в руки врагов ея. Бысть Мне достояние Мое яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой: сего ради возненавидех е» (Иер.12:7–8); и устами Исаии взывает: «ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль» (Ис.5:7). Итак, поскольку зверски, как бы рыкая и жаждая Моего убиения, приступали ко Мне, то и Я говорю им:
Зах.11:9. Не имам пасти вас, умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да пояст кийждо плоть ближняго своего.
Всему же этому необходимо быть с лишенными Божия о них попечения.
Зах.11:10. И прииму жезл Мой добрый и отвергу его, еже разорити завет Мой, егоже завещах ко всем людем
земли; потому что, когда приявшие проповедь Боговедения отделены будут божественною лопатою, и, как некая пшеница, очищены от плевел: тогда совершенно необходимо, по слову великого Иоанна, чтобы «плевы сожжены» были «огнем негасаемым» (Мф.3:12).
Зах.11:11. И разорится в день оный.
Что говорит сие не о всех произошедших от язычников, а только о не уверовавших, свидетельствует о сем присовокупляемое:
И уразумеют Хананеи овцы хранимыя Мне, зане слово Господне есть.
Хананеями называет уверовавших из язычников, как иноплеменных; называет же их овцами достойными охранения за веру, какую приобрели. И говорит: они, увидев гибель неверующих, опытом дознают, что пророческое слово есть Божие слово. Сказав же сие о не уверовавших и уверовавших из язычников, обращает слово к Иудеям и говорит:
Зах.11:12–13. И реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся. И поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко Мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило.
Сие, думаю, не требует никакого толкования, потому что толкование на это заключается в сказании священного Евангелия. Ибо и там за такое же число статиров Иуда предал Владыку, и раскаявшись, возвращал их давшим; но, поскольку не захотели те взять, повергнув их, удалился, за неправду свою от судии неправды, диавола, прияв справедливую мзду – удавление. Посему, и здесь Владыка в награду за благодеяние требует веры, они же вместо ее дали тридцать сребреников. Но Владыка повелевает Пророку, как бы неким огнем испытать, достойна ли сия награда за благодеяния; Пророк же сказал, что вверг сребреники в храм Божий, который справедливо наименовал «горнилом», потому что в нем приходящие для покаяния, как в некоем горниле, обновляются, отринув яд греха и сподобившись Божия человеколюбия. Посему говорит Пророк:
Зах.11:14. И отвергох жезл вторый уже, еже разорити завет иже посреде Иуды и посреде Израиля.
Ибо, отделив в них уверовавших от неверных, лишил прочих Своего о них попечения. И сие пророчество подтверждается тем, что видим ныне; потому что Иудеи, лишенные и Пророков, и священников, и царей, и храма, и кивота, и алтаря, и очистилища, и жертвенника, и светильника, и трапезы и всего, что было необходимо к совершению служения по закону, стали лишены и попечения о них свыше, и живя в рассеянии, переселении, изгнании, невольно услуживают проповедующим Христа. И хотя отрицаются Его владычества, однако же оказывают услугу рабам Его. Таким страждут они ожесточением! Посему Пророк, предвозвестив сие о Боге и Спасители нашем Христе, и обличив упорство Иудеев, справедливо вслед за сим обращает пророчество к тому противобожному Христу, которого ждут Иудеи, как сами они говорят о том. То же и Господь сказал им в священном Евангелии: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: ин приидет во имя свое, тому поверите» (Ин.5:43). Это сказал о них и блаженный Павел: «зане любве истины неприяша, во еже спастися им, послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде» (2Сол.2:10–12). Подобное сему предвозвещает и блаженный Захария, прияв в себя действенность Божия Духа.
Зах.11:15–16. И рече Господь ко мне: еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна. Зане се Аз воздвигну пастыря неискусна на землю: погибающаго не посетит, и расточеннаго не имать взыскати, и сокрушеннаго не имать исцелити и здраваго не имать направити, и мяса избранных пояст, и глезны их извиет.
Сии бедственные и тяжкие события предсказывает и Владыка в священном Евангелии, ибо говорит: «будет скорбь велия, якова же не была от начала века, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же Моих ради прекратятся дние оны» (Мф.24:21–22). Сие говорит и Пророк: «и мяса избранных пояст и глезны их извиет», означая сим чрезмерность бедствий. Пастыря же их именует неискусным, или, по другим толковникам, безумным, как обманутого диавольским наваждением и не знающего определенной им гибели. По божественному Писанию обычно называют безумным и злочестивого. Сказано: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13:1) Так Пророк, показав зверский нрав пастыря, изображает и будущую его гибель.
Зах.11:17. О пасущии суетная, и оставлшии овец!
Сказав сие о повинующихся неискусному пастырю, и оплакав их, потому что оставили общение с овцами, и предпочли суетную и пагубную почесть, какую дает сей пастырь, ведет речь о нем самом:
Меч на мышцу его, и на око его десное.
Повинующихся ему приведет он к вечной гибели, а прекословящих предаст на умерщвление. Ибо слово: «мышца», употреблено в означение умерщвления, а слово: «око», в означение обмана. Впрочем
мышца его изсыхающи изсхнет, и око ему десное ослепая ослепнет.
Постигнет его Божия кара. Так и Апостол говорит: «егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего: егоже есть пришествие по действу сатанину во всяких знамениих и чудесех ложных» (2Сол.2:8–9). Некоторые из толковавших сего Пророка прилагали сие к Антиоху Епифану, утверждая, что он наименован «пастырем неискусным». Посему, тем паче приличествует антихристу, потому что его прообраз – Антиох. Как он вступил в брань с Богом, во храме поставив жертвенник демонский, и посвященных Богу принуждая приносить жертвы демонам: так и антихрист повелит благочестивым отрекаться от Владыки Христа, а неповинующихся предаст всякого рода казням. Посему, если пророчество приличествует Антиоху, то, без сомнения – и антихристу: потому что он дерзнет на большее, нежели Антиох, как вступивший в брань с сильнейшим. Итак, поскольку Иудеи уверуют в него, Спасителя же и Господа отреклись: то Дух Святой явно предрекает через Пророка те горестные события, какие постигнут их за неверие.