Глава 44
Человеколюбивый Владыка чрез служителя своего Пророка снова предлагает увещание страждущим непокорностью Иудеям. И сперва напоминает о бедствиях, постигших Иудею за беззаконие прежних её жителей, а потом укоряет Иудеев современных Пророку, как отважившихся на подобное и навлекающих на себя Божий гнев. Ибо говорит:
(Иер.44:7). Вот «вы творите злобы велики на души своя, еже извещи вам мужи и жены, младенца и ссущаго от среды Иуды, да не останется ни един от вас», (Иер.44:8) «разгневати Мя в делех рук ваших, кадити богом инем в земли египетстей, в нюже приидосте жити тамо, да изсечени будете, и в проклятие да будете, и на укоризну во всех языцех земли». Напоминает же им, что было в свежей еще у них памяти, те злые дела, на которые отваживались их отцы, цари и сильные, и те бедствия всякого рода, какие постигли их за это; а к сему присовокупляет угрозу, именуя себя Господом сил и Богом Израилевым, чтобы устыдились и убоялись они, услышав о величии власти, и дознав Божию попечительность о предках.
Иер.44:11. Се, Аз приставляю лице Мое на вы в зло.
Негодующим свойственно смотреть грозно, обращать внимательный взор; и надолго останавливать его на раздраживших. Посему и Бог угрозу Свою выражает человекообразно, и говорит: «приставляю лице Мое на вы в зло, еже погубити» всю Иудею. Потом сказует, что преданы будут голоду и мечу, подвергнутся совершенному истреблению, будут в клятву, в погибель, в проклятиe, в укоризну, потерпят тоже, что терпели осажденные в Иерусалим. Никто из них не спасется бегством, никто не возвратится в землю Иудину. Но все это не устрашило сих жалких, и безмерно жалких, людей. Напротив того все, и мужи и жены, особенно же эти Вавилоняне, громко вопияли: несносны нам слова твои. А что всего хуже, признавая даже их божественными, открыто им прекословили. Ибо говорили:
(Иер.44:16). Слово, «еже глаголал еси к нам во имя Господне, не послушаем тебе», (Иер.44:17) «яко творяще сотворим всякое слово, еже изыдет из уст наших, кадити царице небесней, и возливати ей возлияния, яко же сотворихом мы, и отцы наши, и цари наши, и князи наши во градех Иудиных», на распутиях иерусалимских. «Царицей небесной» называют Афродиту, которую и Еллины именуют Уранией. Говорят же, что, делая это в сытость наслаждались они благами; а оставив служение ей, преданы были войне и голоду. Потом и жены бесстыдно вопияли:
Иер.44:19. Егда кадихом мы царице небесней, и возливахом ей возлияния, еда без мужей наших творихом ей опресноки, и возливахом ей возлияния?
Дело нечестиво, но сказанное истинно; потому что и выше в объясненном уже нами Бог всяческих изрек: «еда не видиши, что сии творят?» «сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» (Иер.7:17,18). Пророк дал всем такой ответ: за сие именно суеверие и за сию идольскую прелесть. Владыка Бог и наложил на вас наказания всякого рода. Ибо таковы плоды преступления закона. Но вы, и видя плоды сии, с неистовством предались сей прелести.
Иер.44:25. Пребысте
во исповеданиях ваших, «и творяще сотвористе обеты» ваши. (Иер.44:26). Обаче «слышите слово Господне: се, Аз кляхся именем Моим великим, рече Господь Бог, аще будет ктому имя Мое призываемо во устех всего Иуды, еже рещи: жив Господь, во всей земли египетстей». Клятва cия снова дала видеть, что Поклявшийся ничего не имеет выше Себя. Угрожает Господь живущим в Египте Иудеям конечной гибелью; ибо сие выразил сказанным теперь; но с сим согласно и последующее за тем; потому что угрожает им голодом и мечем, а избежавшим сего переселением.
Иер.44:28. И уведят
все «ocтaвшии Иудины, преселившиися в землю египетску, слово чие пребудет, Мое, или их?». Из самых событий дознают истину слов Моих.
Иер.44:29. И сие вам знамение, глаголет Господь: яко посещу Аз на вы на месте сем
во злая, «да уведите яко воистину исполнятся словеса Моя на вас во злая». Действительное событие докажет истину слов сих. Ибо как предал Я Седекию царю вавилонскому: так фараона Bафрия, к которому бежите вы, предам Навуходоносору. Вафрием же называет фараона, показывая тем, что таково было собственное его имя, а именование: фараон означало царский сан. Так и мы своих царей называем: Тиверий кесарь и Клавдий кесарь; одно из сих имен есть собственное, а другое свойственно царскому сану.