Глава 2
Потом дается повеление с переменою обстоятельств изменить детям Пророка имена, и называвшегося не людие Мои называть – людие Мои, и именовавшуюся нелюбимою наименовать возлюбленною; потому что вы, говорит Бог, сподобившись спасения и возвратившись из Вавилона, будете судить Меня и вашу матерь, то есть, предков ваших, согрешивших предо Мною:
Ос.2:2. яко та не жена моя, и Аз не муж ея.
Развод сделан, говорит он, по причине ею поданной. Подобное сему, как находим, сказано и у Исаии: и ныне дом Иудин и живущии во Иерусалиме, судите между Мною и виноградом Моим: занеже ждах да сотворит гроздие, сотвори же тepниe (Ис. 5:3, 4). И здесь говорит Бог:
Судитеся с материю своею, судитеся: яко та не жена Моя, и Аз не муж ея.
И показывая, что не к гибели ее сделан этот развод, присовокупляет:
И отвергу блужения ея от лица Моего, и любодейство ея от среды сосцу ея.
Подобно сему сказанное блаженным Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс.118:71). И ее подвергая наказанию, обещает чрез это избавить от блуда и любодейства, даже не просто избавить, но с корнем исторгнуть из среды сосцов ее. Означает же лежащее под сосцами сердце, от которого исходят помышления злые, зависть, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, и тому подобное (Мф.15:19). Посему Божие вразумление приносит великую пользу, избавляя вразумляемых от блужения. У Пророка же показываются и способы вразумления.
Ос.2:3. Яко да совлеку ю нагу, и поставлю ю якоже в день рождения ея.
Днем же «рождения» называет пребывание в Египте. Оставлю ее лишенною Моего о ней промышления, сделаю, что будет в рабстве у Ассириян, как рабствовала Египтянам, сделаю, что уподоблю «земле безводной и пустыне».
И убию оную жаждею.
А под «жаждою» разумеет не только недостаток воды, но и лишение Божия попечения. И чад ее не удостою пощады, потому что родились от злочестивых, и в мерзости подражали отцам. Ибо блуждением называет здесь служение идолам. Но чтобы яснее обличить ее неблагодарность, представляет, будто бы говорит она, что ей надобно идти в след похотиков, то есть, идолов; от них, говорит она, получаю в обилии все необходимое. И поскольку не познала Подателя благ, то справедливо присовокупляет:
Ос.2:6. Сего ради се Аз загражду путь ея тернием, и возгражду распутия ея и стези своея не обрящет.
И самое наказание исполнено человеколюбия; потому что приводит к оставлению нечестия. При испытании бедствий дознала она бессилие идолов; потому что призвала их в защиту во время нашествия, и не получила от них помощи.
Ос.2:7. Взыщет их, – сказано, – и не обрящет.
Приведет себе на память Божие о ней попечение, и скажет:
Пойду, и возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне.
Посему, кто не будет справедливо изумляться Божию человеколюбию? Бог Творец и Господь – называет Себя мужем, а не Владыкою. Поскольку любовь жены к мужу больше, нежели любовь рабов к владык; то, чтобы люди имели к Нему такое расположение, именует Себя женихом и мужем. Однако же неблагодарных и это не побуждает к благопризнательности. Посему и говорит о них:
Ос.2:8. Та не уразуме, яко Аз дах ей пшеницу, и вино и масло, и сребро и золото умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу,
Те самые дары, которые получила от Бога, принесла в дар Божиим противникам. Бог, гневаясь за сие, угрожает лишить их и пшеницы и вина; и чтобы не подумали, будто бы неплодием страждет земля, кстати присовокупил:
Ос.2:9. Во время ея,
то есть, после того, как, пшеница и виноград созреют, во время жатвы и собирания плодов. Угрожает даже отнять и одежду, так что будет у них недостаток в необходимом к прикрытию наготы. И похотники ее, сказано, увидя это, не в состоянии будут оказать ей помощи. Сверх сего пророческими устами угрожал Бог прекратить праздники, отнять всякий предлог к веселию, истребить смоковницы и виноградники; потому что, говорит Бог, сама сказала, будто бы получила сие от идолов, и не познала Меня, действительного Подателя даров сих.
Ос.2:12. И положу я в свидение.
Повреждаемое и уничтожаемое зверями, птицами и гадами будет обвинять их в нечестии и свидетельствовать о наложенном Мною наказании. Потерпит же это, потому что Ваалимля, то есть идолов, предпочла Моему служению, и во всем убранстве совершает их праздники.
Ос.2:14. Сего ради, – сказано, – се Аз соблажню ю, и учиню ю, яко пустыню,
т.е. сделаю, что, став пленницей, будет скитаться и блуждать, и лишу всех сих благ. Впрочем и утешу ее, когда будет в сих скорбях. Ибо сказано:
Возглаголю в сердце ея.
Ос.2:15. И дам ей притяжания ея оттуду, и поляну Ахорову, отверсти смысл ея.
Вместо: «Ахорову», в сирийском переводе нашел я «Ахарову». Ахар же при Иисусе Навине, сделав татьбу и преступив наложенную клятву, подвергся за сие наказанию, всенародно побит камнями. Но по смерти его Израильтяне, приведя себе на память, сколь гибельно преступление Божия закона, плача и сетуя, умилостивили Бога. Поэтому здесь Пророк дает разуметь, что, как жившие тогда из наказания Ахарова дознали, сколь худо беззаконие, так и они пленением приведены будут в сознание своих прегрешений. И с большею ясностью выражая сие, присовокупил:
И смирится тамо по днем детства своего, и по днем изведения своего от земли египетски.
Ос.2:16. И будет в той день, наречет Мя муж мой, глаголет Господь, а не прозовет Мене ктому Ваалим.
Ос.2:17. И отвергу имена Ваалимля от уст ея, и не воспомянутся ксему имена их.
Как были в рабстве у Египтян, так будут рабствовать Ассириянами; потому что «детством» ее называется пребывание в Египте. Но рабство послужит им, во благо и научит их благочестию; потому что во времена плена Израиль забудет о служении идолам, Меня же назовет мужем и сожителем. А Я, видя раскаяние,
Ос.2:18. Завещаю им завет в той день со зверьми селными, и со птицами небесными, и с гады земными.
И показывая, что говорит не о зверях и птицах, но о людях зверонравных, налетающих подобно птицам и уподобившихся ядовитым гадам, присовокупил:
И лук, и меч, и брань сокрушу от земли.
Потом обещает им вечные блага.
И вселю я со упованием.
О сем же уповании говорит блаженный Павел: «упованием спасохомся. Упование же видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает? аще ли, его же невидим, надеемся, терпением ждем» (Рим.8:24–25). А что о сем, а не о другом уповании говорит Пророк, свидетельствует присовокупляемое:
Ос.2:19. И обручу тя Себе во век: и обручу в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах.
А что во век обручил Себе не иудейскую синагогу, но Церковь, собранную из Иудеев и язычников, о сем свидетельствуют самые события; потому что синагога отвержена, а Церковь сочетавается с Женихом, и ожидает вечных благ. Но обручил ее Себе не только «в правде и в суде», но и «в милости и в щедротах», потому что правду и суд употребил против лукавого мучителя, а милость и щедроты оказал тем, которые принуждены были служить сему мучителю. А поскольку сподобившимся милости должно было и самим воздать чем-нибудь Спасшему; то справедливо присовокупил:
Ос.2:20. И обручу тя Себе в вере, и увеси Господа.
У приходящих требуется немедленно одна вера; потому что не имеют они правды, приемлют же ее в бане пакибытия от спасшего Бога. Но приобретший веру приходит к познанию Владыки. Посему, после предречения вечных благ, предвещает и телесные дары; потому что они, как земные и долу пресмыкающиеся, заботились больше о последних, нежели о первых. Потому обещает подать дождь свыше, и уготовать землю к произращению благ. Ибо говорит следующее:
Ос.2:21. Послушаю небесе, и небо послушает земли.
Ос.2:22. И земля послушает пшеницы, и вина, и масла. И сии послушают Иезраеля.
Потом снова примешивает духовное,
Ос.2:23. Я всею оную Себе на земли,
то есть, соделаю ее Своею нивою, и всею семена правды.
И помилую непомилованную, и реку не людем Моим: людие Мои есте вы. И тии рекут: Бог, наш Ты еси.
Сие исполнилось прообразовательно при Зоровавеле, а в самой действительности по воплощении Владыки Христа, когда и обручил Себе Церковь во век. Ибо тогда уверовавшие в Него подлинно наименовались людьми верными, и Сам Он наименован Богом искренно в Него уверовавших.