Глава 13
От Меня прияв оправдания и законы, по которым надлежало вести жизнь, Ефрем вместо них возлюбил беззакония идолов, от которых вместо жизни приобрел смерть. Но с каждым, можно сказать, днем будут увеличивать нечестие потомки его, из золота и серебра делая изваяния разных животных, и служа рукотворным идолам. Ибо с таким умоисступлением предадутся сему, что по множеству жертв не будет доставать жертвенных животных, и осмелятся говорить:
Ос.13:2. Пожрите человеков, оскудеша бо тельцы.
Ос.13:3. Сего ради будут яко облак утренний, якоже роса утренняя идуще, и якоже прах развеваемый вихром с тока,
как пар от саранчи. За такое нечестие, говорит Бог, в ничто обращу их нашествием врагов. Как восходящее солнце удобно иссушает утреннюю росу, и скоро развевает появляющееся в то время облако, и как сильный ветер без труда уничтожает прах на гумне, а пар носящийся в воздухе истребляет туча саранчи; так и вас истребит туча врагов, и обитаемую ныне вами землю обратит в пустыню.
Ос.13:4. Аз же Господь Бог твой, утверждаяй небо, и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное,
то есть, Я не только создавший небо и землю, но и даровавший им продолжительное существование, привел в бытие и все небесное воинство, видимое и невидимое, горние силы и умные природы, и множество звезд с великими светилами – солнцем и луною.
И не показах ти их, еже ходити в след их. И Аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене.
Ибо по освобождении и избавлении твоем из Египта, давая тебе закон, повелел Я, не знать тебе никакого иного Бога кроме Меня, и сказал: «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» (Исх.20:4). Не только же освободил Я тебя от горького египетского рабства; но и
Ос.13:5. пасох тя в пустыни, на земли ненаселенней
Ос.13:6. на пажитех их,
то есть, подавал тебе соответствующее потребностям манну с неба, крастелей с моря, воду из камня; потому что, и в пустыне живя, не имели вы недостатка в необходимом.
Но насытишася до исполнения, вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя.
Подобно сему говорил о них и божественный Моисей: «и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире и остави Господа сотворшаго его» (Втор.32:15). Но не оставлю его, говорит Бог, ненаказанным.
Ос.13:7. Буду ими яко панфирь и яко рысь на пути Ассириев.
Восставлю на него зверонравных врагов, которые поступят с ним подобно пантере и рыси. И поскольку Бог, как всем управляющий, Сам насылает врагов; то Себя уподобляет пантере и рыси. Присовокупляет же и следующее:
Ос.13:8. Срящу их яко медведица лишаема, и разрушу соключение сердец их.
Как медведица, стесненная и не имеющая возможности бежать, с великим неистовством бросается на приближающихся; так им враги не дадут никакой пощады, но покажут на них свой жестокий и лютый нрав. Поступлю же так с ними на тот конец, чтобы отверзть заключенное их сердце, которое не хочет открыться, но пребывает жестоким и непреклонным, и привести в сокрушение и сознание долга.
И поядят я скимни дубравнии, и зверие польстии расторгнут я.
Одно и тоже выразил различно, чтобы множеством страшных изображений поразить и устрашить недугующих бесчувственностью. Потом Пророк оплакивает, укоряет их, и напоминает им прежнее неразумие.
Ос.13:9. В погибели твоей Исраилю кто поможет тебе?
Ос.13:10. Где царь твой сей? Той да спасет тя во всех градех твоих: и да судит ти, о нем же глаголал еси: даждь ми царя и князя.
Кто достойным образом оплачет твое растление, Израиль? Остался ты без всякой помощи, хотя ты под властью царя, и живешь под его управлением; потому что, презрев Мое правление, говорит Бог, возжелал ты иметь царем человека.
Ос.13:11. И дах тебе царя во гневе Моем, но паки утвержахся в ярости Моей.
Прогневавшись на безрассудное прошение, дал Я тебе Саула; но, водясь снова незлопамятностью и долготерпением, поставил вместо него Давида. Ибо таков смысл слов: «утвержахся в ярости Моей», то есть, водился Я долготерпением.
Ос.13:12. Согромаждение неправды Ефрем, сокровен грех его.
Сие подобно сказанному у Исаии: «горе привлачающим грехи яко ужем долгим» (Ис.5:18). То же говорит и здесь Осия, а именно, что Ефрем согромождает и умножает непрестанно неправды, водясь лукавым советом. Сие-то означают слова: «сокровен грех его», т.е. во глубине его лукавство. Но окружу его, говорит Бог, такими бедствиями, что будет мучиться подобно рождающей жене. Потом как бы вопрошает Израиля:
Ос.13:13. Сей сын
твой мудрый. Его предпочел ты Манассии, и юного поставил выше старца, но за эту честь впадет он в бесчестие.
Зане не устоит в сокрушении чад
своих; потому что не в состоянии будет помочь соседям, на которых нападут враги. Возвестив же печальное, Бог снова обращает речь к обетованию радостного.
Ос.13:14. От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я.
Потом повелевает воспеть победную песнь над смертью.
Где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде?
Прообразовательно совершилось сие при возвращении Иудеев; потому что пребывание в плену в переносном смысли называет Пророк адом и смертью, но совершенно и истинно пришло сие в исполнение по воскресении нашего Спасителя. Ибо с воскресением нашего Начатка все мы прияли надежду воскресения. Сие можно найти и в пророчестве Иезекииля; потому что и там оживотворение костей означает и возвращение Исраиля, который, потеряв благие надежды, говорил: умерли мы, «сухи Быша кости наша» (Иез.37:11), и общее воскресение всех людей. Совершившееся с Иудеями было прообразованием попечительности Бога всяческих о всех людях.
Утешение скрыся от очию моею:
Ос.13:15. Зане сей между братиями разлучит.
Но сие утешение благою надеждою и ожидание воскресения, кажется, до времени сокрыто было и от находившихся в плену Иудеев и от всех людей; потому что и Иудеи, став невольниками, разлученные со своими родными и принужденные раболепствовать раздельно, кому кто достался, не имели никакой надежды на возвращение, и все люди, видя, как смерть пожинает весь род человеческий, то брата разлучает с братом, то отца лишает чад, вовсе отрицали воскресение. Однако же, говорит Бог, сказанное истинно, хотя в настоящее время и неизвестно многим.
Наведет Господь ветр зноен из пустыни нань, и изсушит жилы его, и опустошит источники его: сей изсушит землю его, и вся сосуды его любимыя.
А чрез сие дает разуметь персидского царя Кира, который ополчился и сокрушил Ассирийское, или Вавилонское, царство, истребил весь царский род, отнял способы к самоуправству. Их-то в переносном смысле называет Бог источниками и жилами. А сим угодно было Ему показать, как сокрушит и того, кто в переносном смысле назван адом и смертью. Но сие совершится в последствии, ныне же.