Источник

Глава 14

Иез.14:1–3. И приидоша ко мне мужи от старец Израилевых и седоша предо мною. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, мужи cии положиша помышления своя на сердцах своих, и мучения неправд своих поставиша пред лицем своим: аще отвещаяй отвещаю им.

Акила перевел сие яснее: «мужи сии вознесли идолов своих в сердцах своих и соблазн беззакония своего положили пред лицем своим», то есть приводят в исполнение замышленное худо и бесстыдно, пренебрегши наказанием, какое угрожает неправедным, пришли к тебе с намерением вопрошать тебя и с надеждою, что удостоены будут ответа.

Иез.14:4–5. Сего ради глаголи к ним, и речеши им: сия глаголет Адонаи Господь: человек от дому Израилева, иже аще положит мысли своя в сердцы своем, и мучение неправды своея учинит пред лицем своим, и приидет к Пророку, Аз Господь отвещаю ему о сих, ими же держится мысль его. Яко да уклонят дом Израилев по сердцам их удаленым от Мене помышлениями их.

Поскольку служащие нечестью одинаково употребляли в дело и пророков истинных и лжепророков, и вопрошали их, конечно не с целью исполнять Божии повеления, но с намерением знать, согласны ли проречения с их помыслами, то Бог всяческих говорит посему чрез Пророка: всякому человеку из дому Израилева, который противится божественным учениям, слушается же одних собственных своих помыслов, пренебрегает наказанием, какое угрожает беззаконным, если пойдет он к лжепророку, желая исполнить свои хотения и изведывая, не согласны ли будут предречения с собственными его помышлениями. – «Аз отвещаю ему». И как водится он неправильною мыслью, то попущу лжепророку подтвердить его помыслы, потому что достоин он пагубы и гибели. Посему-то, говорит Бог, да «уклонят дом Израилев по сердцам их удаленым от Мене помышлениями их». Поскольку сами себя поставили они вдали от Моего о них попечения и услаждаются обольщением лжепророков, то попущу им пожать плоды трудов своих. Сие, как можно находить, и исполнилось с Ахаавом. Ибо лжепророк Седекия, сделав себе железные рога, сказал Ахааву: «сими избодеши Сирию» (2Пар. 18, 10). Поскольку же Иосафат не принял того, что говорили лжепророки, но взыскал Божия Пророка, то призвав был Михей, но он пророчествовал противное Седекии и не убедил Ахаава, потому что не с намерением сделать, что предвозвестит Бог, вопрошал он Пророка, но хотел каким бы то ни было образом выполнить свое намерение. Почему лжепророки, по Божию попущенью, сказывали ему ложное, и Ахаав поверив им, выступил в поход, и был наказан за нечестие.

Иез.14:6. Сего ради рцы дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: обратитеся, и отвратитеся от начинаний ваших

Пророк предлагает совет, который принесет спасение, и открывает будущую от него выгоду.

Иез.14:7. Зане человек от дому Израилева, и от пришельцев пришедших к дому Израилеву, иже аще удалится от Мене, и положит мысли своя на сердцы своем, и мучение неправды своея учинит пред лицем своим, и приидет к Пророку, еже вопросити ему Мене Аз Господь отвещаю ему, в немже держится он.

Снова яснее повторил сказанное прежде, то есть что всякому, кто соделал себя чуждым Моего о нем попечения, водится злым помыслом, и хотя знает, какое наказание угрожает злым, но пренебрегает оным, если придет к какому-либо лжепророку, как бы с намерением узнать от Меня, что ему должно делать, Сам Я, говорит Бог, дам ему ответ и попущу призванному пророку отвечать ему согласно с его помыслом. Потом угрожает Бог достойным наказанием.

Иез.14:8. И утвержу лице Мое на человека того, и положу его в погибель и в потребление, и извергу его от среды людей Моих, и увесте, яко Аз Господь.

И показывая, что говорит сие не о божественных пророках, но об имеющих только имя пророка, чуждых же самого дела, присовокупил:

Иез.14:9–10. И пророк аще прелстится, и речет слово, Аз Господь прелстих пророка того, и простру руку Мою нань, и потреблю его от среды людей Израилевых. И приимут неправду свою

Но не свойственно Праведному Судии и прельщать пророка и наказывать прельщенного. Посему говорит Бог не о действительном прельщении пророка, но о попущении прельститься, то есть хотя могу немедленно обличить его ложь, но удерживаюсь, долготерплю и попускаю впасть ему в обольщение, потому что делает он это по своей воле, а не по необходимости. Почему и угрожает равным наказанием и худо вопрошающему и худо ответствующему, ибо говорит:

по неправде вопрошающего: и по неправде такожде пророку будет,

Иез.14:11. яко да не прелщается ктому дом Израилев от Мене, и да не оскверняются ктому во всех гресех своих, и будут Ми в люди, и Аз буду им в Бога, глаголет Адонаи Господь,

то есть не напрасно наложу на них сие наказание, но погибелью их оказывая благодеяние народу Моему и их избавляя от нечестия, ибо хочу, чтобы народ сей был Моим народом, и желаю быть Богом их, прилагающим о них всякое попечение.

Иез.14:12. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню, и сотру утверждение хлебное, и пущу на ню глад, и возму с нея человеки и скоты.

Иез.14:14. И аще будут сии трие мужи среди ея, Ное и Иов и Даниил, тии в правде своей спасутся, глаголет Адонаи Господь.

Если вознамерюсь, говорит Бог, наказать согрешивший народ и предать его голоду, а наказуемые не захотят прибегнуть к покаянию, то не окажу никакого снисхождения, хоти бы нашлись между ними Ной, Иов и Даниил, но сами они пожнут плоды своей праведности и улучат спасение, а согрешивших не избавят от наложенного наказания. Упомянул же о сих мужах, потому что совершившееся в их времена весьма сходствовало со сказанным теперь. Ной, живший в роде нечестивом, не возмог от потопного всегубительства избавить не восхотевших прибегнуть к покаянию. А также и Даниил, живший во время пленения, других по великому их нечестию не освободил от постигших их бедствий, а сам, хотя и был пленником, возобладал над врагами и под своею имел властью поработивших его. И дети Иова не воспользовались праведностью отца, но он один оказался победителем вражеского злоумышления. Повторяет же Бог ту же мысль и во многих еще других выражениях, говоря: если на землю ту наведу смерть, подвергну ее набегу зверей, нашествию врагов и сии три мужа обрящутся между ними, то не возмогут они спасти сынов или дщерей своих, а сами только улучат спасение. А из сего явствует, что неприбегающие к покаянию не получат никакой пользы от праведников. Ибо спасение следует за покаянием, и сему свидетель – божественное Писание, везде поучающее этому. Так ниневитяне, имея у себя не Ноя, не Иова, не Даниила, но одного Иону, который не молился о них, но желал, чтобы оправдалось слово его, обрели покаянием спасение. Посему пророческое слово учит, что живущее в беззаконии, если не захотят прибегнуть к покаянию, хвалятся же тем только, что живут вместе с праведниками, не будут иметь никакого извинения. Сверх того Богу всяческих угодно показать, что для Израиля соделал Он то, чего не делал для иного народа, ибо говорит:

Иез.14:21–22. Сия глаголет Адонаи Господь: сице же и четыре мести Моя лютыя (лютыми же называет тяжкие) пущу на Иерусалима, меч, и глад, и звери люты, и смерть, еже потребити от него человеки и скоты. И се оставлени в нем спасеннии от него, сии изведут сыны и дщери: сетии изыдут к вам, и узрите пути их

«Смертию» называет внезапную кончину, «мечем» – избиение, «гладом», как очевидно, – скудость, «лютыми зверями» – жестоких поработителей, и «лютыми местями» – тяжкие и горькие мучения. Налагая, говорит Бог, наказания сии на Израиля, оставляю из числа их спасаемыми сынов и дщерей, чтобы все дознали их великое нечестие и лукавые начинания, и уразумели справедливость наказания, да и вы, единоплеменники их, увидев их лукавство, не обвините Меня в жестокости наказания. И выражая сие, Бог присовокупил:

и раскаетеся о злых, яже наведох на Иерусалим, вся злая, яже наведох нань

Иез.14:23. и утешат вас: понеже узрите пути их, и умышления их, и уразумеете, яко не всуе сотворил есмь вся, елика сотворих в нем, глаголет Адонаи Господь.

Для того, говорит Бог, не всех предам конечной гибели, но оставляю из них и спасенных, чтобы чрез них дознали все справедливость наложенного на них наказания.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle