Источник

Глава 3

Песн. 3:1 На ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя, исках его, и не обретох его: воззвах его, и не послуша мене.

Песн. 3:2 Востану убо и обыду во граде и на торжищих и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя. Поисках его, и не обретох его: звах его, и не послуша мене.

Бог часто для совершенства душ благочестивых попускает впадать им в различные искушения, и требующим избавлений иногда ускоряет, иногда медлит помогать, отовсюду извлекая пользу для них. Посему Невеста, лишившись на несколько жениха, ищет Его на ложе, ищет не днем, но ночью, ищет и не находит. Не нашедши, зовёт Его, потом восстает, обходит град, торжища и стогны. Ибо любовь её побуждает, воспламеняет и не позволяет пребывать дома. Наконец встречается со стрегущими град и вопрошает их:

Песн. 3:3 Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя?

Песн. 3:4 Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя:

«Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде». Обрели меня Святые Ангелы которые как град обходят меня, замечают все дела мои, все мои мысли, все движения, дабы в страшный день Суда обличить или похвалить за оные. Обрели меня Ангелы, меня, которая по причине нечестия и невежества погибала и была ученицей злых духов. «Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде: »Я их вопрошаю: «видесте ли, егоже возлюби душа моя?» О вы, которые в хорах сопровождаете Вышнего, знаете ли естество Того, Которого я постигнуть желаю и не могу, знаете ли? Если так, то наставьте и меня. Но поскольку Ангелы самые, как твари, не могут постигнуть естества Женихова, то они и не ответствовали на вопрос мой, объявляя молчанием свое неведение. Посему я отошла от них, ища, «егоже возлюби душа моя». Но «мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя».

удержах его,

Лишь только я оставила вещи сотворенные, лишь только оставила Ангелов, ища посреди их Возлюбленного моего, как уже постигла Его одной верой. Он все существа превосходит, и сущности Его ни в какой твари усмотреть не можно. Итак, я «удержах Его»,

и не оставих его, Дóндеже введох его в дом матере моея и в чертог заченшия мя.

Я не перестала искать Возлюбленного своего, доколе не ввела Его в разум – в сей дом матери и вины вех вещей – Премудрости Божией. Ибо разум есть как бы чертог и ложе Премудрости, коей тайны в себе заключает. Сия Премудрость зачала меня, потому что прежде создания мира зачала о мне благое намерение.

Песн. 3:5 Заклях вас, дщери Иерусалимския, в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже аще восхощет.

Сие уже в начале слова было истолковано (Песн. 2:7). Ибо во второй раз Невеста нагалает клятву на дщерей Иерусалимских, чтобы они питали горячую любовь к Жениху. Но после сих слов ее, удивляясь ей, Божественные силы говорят:

Песн. 3:6 Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца?

Как узрев Жениха восходящего на Небеса после победы Своей над диаволом и истребления смерти, удивляются Ему и вопрошают: «Кто есть сей Царь славы» (Пс. 23:8, 10); так здесь пораженные красотой Невесты, вещают: «Кто сия восходящая от пустыни?» «Пустыней» называет человеческое естество, по причине прежнего нечестия. Восходит от пустыни, от бездны в высоту, от уничижения к величию. Далее – «яко стебло дыма». Смысл темен. Акила и Симмах пояснили, сказавши, яко подобие дыма от фимиама. Дым же от фимиама часто на воздухе образует «стебло»«яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца». Показывают, с каким именно фимиамом сравнивает ее. Из Моисеева закона видно, что ливан предоставляется Богу (Лев. 2), а смирной бальзамируются тела умерших (ср. Ин. 19:39). Почему они по справедливости уподобляют ее курению смирны и ливана, ибо она поклоняется Божеству и человечеству Жениха, признает предвечное естество и вкупе смерть Его. Притом из всех благовоний мироварца восхваляют смирну и ливан. Имеет Невеста и другие добродетели из Божественного Писания, так, как из цветника взятые, но смирна и ливан, то есть признание Божества и человечества Женихова все в ней превышает. Таким образом удивляясь красоте ее, показывают ей богатство Его:

Песн. 3:7 Се, одр Соломонь, шестьдесят сильных окрест его от сильных Израилевых,

Песн. 3:8 вси имуще оружия, научени на брань: муж, оружие его на бедре его от ужаса в нощех.

Прежде всего надобно исследовать, почему называют жениха Соломоном. Соломон – значит мирный. Это можно видеть и в первой книге Паралипоменон, где Бог Давиду, намеревающемуся воздвигнуть храм, говорит: «се, сын родится тебе, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его: той созиждет дом имени моему, и той будет мне в сына, и Аз буду ему во Отца: и исправлю престол царства его во Израили до века» (1Пар. 22:9–10). Но Соломон умер не долгое время живши и престол его имел конец, следовательно, здесь именует Соломоном Миротворца Господа нашего Иисуса Христа, о коем Павел: «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый» (Еф. 2:14) «Се одр Соломонь» – одр Жениха есть Божественное Писание, на коем Он и невеста соединяются. Последняя, приняв семена учения, зачинает, носит, болезнует и рождает духовную пользу. «Шестьдесят сильных окрест его от сильных Израилевых, вси имуще оружия, научени на брань: муж, оружие его на бедре его от ужаса в нощех». Я думаю, здесь шестьдесят сказано не с тем, чтобы означать известное количество, но чтобы показать только мужей в Ветхом Завете, препрославившихся святостью. «Шестьдесят сильных окрест его от сильных Израилевых». Совершенные в законе, ведущие род свой от Израиля, окружают одр Его, совершенные, кои всех мужественнее, всех искуснее в брани, окружают, «имуще» в руках обнаженные мечи, и еще «на бедре »своей. «От ужаса в нощех». Симмах пояснил – по причине ужасов ночных. Эти сильные окружают одр Его, остерегая Невесту от нападений неприятельских. Они имеют по два меча, один в руке, другой на бедре. Один меч – посрамление, другой – разумение. Один в готовности – для обличений, другой в ножнах сокровенных – для исследования таинств.

Песн. 3:9 Одр сотвори себе царь Соломон от древес Ливанских.

Песн. 3:10 Столпы его сотвори сребряны и восклонение его злато: восход его багрян, внутрь его камение постлано, любовь от дщерей Иерусалимских.

Одр здесь знаменует Святых Апостолов, проповедовавших имя Господне перед языками, царями и сынами Израилевыми. «Одр сотвори себе царь Соломон от древес Ливанских». – «От древес Ливанских:» Божественное Писание часто под Ливаном разумеет Иерусалим и народ иудейский. Но поскольку Апостолы оттуда произошли, то и нарицаются – «одр», составленный «от древес Ливанских». «Столпы его сотвори сребряны» – и здесь они же разумеются. Ибо Павел пишет: «Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание» (Гал. 2:9) «И восклонение его злато». Это есть проповедь Евангельская, на коей Слово Божие почивает. «Восход его багрян, внутрь его камение постлано». Камению драгоценному уподоблены словеса Божия – как то и в Новом Завете: не мечите бисера пред свиниями (ср. Мф. 7:6). Итак, Божественные силы, описавши одр Царя, убеждают дщерей Иерусалимских, чтобы они изшли видеть Жениха и венец, на главе Его положенный:

Песн. 3:11 Дщери Сиони, изыдите и видите в цари Соломоне в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его.

О дщери Сионские, изыдите, и видите Царя, украшенного любовью. Он так возлюбил мир, что будучи Богом, умалил Себя, зрак раба принял, и в подобии человеческом был (ср. Флп. 2:7–8), изыдите, и видите «в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его». Матерью называет со стороны человечества его – Иудею, которая, как буйная, возложила на Него венец оный. Из презрения увенчала Его тернием, а Он сие терние преобразил в венец любви. Потому что добровольно перенес бесчестье и мучение смерти. И посему-то день мучения Его есть день веселья сердца Его, день обручения Его. – В сей день совершилось брачное соединение. Ибо тогда – на Таинственной вечере – ученики Его удостоились вкусить Таинственного Тела Его и испить Таинственной крови Его. Но после сего паки Жених с Невестою разговаривают:


Источник: Блаженнаго Феодорита епископа Кирскаго Толкование на Песнь Песней. - Москва : Синодальная тип., 1808. 210 с.

Комментарии для сайта Cackle