Приложение I. Оглавление писем блаженного Феодорита с кратким указанием содержания их.
1. Неизвестному. Молчание адресата касательно посланного ему Феодоритом толкования на Апостол заставляет Кирского епископа предполагать, что тот составил неблагоприятное суждение о его труде, и принуждает его обратиться с просьбою – высказать определенно свое мнение.
2. Ему же. Хороший отзыв адресата о своих истолковательных сочинениях Феодорит считает выражением его любви, обыкновенно прикрывающей многие недостатки друзей.
3. Епископу (Тирскому) Иринею. Указав, что решение некоторых вопросов недоступно человеку, ограниченному в своем ведении в настоящей жизни, Феодорит переходит к рассмотрению приведенной адресатом «притчи» о языческом судии, предложившем двум христианам на выбор: или принести жертву богам, или броситься в море, при чем один из них сразу выбирает последнее, а другой не соглашается ни на одно из этих условий. В ответ на просьбу Иринея – указать сравнительное нравственное достоинство обоих подвижников благочестия, Феодорит, – на основании фактов библейской истории, – отдает предпочтение второму.
4. Приветственное по случаю праздника с благодарением Богу за ниспосланный дождь.
5. Приветственное по случаю праздника; значение праздников для человечества после падения.
6. Приветственное по случаю праздника, совершенного Феодоритом при всеобщем рвении народа.
7. Феонилле утешительное по случаю смерти мужа.
8. Евграфие утешительное по случаю смерти мужа.
9. Неизвестному, высказавшему свое крайнее негодование по поводу несправедливого приговора (членов Разбойничьего собора) против Феодорита; Кирский епископ выражает ему свою радость, что он страдает невинно.
10. Адвокату Илии, с просьбою помочь иподиакону Геронтию в процессе против некоего Аврамия, присвоившего что-то у некоторых лиц.
11. Епископу Константинопольскому Флавиану, которому Феодорит выражает свою искреннюю радость по случаю осуждения (на соборе 448 г.) нечестия монофизитствующих.
12. Епископу (Тирскому) Иринею утешительное по случаю смерти Иринеева зятя, бывшего искреннейшим другом Феодорита.
13. Киру. Благодаря адресата за присылку Лесбосского вина, Феодорита не придает важности тому, утверждаемому Киром, свойству его, что оно сообщает пьющим долголетие, так как последнего он не желает; радуется известию о выздоровлении знакомого монаха и шлет адресату сосуд меда.
14. Александре утешительное по случаю смерти мужа.
15. Примату Сильвану утешительное по случаю смерти супруги.
16. Епископу (Тирскому) Иринею. Выражая свою печаль по поводу усиления церковной бури, знамением чего считает разосланное приглашение на собор (Разбойничий), Феодорит просит адресата в догматических вопросах (напр., в учении о Богородице) обращать внимание на сущность дела, а не на слова, – оправдывается от упрека в том, что в одном из своих сочинений ие привел между отцами Диодора и Феодора, и высказывает твердую решимость продолжать свое служение к созиданию Церкви Христовой, хотя знает, что за это грозит ему близкая смерть.
17. Диакониссе Кассиане утешительное по случаю смерти сына.
18. Неоптолему утешительное по случаю смерти жены.
19. Пресвитеру Василию, которого Феодорит благодарит за то, что прислал оратора Афанасия.
20. Пресвитеру Мартирию – с похвальным отзывом об ораторе Афанасии и с просьбою молитв, чтобы он (Феодорит) мог поддерживать хорошую славу о себе соответствующими делами.
21. Адвокату (схоластику) Евсевию. По поводу сообщенного адресатом слуха о предстоящем Феодориту тяжком искушении Феодорит высказывает, что все это он примет радостью и готов страдать, так как любящий истину ради ее одной должен без всякого ропота подвергать себя опасностям. В опровержение клевет о его еретичестве Феодорит в заключении излагает свое учение о соединении естества (во Христе) «сколько нераздельном, столько же и неслиянном».
22. Комиту Ульпиану. Похвала оратору Афанасию, – человеку красноречивейшему и любящему адресата, но, – к сожалению Феодорита, – оставляющему без восхвалений «главу благ».
23. Патрицию Ареовинду. Просьба о «человеколюбии» по отношению к земледельцам, так как в прошлом году был плохой урожай.
24. Епископу Самосатекому Андрею. Феодорит выражает горячее желание видеть адресата, обещавшего быть у него, так как надеется получить от Андрея большую пользу.
25. Приветственное (по случаю праздника).
26. Другое приветственное (по случаю праздника).
27. Диакону и архимандриту Акилину утешительное по случаю смерти сына.
28. Пресвитеру и монаху Иакову. Обращая внимание на преклонные лета адресата, Феодорит выражает уверенность, что старость не тяготит его, поскольку он вспоминает о подвигах юности.
29. Апеллиону
30. Софисту Аерию
31. Епископу Антиохийскому Домну
32. Епископу (Верийскому)
33. Комиту и примату Стасиму (Статесиму).
34. Комиту Патрикию
35. Епископу (Тирскому) Иринею
36. Епископу Емесскому Помпеяну
Всех этих лиц Феодорит просит о помощи Цалестиаку, знатному Карфагенскому гражданину, пострадавшему при нашествии варваров на Африку и принужденному покинуть отечество, вместе с семейством, без всяких средств
37. Архонту Саллюстию. Узнавши о новом назначении адресата, Феодорит намекает ему на то, чтобы он соблюдал строгое правосудие и был человеколюбивым но отношению к плательщикам.
38. Приветственное (по случаю праздника).
39. Другое приветственное (по случаю праздника)
40. Наместнику Феодору.
41. Клавдиану
42. Префекту Константию
43. Августе Пульхерие
44. Патрицию Сенатору
45. Патрицию Анатолию
Принося приветствие по случаю праздника, Феодорит со скорбью упоминает о бедствиях (землетрясении и нашествии варваров: см. письмо 41). Феодорит просит о сложении части податей и разоблачении козни некоего епископа, действовавшего в противном смысле
46. Адвокату (схоластику) Петру. Феодорит благодарит адресата за то, что он не презрел попираемое право, но заградил уста врагам истины
47. Епископу Константинопольскому Проклу. Феодорит просит содействия в деле облегчения горькой участи лиц податного сословия и разоблачает наветы епископа.
48. Епископу Виритскому Еветафию. Феодорит выражает адресату, чтобы тот продолжал писать ему возможно чаще
49. Епископу Сидонскому Дамиану. Похвалы адресата себе Феодорит объясняет тем, что тот сам отличается высокими совершенствами.
50. Архимандриту Геронтию, которого Феодорит благодарит за хлопоты по суду.
51. Пресвитеру Агапию. Похвала адресату и епископу Фоме, который «несет труды за благочестие» и обладает красноречием.
52. Епископу Едесскому Иве
53. Епископу Константинскому Софронию.
Просьба о помощи еп. Киприану, пострадавшему во время нашествия варваров на Африку.
54. Приветственное по случаю праздника, который «и печальных утешает и радующихся делает еще более радостными», как это познал «крещенный в волнах печали» Феодорит.
55. Приветственное по случаю праздника, подающего утешение Феодориту, «тяжко пораженному печалью».
56. Приветственное по случаю праздника, который заставляет забыть печаль, сильно потрясающую ум Феодорита
57. Префекту Евтрехию, которого Феодорит поздравляет с получением почести.
58. Консулу Ному, которого лишь на короткое время (по случаю болезни и смерти своего друга) видел Феодорит и которому он желает благоденствия, чтобы все могли наслаждаться его попечением.
59. Клавдиану, которого Феодорит поздравляет, как друга, находящегося далеко, и просит уведомить о своем здоровье.
60. Епископу Александрийскому Диоскому. Услышав о богатстве добродетелей адресата, Феодорит увещевает его к смиренномудрию.
61. Пресвитеру Архиваю, которого – в интересах взаимной любви – Феодорит просит писать и известить о своем здоровье.
62. Пресвитеру Иоанну, которого Феодорит благодарит за то, что он на одном собрании (в Александрии), во время рассуждений о делах «Востока», с похвалой вспомнил епископе Кирском.
63. Приветственное по случае праздника, радость которого значительно понижает «буря церквей».
64. Приветственное по случаю праздника.
65. Военачальнику Зенону, которого Феодорит утешает в скорби о тяжкой семейной потере (супруги).
66. Софисту Аерию
67. Маране
68. Епифанию
Феодорит приглашает на праздник обновления храма Апостолов и пророков69. Евграфие утешительное по случаю смерти супруга.
70. Епископу Эгейскому Евстафию, которому Феодорит поручает отправить к находившемуся на Западе отцу некую девицу Марию, при нашествии варваров на Африку попавшую в рабство вместе со служанкой, выкупленную солдатами и бывшую некоторое
время на попечении Кирского епископа.
71. Военачальнику и консулу, Зеному. Похвала, мужеству мудрости и кротости адресата, которому – кроме благ временных – Феодорит желает и благ вечных.
72. Ассеесору Ермисигену. Письмо по случаю праздника с указанием специфических отличий празднеств христианских от дохристианских.
73. Аполлонию. Хваля адресата за то, что он не зарыл в землю природных талантов, Феодорит высказывает пожелание, чтобы он достиг познания Бога истинного, виновника всех благ.
74. Урвану. Поздравительное по случаю праздника с пожеланием адресату благ.
75. Клирикам Верийским, которым Феодорит излагает причины взаимной любви и просит особенной стойкости в защищении преданных Апостолами догматов.
76. Архонту Кипра Уранию. Свидетельствуя свою искреннюю дружбу к адресату, Феодорит высказывает особенную радость по тому случаю, что Ураний обнаружил склонность обратиться к вере Христовой.
77. Епископу Персидской Армении Евлалию. Утешения и увещания по поводу возникшего в Персидской Армении гонения против христиан с просьбою особенно заботиться о слабых и падших.
78. Епископу [пресвитеру] Персидской Армении Евсевию того же содержания, что и письмо под № 77.
79. Патрицию Анатолию. Извещая адресата о том, что он выслан из Антиохии по особой царской грамоте, Феодорит просит Анатолия узнать, действительно ли она была, и – в случае несомненности этого факта – убедить императора не верить лживым наветам; в заключение Кирский епископ свидетельствует, что он не может не оплакивать разрушение Финикийских церквей и не сражаться за апостольские догматы, хотя бы за это пришлось идти на крайние пределы земли.
80. Префекту Евтрехию. Высказав удивление, что Евтрехий не уведомил о замыслах против него и, находясь в столице, мало действовал в пользу умиротворения церквей, Феодорит приводит текст грамоты об удалении его из Антиохии в Кир, показывает несправедливость ее с юридической стороны и заключает заявлением решимости – и постоянно бороться за апостольские догматы.
81. Консулу Ному. Заметив, что адресат не отвечал на два письма, Феодорит сообщает о предписании касательно удаления его из Антиохии в Кир на безвыездное пребывание и показывает несправедливость сего с формально-юридической стороны и по существу. В свое оправдание он ссылается на 25-летнее беспорочное служение Церкви и в конце просит адресата позаботиться о мире церквей.
82. Епископу Анкирскому Евсевию. Указав на то, что адресат забывает его, находящегося в тяжелых обстоятельствах, своими письмами, Феодорит сообщает, что возобновляющие докетическую ересь, не будучи в состоянии доказать нечестие Кирского епископа, обвинили его в собирании соборов и в возмущении христиан. Феодорит выражает свою радость по поводу осуждения докетизма и объявляет, что в Александрии и в других городах всем прожужжали уши, будто он проповедует двух сынов. Заметив, что некоторые отцы в борьбе с арианством сильно ударяли на момент разделения естества во Христе, Кирский архипастырь ссылается в свое оправдание на свои сочинения и просит заграждать уста клеветников.
83. Феодорита, епископa Киррского, Диоскору Александрийскому. I. Писание доставляет утешение всем угнетенным. II. В опровержение обвинений Диоскора в письме к Домну Феодорит указывает на свою беспорочную епископскую деятельность, – особенно проповедническую, – и излагает свое исповедание во Единого Христа, Сына Божия, рожденного от Девы, в Котором следует признавать различие плоти и божества, на основании свидетельств Свящ. Писания и изъяснения отцов (Александра, Афанасия, Василия, Григория, Феофила и Кирилла). III. Указание на дружественные письменные сношения с Кириллом Александрийским. IV. Заверение, что дважды подписал определение «относительно Нестория». V. Просьба заграждать уста клеветникам и заботиться о церковном мире VI. Анафематствование неназывающим Св. Деву Богородицею, признающим Христа простым человеком, или разделяющим Единородного на двух сынов. VII. Просьба молитв и письменного общения.
84. Епископам Киликийским. В опровержение клевет Феодорит излагает свои христологические воззрения и просит строго следить за пасомыми, так как еретики ссылаются на некоторых у них неправо мыслящих о лице Спасителя.
85. Епископу (Селевкийскому, в Исаврии) Василию, которому Феодорит выражает свою радость по поводу известия от адресата, что их общий друг не сливает естеств во Христе, сообщает содержание письма в обе Киликии, излагает свои христологические воззрения, высказывает готовность к «миру по Боге» и просит оказать ему свое содействие, так как Диоскор, поверив некоторым пришельцам с «Востока», отправил в Константинополь посольство с доносом на него.
86. Епископу Константинопольскому Флавиану. Излагая ход сношений с Диоскором, Феодорит указывает на его дерзость (поскольку он дозволил в своем присутствии произнести анафему на Кирского епископа и даже сам подтвердил ее) и стремление вторгаться в чужие «диоцезы». Прося помощи Флавиана, Феодорит сообщает, что неудовольствие Диоскора против «Восточных» началось с момента принятия последними бывших при Прокле постановлений.
СХХХVI. Перевод сирийской редакции того же письма, усвояемого здесь перу Домна; тут опущено указание на начало неудовольствия Диоскора против «Восточных» и прибавлено известие о поставлении на Тирскую митрополию Фотия 9-го сентября (447) года.
87. Епископу Апамийскому Домну. Высказав удивление, что адресат не пишет писем, Феодорит замечает, что постигшее его бесчестие он считает величайшею честью, и сообщает о клеветах на него Озрониских клириков, которым он даже исходатайствовал разрешение от отлучения по случаю праздника Пасхи.
88. Патрицию Тавру. Свидетельствуя о своей догматической правоте, Феодорит просит помощи адресата в разоблачении лживых клевет на него.
89. Патрицию Флорентию. Того же содержания, что и письмо 88, с требованием формального суда для разбора обвинений.
90. Магистру Люпицину. Ложность обвинений против него – старика, их юридическая несостоятельность и требование формального суда.
91. Префекту Евтрехию, которому Феодорит высказывает желание звать причину постигшего его наказания и показывает юридическую несправедливость последнего.
92. Патрицию Анатолию
93. Патрицию Сенаторию
Отправляя свое письмо вместе с посольством из епископов, снаряженным от имени Домна, Феодорит просит содействия в защите невинно угнетаемых и правой веры, причем высказывает намерение проводят жизнь в благодушии, что бы ни случилось.
94. Префекту Протогену. Феодорит просит содействия посольству «восточных» епископов в умиротворении церквей, свидетельствует о своей приверженности к Никейской вере, и показывает, что враги несправедливы уже потому, что обвиняют отсутствующего.
95. Префекту Антиоху, у которого Феодорит просит содействия посольству «восточных» епископов в защите «Востока» и в умиротворении церквей.
96. Патрицию Ному. Ввиду того, что адресат не отвечал на несколько писем, Феодорит просит указать причину молчания.
97. Комиту Споракию, которого Феодорит благодарит за дружеские письма и старания в его пользу.
98. Панхарию. Феодорит высказывает мысль, что знающие о силе Господа все должны принимать с благодушием, и просит адресата заботиться об умиротворении церквей.
99. Антиграфу Клавдиану, которому чрез епископов Феодорит свидетельствует, что он проповедует одного Единородного в двух естествах, и выражает уверенность в тщете усилий клеветников.
100. Александре. Чрез епископов Феодорит благодарит Александру за письма и старания за него.
101. Диакониссе Целерине. В опровержение клевет Феодорит излагает свое учение о лице Христа-Спасителя и просит содействия «восточным» епископам в умиротворении церквей
102. Епископу (Селевкийскому, в Исаврии) Василию, которого Феодорит упрекает за то, что он не горячо изобличает клеветы против него.
103. Комиту Аполлонию. Чрез епископов, отправившихся в столицу для опровержения клевет против «Востока», Феодорит приветствует адресата и свидетельствует о своем несколько угнетенном душевном состоянии.
104. Епископу Константинопольскому Флавиану. В опровержение клевет, Феодорит излагает учение о соединении естеств во Христе и просит содействия «восточным» епископам в разоблачении лживых наветов.
105. Эконому Евлогию, у которого Феодорита просит содействия: в опровержении клевете.
106. Эконому Аврааму. Чрез епископов Феодорит просит адресата позаботиться об умиротворении церквей.
107. Пресвитеру Феодоту
108. Пресвитеру Акакию
Феодорит просит этих лиц продолжать состязания в защищение отеческих догматов
109. Епископу Анкирскому Евсевию. Утешаясь в страданиях заветами Спасителя и Апостолов и примерами святых, Феодорит, – в опровержение клевет, – излагает учение о двух естествах во Христе, каковое подробнее раскрывается в приложенном к письму кратком сочинении, просит адресата подтвердить его или указать ошибки, а равно помогать посольству «восточных» епископов.
110. Епископу Антиохийскому Домну. В ответ на письмо адресата Феодорит говорит, что хиротония преемника Иринею требуется не царем, а врагами, в подтверждение чего ссылается на хорошие известия о ходе дела митрополита Тирского, факт же поставления двубрачного Иринея оправдывает указанием на примеры прошлого и на согласие многих епископов, – между прочим, – и Прокла Константинопольского
111. Патрицию Анатолию. Феодорит указывает адресату на свою полную невинность в деле Едесских клириков, которым он оказывал всякое покровительство и которые, – по влиянию врагов, – стали клеветать на него в Константинополе.
112. Епископу Антиохийскому Домну. Усматривая в созвании собора (Разбойничьего) признак будущих потрясений, Феодорит советует Домну употреблять все усилия в защиту апостольской веры и – в особенности – не принимать «глав», как отвергнутых самим составителем, и убеждает взять с собою все документы по делу «примирения» «Восточных» с Кириллом и выбрать опытных епископов и клириков.
113. Епископу Римскому Льву. I Преимущества Римской кафедры и – как одно из них, – II. постоянное сохранение чистой апостольской веры, свидетельством чего служит послание Льва. III. Обиды со стороны Диоскора на Разбойничьем соборе и ранее. IV. В доказательство своей догматической правоты Феодорит ссылается на беспорочную и плодотворную (напр., в деле обращения еретиков) пастырскую деятельность и, V., на сочинения, при чем просит позволения явиться на суд в Рим. VI. Просит Льва уведомить, должен ли он подчиняться решению Разбойничьего собора или нет? VII. Указывает на свою полную нестяжательность с юных лет. VIII. Просит милостиво выслушать послов: Ипатия, Авраамия и Алипия, защищать правую веру и помогать невинно преследуемым.
СХIII. Письмо папы Льва в. к епископу Кирскому Феодориту с выражением одобрения ему за православную деятельность в согласии с предначертаниями апостольского Римского престола.
114. Андиверу
115. Апеллесу
Просит о покровительстве искусному врачу, пресвитеру Петру, который хочет удалиться из Кира, узнав о желания Феодорита покинуть этот город.
116. Пресвитеру Ренату. Чрез Ипатия, Авраамия и Алипия Феодорит благодарит адресата за защиту на (Разбойничьем) соборе, превозносит его ревностью вере, указывает на несправедливость приговора, просит побудить Льва в. к борьбе за апостольские догматы и страждущих за них, ссылается на свои сочинения и излагает свое христологическое учение, каковое находит вполне согласным с воззрениями, выраженными епископом Римским в его «томосе».
117. Епископу Флорентию, которого чрез Ипатия, Авраамия и Алипия Феодорит просит поборать за апостольскую веру и защищать невинных.
118. Архидиакону Римскому. Благодаря адресата за участие к себе, Феодорит указывает на несправедливость суда и просит возжечь ревность Льва в. к защите апостольской веры и страждущих за нее.
119. Патрицию Анатолию – Феодорит указывает крайнюю юридическую несправедливость Диоскорова суда и просит исходатайствовать ему у императора дозволение отправиться для пересмотра дела на Запад или поселиться в своем монастыре, близ Апамеи.
120. Люпицию, которого, в тяжкое для веры и ее поборников время, Феодорит просит показывать особенную ревность по благочестию.
121. Патрицию Анатолию – с высокою похвалой Феодорит указывает на послание Льва в. к Флавиану, как на доказательство своего догматического правомыслия.
122. Епископу Емесскому Уранию. Находя в письме адресата намека на то, что ему следовало «благоразумно» молчать, Феодорита упрекает его за это, свидетельствует свою радость, что не поступал так, и указывает причины сего.
123. Ему же (Епископу Емессному Уранию), Высказывая свою радость по тому случаю, что прежнее предположение оказалось неверным, Феодорит выражает твердую надежду на скорое восстановление мира и торжества истины, а в доказательство своего уважения к адресату указывает, что, не принимая от других подарков, он не делал ничего подобного по отношению к Уранию.
124. Адвокату Марант, Сожалея о буре церквей, Феодорит радуется, что удалился от волнений, и предсказывает гибель врагам апостольской веры.
125. Афонию, Фeoдориту, Нонну, Скилакию, Афонию, Иоанну – декурионам Зевгмы. Феодорит хвалит этих лиц за ревность по правой вере, которая состоит в признании двойства соединенных в одном Сыне естеств и в усвоении страданий ее собственно божеству, а плоти Христа Спасителя.
126. Епископу (Пергийскому) Савиниану. Похваляя адресата за прежний отказ от спорной кафедры, Феодорит порицает его за то, что он снова ищет ее и тем как бы входит в общение с еретиками, проповедующими, что одно естество плоти и божества; нужно или прямо примкнуть к ним, или бороться против них до конца.
127. Пресвитеру и Архимандриту Иовию, которого Феодорит просит – и в старости продолжать состязания, за благочестие в виду возношения новой ереси.
128. Пресвитеру и Архимандриту Кандиду. Высказывая предположение, что старость, может быть, ослабила ревность адресата в борьбе за апостольские догматы, Феодорит побуждает его к особенным подвигам в защищении их виду усиления новой ереси.
129. Пресвитеру и Архимандриту Магну Антонину, которого, как ревностного защитника благочестия, Феодорит просит продолжать состязания за благочестие.
130. Епископу (Долихийскому) Тимофею. I. Бури церквей посылаются для испытания качества верующих, для обнаружения твердых в благочестии и для изобличения трусливых. II. В ответ на просьбу адресата Феодорит излагает учение о страдании Сына Божия, Господа Христа, по человечеству – с опровержением мнений противников о страстности божества. При письме было приложено одно из сочинений Феодорита, причем делается упоминание о другом более обширном труд.
131. Архимандриту Долихийскому Лонгину, которого Феодорит хвалят за ревность по правой вере, благодарит за участие к себе и просит содействия молитв.
132. Епископу Едесскому Иве, которого Феодорит увещевает к Твердости в страданиях за благочестие и к мужеству в защите правой веры.
133. Епископу Германикийскому Иоанну. Благодаря адресата за неизменную дружбу, Феодорит просят его избегать общения с еретиками, – в том убеждении, что истина всегда восторжествует; свидетельствует, что думает удалиться на покой, но пока, – до получения известия о решении царя, – не может ничего сообщить о своем путешествии.
134. Епископу Верийскому Феоктисту – Феодорит излагает свой взгляд на то, как следует исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему, и в применение к себе сообщает, что он не удостаивался даже любви, какую оказывают мытарям или человекоубийцам и волхователям; в заключение Кирский епископ высказывает свою радость по поводу ниспровержения ереси и торжества истины.
135. Епископу (Халкидонскому) Ромулу – Феодорит высказывает мысль, что милость следует сообразовать с судом и не дружить со всяким человеком, напр., в то время, когда многие по разным причинам уклонились от истины и отвратились от защитников ее. Причисляя адресата к числу молчавших из робости и свидетельствуя о своем снисхождении к нему, Феодорит убеждает Ромила к мужеству при переменившихся, благоприятных для правой веры, обстоятельствах.
136. Магистриану Киру, которого Феодорит утешает в скорби об одновременной смерти сына и жены.
137. Архимандриту Иоанну. Указав на несправедливость осудивших его врагов, Феодорит высказывает радость по поводу торжества истины и приглашает адресата молиться, чтобы Господь укрепил изменчивых.
138. Патрицию Анатолию – Феодорит высказывает одобрение политики нового царя (Маркиана), отмечает несправедливость своих противников и поручает благодарить царя и августу за милость к себе и побудить их к созванию собора, желая этого ради торжества истины, а не из стремления к получению прежней кафедры, ибо после провозглашения правой веры готов удалиться на покой.
139. Консулу и патрицию Аспару, которого Феодорит благодарит за то, что он довел до сведения царя о претерпеваемой им несправедливости и побудил издать справедливый закон; просит передать благожелание царю и августе и умолять их о созвании нового собора.
140. Магистру Винкомалу того же содержания.
141. Архимандриту неусыпающих Маркеллу, которого Феодорит восхваляет за ревность по благочестию, выражая радость, что удостоился страданий за веру, и удовольствие полученным спокойствием и, – в виду ниспровержения ереси, – прося молитв о полном торжестве апостольских догматов.
142. Ему же (Архимандриту неусыпающих Маркеллу): превознося его высокую ревность, не убоявшуюся ни царского могущества, ни общего согласия епископов, Феодорит свидетельствует о правоте своей веры, а в заключении просит молитв адресата, чтобы он мог оказаться в числе обидимых, но не обидевших, за истину евангельскую.
143. Монаху Константинопольскому Андрею. Заявляя о своем уважении совершенно незнакомому ему адресату, Феодорит заявляет о своей догматической правоте, когда старается избежать крайностей слияния и разделения в христологических вопросах, и просит утешать письмами и помогать молитвами.
144. Воинам. I. Различные положения людей. II. По просьбе адресатов Феодорит решает вопрос: все ли может Бог? – в том смысле, что Бог может все, только сообразно. Своей природе, что однако же свидетельствует о высочайшей Его мощи. III. Увещевает убеждать к правомыслию и других, а – в случае упорства последних – прерывать с ними всякое общение.
145. Константинопольским монахам. I. Неизбежность страданий за веру во Христа. II. Причина вражды многих к Феодориту в том, что он изобличал проповедников нечестия и указывал несправедливость суда. III. Опровержение обвинения в разделении Христа на двух сынов. IV. Источник учения монофизитов в ереси Василида и Валентина. V. Истинное учение Церкви о двух естествах во Христе, – совершенном божестве и полном человечестве, – на основании Свящ. Писания и древних отцов, с особенным указанием на тело Господа и с опровержением возражений. VI. Исповедание одного Сына и неслиянности нераздельных естеств Богочеловеческого Лица. VII. Нравственный характер противников апостольской веры и ее носителей с убеждением не внимать клеветникам.
146. Эконому Иоанну. I. Ответственность присутствующих при совершении несправедливости. II. Архидиакон, требовавший замены в доксологиях имени Христа именем Единородного. III. Равнозначительность этих наименований. IV. Иисус Христос – не другое лицо подле Сына. V. Опровержение возражения архидиакона, что христов много, а Сын один. VI. Разбор мнения, что по вознесении Христос – не Христос, но Сын Единородный. VII. Вывод: не следует избегать наименования Христос.
147. Епископу Германикийскому Иоанну. Считая положение дел (после Разбойничьего собора) не обещающим ничего хорошего, Феодорит – в подтверждение сего – указывает на подозрительное поведение многих, изобличает их во лжи, будто не введено никакого догматического новшества, описывает крайне несправедливое к нему отношение после того, как ранее превозносили его до небес, и убеждает адресата склонять противников отрекаться от заблуждения. Положение дел на «Востоке» посл. хиротонии преемника Домну Антиохийскому.
148. Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории.
149. Список послания, писанного Иоанном Антиохийским к Несторию.
150. Послание Феодорита, епископа Кирского, к Иоанну, епископу Антиохийскому, против «глав» Кирилла Александрийского.
151. Феодорит монахам Евфратисии и Озроины, Сирии, Финикии и Киликии. I. Печальная картина взаимной вражды христиан и пастырей между собою (во время несторианских распрей). II. Одна из причин неурядиц – «главы» Кирилла Александрийского; критика последних. III. Исповедание Христа совершенным Богом и совершенным человеком. IV. Господь-Христос есть совершенный Бог. V. Он в тоже время и совершенный человек. VI. Признание в воплотившемся Единородном Сыне Бого-человека представляет больше удобство для опровержения ересей; перечисление христологических заблуждений с кратким указанием их несостоятельности. VII. Библейские контрасты, показывающие во Христе божество и человечество. VIII. Во Христе два естества, почему и Св. Дева – Богородица и человекородица вместе. IX. Твердость Феодорита в защищении этого учения и нежелание врагов вступать в состязания. X. Молитва об умиротворении церквей, XI. с выражением уверенности, что Господь исполнит прошение. XII. О том, что и после вочеловечения Господь наш Иисус Христос – один.
152. Донесение «Восточных» императору (Феодосию II) с уведомлением о своих действиях и о причине позднего прибытия (в Ефес) Антиохийского епископа (Иоанна).
153. Тех же донесение императрицам (Пульхерии и Евдоксии) с жалобою на Кирилла Александрийского и Мемнона с сообщением о действиях «Восточных» в Ефесе.
154. Тех же послание к Константинопольскому сенату о том же.
155. Послание (донесение) Иоанна, епископа Антиохийского, и бывших с ним (епископов) к Константинопольскому клиру о том же.
156. Тех же послание к Константинопольскому народу о том же.
157. Донесение «восточного» собора победоносному императору (Феодосию II), снова объявляющее об учиненном низложении Кирилла и Мемнона.
158. Донесение «Восточных» благочестивейшему императору (Феодосию II), врученное ими, – вместе с предыдущим донесением, – великолепнейшему комиту Иринею.
159. Послание тех же к префекту и магистру.
160. Послание тех же к препозиту, а также адвокату.
161. Донесение Иоанна, архиепископа Антиохийского, и бывших с ним императору (Феодосию II), посланное с магистрианом Палладием.
162. Письмо Феодорита (епископа Кирского) к Андрею, епископу Самосатскому, писанное из Ефеса против собора под председательством Кирилла Александрийского и с сообщением о положении и действиях «Восточных».
163. Первое послание легатов («Восточных», посланных в Халкидон, между которыми был и Феодорит) «восточным» епископам в Ефес
164. Другое послание тех же, в котором они преждевременно хвалятся победою, тем же.
165. Тех же послание тем же.
166. Первое прошение легатов, посланное из Халкидона императору (Феодосию II)
167. Второе прошение тех же, посланное из Халкидона августу Феодосию (II-му)
168. Третье послание тех же, посланное из Халкидона императору (Феодосию II)
169. Послание Феодорита, епископа Кирского, Александру, епископу Иерапольскому, о действиях «Восточных» в Халкидоне.
170. Послание епископу Руфу некоторых «Восточных», которые были посланы в Константинополь.
171. Феодорита епископу Антиохийскому Иоанну. – Признавая нечестивыми «главы» Кирилла Александрийского, Феодорит находит новые его письма вполне православными.
172. Письмо Феодорита Несторию с извещением, что, принимая предложение Кирилла Александрийского, он не соглашается на осуждение адресата.
173. Монаху Константинопольскому Андрею Феодорит высказывает свою радость по тому поводу, что письма из Египта (от Кирилла Александрийского) православны.
174. Епископу Никомидийскому Имерию. Находя письма из Египта Сот Кирилла Александрийского) православными. Феодорит уверяет, что войдет в общение с Египетскими и Константинопольскими церквами лишь в том случае, если будет взято назад требование касательно осуждения Нестория и если адресат получит в управление свою епархию.
175. Епископу Иерапольскому Александру Феодорит и повторяет прежнее свое заверение, что он не согласится на примирение (с Кириллом Александрийским), если для этого потребуется осуждение всего учения Нестория.
176. Тому же Александру после того, как узнал, что Иоанн Антиохийский анафематствовал учение Нестория, Феодорит высказывает свое неодобрение посланному в столицу письму, но находит утешение в том, что учение Нестория осуждается здесь условно
177. Письмо (епископу) Самосатскому Андрею, где Феодорит одобряет содержание доставленных Аристолаем чрез магистриана писем из Египта, но не соглашается анафематствовать учение Нестория без ограничений
178. Письмо епископу Иерапольскому Александру, которого Феодорит заверяет, что, – согласно прежним условиям, – он никогда не одобрял осуждения Нестория, но письмо Кирилла Александрийского к Акакию Верийскому находит вполне православным.
179. Письмо Кирилла (Александрийского) Иоанну, епископу Антиохийскому, против Феодорита, который обвиняется в приверженности к хулениям Нестория, ибо не соглашается на низложения последнего.
180. Письмо Феодорита (как некоторые думают) Домну, епископу Антиохийскому, писанное после того, как умер Кирилл, епископ Александрийский, с выражением радости и скорби по сему случаю.
181. Письмо епископу Коменскому Абундию, которому Феодорит высказывает свою радость по поводу его стараний об апостольской вере, – свидетельствует о своем исповедании одного Христа, находя его согласным с учением Льва Римского, изложенным в письмах Флавиану Константинопольскому, – утверждает тоже относительно Ивы и Акилина и просит продолжать борьбу против ереси и защиту благочестия
182 (I)808. Епископу (Селевкийскому в) Исаврии Василию – Феодорит жалуется, что тот не отвечает на многочисленные его письма, н просит у него молитв.
183 (II). Епископу Анкирскому Евсевию. Благодаря Бога за то, что Евангелие распространилось повсюду, так что н отряды войск имеют постоянных пастырей, каков, напр., отправляющийся во Фракию диакон Агапит, – чрез последнего Феодорит приветствует адресата и просит его молитв.
184 (III). Комиту Феодоту. Похвала адресату за его особенную заботливость о душе и за другие добродетели, между прочим, мудрость и человеколюбие по отношению к бедным.
185 (IV). Архимандриту Агафону, которого Феодорит благодарит за лестный отзыв о своих сочинениях и хвалит за стремление отовсюду приобретать пользу.
186 (V). Префекту Флорентию – Феодорит сообщает, что, следуя приказу адресата, он убеждал кого-то повиноваться грамотам, и хвалит пресвитера Евстафия.
187 (VI). Комиту доместиков Титу, которого Феодорит хвалит за его добродетели, желая ему взойти на вершину благ.
188 (VII). Софисту Аерию, которому Феодорит рекомендует присылаемое при письме вино и жалуется на заброшенность своего города.
189 (VIII). Декурионам Зевгмы: Евлалию, Герману Протею Феодорит высказывает порицание за допускаемые ими браки в близком родстве.
190 (IX). Им же (Декурионам Зевгмы: Евлалию, Герману, Протею), выражая свою похвалу за добродетели, Феодорит предлагает помогать своей церкви.
191 (X). Софисту Аерию, которого Феодорит просит удостаивать своим красноречием большее количество лиц и просит объяснить причину молчания по отношению к нему.
192 (XI). Комиту Титу. Похвала за защиту несправедливо обидимых с просьбою помочь невинно угнетаемому философу Палладию
193 (XII). Философу Палладию. Печальная характеристика низкого нравственного уровня в современном Феодориту обществе с выражением решимости во всем подчиняться воле Божией
194 (XIII). Олимпию Германику. Превознося адресата за добродетели, Феодорит высказывает желание, чтобы тот отрешился от догматического предубеждения и принял истину.
195 (XIV). Комиту Иринею – Феодорит высказывает чувства расположения по тому поводу, что он не мог лично видеться с ним при проезде адресата чрез страну.
196 (XV). Епископу Константинопольскому Проклу. Восхваляя адресата за доступность всем, Феодорит благодарит его за письмо н высказывает пожелание долгого правления на благо Церкви.
197 (XVII)809. Комиту Востока Дионисию. Находя адресата, – по своим качествам, – вполне соответствующим высокому посту, Феодорит высказывает пожелание, чтобы он достигнул благочестия, и просит его заботиться о Кире и дать отсрочку (для взноса податей)?
198 (XVIII). Полководцу Ареовинду. В виду недостаточности урожая Феодорит просит адресата уменьшить налог для жителей Сергифейского поместья.
199 (ХIХ). Бывшему префекту Константину, которого Феодорит просит заботиться о бедных и оказать помощь удрученному податями Дионисию.
200 (XX). Епископу Константинопольскому Проклу, которого Феодорит просит оказать содействие Кирскому жителю Филиппу (очевидно, в хлопотах по сложению части податей).
201 (XXI). Епископу Никейскому Евсевию с просьбою о помощи пострадавшему при нашествии варваров на Африку епископу Флорентию.
202 (XXII). Софисту Аерию с просьбою помочь гостеприимством пострадавшему при нашествии варваров на Африку Максимиану.
203 (XXIII). Софисту Исокасию, которого Феодорит просит особенно позаботиться о прибывших из Кира воспитанниках.
204 (XXIV). Ему же. Одинаковая просьба за Феодота.
205 (XXV). Пресвитеру Киру, которого Феодорит просит милостиво принять подателя письма и отвечать письмами.
206 (XXVI). Еписхопу Селевкийскому Архелаю. Похвала морю за удобства водного сообщения и особенно за то, что оно доставляет Феодориту случай обмениваться письмами с адресатом.
207 (ХХVII). Неизвестному. Похвала адресату за красноречие с извещением, что Фасганий был принят с должною внимательностью.
208 (ХХVIII). Епископу Антиохийскому Феодоту – Феодорит высказывает благодарность за хороший прием в Антиохии, где он жил по причине какой-то несправедливости.
209 (XXIX). Неизвестному. Превознося адресата за добродетели усилия к поднятию гражданского благосостояния страны, Феодорит просит его снять подати с пресвитера Евфалия.
210 (XXX). Адвокату Маране, которого Феодорит упрекает за неприбытие в родной город на праздник.
211 (XXXI). Ромулу, которого Феодорит приглашает на праздник св. Апостолов.
212 (XXXII). Архонту Феодоту, которого Феодорит просит не участвовать на празднике пророков и Апостолов, так как – обязанные вносить подати – декурионы боятся его и избегают личных встреч.
213 (ХХХIII). Архонту Неону. Ввиду общей скудости, – по причине неурожая, – Феодорит просит адресата об облегчении при взимании податей.
214 (XXXIV). Софисту Исокасию. Присылая искусного в резьбе из дерева Геронтия, Феодорит просит отпустить последнего возможно скорее.
215 (ХХХV). Бывшему префекту Антиоху. Феодорит благодарит адресата за выбор хороших архонтов и в особенности Неона, который почему-то оставили должность и которому Кирский епископ просит возвратить.
216 (ХХХVI). Квестору Дометиану. Похвала исаврийцу Неону с просьбою оставить за ним прежнюю должность.
217 (XXXVII). Епископу Самосатскому Андрею. Похвала рекомендованному адресатом пресвитеру Даниилу с просьбою молитв.
218 (ХХХVIII). Пресвитеру Евфалию. Высказывая сожаление, что не мог видеться с адресатом, Феодорит просит его показать врагам, что они в состоянии взять деньги, но не в силах отнять добродетель.
219 (XXXIX). Пресвитеру Агиану, Феодорит не одобряет адресата за чрезмерные похвалы себе и просит дать сведения о женихе девицы, о которой он заботится.
220 (XL). Софисту Исокасию. Феодорит хвалит метод обучения адресата и благодарит за воспитание Филиппа, прося содействия последнему в достижении должной чести.
221 (XLI). Епископу Антиохийскому Феодоту. Феодорит благодарит адресата за прежние благодеяния и выражает скорбь, что ему как сыну, не удалось видеть отца.
222 (XLII). Куратору Елладию, которого Феодорит превозносит за разные добродетели.
223 (XLIII). Трибуну Еврикиану утешительное по случаю смерти дочери.
224 (ХLIV). Диакониссе Аксие утешительное по поводу смерти дочери Сусанны.
225 (XLV). Епископу Селевкийскому в Исаврии Василию. По поводу просьбы адресата о письмах Феодорит указывает на свое малознание, хвалит жажду к совершенству и благодарит за письмо.
226 (XLVI). Софисту Аерию, которого Феодорит увещевает помогать знакомым и незнакомым.
227 (XLVII). Апеллесу. Феодорит заявляет, что нужно подавать всякому просившему без рассчета на благодарность, и уверяет, что ни к кому не имеет человеческой вражды, а негодует только на отступников от благочестия.
228 (XLVIII). Софисту Исокасию, которого Феодорит просит оказать содействие Феоклу в том, чтобы последнему был уменьшен взнос податей.
229 (гл.40)810. «Письмо Феодорита, епископа Кирского, Константинопольскому народу, которое показывать, что-не только прежде и посл., во и в то время, когда возвратился из Ефеса в Халкидой и из Халкидона к своей церкви, – он всегда проповедовал кафолическую веру, хотя и не соглашался осудить Нестория, не веря, что действительно его учение то, что сам он (Несторий) отрицал, а в Ефесе было извлечено из тетрадей под его именем, поскольку это не было удостоверено ни одним свидетелем». Призывая адресатов к твердости в вере и в страданиях за нее, Феодорит кратко излагает сущность христианского учения и препровождает в Константинополь некоторые свои проповеди и сочинения.
230 (гл. 42). «Письмо, которое, по Иринею, блаженный Феодорит, епископ Киррский, отправил к Кандидиану, комиту доместиков, прежде заключения мира». Благодарит за содействие в Ефесе и просит заступиться за епископа Феофания.
231 (гл. 45). «Донесение Феодорита митрополиту (Иерапольскому) Александру», которому Кирский епископ сообщает о. действиях Фирма Кесарие Каппадокийского против Евферия Тианского и о несправедливостях по отношению к Дорофею Маркианопольскому.
232 (гл. 47). «Другое увещательное письмо Феодорита народу Константинопольскому"
233 (гл. 53). «Предложения касательно заключения мира, которые чрез трибуна и нотария Аристолая были отправлены Акакием, епископом Верийским, Кириллу, епископу Александрийскому, от собора епископов: Иоанна Автиохийского, Александра Иерапольского, Макария Лаодикийского, Андрея Самосатского и Феодорита Кирского».
234 (гл. 54). «По Иринею, письмо епископов Александра, Андрея и Феодорита Елладию, епископу Тарсийскому», которому они сообщают о своих предложениях Кириллу Александрийскому.
235 (гл. 60). «Письмо Феодорита Акакию, епископу Верийскому, относительно писем, которые пришли к тому же Акакию от Египтянина» (Кирилла Александрийского) и которые Кирский пастырь одобряет за догматическую правоту их.
236 (гл. 70). «Письмо епископа Феодорита епископу Елладию об Имерии, епископе Никомидийском». Одобряя письмо Кирилла Александрийского, Кирский пастырь высказывает решимость принять мир лишь в том случае, если низложенные «восточные» епископы снова получат свои церкви.
237 (гл. 71). «Письмо епископа Феодорита, по Иринею, Имерию, епископу Никомидийскому». Хвалит за мужество и высказывает те же намерения, что и в №-ре 236-м.
238 (гл. 72). «Ответное письмо Феодорита Александру Иерапольскому», пред которым Кирский епископ оправдывается в виду его подозрений о предательстве веры.
239 (гл. 81). «Письмо епископа Феодорита Александру, митрополиту Евфратисийской области», которому высказывает готовность лишиться кафедры.
240 (гл. 87) «Письмо Феодорита, епископа Кирского, Иоанну, епископу Антиохийскому, в ответ на сообщенные выше известия о мире», который, – по его мнению, – может быть прочен только тогда, когда низложенные «восточные» пастыри получат свои церкви.
241 (гл. 88). «Письмо его же (Феодорита) епископу Феосевию», которому, как мужественному борцу, Кирский пастырь высказывает надежду на полное осуществление общих желаний «восточных» епископов.
242 (гл. 95). «Письмо, как говорят, епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому», которому не советует соглашаться на требование Кирилла Александрийского о подписи низложения Нестория.
243 (гл. 97). «Ответное письмо Феодорита епископу Александру», которому он заявляет о своем неудовольствии некоторыми поступками Павла Емесского и которого приглашает на собор в Зевгму.
244 (гл. 99). Письмо Феодорита Александру, где он обещает анафематствовать учение относительно лица Иоанна и прекратить общение с ними». Кирский епископ приглашает Александра на собор в Зевгму, где, – по его расчетам, – будет устроено все согласно воле Иерапольского предстоятеля.
245 (гл. 110). «Письмо Феодорита Елладию, которому он сообщает, что ни от тех, кои сходились некогда для переговоров, он не отделился, ни несправедливости, какая совершена по отношению к известному лицу, он не согласится признать». В устранение подозрений Феодорит свидетельствует, что принимает письмо Кирилла Александрийского в его догматической части, но не согласен дать ему за это награду в виде осуждения некоторых «восточных» епископов.
246 (гл. 121). «То, что написано (Феодоритом?) в ответ пророку (на пророчество) о так называемом раскаянии Египтянина (Кирилла Александрийского). Считает ли это раскаяние Египтянина кто-нибудь истинным или мнимым, я тем большую ненависть питаю к нему» (раскаянию). Разбор общительного (примирительного) послания Кирилла Александрийского.
247 (гл. 128). «Письмо Феодорита Мелетию Неокесарийскому о том, что несправедливо совершил Иоанн (Антиохийский) в различных городах»
248 (гл. 129). Письмо Александра, Феодорита, Илиада, Авива, Мары, Давида и Акилина, епископам Сирии, первой и второй Киликии и второй Каппадокии с предупреждением относительно подозрительного поведения Иоанна Антийохийского.
249 (гл. 133). «Письмо епископа Феодорита великолепнейшему военачальнику» (Дионисию) с жалобою на притеснения от Иоанна Антиохийского и вообще на его незаконные действия.
250(гл. 135). «Письмо боголюбезнейшего епископа Александра, Феодорита, Авива, Илиада, Мары, Давида, Акилина, епископов Евфратисийской области, Августам, которым они сообщают о том, что был» совершено Антиохийцем (Иоанном) против них различными способами»
251 (гл. 138). «Письмо епископа Феодорита Дорофею (епископу Маркионопольскому), митрополиту Мизии», которого хвалит за твердость, прося его молитв.
252 (гл. 139). «Письмо епископа Феодорита христолюбивому православному народу Константинопольскому, в котором он убеждает его к терпению и возвещает о раскаянии еретиков относительно догматов».
253 (гл. 146). «Письмо епископа Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), в котором он извещает, что великолепнейший комит Тит и святейшие монахи письмами побуждали его заключить мир и войти в общение с Иоанном Антиохийским».
254 (гл. 149). «Письмо боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), которое написал в ответ ему Феодорит, давая знать, что он прочитал присланные ему условия и, найдя одно нехорошим, не одобрил его».
255 (гл. 151). «Письмо Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), в котором он указывает, что нужно много помышлять о мире и в особенности потому, что известны (по своим качествам) те, которые выжидают их престолов».
256 (гл. 160). «Письмо епископа Феодорита Елладию Тарсийскому, причем он отправил ему и пришедшие из Константинополя письма. Он увещевает его соединиться с Антиохийцем (Иоанном), утверждая, что никто не принуждает к соглашению с низложением личности» (Нестория).
257 (гл. 161). «Письмо епископа Феодорита Кириллу Аданскому, которого он просит, чтобы тот позаботился о мире, будучи убежден, что от него не требуют ничего, кроме только общения».
258 (гл. 162). «Письмо епископа Феодорита Мокиму, боголюбезнейшему эконому Иерапольской церкви, где он уведомляет, что был на совещании с Иоанном (Антиохийским) и спорные дела устроил, как следует и как желательно», и которого просит подготовить Александра Иерапольского в пользу мира к его приходу.
259 (гл. 166). «Письмо епископа Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру, которое он написал после того, как, побывав в Антиохии, переговорил (там) с Иоанном, а названный боголюбезнейший старец решительно отверг соглашение его, т. е. Феодорита», причем последний призывает адресата к миру.
260 (гл. 168). «Письмо Феодорита боголюбезнейшему епископу (Иерапольскому) Александру, которым он (в видах побуждения последнего к примирению) дает знать, что Киликийцы и Исавряне на письменных условиях присоединились к Автиохийцу» (Иоанну).
261 (гл. 170). «Феодорита святейшему Несторию, чтобы он убедил святейшего Александра (Иерапольского) присоединиться к Антиохийцу» (Иоанну).
262 (гл. 172). «Письмо боголюбезнейшего епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому по делу боголюбезнейшего епископа Александра», к которому просит снисхождения.
263 (гл. 7). «Протест, отправленный блаженному Кириллу Александрийскому) и тем, которые сошлись с ним, другими епископами из различных провинций, которые желали подождать Иоанна Антиохийского и тогда, в его присутствии, открыть собор, – тем более, что, как он сам писал блаженному Кириллу, ему оставалось едва три дня пути (до Ефеса). Протест отправлен накануне того дня, когда произведены были деяния против Нестория, причем он был низложен».
264 (гл. 8). «Письмо Нестория и тех, которые с ним, императору Феодосию о том, что совершалось тогда в Ефесе».
265 (гл. 13). Письмо «восточных» епископов из Ефеса клиру и народу Иерапольскому о низложении Кирилла Александрийского и Мемнона Ефесского и об отлучении их сторонников.
266 (гл. 17). «Письмо Иоанна, епископа Антиохийского, и собора, который сошелся с ним (в Ефесе), императору Феодосию, которое они отправили чрез комита Иоанна; в нем содержится и то исповедание кафолической веры, которое посл. восхвалил в своем примирительном послании Кирилл Александрийский, пиша этому самому Иоанну, предстоятелю Антиохийскому, чрез легата по делу о мире Павла, епископа Емесского».
267 (гл. 18). Письмо «восточных» епископов из Ефеса клиру и народу Антиохийскому о том же, что и в №-ре 265-м.
268 (гл. 19). Письмо Акакию, епископу Верийскому, епископов Иоанна, Иоанна, Александра, Александра, Дексиана, Павла, Макария, Апрингия, Феодорита, Мусея, Мелетия, Диогена против Кирилла Александрийского и Мемнона Ефесского.
* * *
Римскими цифрами, в скобах, обозначается счет новых писем блаж. Феодорита по изданию Саккелиона.
№ ХVI-й опущен, как тожественный с №-ром 58.
Дальше следуют письма из Synodicon'a, главы которого и отмечаются в скобах.