Глава VI
На примере младенцев очевидно, что благодать подается даром
18. [Но я спрошу еще кое-что], чтобы рассмотреть те же двенадцать [положений] как бы в кратком объяснении. Каким образом благодать следует за заслугой человеческой воли, если она дается также и младенцам, которые не способны еще хотеть или не хотеть этого? Каким образом даже в случае взрослых говорится, что благодати предшествуют заслуги воли, если благодать, чтобы быть истинной благодатью, должна подаваться не по нашим заслугам? Этого кафолического положения так устрашился сам Пелагий, что, не желая быть осужденным кафолическими судьями, без всякого сомнения осудил тех, кто говорит, что благодать Божия дается по нашим заслугам. Каким образом говорят, что благодать Божия заключается в природе свободного решения или в законе и учении, если и это положение осудил сам Пелагий, без всякого колебания исповедав, что благодать Божия дается для всякого действия; дается тем, разумеется, кто уже пользуются свободным решением?
Те, кто спасаются, спасаются по благодати, а не по желанию
19. Каким образом говорят, что все люди принимали бы ее, если бы те, кому она не дается, не отвергали бы ее по своей воле, поскольку Бог хочет, чтобы все люди спаслись58, если она не дается многим младенцам, и многие умирают без нее, хотя не имеют никакой противящейся воли? [Разве не бывает так], что иногда, хотя родители желают и торопятся [крестить младенца], хотя [церковные] служители также желают и готовы [совершить это], благодать не дается, поскольку нет на это Божия изволения, так что внезапно, прежде чем она будет дана, умирает тот, о ком заботились, чтобы он получил ее? И отсюда очевидно, что те, кто столь сильно противятся этой столь прозрачной истине, вовсе не понимают, в каком смысле (qua locutione) сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, если столь многие не спасаются, причем не потому, что они не хотят, но потому, что Бог не хочет (Deus non vult), как это без всякой туманности выясняется в случае младенцев. Но как в другом месте, где сказано: Во Христе все оживут59, хотя весьма многие будут наказаны вечной смертью, это сказано так потому, что все, кто получат вечную жизнь, получат ее во Христе, так и когда говорится: Бог хочет, чтобы все люди спаслись, хотя в отношении столь многих Он не хочет, чтобы они спаслись, это сказано так потому, что все, кто спасутся, спасутся лишь по Его воле. И даже если эти апостольские слова могут быть поняты каким-то другим образом, они все же никак не могут и не должны противоречить очевиднейшей истине: мы видим, как весьма многие не спасаются, когда этого не желает Бог (Deo nolente), несмотря на то, что люди этого желают.
Благодать подается даром, по милосердию Божию
20. Каким образом человеческая воля заслуживает то, чтобы была дана Божественная благодать, если для того, чтобы быть истинной благодатью, она должна даваться тем, кому дается, даром, по милосердию [Божию]? Каким образом при этом взвешиваются заслуги человеческой воли, если тем, кому эта благодать не дается, она не дается по справедливому суду Божию (ибо нет неправды у Бога60), причем они имеют одинаковые обстоятельства с теми, кому она дается, и по большей части не отличаются от них никакой заслугой и никакой волей?61 И из этого те, кому она дается, должны понять, что она дается им даром, ведь по справедливости она не была бы дана, поскольку не была дана по справедливости другим, пребывающим точно в таких же обстоятельствах.
Пребывание в добре вплоть до конца – дар благодати
21. Каким образом не является делом Божией благодати не только воля уверовать вначале, но также и пребывание вплоть до конца62, если сам конец этой жизни находится не в человеческой, но в Божией власти, и Бог несомненно мог бы предоставить тому, кому не суждено пребыть, в числе прочих и то благодеяние, благодаря которому он был бы восхищен из тела, чтобы злоба не изменила разум его?63 Ведь человек получит доброе или злое лишь за то, что он сделал, живя в теле64, а не за то, что он сделал бы, если бы прожил дольше.
Благодать и суд не зависят от тех дел, которые умерший человек не успел совершить
22. Каким образом говорится, что благодать Божия некоторым младенцам, которым предстоит умереть во младенчестве, дается, а некоторым – не дается, поскольку Бог предвидит их будущую волю, которую они имели бы, если бы продолжали жить, если, как определяет апостол, каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, а не соответственно тому, что он сделал бы, если бы дольше прожил в теле, – доброе или злое! Каким образом люди судятся соответственно своим будущим волениям, в отношении которых утверждают, что они имели бы их, если были бы дольше удержаны в теле, если Писание говорит: Блаженны мертвые, умирающие в Господе?65 Несомненно, их блаженство не было бы надежным и безопасным, если бы Бог судил то, что они не сделали, но что им предстояло бы сделать, если бы эта жизнь оказалась для них более длительной. Тогда никакого благодеяния не получил тот, кто был восхищен, чтобы злоба не изменила разум его, поскольку он должен был бы понести наказание за ту злобу, от которой, быть может, неминуемой, он был избавлен. Тогда не следует радоваться о тех, о ком мы знаем, что они умерли в правой вере и доброй жизни, ведь они могут быть осуждены из-за неких преступлений, которые они, возможно, совершили бы, если бы продолжали жить. Тогда не нужно оплакивать или презирать тех, кто покинули эту жизнь, пребывая в неверии и дурных нравах, поскольку, возможно, если бы они продолжали жить, то принесли бы покаяние и стали жить благочестиво, так что в соответствии с этим и должны судиться. Тогда надлежит осудить и отбросить книгу славнейшего мученика Киприана «О смертности», в которой повсюду его намерение состоит в том, чтобы мы познали, что следует радоваться, когда умирают добрые верующие, поскольку они избавляются от искушений этой жизни и пребывают далее в блаженной безопасности66. Но поскольку это как раз вовсе не ложно, и, несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе, то скорее надлежит высмеять и предать проклятию то заблуждение, руководствуясь которым некоторые полагают, что люди должны судиться в соответствии со своими будущими велениями, которым не суждено быть у умирающих.
Всякий, кто верует в Бога, делает это по своей воле
23. Каким образом говорят, что отвергает свободное решение воли тот, кто признает, что всякий человек, который в своем сердце верует в Господа, верует исключительно по своей свободной воле? Скорее уж те нападают на свободное решение, кто нападают на Божию благодать, благодаря которой оно воистину становится свободным для избрания и совершения добра. Каким образом говорят, что посредствам закона Божия и учения Писания происходит то, о чем говорит то же самое Писание: Воля предуготовляется от Господа!67 Разве не происходит это скорее посредством сокровенного вдохновения (occultam inspirationem) благодати Божией, поскольку мы с правой верой просим Самого Бога о тех, кто, противясь этому учению, не желают веровать в него, чтобы они пожелали?
Тот, кто верует, должен благодарить Бога
24. Каким образом Бог нуждается в человеческих волениях, так что они предваряют Его у тех, кому Он дает благодать, если мы заслуженно воздаем Ему благодарение за тех, кому, неверующим в Него и преследующим Его учение по своей нечестивой воле, Он первый оказал милосердие и обратил их к Себе с бесконечно всемогущей легкостью, сделав их желающими из нежелающих? Зачем мы благодарим Его за это, если Он этого не делал? Зачем мы тем более возвеличиваем Его, чем более не желали веровать те, чьей вере теперь мы радуемся, если Божественной благодатью не изменяется к лучшему человеческая воля? Апостол Павел говорит: Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, и возвеличивали за меня Бога68. Зачем они возвеличивали Бога, если не Бог благостью Своей благодати обратил сердце этого мужа к Себе, когда, как он сам свидетельствует, он получил от Господа милость, чтобы быть верующим69, то есть иметь ту самую веру, которую прежде истреблял? Ведь даже тем словом, которое он выбрал, разве он не засвидетельствовал, что не кто иной, как Бог сотворил это великое благо (magnum bonum fecisse)? Ведь что значит: возвеличивали (magnificabant) за меня Бога70, если не это: «Проповедовали, что для меня Бог сотворил великое (Deum magnificum)»? Но каким образом проповедовали они, что Он сотворил великое (magnificum), если Он не сотворил это великое дело (magnum factum) – обращение Павла? И в каком смысле Он его совершил, если не в том, что Он сделал его желающим уверовать из не желающего?
Благодать предшествует воле
25. Разве не очевидно из этих двенадцати положений (а ты едва ли согласишься считать их не относящимися к кафолической вере), что они не только все вместе, но и каждое по отдельности склоняют к тому, чтобы мы признали, что воления людей предваряются благодатью Божией, и потому скорее они предуготовляются ею, чем она дается за их заслуги? Если же ты отрицаешь, что какое-то из этих двенадцати [положений] истинно (их число я повторяю ради того, чтобы они легче вместились в память и отчетливее удерживались там), то не устыдись написать мне об этом в ответ, чтобы я знал, и я отвечу на это в меру той способности, которую даст мне Бог. Ибо хотя я не верю, что ты еретик-пелагианин, но хочу также [быть уверен], что ничто из его заблуждения не перешло к тебе или не осталось в тебе.
* * *
CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425
Речь идет о младенцах, умерших без крещения. – прим.ред.
Ср.: 2 Мф 24:13.
См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20–21.
В Синод.пер.: прославляли за меня Бога.