Источник

Глава VII

Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы

26. Возможно, конечно, что среди этих двенадцати [положений] тебе удастся найти нечто, что ты сочтешь подлежащим отвержению или сомнению, и вследствие этого подвигнешь нас к еще более тщательному обсуждению. Но неужто ты запретишь Церкви молиться за неверующих, чтобы они стали верующими, за тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали веровать, за тех, кто отвращаются от ее закона и учения, чтобы они согласились с ее законом и учением, чтобы дал им Бог то, что обещал через пророка: сердце познающее Его и уши слышащие71, – это, несомненно, получили те, о которых Сам Спаситель сказал: Кто имеет уши слышать, да слышит?72 Неужели, когда ты услышишь, как священник Божий пред Его алтарем побуждает народ молиться Богу, или сам молится во всеуслышание, чтобы Бог побудил неверующие народы прийти к его вере, ты не ответишь: «Аминь»? Разве выскажешь ты нечто противное здравости этой веры? Неужели громко объявишь или тихо пробормочешь, что ошибся в этом вопросе блаженный Киприан, учащий нас молиться за врагов христианской веры, чтобы они также обратились к ней?73

Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него

27. Неужели, наконец, ты обвинишь апостола Павла, приносившего великие молитвы за неверующих иудеев? Он говорит о них: Добрая воля моего сердца и молитва к Богу о них во спасение74. И он же говорит фессалоникийцам: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера75. Каким образом будет распространяться и прославляться слово Божие, если не благодаря обращению к вере тех, кому оно проповедуется, поскольку уже уверовавшим он говорит: Как и у вас! Достоверно знает он, что это совершается Тем, Кому побуждает молиться, чтобы Он это сделал, как и о том, чтобы ему избавиться от беспорядочных и лукавых людей, то есть от таких, кому вовсе не суждено уверовать, даже если и будут эти молиться [о них]. Из-за этого он добавил: Ибо не во всех вера, как бы желая сказать: «Ибо даже если вы будете молиться, не у всех прославится слово Божие», поскольку, разумеется, лишь тем предстоит уверовать, кто были предуставлены к вечной жизни76, будучи предопределены к усыновлению Ему через Иисуса Христа, и избраны в Нем прежде создания мира77. Однако Бог для того заставляет уверовать еще не верующих посредством молитв верующих, чтобы показать, что Он Сам делает это. Ведь нет никого столь невежественного, столь плотского, столь неразумного (tardus ingenio), [нет такого], кто не увидит, что [Сам] Бог делает то, о чем повелел просить Его в молитвах, чтобы Он это сделал.

Начало веры происходит от Бога

28. Эти и другие Божественные свидетельства, вспоминать которые было бы слишком долго, показывают, что Бог Своей благодатью забирает у неверующих сердце каменное78, что Он предваряет у людей заслуги добрых волений, так что воля предуготовляется посредством предшествующей благодати, а не благодать дается за предшествующую заслугу воли. Одно и то же показывают и благодарение, и моление: моление за неверующих, благодарение за верующих. Ведь Кому надлежит молиться, чтобы Он сделал, Того надлежит и благодарить, когда Он сделал, потому то же самое говорит апостол в [Послании] к Ефесянам: Посему и я, услышав о вере вашей в Господа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас79.

Бог дает не только дары благочестия, но и само начало веры

29. Поговорим теперь о самом начале, когда люди, бывшие отвращенными и противящимися, обращаются к Богу и начинают желать того, чего прежде не желали, иметь ту веру, которой не имели. Молятся [другие] о них, чтобы это совершилось с ними, но не молятся еще сами они, ведь как им призвать Того, в Кого не уверовали?80. А когда будет сделано то, о чем молятся, тогда уже и о них, и от них будет принесено благодарение Тому, Кто это сделал. И я полагаю, нам нет необходимости спорить с тобой как о прошениях к Богу уже верующих людей, которые они совершают о себе и о других верующих, чтобы они преуспели в том, в чем начали быть, так и об их благодарении, когда они преуспевают, – ведь тут у нас с тобой будет общая борьба против пелагиан. Ибо все относящееся к праведной (fidelem) и благочестивой жизни людей они приписывают свободному решению воли в том смысле, что они считают, будто это должно приобретаться нами, а не испрашиваться у Господа. Ты же, если истинно то, что я слышал о тебе, не желаешь, чтобы даром Божиим было начало веры (initium fidei), откуда происходит также начало доброй (initium bonae voluntatis), то есть благочестивой воли, но утверждаешь, что начало веры мы имеем от самих себя, в отношении же прочих благ религиозной жизни соглашаешься, что их Бог дает посредством Своей благодати [тем], кто, уже имея веру, просят, ищут, стучат81. И не понимаешь ты, что потому молятся Богу о неверующих, дабы они уверовали, что Бог дает в числе прочего и веру; потому благодарят Бога за тех, кто уверовали, что Он дал в числе прочего и веру.

Тот, кто признает, что нужно молиться Богу и благодарить Его, не должен ошибаться в вопросе о благодати

30. Потому [скажу так], чтобы закончить мне наконец эту речь к тебе: если ты отрицаешь, что надлежит молиться о том, чтобы те, кто не желают веровать, пожелали уверовать, если ты отрицаешь, что надлежит благодарить Бога за то, что пожелали веровать те, кто не желали веровать, то по-иному придется обойтись с тобой, чтобы ты не заблуждался так, или же, если будешь упорствовать в заблуждении, чтобы не вводил и заблуждение других. Если же, – а в это я скорее верю в твоем случае, ты признаешь и соглашаешься, что мы должны, как это и бывает обычно, молиться Богу за не желающих веровать, чтобы они пожелали уверовать, [должны молиться] за тех, кто противятся и противоречат Его закону и учению, чтобы они поверили в это и следовали этому; если ты признаешь и соглашаешься, что мы должны, как это и бывает обычно, также благодарить Бога за таковых, когда они обращаются к Его закону и учению, становясь желающими из не желающих, то без сомнения, надлежит, чтобы ты признал, что воления людей предваряются Божией благодатью, [а также] что когда люди, не желавшие прежде добра, желают его, это делает Бог, Которому молятся, чтобы они пожелали, и Которому, как мы знаем, достойно и праведно воздается благодарение, когда Он это сделал. Да дарует тебе Господь разумение всего [этого], господин и брат.

* * *

*

CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425

71

Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце – и уразумеют, и уши – и услышат.

73

См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17.

74

Ср.: Рим 10:1.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. 273-295 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle