Эпистолярное наследие прп. Феодора Студита охватывает период около 30-ти лет (786-826 гг.), при этом значительная часть посланий была написана во время его третьей ссылки (815-820 гг.). Первоначально полное собрание писем насчитывало не менее 849 посланий, однако многие из них утрачены.
Круг адресатов прп. Феодора был обширен: от монахов Студийского монастыря и других обителей, духовенства, родственников и друзей до высокопоставленных государственных и церковных деятелей, включая императоров и патриархов. Большая часть писем посвящена ключевым церковным проблемам того времени: михианской схизме и иконоборческому кризису начала IX века.
Сохранившиеся письма можно разделить на 6 основных категорий:
1. Открытые письма. Адресованы общинам мужских и женских монастырей (около 40), а также иконоборцам. Некоторые из них (10 писем: 381, 382, 406, 410, 433, 457, 473, 480, 488, 503) по своей сути являются огласительными поучениями.
2. Догматические и нравственные письма. Посвящены вопросам веры и христианской этики.
3. Утешительные письма. Написаны по случаю смерти детей или других родственников адресатов.
4. Письма, обращенные к монахам, отказавшимся от данного ими обета.
5. Письма высокопоставленным лицам. Включают послания императорам и папам.
6. Личные письма. Адресованы друзьям, знакомым, ученикам и сострадальцам в гонениях. Составляют наибольшую часть собрания.
В ряде писем прп. Феодор, как и в своих трактатах, углубляется в вопросы описуемости (изобразимости) Иисуса Христа на иконах и внутреннего характера поклонения святым образам.
Представленный сборник разделен на 3 книги (562 письма). Важно отметить, что подлинность 3-х писем (557-559) вызывает сомнения. Письмо 549, адресованное монаху Мефодию и содержащее 17 канонических вопросов и ответов, ошибочно приписано свт. Никифору Константинопольскому в Алфавитной синтагме иером. Матфея Властаря.
Письма характеризуют аскетическую, пастырскую и общественную деятельность прп. Феодора Студита. Они отражают его борьбу за свободу Церкви, точное соблюдение канонов, противостояние беззаконному царскому браку и защиту иконопочитания. Письма также раскрывают его деятельность как игумена, организатора и руководителя Студийской киновии. Они отечески назидают в делах веры, наполнены пламенной любовью к монашеству и содержат драгоценные указания для ищущих спасения.
С художественной точки зрения, письма преподобного Феодора Студита считаются одним из лучших памятников византийской эпистолографии, являясь не только бесценным источником сведений о церковно-политической жизни Византии конца VIII – начала IX вв., но и живым свидетельством веры перед лицом гонений.
*Название сочинения на греческом языке: Ἐπιστολαί.
Послание 152(340). Навкратию сыну
Чадо мое желанное, я с трепетом ожидал твоего письма, желая узнать не только о том, чем закончились упомянутые тобою раньше события, но и о землетрясении, которое стало здесь поводом для пустословия. Прочитав твое письмо, я был сильно поражен, восстенал о происшедшем и пожалел о погибших. Удивительно, что, несмотря на все происходящие бедствия, сердце нечестивых остается непреклонным и еще более ожесточается во зле. Однажды «уловленные» диаволом «в свою волю» (2Тим.2:26), они не хотят пробудиться, да и не могут, если бы пожелали.
Кто же прекратит бурю, кто исцелит рану нашей Церкви? Кто силен это сделать, кроме Того, Кто сказал морю – «замолчи» (Мк.4:39)? Но для этого нужно, чтобы хотя бы некоторые остались верными Христовой истине, тогда гласу моления их внял бы милосердный Господь. Чадо мое, сохрани верность Христу в чистоте сердца своего и моли Бога, чтобы еще раз прогневавшись, Он не погубил праведного с нечестивым, по Писанию (Быт.18:23). Поддерживай письмами семерых наших братьев, а когда возможно – передавай посылки через послов. Бог воздаст тебе добром за то, что ты оказал помощь клирику Стефану; если можешь, помогай и в дальнейшем ему. Прочти послание митрополита и дай мне ответ на вопрос. Спроси также, что думает по этому поводу архиепископ, сообщив ему в качестве моего мнения свое, но не открывая, конечно, что я писал митрополиту.
Знаю, что трудно, чадо, содержать нас – шестерых человек. У меня уже окончилась работа по переписке, служившая мне большим утешением и душевной помощью. Поэтому позаботься прислать мне на будущее какую-нибудь работу по миниатюрам, только чтобы цены не были мне в убыток. Я брату кратко сказал, что мне нужно прислать.
Приветствуй моих братий, окружающих тебя. Пребывающие со мной братия горячо целуют тебя. Мне сообщили, что некоторые умерли, среди них и митрополит. Да упокоится дух его со святыми.
