Исполины
Исполины (нефилим – нападающие, сильные, великаны, γίγαντες) – неоднократно упоминаемые в Библии люди громадного роста и силы. В 6 главе Библии повествуется, что И. особенно умножились после смешения сынов Божиих с сынами человеческими. Они угнетали и порабощали братьев своих и распространяли нечестие и развращение даже в потомстве Сифовом, так что Бог осудил род человеческий на истребление потопом (ст. Быт.6:4–7). И после потопа существовали исполины. Таковы были, напр., сыны Енаковы или енакимы (длинношейные, великорослые), пред которыми соглядатаи евреев казались как саранча (Чис.13:34, ср. Втор.1:28, 2:10–11, 21, 9:2; Чис.13:23, 29, 34; Нав.11:21 и др.), емимы, обитавшие в земле Моавитской (Втор.2:10) и замзюмимы (Втор.2:20), или зузимы (Быт.14:5) – в Аммонитской земле. Все эти три народа объединяются общим названием рефаимов (см.), от рафи – полагать, низвергать, приводить в ужас, или от своего родоначальника Рафы (2Цар.21:16, 18, 22; 1Пар.20:4). Так как эти три племени издревле далеко распространились в земле Ханаанской и по ту сторону Иордана, то вся область моавитян (Втор.2:9–11), аммонитян (Втор.2:19–21), Ога, царя васанского, и, след., весь Галаад и Васан прежде назывались землею рефаимов (Втор.2:20, 3:10–13). Во время завоевания евреями земли обетованной рефаимов в качестве особого племени уже не существовало. Из оставшихся рефаимов упоминаются во времена Моисея Ог, царь васанский (Втор.3:11; Нав.12:4, 13:12), во времена Навина – енакимы в Хевроне и земле Палестинской (Нав.11:21–22), во времена Давида – Голиаф (1Цар.17:4), Иесвий (2Цар.21:16), Саф (1Пар.20:4) и брат Голиафа Лихмий (1Пар.20:5). В библейской таблице народов (Быт.10) рефаимы не значатся, а в других местах причисляются к хананеям и аморреям (Быт.12:6, 15:16; Суд.11:20–23; Втор.3:8, 11:13). Отсюда легко заключить, что они были отраслью хамитян или, частнее, хананеев. Упоминаются исполины и в позднейшее время (см., напр., 2Цар.21:16–22; Ам.2:9; Прем.14:6; Сир.16:8).