Источник

Поучение 7489. В начале индикта. О великом Божием даровании, о любви к Богу, о вражде к диаволу, и о смиренномудрии.

Братия и Отцы! Ныне начало года, и Евангелие, которое читается в сей день, говорит так: «Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно» (Лук. 4, 18–19). Итак, Единородный Сын Божий послан от Отца, как искупление и очищение мира, дабы слепые прозрели и пленные получили свободу. Кто же слепой? Тот, кто слепствует пристрастием и сладострастием. Кто пленный? Тот, кто увлекается греховными помыслами. Кто сокрушенный? Тот, кто сокрушен грехами. Всех сих исцеляет Господь, не только по телу, но и по душе, и не тогда только, когда был на земле телесно, но и ныне, когда находится с нами невидимо. Таким образом Он опять нас поучает, вземлет грех мира и исцеляет всякую болезнь и всякую немощь. Грядущий с верою «приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего» (Пс. 23, 5). И о неизреченное Божие человеколюбие! Он из небытия привел нас в бытие, и падших в преступление опять нас восстановил; и даровал нам третию благодать, монашеское житие и совершенство. Когда же мы опять согрешаем, Он и тогда на нас не гневается и не отвращается нас, но принимает с лобзанием и радостию, как блудного сына, а огорченных нас диаволом, увеселяет, плачущих утешает, текущих понуждает, утомляющимся помогает, уязвленных исцеляет, и готовых пасть в самую адскую глубину предваряет, и по человеколюбию Своему освобождает от бед, так что поистине должно сказать: «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93, 17), и: «отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя» (Пс.117, 13). Каждый знает, сколько раз подвергались мы искушениям, грехопадениям, и смерти, и как в скорбях наших тотчас обретали Бога. Ибо не смотря на то, что мы такие грешники, всеблагий наш Бог опять о нас милосердствует, и питает нас алчущих, – телесно ежегодным плодородием земли, а духовно пречистыми Своими Тайнами, печась о нас более матери и отца. Ибо мать питает молоком дитя свое до времени, а истинный наш Владыко и Отец дает нам в пищу и питие тело Свое и кровь, – и это всегда. О как велика Его благодать и дары!

Сего Господа, имеющего такую любовь к нам, как поистине не любить? Как не исполнять воли Его? Как не прилепляться к Нему неотторжно? Если же сего не будет, то не возопиет ли небо, и не восстенает ли земля, и самые камни не осудят ли нас за великое бесчеловечие и неблагодарность, которые оказываем мы своему Благодетелю? Но да не будет сего, братия мои! Будем иметь и крепко содержать любовь к Нему; будем ненавидеть и бегать диавола. Ибо как благодетеля за благодеяния любят и прилепляются к нему, так лукавого за его злобу ненавидят и отвращаются. Ибо диавол сей растлевает и убивает жизнь нашу: «он человекоубийца бе искони и от начала», – как сказал Христос (Ин.8, 44). Он разделил род человеческий на многие тысячи мудрований и ересей, он ранит нас многими стрелами грехов, и желает поглотить всю вселенную. Если мы не возненавидим этого врага нашего – диавола, то не найдется ни одной достойной муки для наказания и мучения нашего, как мы заслужили; потому что мы питаем дружбу ко врагу, и убийцу нашего считаем возлюбленным. Будем же, умоляю вас, сколько нам возможно, убегать сего. В чем же состоит бегство от него? В удалении от лукавых его дел и помышлений, равно как и усвоение Богу и содружество с Ним в совершении добрых дел.

Посему будем желать доброго душе нашей, работая Господу со всяким смиренномудрием и кротостию, зная, что если и будет какое-либо исправление добродетели, но не будет охранено смиренномудрием, погибнет. Таким образом имеющие гордое мудрование пусть смиряется под крепкую руку Божию, и мы с ними, дабы не трудиться нам понапрасну; а живущие добродетельно пусть еще более подвизаются и трудятся. Да тецем все, да постигнем и соделаемся наследниками царства небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

89

См. Патрологию, том. 99, стр. 540.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Комментарии для сайта Cackle