Источник

О Внутреннем Богопочтении

Понятие о внутреннем Богопочтении

Почтение как вообще происходит из сознания совершенств, так и почтение к Богу имеет основанием своим Божественные совершенства, в которых Бог явил и являет себя человеку и внутренне и в образе и подобии своем, и внешне-естественном и благодатном мире, и которые составляют внутренние основания обязанностей человека к Богу, суть истина и Божественный ум, правота и святость в воле, а бесконечная Благость во всех намерениях и действий Божественных. Посему сии самые Божественные совершенства и составляют основание – почтение – к Богу. – Итак, внутреннее Богопочтение есть такое благочестивое расположение духа и сердца в Христианине, по которому он будучи весь проникнут чувством Божества и познавая Бога, как высочайшую святость и совершенство, стремясь к Нему как к Высочайшему благу и блаженству, Единого Бога имеет первым началом; побуждением и последним концом всех своих мыслей, чувствований и желаний сердца. –

Свойства внутреннего Богопочтения

Из понятия о внутреннем Богопочтении открывается во 1х свойства 2х виды оного. Поскольку основание, предмет и цель внутреннего Богопочтения, есть Бог, как Высочайшая Истина, Святость и Блаженство; то внутреннее Богопочтение должно быть в свойствах своих разумное, чистейшее, высочайшее. –

Бог есть существенная истина (Пс. 33:6), коего все дела: и все заповеди и закон и все пути суть истины; есть высочайшая премудрость, коего все сокровища премудрости и разума суть сокровенны (Кол. 2:3) и от коего исходит всякий разум и смысл (Ис. 10:16) (Притч. 8:12), есть чистейший свет, в котором нет ни малейшей тени (1Ин. 1:5). По сему Богопочтение Христианина должно быть разумным в основании (Рим. 12:2), в образе совершения (Рим. 12:1, 4) (1Сол. 5:20), – и в цели (Флп. 4:9), так чтобы Христианин кланяясь Богу в духе и истине (Ин. 4:24), ведал Богоугодное воле Божией (Еф. 5:18), приходя во свете истинного благоразумия, мог с совершенною уверенностью сказать, что он знает Бога, которому покланяется и в которого верует (2Тим. 1:12).

Соответственно чистому и правому разумению о Боге, и в самом сердце Христианина должен быть одушевлен чистыми и святыми расположениями к Богу, и во всей жизни и действиях Христианина должны так согласовать понятия ума с расположениями сердца, что бы каждая мысль, каждое представление о Боге переходило из основания ума в основание сердца и в нем осуществлялись живыми и деятельными чувствами и расположениями. Ум его должен быть святилищем света Божеств. воля жертвенником, где непрестанно должен гореть пламень чистой любви к Богу и производить чистые и святые стремления к Богу. Сие–то и значит служить Богу духом и истиною или ходить по истине (1Ин. 2:5) (Ин. 4:24). Бог есть первое начало и последний конец всего существующего; от Него как источника всякого блага все получило свое бытие и все блага; Им всё живет, движется и существует; для Него всё должно жить, существовать и Ему непрестанно совершать Богослужение. По сему почтение к Богу должно быть высочайшее, беспредельное как виновнику всего, – всегда должно быть посвящаемо, или лучше, непрестанно и навсегда должно быть посвящено всё существо, все мысли, все желания наши, к Нему единому должно относиться всё как действие к своей причине, как средство к цели.

Виды внутреннего Богопочтения

Из свойств внутреннего Богопочтения открываются главные виды оного. Богу как Высочайшей Истине, совершенству и благу, Христианин должен служить всею покорностью ума, всею расположенностью сердца, всею преданностью воли.

Покорность ума Божественного истине есть вера, расположенность или прилепление сердца к совершенствам Божиим есть любовь; преданность воли в волю Божию по отношению к несомненному получению всех благ есть надежда. По сему вера, любовь и надежда, по преимуществу, называемые богословскими добродетелями составляют главные виды внутреннего Богопочтения. Вера как высшее начало познания о Боге и об отношениях к Богу составляет основание Богопочтения. Любовь как деятельное раскрытие веры составляет самую жизнь, силу и действенность Богопочтения. Надежда как совершеннейшая преданность Богу, заключает полнейшее раскрытие внутреннего Богопочтения, и в совокупности Вера, любовь и надежда, как совершеннейшая деятельность и господствующее направление всех духа к Богу, где первым началом, побуждением и концом есть Един Бог, составляет внутреннюю жизнь в Боге и объемлют во всей полноте внутреннее Богопочтение: Ны́не же пребыва́ют вѣ́ра, наде́жда, любы́, три́ сия́: бо́лши же си́х любы́ (1Кор. 13:13).

Лист 95. Страницы 188–189 в рукописи. – без текста

Лист 96. Страницы 190–191 в рукописи. – без текста


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle