Источник

Глава третья. О духовном бессилии человека, благодатию невозрожденного

Недостаток собственных духовных сил в человеке для исправления нравственного повреждения его называется духовным бессилием или немощию. Следствием духовной немощи то, что человек по причине внутреннего растления, небудучи способен сам по себе к истинному добру (Ин.15:5), (2Кор.3:5), и не имея сил исполнять закон Божий (Деян.15:20), (Рим.8:7), неможет оправдаться пред Богом и угодить Богу и следовательно по естеству есть чадо гнева и осуждения: от дѣ́л зако́на не оправди́тся вся́ка пло́ть пред Бо́гом; зако́ном бо позна́ние греха́ (Рим.3:20). Ели́цы бо от дѣ́л зако́на су́ть, под кля́твою су́ть: пи́сано бо е́сть, про́клят вся́к, и́же не пребу́дет во всѣ́х пи́санных в кни́зе зако́нней, я́ко твори́ти я́ (Гал.3:10).

К понятию духовного бессилия ведут нас I. разум, II. Священное Писание и III. самый опыт.

Познание духовного бессилия из разума

I. Если человек внимательно и беспристрастно будет рассматривать самого себя, то неможет непризнаться, что он: 1. делал зло, 2. неделал добра или произвольно опускал добро, 3. делал зло и остается во зле.

Но опять вошедши в самого себя и со всем беспристрастием рассмотревши свое состояние, должен будет признаться, что он собственными своими силами неможет 1. ни уничтожить соделанного зла, 2. ни вознаградить опущенного добра, 3. ни исправить обладающего им внутреннего зла и растления.

1. Уничтожить сделанное зло для человека вовсе невозможно потому, что всякое дело только дотоле находится во власти человека, пока оно несовершено; ибо тогда от него зависит совершить или несовершить оное.

Но как скоро зло сделано: то оно уже вышло из пределов власти соделавшего и существует независимо от него – как само в себе, так и в тех гибельных следствиях, которые в нем как семена заключаются: ни того, ни сих человек уничтожить неможет. Так вкусить или невкусить от запрещенного плода состояло в воле прародителей. Но когда, послушавшись искусителя, они вкусили от запретного плода, и вместе со вкушением нарушили заповедь Божию, сделались наги и с сею наготою обнажились первобытной невинности в самом своем естестве, открывшиеся для них предметы стыда и угрызения совести: то как возвращение потерянного, невинного состояния, так и уничтожение последовавшего гибельного состояния, а равно и удержание дальнейших следствий оного сделались для них невозможными. Искуситель исчез: мечты обольщения развеялись: открылась видимо ужасная нагота, и с нею вместе отвне стыд, извнутри смятение воплей совести сделались неизбежною долею падших прародителей. Они хотели бы сокрыться от правосудия Божия, но не могут, и потерявши райскую невинность в сердце, как преступники праведно изгоняются из рая на проклятую землю, где по естественному следствию непременною у́частию их долженствовали соделаться труды, болезни и бедствия.

2. Возвратить опущенное добро столько же невозможно для человека, как и уничтожить соделанное зло. Если человек по склонности ко злу, делал зло, попуская добро, которое должен делать, будет успокаивать себя тою мыслью, что вознаградит оное в другое время, – другими добрыми делами, то это успокоение ложно.

Ибо все время нашей жизни так расположено, что для каждой минуты назначено свое дело; и потому вознаграждая упущение прошедшего времени, мы неможем неопускать дел настоящего времени. Ленивый раб, при востребовании отчета, думал извиниться, или даже оправдаться тем, что он, полученный им от Господина талант сберег в целости и возвращает ему его собственность без всякого ущерба, – скры́х тала́нт тво́й в земли́: и се́, и́маши твое́ (Мф. 25:25). Но в опровержение ложного оправдания сказано было: тебе надлежало отдать добро мое торжником, и я получил бы свое с прибылью (Мф. 25:27). Ибо жатие несеянного, что раб Господину усвоял, а Господин тоже о себе утверждал, собирание нерасточенного, означает всевозможное употребление всех сил и способностей наших на возможное для нас добро без всякого опущения. Посему если в предшествующей жизни такового употребления сил и способностей наших на все возможное добро нами не сделано: то это в течении нравственной деятельности нашей составляет невозвратную потерю, – составляет в книге жизни такой пропуск, такую пустоту, которую мы никакою, ниже самою напряженнейшею деятельностью последующей жизни восполнить не можем; мы можем только продолжить течение жизни нашей вперед, а возвращаться назад не можем (Ин. 3:4). Следовательно, опущенное в прошедшей жизни добро для человека невозвратимо, и его, как неключимого раба должно постигнуть неизбежное наказание (Мф. 25:30).

3. Но человек не только не может исправить учиненного зла и вознаградить опущенное добро, но не может остановить поток настоящего зла и исправить обладающего им растления. Дабы остановить в себе поток настоящего зла и растления, надлежит человеку совершенно исправить свое нравственное повреждение. Но человек без помощи Божией a.) ни сам по себе собственными усилиями, b.) ни помощью других не может исправить нравственного своего повреждения: a.) не может человек собственными усилиями исправить нравственного своего повреждения, не исторгнув самого корня оного... Но где бы мы ни стали искать сего корня, в немощи ли природы, или в злоупотреблении свободы, в том и другом случае зло приводится к одному началу, по которому оно, будучи плодом естественного растления, никоим образом, со стороны человека собственными силами его исправлено быть неможет. Если зло скрывается в природе и человек, как в низших, так и в высших силах рождается одинаково немощным,– т. е. слабым к добру и преклонным ко злу, то он должен исправлять в себе немощь и растление немощными и растленными силами. Долженствуя же исправлять немощь и повреждение целой природы силами свободы поврежденной от природы, он должен наперед раскрыть и образовать в себе высшие силы для управления низшими силами.

Но, доколе будет образовать в себе высшие силы, зло в низших силах должно возрастать и увеличиваться, между тем высшие силы, сами будут проникнуты злом, при всем возможном образовании и усовершении их не могут не оставаться преклоненными ко злу и следовательно в известной только мере и степени могут быть исправлены от зла. Естли же зло скрывается в свободе и природа, сама по себе ни добрая ни злая, развращается от злоупотребления свободы: то сие злоупотребление свободы должно быть или случайное и частное, или всеобщее и необходимое. Если злоупотребление свободы случайно и зависит или от недостатка воспитания, или от вредного влияния примеров, предразсудков и обычаев: то почему в цело человеческом роде не находим ни одного человека, который бы непричастен был никакому повреждению. Если же злоупотребление свободы есть всеобщее и неизбежно между человеками: то оно необходимо зависит от свойства самой свободы – слабой и поврежденной от природы. В чем непререкаемо удостоверяет опыт, по которому вековыми наблюдениями над человеческою природою дознано, что зло в человеке до раскрытия свободы, еще в самом младенчестве обнаруживается в многоразличных видах, как то: в гневе, досаде, негодовании и подобных действиях, показывающих внутреннее растление природы. Когда же несомненно, что природа повреждена в своем основании то послед. свободы, как поврежденной силы природы, человек сам собою ни коим образом не может исправить повреждение всей своей природы.

Замеч. Но не предназначено ли человеку силою естественного добра побеждать в себе прирожденное зло, или исправлять худшее лучшим? но кроме того, что нельзя врачевать больное больным, допустить в человеке естественную силу и действие добра, необходимо нужно рассмотреть, в равной ли мере находится в человеке добро со злом, или мера добра превосходит меру зла? Если в человеке меньше добра: то меньшая естественная сила не может преодолеть большей. Если в одинаковой мере добро со злом: то при равной силе сопротивления они будут одно другое останавливать и ослаблять, но решительно одно другое преодолеть не возмогут. Если же в человеке больше добра, нежели зла: то по моему меньшая сила зла есть сила той же природы, она другою превосходнейшею силою естественною, ложь может быть на время преодолена и ослаблена, но никогда не может быть искоренена и исторгнута. Истребить зло, зачинающееся вместе с зачатием, рождающееся вместе с рождением, возрастающее вместе с возрастом, есть то же, что даровать себе новое бытие. Но как Един Бог, силою своего всемогущества мог произвести в совершенстве природу из ничтожества, так Он же Един может и привести ее в первое совершенство из растления (Иез. 11:19).

b.) Помощь других в исправлении человека не более может быть успешною: ибо самое усердное... и ду́х но́в да́ет на́м (Иез. 11:19) и пр. по Ави. 2 стр. 29.

Познание духовного бессилия из Слова Божия

Сии свидетельства разума о духовном бессилии человека естественного, во всех помянутых отношениях, подтверждаются и еще более объясняются свидетельствами Слова Божия и проч. по Кочетову стр. 37 (изд. 2–е, 1825, стр. 30–37).

Познание духовного бессилия из опыта

Ясные свидетельства и разума и Св. Писания о духовном бессилии естественного человека в исправлении нравственного повреждения опровергает, по видимому, опыт, примерами самоисправления, по которому некоторые на пути естественной нравственности посредством непрерывных усилий достигали, по видимому, до такого степени нравственного совершенства, что показывали в себе опыт самоотвержения и владычества над страстями.3

Не смотря, однако ж, на мнимые примеры самоисправления, какие бы ни были употребляемы естественным человеком усилия в исправлении себя, он никак не может изгладить и истребить не только учиненного и в отдаленных следствиях существующего зла (Лк.19:8), но и зла ближайшего, в нем самом, – как в своей причине существующего и действующего.

Истинное исправление без истинного самопознания как врачевание без точного познания внутренней болезни невозможно. Но истинное самопознание (так же как и истинное покаяние (Мф. 3:2; 4:17), (Мк. 1:15), (Деян. 2:36; 3:19)) должно заключать в себе а.) ясное и живое познание о естественном растлении или прирожденном зле (Пс. 2:5). б.) Сердечное болезнование о действии сего растления и зла (2Кор. 7:10), (Ин. 4:9). в.) Ненависть и отвращение от зла (Пс. 118:104, 128, 163), (1Ездр. 9:6) и г.) наконец твердую решимость уклоняться от всякого зла (Пс. 118:106), (Иоил. 2:12). Но естественный человек не может иметь истинного самопознания, т. е. не может иметь ни истинного познания и болезнования о зле, ни надлежащей заботы и попечения об исправлении зла: посему он не может иметь и действительного успеха в исправлении естественного растления и зла. Весь плод усилий естественного человека о исправлении своем может простираться не далее, как до исправления открытых страстей и улучшения внешней жизни; и самые напряженнейшие подвиги, самые цельнейшие добродетели его, вообще имея источником своим самолюбие, суть или односторонние, или поверхностны и слабы, а посему будучи ничто иное, как тонкие – прикрашенные пороки, при наружной благовидности, не заключают в себе внутреннего действия и силы (2Тим. 3:5).

Посему если есть такие, которые думают, что они собственными своими усилиями исправили в себе естественное повреждение: это суть или те, которые не имея истинного покаяния о духовной жизни, по причине некоторых добрых дел считаю себя праведными, (Лк. 18:9), (Откр. 3:17), или те, которые обладая великими естественными силами и дарами обольщаются мнимыми своими совершенствами, как истинными (Дан. 5:27), или те, которые недавно вступили на путь благодатной жизни и благодатными средствами получивши некоторый плод, – сей плод благодатной силы и действия почитают произведением собственных сил (1Кор. 4:7); напротив те, которые опытны в духовной жизни, ничего не находят в своей природе, кроме немощи (2Кор. 12:5), и пр. по Ави. стр. 36, 37, 38 (изд. 2–е, 1825, стр. 35, 36, 37).

* * *

2

Священник Иоаким Кочетов, Царскосельского Лицея Законоучитель. «Черты деятельного учения веры». Издание второе, исправленное и пополненное. Санкт-Петербург, печатано в Типографии Карла Крайя. 1825. (1-е Изд. 1823.)

3

Что, по-видимому, подтверждает писание, когда показывает, что истинное обращение, или истинное покаяние очищает грехи (Ис.1:16), (Иез.18:21, 27, 31), (Лк.3:4–6), а особенно общее мнение или утверждение общего смысла, что усильный труд все преодолевает: «Нет ничего столь трудного и тяжкого, чего бы нельзя было силами Духа преодолеть, а посредством размышления сделать приятным». Нет столь грубых и закоренелых склонностей, которых бы нельзя было смягчить и обуздать. На что мы решились, то уже в наших руках; можно представить тысячу случаев, в которых усилие превозмогает всякие препятствия, и которыми можно доказать, что нет ничего для нас трудного, когда сами по доброй воле решаем на труды. Нечего нам защищать или извинять свое легкомыслие, что и то невозможно, и это нельзя преодолеть. Нет! болезни наши не таковы, чтобы их нельзя было уврачевать. Если мы захотим исправиться: то сама природа, произведшая нас для добра, будет содействовать нам. Пусть говорят, как хотят; но путь к добродетели нетруден и нетяжел; к добродетели лежит ровной стезей. Не мечту говорю я вам. Путь к блаженству легок, только при помощи Божией, начните!... и пр. Сенека, «О гневе», книга II, гл. 12, [параграф 13: «Многие утверждали, что путь к добродетели крут и тернист; ничего подобного: можно дойти по ровной дороге"].


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle