О почитании Святых Икон и о поклонении оным
Между главнейшими принадлежностями храмов сеть святые изображения или иконы, представляющие нам Христа Спасителя, Святых, как в ветхом, так и в новом завете угодивших Богу, их Богоугодные действия, праздничные чудесные события в благодатном царстве во славу Божию совершившиеся.
Служа по священному обычаю благолепным украшением храмов, святые иконы с одной стороны служат средством, располагающим к благоговению, с другой самым предметом благоговения. Чтобы утвердить святость иконопочтения противу опровергающих святые иконы, нужно сказать: во 1х, что святые иконы не воспрещаются второю заповедию; во 2х, показать различие иконопочитания от идолопоклонства, или икон от идолов; в 3х, представить основание к употреблению и пользу употребления икон; в 4х, основание к почтению и поклонению Св. иконам.
Святые Иконы не воспрещаются второю заповедию
А. Не сотвори́ себѣ́ кумíра и вся́кого подо́бия, ели́ка на небеси́ горѣ́ и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка в вода́х под земле́ю: да не поклони́шися и́м, ни послу́жиши и́м (Исх.20:4–5). Сею заповедию вообще, и положительно воспрещаются всякого рода изображения существ видимых на небеси, или на земли, или в водах, как по особенному влиянию или случайному действию на нас возбуждают наше удивление или уважение к ним. Не сказал Бог – не изображай Меня ни под каким видом или образом вещей земных, дабы под оными кланяться мне, но сказал: не делай себе изображений ни земных, ни небесных вещей, и не кланяйся им. Таким образом, первою заповедию воспретивши почитать Богов чужих второю заповедию отымал у Евреев всякой повод к идолопоклонству, во всех постыдных видах Господствовавшему у язычников. Причина, почему воспрещено было Евреям делать изображения Бога и вещей Божественных, есть та, что народ чувственный при ограниченности духовного разумения еще не способен был мыслию от образа восходить к первообразу всех вещей, но более или менее к образу привязывал и присутствие самого Божества, – отселе смешивая тварь с Творцем, веществу или твари приносил поклонение, как Богу. Следовательно, образы, достойные Бога тем, кои способны и могут пользоваться к назиданию своему, не воспрещены. Иначе если бы решительно были воспрещены всякие изображения, то было бы противоречие между Божественным повелением и Божественными действиями, поскольку сам Бог устроив Скинию в которой и которой покланялись, поставил над очистилищем херувимов, служивших изображением существ ближайших к Богу (Мф. 18:10) и вообще учредил образное служение. Итак, второю заповедию воспрещаются идолы и идолопоклонения, а не изображение Бога и Святых Божиих, или не иконопочитание.
Различие иконы от идола
Б. Чтобы отличить иконопочитание от идолопоклонства надлежит определить, что есть идолы, и что есть иконы. Идол есть изображение действительного или вымышленного существа, истинной или вымышленной вещи, которому воздается Божеское поклонение или благоговейное чествование, не сродное с их естеством и свойствами. Напротив, Икона есть священное и достопочтимое изображение Бога, или Ангелов и Святых Божиих, служащее для приближения к нам присутствия Божия, и всегдашнего памятования о Божиих к нам благодеяниях, или подвигах Святых Божиих. Что идол есть точное изображение истинного или вымышленного существа, которому воздается Божеское поклонение, или почтение, не совместное с природою и его свойствами, сие видно из различных описаний, какие делает Священное Писание идолам. Так в (Втор. 4:19): да не когда́ воззрѣ́в на не́бо и ви́дев со́лнце и луну́ и звѣ́зды, и всю́ красоту́ небе́сную, прельсти́вся поклони́шися и́м и послу́жиши и́м, я́же раздели́ Госпо́дь Бо́г тво́й всѣ́м язы́ком, и́же под небесе́м. И в (Пс. 134:15–17): И́доли язы́к сребро́ и зла́то, дела́ ру́к человѣ́ческих: уста́ и́мут, и не возглаго́лют: о́чи и́мут, и не у́зрят: у́ши и́мут, и не услы́шат: ниже́ бо е́сть ду́х во устѣ́х и́х.
Замечание. Тоже видно из духовного идолопоклонства, когда например вещам несвященным, суетным, а нередко постыдным, воздается непомерное уважение и любовь: тогда сие называется идолопоклонством, следовательно, идол называется не по веществу, и не по изображению, но по употреблению и по цели употребления. Посему как истинные истории мы принимаем с упованием, верим им, пользуемся ими, представляем оные в пример и наставления, а ложную называем вымыслом, мечтою, тоже и должно сказать о изображениях: те, которые изображены во славу имени Божия, говорит Симеон Фессалонитский, священны и досточтимы, а кои носят на себе изображения бесов, те Богопротивны и позорны; тоже говорит, должно сказать о жертвах. Святитель Симеон Солунский (Фессалонитский) «Диалог против Ересей и о Единственно–Истинной Нашей Христианской Вере», стр. 26, стр. 22.
Основание к употреблению Святых Икон и польза употребления оных
В. Твердым основанием, по которому мы на иконах изображаем Бога и Святых Божиих, служит для нас Священное Писание. Хотя справедливо, что Бог сам в себе или в отрешенном существе его бестелесен, невидим, неописан, не имеет ни образа ни подобия: кому́ уподо́бисте Го́спода, и ко́ему подо́бию уподо́бисте его́? (Ис. 40:18). Также: Ро́д су́ще Бо́жий, не до́лжни есмы́ непщева́ти подо́бно бы́ти Божество́ зла́ту, или́ сребру́, или́ ка́меню худо́жне начерта́ну, и смышле́нию человѣ́чу (Деян. 17:29); но справедливо также и то, что тот же неописанный Бог явился Аврааму в образе человека (Быт. 18:1–2, 22), Иакову в видении мужа утверждающегося в лествице (Быт. 28:12–13), Моисею в купине и на горе (Исх. 3:2, 4; 24:16–18; 33:13, 21–23), Исаии на престо́ле высо́це и превознесе́нне (Ис. 6:1), Иезекиилю посредѣ́ живо́тных (Иез. 1:5, 11), Даниилу в облаках в образе ве́тхого де́нми (Дан. 7:13). Особенным же образом он явился в вочеловечении, в котором Бог для всевозможного приближения к человекам, жил на земли, сам низвел себя в образ смертного человека, и соделавшись существенно человеком, обращался с человеками, чудодействовал, пострадал, был распят, воскрес, вознесся на небо, и таким образом в Божественной жизни своей толикое же число оставил нам священных образов, сколько совершил Божественных дел; столько священных предметов для благоговения, сколько в высокой тайне искупления находит для себя досточтимого и Божественного. Икона же святых суть изображения Другов Христовых, членов тела Его, спрославленных с Ним в царстве славы (или суть олицетворенные изображения добродетелей). Посему, где образ Пресвятыя Богородицы, Господоначальные Троицы, где образ Иисуса Христа Спасителя, там должны быть образы спасенных и прославленных Христом. «Идеже бо Царево пришествие, тамо и чин приходит» (богоявленские песнопения). Таким образом Святые иконы, яко лице представления Бога и Святых Божиих с одной стороны служат для нас напоминанием о различных благодеяниях Божиих, или о подвигах Святых, и суть тоже, что священные книги и письмена46, изображающие нам различные дела Божии и добродетели для возбуждения нас к добродетели, с другой служат предметом нашего благоговения.
Г. На каком же основании изображения, представляемые на веществе – на камне или древе, златые или серебряные – толикой сподобляются чести, что возжигаются пред ними светильники, курится фимиам, совершается служение, или поклонение? Все сие делается на том основании, что честь, как говорит святой Василий Великий, воздаваемая образу, восходит к первообразу; в святых иконах чтится не мертвое изображение, а тем паче не вещество, но лице изображенное, которое, поскольку живое и действенное, и есть тоже самое в образе, что и в первообразе, отселе образу воздается одинаковое поклонение с первообразом. Так взирали и учат взирать на иконы Св. Отцы Церкви, так объясняли благоговение и защищали поклонение им в соборных определениях против иконоборцев.
И дабы видеть око их утверждений о силе важности и пользе употребления св. икон: то приведем здесь несколько отдельных мыслей о сем отцов.
„Первообраз, говорит седьмой Вселенский собор есть начало и образец того вида и подобия, которое с него взято и отпечатлено. Образ есть подобие первообраза в различном существе или веществе отпечатлевающее в себе сходство оного, или есть искусственное подражание и отображение первообраза»...
Сходство подражательного образа состоит в лице /естественного в существе.../, потому как одно лице иконы христовой, и самого Христа, так приличествует им одинаковое поклонение. Подражательный образ не имеет собственного лица, а носит на себе лице первообраза...
Во всяком искусственном изображении какого либо существа изображается не естество, но лице и потому образ его тождествен с первообразом не естеством, но лицем, т. е. лице представлением.
Когда кланяемся иконе Христовой, то кланяемся Христу, которого она представляет подобие. Так, например: в зеркале изображается лице того, кто смотрится в оное, и однакож лице отдельно от вещества. И ежели, кто захотел облобызать представляющееся в зеркале свое изображение, то не иначе, как приложившись к веществу, он приложится и к изображению; а если удалится от зеркала, то вместе с ним удалится и самое лице, потому что оно отдельно от вещества зеркала. Подобным образом и тот, кто лобызает икону Спасителя, Богоматери или какого либо Святого, хотя прикладывается к веществу, однакож лобызает образ, а не вещество, и ежели изображение, пред которым кланяемся, сгладится, то веществу без изображения мы уже не кланяемся.
Начертай пальцем изображение царя, потом напечатлей оное на воске, на столе, на грязи. На всех печать будет совершенно одна, хотя вещество различно, потому что печать с веществом ничего не имеет общего, но, будучи художеством отдельно от вещества, оно остается на перстне. Так и образ Христа на каком бы веществе ни был напечатлен, не смешивается с веществом, но существует в Ипостаси Христовой.
Как нельзя отделить тень от тела, при котором оно непрестанно находится, хотя бы мы не видели ее: так и образ Христа невозможно отделить от Христа. И как тень при солнечных лучах касается вещества: так и образ Христов при изображении его на веществе.
Мы кланяемся иконам не как Богам, не полагаем в них надежды на спасение, и не воздаем мы им Божеской чести, как поступали язычники, но чрез поклонение им выражаем наше усердие с душевную любовью к их первообразам. Отселе, когда изгладится с иконы изображение, мы сжигаем ее, как обыкновенное дерево.
Мы для того поставляем Святые Иконы на высоких местах, дабы взирая на них, чрез них взирать на их первообраз. Итак, они приводят нам на память их первообразы и питают любовь нашу к ним.
Почему же христиане – Духовный Израиль, позволяют себе множество образов, тогда как употребление оных воспрещено было плотскому Израилю, но и кто усомнится, что то не ест высокое духовное преимущество, чтобы быть непрестанно окружену образами небесных, духовных, святых вещей, но сообразно сему и ходить по духу и мыслить о небесном, и быть святыми во всем житии? Вот высокая святая цель употребления святых икон! И при озарении душ истинным (Светом) Богопознанием, сия спасительная цель, кроме других и оными святыми средствами весьма способствует к достижению: ныне ведом Единый Троичный Бог во Христе, всех умы и сердца напоены Христом, и обращены ко Христу, все прочее служит токмо путем, средством и руководством ко Христу. Следовательно: ныне нет места идолопоклонству притом можно ли было в ветхом завете без гнусного идолопоклонства покланяться образу человеческому, когда он еще не был обожен и прославлен вочеловечившимся Христом? Почему говорит Святой Дамаскин, мы кланяемся и друг другу, как не потому, что сотворены по образу Божию?
* * *
поскольку говорит Св. Дамаскин, не все умеют и не все имеют досуг читать книги, отселе отцы положили изображать на иконах сии Божественные события, как некоторые Героические действия в сокращенном виде. И без сомнения часто бывает, что в то время как мы и не думаем о страданиях Господа, посмотревши на Икону распятия Христова, и приведши себе на память спасительное Его, падше поклоняемся Иконе, поклоняемся не веществу, но изображенному, так же как и на Евангелии и на кресте кланяемся не веществу, но изображению. Тоже надлежит сказать и о Богородице. Ибо воздаваемая ей честь восходит к воплотившемуся. Подобным образом изображает подвиги Святых для того, дабы они возбуждали нас к мужеству, к соревнованию и подражанию их добродетелям, их славе Божией: ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая добрым рабам, служит доказательством благоговения к общему владыке, и честь воздаваемая образу восходит к первообразу /О православной вере: Преподобный Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры» Книга IV, глава X «О вере» или глава XVI «О иконах». в книге «Полное собрание Творений Св. Иоанна Дамаскина» Том I. С.-Петербург. Издание Императорской С.-Петербургской Духовной Академии. 1913 г./