Н.И. Полетаев

Источник

Глава VI. Митрополит Евгений, как историк русской церкви

«Нельзя вполне критиковать сочинения, нe сравнивая его со многими той же материи и рода... Предшественнику всегда бывает труднее последователей»718.

«У нас в последнее, начавшееся, впрочем, уже с 40-х г.г., время забывают почву исторической перспективы..., удят из прошлого какую-либо личность, отделяют ее от времени, точно отдирают старый портрет от холста, от освещения, колорита, аксессуаров обстановки и неумолимо судят ее современным судом и казнят, забывая, что она носит девизы и цвета своего века, его духа, воспитания, нравов и прочих условий. Это все равно, что судить, зачем лицо из прошлого века носило не фрак, а камзол с кружевными манжетами, и, пожалуй, еще зачем не ездило по железным дорогам?»719.

Эти прекрасные слова ветерана нашей родной литературы и афоризм самого приснопамятного м. Евгения невольно пришли нам на память, когда, намереваясь сделать общую характеристику покойного киевского архипастыря, мы прочли отзыв о нем архиеп. Филарета Гумиловского. Перечислит, в своем «Обзоре» литературные труды нашего автора, последний пишет: «При взгляде на такое множество сочинений, преимущественно историческим, очевидно, что м. Евгений одарен был обширною памятью и владел богатым запасом сведений. Богатство сведений его, переданных печати, много принесло пользы любителям отечественной истории. Это заслуга его. Но при разборе каждого из сочинений преосвященного, – не в унижение его говорим, a показывая характер его – видим, что у него не было систематического взгляда на явления истории. Вы видите кучи исторических явлений, но не соединенных общею мыслию и не оживленным чувством. У него нет охоты даже к тому, чтобы попадающиеся ему на глаза явления разделить на классы их; он передает вам их, как попались они ему случайно. Факты собираются у него без различия важного от пустого и без внимания к тому, что в ряду их не достает, там и здесь событий, служивших переходом от одного события к другому: причин и следствий события не увидите у него, разве там, где они попались ему на глаза». Далее следует известный уже нам отзыв о «Словарях» м. Евгения (стр. 418–421 п. соч.), заканчивающийся словами: «Таким образом, в м. Евгений сколько изумляет собою обширность сведений его, столько же поражает бездействие размышляющей силы, часто и резко выказывающееся»720. – Приведенный отзыв Филарета о нашем преосв. историке несколько сродни приходится отзыву М. П. Погодина, высказанному им в 1842 г., – но высказанному гораздо сдержаннее, не так жестко, ближе к истине и с большим уважением к заслугам и личности м. Евгения. Вот этот отзыв. «Рассматривал материалы, собранные преосв. Евгением во время управления его Вологодского епархиею, для здешней истории неровной и гражданской, статистики его времени. Вот был человек, который не мог пробыть нигде ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории. Новгород, Псков, Вологду, Киев. (Воронеж?) – он наградил плодами своей неутомимой деятельности. Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали. С собою не брал он ни откуда ничего. Где что собрал, там то и оставил, приведя в порядок, переметив, означив, откуда что и как взято. Это был русский Миллер. Замечу еще особенность в его уме и характере: необыкновенная положительность, без примеси малейшей идеальности. Это был какой-то статистик истории. Он, кажется, даже не жалел, если где чего ему не доставало в истории; для него было это как-будто все равно. Что есть – хорошо, а чего нет, нечего о том и думать. Никаких рассуждений, заключений»721. Таким образом, и архиеп. Филарета, и Погодин хотят видеть в м. Евгение только историка-фактопоклонника, протоколиста, не всегда, при том, точного (ему-де ничего не стоило опустить несколько фактов!), и прскрасного архивариуса; оба одинаково отказывают ему в исторической критике, а его сочинения считают каким-то беспорядочным складом, фактического материала, не очищенного и не освещенного этою критикою, оба же (особенно преосв. Филарет) вовсе замалчивают современные Евгению обстоятельства и в частности тогдашнее состояние науки русской истории, так много объясняющее и извиняющее в трудах нашего высоко-преосв. автора. Нельзя сказать, чтобы этот давний и более других распространенный взгляд был совсем неверен, – он должен быть назван только односторонним. Рассчитывая несколько пополнить и поправить его, мы попытаемся наперед определить, хотя приблизительно, взгляд самого Евгения на предмет истории и на задачи историка.

"Сущность истории, говаривал преосвященный, состоит в том, чтобы представить бытие и деяния сколько можно так, как они были и в таком порядке, как были»722. 24 сент. 1824 г. он писал Кеппену по поводу задуманного им «Сравнительного месяцеслова»: «поскольку свод сей будет только исторический, то и не может быть ни с какой стороны осужден»723. Еще ранее того, в письме к Анастасевичу от 18 янв. 1818 г., преосвященный высказывался: «найденный мною (при объезде Псковской епархии) монастырские грамоты не далее XV в. и те пустые, только вотчинные, разве только названы годятся в историческую номенклатуру». Таким образом, по взгляду нашего автора история должна быть повествованием, собранием (в хронологическом) порядке фактов, годов и имен, без субъективного отношения к этому собранию. А так как «архивские подлинники время от времени погибают, (то) не нужно упускать всего, что спасти можно»724, т. е. в собрание, повествование могут быть помещаемы и факты мелочные; если же их не придется опубликовать, в таком случае на обязанности историка лежит предохранить от уничтожения тот документ, где факты эти записаны. Без сомнения, не почему-нибудь другому, а именно, по ревности к целости исторических документов, Евгений и проектировал для академических ученых обществ обязательное «собирание записок и памятников, к объяснению российской церковной истории служащих» (с. 30 н. соч.). Собранные материалы, когда наставала пора оперировать ими для составления истории, исследователь, по Евгению, не должен был сваливать в какую-либо хаотическую кучу. «История, писал он по поводу известного труда м. Платона, должна быть в системе, в разделении на периоды, эпохи и в подборе единообразных материй по статьям или главам» (стр. 437–38 н. соч.). О критическом отношении к источникам, о принципах исторической критики он, как видит читатель, нигде ни слова, хотя и не отрицал необходимости этого отношения, а порою даже импонировал им (стр. 510 и. соч.).

Обращаясь к самым историческим работам покойного киевского митрополита, мы находим, что он прежде всего и главным образом был из числа тех историков, которые приготовляют материалы, группируют их и суммируют, заботясь о возможной полноте, боясь опустить известие какого-нибудь источника, хотя бы оно и противоречило рядом с ним стоящему, взятому из другого источника, известию, и редко пытаются освещать эти материалы одною общею идеею. Все труды высокопреосв. Евгения носят преимущественно характер или летописный, повествовательный, или каталого-иерархический, при чем биографии иерархов и писателей у него зачастую не идут далее (формулярных списков, то длинных, то коротких, – списков, за которыми вовсе или почти вовсе не видно важной для историка внутренней стороны человека, его духовной физиономии, точно также, как за массою фактов, цифр и годов, сообщаемых Евгением, нельзя заметить их основной пружины. Но местам и, пожалуй, довольно часто, встречаются у нашего автора ясные следы отсутствия строгой исторической критики источников и происходящие отсюда неверности, неопределенности и неточности (большею частию хронологические); особенно неустойчивым критиком является он в отношении к Иоакимовской летописи и ей подобным источникам сомнительного научного достоинства; даже отношения Евгения к самой Несторовой или первоначальной летописи нам кажутся не совсем точно определенными: он, с одной стороны, как-будто верит ей, а, с другой, как-будто и не верить, – потому и ставить рядом с ее свидетельством разноречащие с нею свидетельства других летописей, между прочим, и Иоакимовской; он, далее, готов в одно и тоже время верить и Синопсису, и Палинодии Захарии Копыстенского, и Патерикону С. Коссова и иерархическим каталогам. Оттого в его трудах местами и поражает читателя неприятная кучеобразность.

Но вот в чем вопрос: можно ли серьезно говорить об исторической критике, об освещении и объяснении сырых материалов, когда у нас идет речь об ученом труженике начала текущего столетия? Можно ли обвинять последнего за (относительный) недостаток этих критики и освещения в его трудах? По нашему крайнему разумению, нет. В ту, отдаленную от нас эпоху высшего подъема национального духа и самочувствия и зарождения народнического направления в науке и литературе, в противовес барскому космополитизму, обскурантизму Фамусовых и Скалозубых и слепой галломании, обуявшей столичные салоны и глухие помещичьи усадьбы, когда не один только Онегин, по выражению гениального Евгениевского современника,

... «Рыться не имел охоты

«В хронологической пыли,

«Бытописания земли»,

начинает расти и крепнуть святая любовь к отечеству и родной старине и лучшие люди России, порознь и вместе (знаменитый Румянцевский кружок с 1811 г.)725, с девизом на раскинутом ими знамени:

«Любить отечество велит природа, Бог,

«А знать его – вот честь, достоинство и долг»726

посвящают большую часть своих могучих сил, своего труда и времени энергичному изучению ее (России) истории, кладут основы русской археологии, этнографии, нумизматики, палеографии и т. п. Но так как никто не начинает строить здание сверху, то и эти приснопамятные любители отчизноведения первее всего должны были взяться и действительно взялись за постройку фундамента, в котором так нуждалась тогдашняя историческая наука и без которого было бы немыслимо дальнейшее ее движение. Фундамент же этот мог сложиться не из чего иного, как из сырых материалов, которых у нас в ту пору было известно чересчур мало, особенно материалов церковно-исторических. Вот почему на отыскивание, собирание и разборку их и было обращено главнейшее внимание тогдашних историков. Они устремляются в библиотеки и архивы, отечественные и иностранные727, общественные и частные, стряхивают там вековую пыль с разных рукописей, фолиантов и столбцев, регистрируют, каталогизируют и описывают эти последние, а часть публикуют или же утилизируют для составления какой-либо монографии; они как-будто боятся за целость сырых материалов, торопятся... «Архивские подлинники, повторим слова Евгения, сказанные им Анастасевичу по поводу выхода в свет одной из частей Истории российской иерархии, время от времени погибают и потому нужно не упускать всего, что спасти можно"728. Постоянно сознавая эту нужду, увлеченные и, так сказать, подавленные729 черновою работою, историки, не имели времени, да и возможности заняться всесторонним, серьезно-критическим обследованием час от часу прибывавших материалов; как ни много сравнительно найдено было последних, но все же их недостаточно еще было для того, чтобы составить при помощи их критическую историю и делать различные выводы и обобщения. Волей-неволей приходилось подождать с критикою (по крайней мере в некоторых случаях), избегать выводов, остерегаться, оглядываться и ограничиваться изложением одной лишь фактической стороны дела, когда кто-либо брался за популяризацию какого-либо вопроса. И во всяком случае лучше не спешить с выводами, выждать более благоприятное время, чем с непогрешимостью папы заявлять ученому миру о своем торопливом заключении или обобщении. Однако, мы далеки от мысли утверждать, чтобы в ту эпоху, о которой у нас речь, и в помине не было исторической критики, – нет, она была, но была лишь в зародышевой форме, не имела хорошо выработанных, научных приемов, не приобрела в науке прав гражданства, не была, так сказать, обязательною для всех и каждого: о существовании в ту пору исторической критики говорить, например, известные имена Шлецера, Карамзина и Каченовского: а ошибки, допущенный этими учеными в их исследованиях, говорит с другой стороны за невысокий еще уровень ее развития730. А если, действительно, во времена м. Евгения таково было состояние исторической науки и в частности исторической критики, таковы были ее задачи, то с какой же стати обвинять самого Евгения, отвечавшего запросам своей эпохи и не смогшего опередить ее? При том же нужно иметь в виду, что наш автор работал в области церковной истории, гораздо менее исследованной, чем область истории гражданской, где тогда работала, между прочим, талант Карамзина, и, если не ошибаемся, более стесненной цензурою и другими обстоятельствами (напр. личными самих историков), чем эта последняя. Наконец, нельзя забывать, что преосв. Евгений не прошел никакой исторической школы, кроме частной, так сказать, домашней школы Н. Н. Б.-Каменского, – этого историка-архивиста, собирателя по преимуществу. При всем том, мы не вправе отказывать м. Евгению в критицизм, порою очень серьезном и научном. Так, когда раздались удары скептической школы, во главе которой стояла, М. Т. Каченовский и которая «сожигала то, чему прежде поклонялись», высокопреосв. Евгений не только не поступился ни одним из своих прежних воззрений в угоду ей (вспомните ст. о Несторе в «Словаре духовных писателей»), но даже боролся с нею (и вместе с Карамзиным) по вопросу о подлинности церковных уставов в. к. Владимира и Ярослава мудрого, и боролся, к чести его заметить, так удачно, что на него и до сих пор ссылаются как историки вообще, так и историки русского права в частности. А затем? О чем свидетельствует та серьезная апология и те серьезные полемические заметки, которые нередкость встретить на страницах «Словаря духовных писателей», «Истории киевской иерархии», «Введения в историю монастырей грекороссийской церкви» и отчасти «Истории славено-русской церкви», как не о той же критической способности нашего ученого архипастыря, об его «размышляющей силе», об его «рассуждениях», отсутствие коих у него так сильно подчеркнуто преосв. Филаретом и М. П. Погодиным? Не о той ли же самой способности и силе, далее, красноречиво говорит данное м. Евгением основательное решение вопросов об игумене – паломнике Данииле, о Стефане новгородском, о зырянской грамоте (в ст. о св. Стефане пермском, во II ч. Сл. дух. писат.), о Мстиславовой грамоте? Не попустому, ведь, современники, в лице графа-мецената H. П. Румянцева, называли его «мужем ученым и духом истинной исторической критики преисполненным»?731 Да, наконец, действительно ли ученый иерарх налил все в одну кучу, без разбора, где бы и что бы ни нашел? Он, как мы знаем, сравнивал, напр., данные русских источников с иностранными (византийские, польские и др. историки) и одни из них принимал, a другие отвергал или оставлял под сомнением. Виноват ли он был, когда у него не было под руками источников для сравнения? «Нельзя, говорит он сам, вполне критиковать сочинения, не сравнивая его со многими той же материи и рода». И не сам ли же преосв. труженик спешил исправлять ошибки, которые, как он выражался, напр., относительно Словарей, были повторением «чужих ошибок» т. е. источников и пособий, бывших в его распоряжении, – исправлять тогда, когда давали возможность к тому новые источники и материалы? Можно ли, кроме того, назвать, напр., какого-то беспорядочною кучею, «не соединенною общею мыслию и не оживленною чувством» (Филарет). Евгениевскую историю «несчастной» унии, в которой так складно и даже с некоторою, должною тенденциею подобраны все или почти все тогда известные факты? Можно ли не поставить в параллель с нею в этом отношении прекрасное, но нашему мнению, «Введение в историю монастырей грекороссийской церкви»? Имеем ли мы право и основание утверждать, что преосв. автор, якобы сваливая все в одну кучу, не заботился о том, будет ли она полна или нет, везде ли на лицо нужные факты или же кое-каких фактов и не хватает? Утверждать это – значит вовсе не знать м. Евгения, который и сам лично (ведь, он прекрасный архивариус – историк?), и чрез своих ученых корреспондентов, и чрез своих подчиненных духовных лиц той или иной вверенной его управлению епархии, везде и всюду, не исключая колоколен и чердаков («под кровлей» новгородского Софийского собора), отыскивал необходимые ему материалы – разные акты, грамоты, летописи, русские и иностранные, рукописные и печатные (древние), книги, и т. п., и не вина его. Что ему не удавалось приобрести те или иные данные для желанной фактической полноты своих работ: к полноте этой он никогда не был, да и не мог быть совершенно равнодушен или индефферентен. Чувствуемый им пробел, недочет в тех или других материалах не мог, конечно, да и не должен был останавливать его от выполнения задуманного им литературного произведения: «для нас (русских), писал он Анастасевичу 1 окт. 1820 г., лучше что-нибудь и несовершенное, чем ничто»732.

Указывая все это, мы, однако, далеки от мысли, что наш преосв. автор-историк – критик во всех своих трудах, критик, так сказать, по признанию, всегда верный самому себе. Мы хотим только констатировать тот забытый Филаретом и Погодиным факт, что и м. Евгений был не чужд исторической критики, владел могучею «размышляющею силою», которою он по временам и пользовался в высшей степени умело и целесообразно. Равно мы не намерены настаивать и на том, что покойный киевский владыка постоянно и всюду упорядочивал собранные им материалы, – под час, действительно, материалы эти сваливались в беспорядочную кучу, о чем раз упомянуто уже нами в настоящей главе и не раз говорено было в предшествующих главах.

В предшествующих же главах мы постарались указать, насколько то было в наших силах, и то место в отечественной церковной историографии, которое заняли труды м. Евгения по истории русской церкви, их отношение к предшествующим однородным трудам (если таковые были) и их значение для своего времени и времени позднейшего. Повторять здесь еще раз тоже самое нет, конечно, никакой надобности. Поэтому ограничимся несколькими общими замечаниями.

История российской иерархии – этот излюбленный и единственный предмет почти всех исследований прошлого века, вышедших из-под пера специально занимавшихся историею русской церкви, – стал излюбленным же, хотя и не единственным, предметом ученых занятий и Евгения, начавшего работать в том же XVIII ст. История эта, по его мнению, необходима для русской церковно-исторической науки, как канва, на которой последняя вышивает свои узоры. «Ваша правда, писал наш преосв. автор Анастасевичу от 26 мая 1819 г., что естьли бы издать хотя имена архиереев и настоятелей по хронологическому порядку, то бы многое озарилось ими в истории нашей. Шлецер в своем «Несторе» давно для русских заметил сей компас исторический«. Мысль, высказанная здесь, подробнее развита в «Предуведомлении» к 1 ч. «Истории российской иерархии» (стр. I): «История иерархии или преемства священноначальников, говорится здесь, есть существенная часть истории церковной, и может даже почитаться такою же для оной основою, какою служит хронологический порядок династий и владетелей для истории гражданской. Самыя эпохи и периоды, или разделения церковных происшествий, естественнее всего могут быть располагаемы по переменам иерархическим. Потому что состояние церкви всегда тесно сопряжено было с состоянием управлявших оною священноначальников, и первое чаще всего зависело от сего последнего. Из того видно, сколько нужна «История иерархии» для объяснения самой церковной истории». – Признавая существенно необходимою для науки историю российской иерархии и уделяя составлению ее большую часть труда и времени, м. Евгений почти нигде и ничего не говорит о младших членах церкви – русском народе, его религиозном миросозерцании и нравственном развитии; даже о белом духовенстве он говорит, и то немного, только в двух своих иерархических трудах – Истории псковской церковной иерархии и Истории киевской иерархии. Его более занимают преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы. В этом случае он является не только продолжателем работ XVIII ст., но и отдает дан направлению современной ему историографии. Чтобы убедиться в справедливости наших слов стоит только вспомнить имя Карамзина, писавшего историю государства, но не историю народа, для которой, нужно сознаться, не настало еще тогда и время.

Кроме высших церковных иерархов, предметом иерархических трудов м. Евгения были еще монастыри, духовные школы, русские святые, церкви и пр. О всем этом говорили и в прошлом столетии. Тогда же позволяли себе говорить в биографии того или другого архипастыря и о событиях, случившихся в его время и имевших только хронологическую связь с его именем. Не отстал от своих предшественников в этом случае и м. Евгений. Но разница между ними та, во 1-х, что событиям этим он отводит порою весьма почтенное место, принося тем самым большую пользу истории отечественной церкви (напомним для примера историю унии в Истории киевской иерархии), а во 2-х, та, что он в прибавлениях к своим работам (Описание Киево-Софийского собора и Описание Киево-Печерской лавры) или в самых работах (История кн. псковского и История российской иерархии) публикует множество ценных, сырых церковно-исторических материалов, не говоря уже о гораздо обширнейшей утилизации последних для этих работ. Но сверх всего этого высокопреосв. Евгению посчастливилось составить капитальнейший «Словарь духовных писателей», которым никто не занимался ранее из специалистов – церковных историков и который крайне дорог для истории духовного просвещения в России.

Публикуя разные сырые материалы, м. Евгений горячо и справедливо верил в их громадную пользу для церковно-исторической науки. «Для нас русских, писал он Анастасевичу 10 марта 1815 г., и своей материи по истории и статистике в каждой губернии столько набрать можно, что достанет на журнал многих годов. Жаль только, что не обращают на сие внимания». «Ваше мнение об архивских книгах и бумагах весьма справедливо, замечал Евгений в письме к тому же Анастасевичу от 24 апр. 1813 г. Сколько сей старины нашел я в Вологде кучами? Но рыться в них труд преотвратительный. A они осветили бы промежутки нашей истории. Щербатов за напечатание грамот действительно заслуживает больше благодарности, нежели за свою историю. Говорят, что и Карамзин не упускает грамот и на каждый том почти столько же прилагает примечаний; для обыкновенных читателей это не важно, но для исследователей драгоценно». В другом письме к Анастасевичу, именно, от 27 янв. 1815 г., преосв. историк косвенно определил и значение своих розысканий по части надписей и публикации их: «О небрежении нашем о надписях древних я с вами соболезную. Но замечу вам, что в Новегороде при всем моем старании нe сыскал я ни одной древней надписи. Видно праотцы наши не охотники были до надписей или потомки все заклали в фундаменты и стены. Сими мелочами словесности нации занимаются обыкновенно уже по насыщении большими творениями словесности; а мы еще мало отведали и больших; и потому не скоро аппетит придет до малых. От предложений ваших московскому Обществу истории о списывании и собирании надписей я отказываюсь, зная, что оно долго еще будет в ребячестве.

Во взгляде на научное значение этих надписей, грамот и им подобных исторических материалов с преосв. Евгением согласится, конечно, всякий историк. Вместе с тем, последний по справедливости оценит и те сочинения, в коих они публикуются, и в частности сочинения нашего автора. С этой стороны известные церковно-исторические труды м. Евгения давно уже признаны в высшей степени полезными для науки, давно эксплоатируются ею и никогда не устареют. Но все они были полезны, а некоторые остаются таковыми и до сих пор, и с другой стороны, именно, со стороны сгруппированных в них фактических данных, зачастую взятых из рукописных источников (что особенно было ценно в первой половине текущего столетия) и при том таких, которые с течением времени навсегда были утрачены (вспомните описания некоторых псковских монастырей). Вместе с фактами исследователь может позаимствоваться и, действительно, заимствуется у своего высокопреосвященного предшественника и разными апологетическими и полемическими заметками, встречающимися на некоторых страницах его работ. Не забудет он, конечно, и того, что благодаря инициативе и помощи м. Евгения, появилась часть исторических трудов И. М. Снегирева, несколько таких же сочинений студентов Киевской духовной академии и пр.733. Последняя, кроме того, имеет в своем распоряжении Евгениевско-Румянцевский капитал, из процентов с коего, по воле жертвователей (м. Евгения и гр. Н. П. Румянцева), премируются лучшие работы по истории отечественной церкви.

В заключение всего мы должны сказать, что хотя м. Евгений не составил эпохи в нашей родной историографии, не повернул ее на какой-нибудь новый, лучший путь, не доработал какого-либо самостоятельного метода исторического исследования, тем не менее его славное имя никогда не изгладится с ее страница, и всегда будет с благодарностью воспоминаемо тою наукою, которую он называл своим «любимым предметом».

* * *

718

Письма м. Евгения к гр. Д. И. Хвостову. Сб. ст. Академии Наук по отдел. р. яз. и слов., V, I, стр. 180 и 195.

719

И. А. Гончаров. «На родине» (Вестник Европы, 1888 г., январь, стр. 29).

720

Обзор русской духовной литературы, т. II., стр. 443–444 по изд. 1884 г.

721

Москвитянин, 1812 г., № 8, стр. 255–256, в ст. «Из путевых заметок. Вологда».

722

См. его «Рассуждение о знаниях, пособствующих исторической науке» (рук. сб. Киево-Софийской соборной библиотеки, № 592).

723

Странник, 1871 г., октябрь, стр. 17, в ст. Ивановского о м. Евгение.

724

Д. и Н. Россия, 1880 г., т. 18, стр. 351.

725

В состав его входили: гр. Н. П. Румянцев (1826 г.), Н. Н. Б.-Каменский (1814 г.), A. Ф. Малиновский (1844 г.), К. Ф. Калайдович (1832 г.), П. M. Строев (1876 г.), м. Евгений, A. Н. Оленин (1843 г.), А. И. Ермолаев (1828 г.), А. X. Востоков (1864 г.), П. И. Кеппен (1862 г.), прот. И. И. Григорович (1862 г.) и др.

726

См. заглавный лист каждого № тогдашних «Отечественных записок».

727

Последние, кстати заметить, были едвали не доступнее первых. «Некто по поручению моему, писал гр. Румянцев преосв. Евгению 12 августа 1819 г., осматривал в Вене каталоги манускриптов Императорской библиотеки; их числом несколько тысяч; доступ до самых рукописей очень труден; но из каталога видно, что всего 114 только номеров относятся до России, Польши и Литвы, и но достигают выше XV ст. Я, однако же, начал гоняться за некоторыми и, ежели будет успех, непременно вам донесу. Мне легче домогаться по таковой статье в чужих государствах, нежели в отечественных пределах» (Переп., стр. 21).

728

В «Истории российской иеpapxии», писал тут же преосв., «вы найдете много мелочей, но и они иногда пригодятся в документы».

729

«Рыться и разбирать рукописи, сознавался м. Евгений тому же Анастасевичу, труднейший подвиг в литературе, требующий еще и запасных знаний, без коих легко можно счесть новым то, что давно всем известно» (Д. и Н. Р., 1880 г., т. 18, стр. 339).

730

Говоря вообще о литературной критике в письме к Хвостову от 1820 г., Евгений признавался, что «у нас нет еще здравой критики; да мало даже и предметов критики. Литература наша во всесветной – еще азбука» (Сб. ст. Академии Наук, V, I, стр. 179–180).

731

Письмо Румянцева к Евгению от 1 мая 1817 г., Переп., стр. 6. – В другой раз, посылай м. Евгению (28 сентября 1824 г.) только что вышедший экземпляр последования Калайдовича об Иоанне, экзархе болгарском, канцлер писал ему: «И кому же первому сделать мне таковое приношение? Я в вас имею себе друга и вы у нас лучший судия в сем деле». (стр. 110).

732

Также, кажется, смотрел на свое дело и И. М. Карамзин, лелеявший надежду, что только уже последующее ученое поколение устранить нежелательные в науке пробелы. Когда впервые представился ему начинающий Погодин, он заметил: «Я очень рад видеть Вас так молодым. Вы успеете сделать много полезного к чести русской, будет ли писать историю или ограничитесь изысканиями. Пройдя всю эту длинную дорогу, я видел многое направо и налево, требующее изысканий и пояснений, но должен был оставлять до времени» (Барсуков Н., – «Жизнь и труды М. И. Погодина», кн. 1., Спб., 1888 г., стр. 330).

733

И известный Н. Н. Мурзакевич сознается в своих «Записках», что м. Евгений первый «поощрил его к занятиям по отечественной истории» (Русская Старина, 1889 г., февраль, стр. 244).


Источник: Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории Русской церкви / Н. Полетаев. - Казань : тип. Ун-та, 1889. - 592 с.

Комментарии для сайта Cackle