Глава VI
Ин.6:1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
По сих иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска,
моря Галилейского, или Тивериадского. Морем Галилейским называет озеро Тивериадское, как сказано в Евангелии от Матфея. Иисус Христос пошел туда, избегая гнева начальников народных, возбужденных произнесенными словами.
Ин.6:2. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
И по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными.
Почему же евангелист чаще не перечисляет знамений? Потому что он по преимуществу занимается учением и речами Иисуса Христа. Этот народ, будучи грубее, следовал за Иисусом Христом ради чудес, а не ради учения Его, а тот, о котором говорится у Матфея, дивился учению Спасителя (Мф.7:28,22:33).
Ин.6:3. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
Взыде же на гору Иисус, и ту седяше со ученики Своими.
Взошел на гору, уча нас успокаиваться от шума и смятения мирского, так как уединение удобно для любомудрствования. Часто Иисус Христос Сам один отправляется на гору, проводит там ночь и молится, научая нас тому, что всякий, прибегающий к Богу, должен сам быть свободным от всякого смущения и избирать место, свободное от шума и смятения.
Ин.6:4. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
Бе же близ Пасха, праздник Жидовский.
Почему же Иисус Христос не пошел на праздник, но в то время, как все отправляются в Иерусалим, Он не только Сам идет в Галилею, но и учеников ведет? Потому что Он мало-помалу разрушал уже прообразовательный закон, найдя повод для этого в зависти иудеев; притом же, со временем Он намерен был прекратить прообразовательную Пасху, преподав нам истинную.
Ин.6:5. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?:
Возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии?
Об этом сказано в чеырнадцатой главе Евангелия от Матфея, где говорится: «Иисус же рече им: не требуют отити: дадите им вы ясти» (Мф.14:16).
Ин.6:6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
Сие же глаголаше искушая его; Сам бо ведяше, что хощет сотворити.
Там же объяснено и это. Слова: «искушая его» или, соответственно данному там объяснению, можно понимать как бы о человеке, или же как о Боге, вместо: повергая его в недоумение, чтобы, признавшись в недоумении, он яснее увидел величие имеющего совершиться чуда; если бы оно просто совершилось, то не показалось бы столь великим. А как Бог, Он знал, что Филипп Ему ответит. Некоторые говорят, что Бог искушает человека двояким образом: или для того, чтобы обличить слабость в ком-либо, как теперь в Филиппе, или чтобы показать в ком-либо твердость, как некогда в Аврааме. Написано (Быт.22:1), что Бог искушал Авраама, когда заповедал ему принести сына своего во всесожжение.
Ин.6:7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
Отвеща Ему Филипп: двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо их мало что приимет.
Обрати внимание, как слаб еще был ум у Филиппа, который не мог понять силы Божества Его.
Ин.6:8–9. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?:
Глагола Ему един от ученик Его, Андрей, брат Симона Петра: есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе; но сии что суть на толико?
В четырнадцатой главе Евангелия от Матфея была речь и об этом. Мысль Андрея была более возвышена, чем Филиппа, но и она еще не достигала совершенства. Он думал, что из меньшего Иисус Христос сделает меньше, а из большего – большее; поэтому прибавил: «но сии что суть на толико»?
Ин.6:10. Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
Рече же Иисус: сотворите человеки возлещи. Бе же трава многа на месте. Возлеже убо мужей числом яко пять тысящ.
В указанной главе сказано об этом обширнее. Не смутились ученики, но тотчас узнав, что Иисус Христос намерен сотворить чудо, беспрекословно повиновались.
Ин.6:11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
Прият же хлебы Иисус и, хвалу воздав, подаде учеником, ученицы же возлежащым, такожде и от рыбу, елико хотяху.
Объяснение найдешь в той же главе.
Ин.6:12–13. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
И яко насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже. Собраша же и исполниша дванадесяте кошя укрух от пятих хлеб ячменных, иже избыша ядшым.
Смотри там же. Повелел собрать остатки не для показа, но для того, чтобы совершившееся не показалось каким-либо призраком; а хлебы и рыбу увеличил из предложенного вещества, как по той же самой причине, так и для того, чтобы заградить уста Маркионитам, которые порицали творение, говоря, что оно не есть дело Божие.
Ин.6:14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Человецы же видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко Сей есть воистинну Пророк грядый в мир.
Постыдное чревоугодие! Прежде, хотя видели весьма много гораздо более удивительного, они ничего такого не говорили, а когда насытились, тогда признали Его пророком, которого ожидали по обетованию Моисея.
Ин.6:15. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Иисус убо разумев, яко хотят приити, да восхитят Его и сотворят Его царя, отиде паки в гору един.
Вот какова сила чревоугодия! Сколь велико легкомыслие! Когда насыщено чрево, Иисус Христос все для них: и пророк, и достоин царства. Но Он удаляется, научая нас избегать людского уважения и земных почестей, презирать всякий здешний блеск. Правда, и пророк сказал: «се Царь твой грядет тебе… кроток» (Зах.9:9), но он разумел здесь Царство Небесное, о котором и Сам Иисус Христос сказал: «Царство Мое несть от мира сего» (Ин.18:36).
Ин.6:16–17. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум.
Яко позде бысть, снидоша ученицы Его на море, и влезоша в корабль, и идяху на он пол моря в Капернаум.
Сошли не по своему желанию, а по побуждению Господа. Матфей в вышеупомянутой четырнадцатой главе сказал: «и абие понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль и варити Его на оном полу, Дóндеже отпустит народы. И отпустив народы, взыде на гору един помолитися: позде же бывшу, един бе ту» (Мф.14:22–23). Причины всего этого мы там показали, и прочитай их. Заметь также, что после того как Иисус Христос отпустил людей, они, придя в себя, удивлялись чуду и порешили возвратиться и взять Его, чтобы сделать царем.
Ин.6:17–21. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
И тма абие бысть, и не [у] бе пришел к ним Иисус. Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся. Гребше же яко стадий двадесять пять или тридесять, узреша Иисуса ходяща по морю и близ корабля бывша, и убояшася. Он же глагола им: Аз есмь, не бойтеся. Хотяху убо прияти Его в корабль: и абие корабль бысть на земли, в нюже идяху.
«Не [у] бе пришел к ним», т.е. не явился к ним, как сделал после, но послал им испытание. Обо всем этом найдешь в конце четырнадцатой главы. Прочее Иоанн опустил, как рассказанное другими; он повествует только о том, что ими опущено. Следуя другим толковникам, мы доказали, что это хождение Иисуса Христа по морю то же самое, о котором писали Матфей и Марк (Мк.6:47–53). Но Златоуст предполагает, что оно отлично от того. Вероятно, то было прежде; затем через несколько дней народ хотел взять Иисуса Христа, как сказано здесь, но Он, узнав об этом, опять отправился на гору с учениками и удалился на нее один, т.е. один только отдыхал там, а ученики в виду этого сошли оттуда к морю и, войдя в лодку, отправились в Капернаум, думая, что Иисус Христос опять пройдет пешком по морю и придет к ним немного после; поэтому евангелист этот сказал: «и тма абие бысть, и не у бе пришел к ним Иисус». Все же остальное произошло так, как он написал. Во время того хождения по морю ученики, испугавшись, закричали, а во время этого они только испугались, так как вследствие привычки страх у них был меньше: там, когда Иисус Христос сказал: «Аз есмь, не бойтеся», – ученики еще не поверили, и потому Петр сказал: «Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам» (Мф.14:27–28), – а здесь тотчас же поверили, потому что уже привыкли к этому; тогда ветер не успокоился, пока Иисус Христос не вошел в лодку, а теперь, лишь только послышался голос Его, как наступила тишина, и Он не входил даже в лодку, но в то время как они хотели принять Его, вдруг лодка пристала к берегу, а Сам Он был позади ее.
Ин.6:22–24. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословлении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
Во утрий [же] народ, иже стояше об он пол моря, видев, яко корабля иного не бе ту, токмо един той, в оньже внидоша ученицы Его, и яко не вниде со ученики Своими Иисус в корабль, но едини ученицы Его идоша: и ини приидоша корабли от Тивериады близ места, идеже ядоша хлебы, хвалу воздавше Господеви: егда же видеша народи, яко Иисуса не бысть ту, ни ученик Его, влезоша сами в корабли и приидоша в Капернаум, ищуще Иисуса,...
Народом, стоявшим по ту сторону моря, называет тех, которые пришли, чтобы взять Иисуса Христа и сделать царем. Не найдя Его, они стали на берегу моря и раздумывали о том, как это случилось. Речь здесь, мне кажется, неполная: не окончив еще этого, евангелист снова начал уже другое, говоря: «егда же видеша народи, яко Иисуса не бысть ту» и т.д.; это и есть форма сокращения. Слова: «и ини приидоша корабли от Тивериады близ места, идеже ядоша хлебы, хвалу воздавше Господеви» – составляют вставочную речь для объяснения того, почему они пришли после. После долгого недоумения они наконец предположили, что Иисус Христос перешел по морю; поэтому и пришли в Капернаум, ища Его, так как большей частью Он пребывал там.
Ин.6:25. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?:
и обретше Его об он пол моря, реша Ему: Равви, когда зде бысть (когда семо пришел еси)?
Не спросили Иисуса Христа, как Он перешел, чтобы узнать о столь великом чуде, и не сказали ничего о царстве, но, оставив это, начали льстить, говоря: «когда зде бысть», скрывшись от нас, своих последователей? Они льстили, чтобы Иисус Христос опять приготовил им трапезу; насытившись раз и будучи сластолюбивыми, все остальное считали ниже, хотя и не все подобным образом заблуждались. «Об он пол» говорится об одном и о другом, противоположном, береге моря, причем этим словом обозначается то один берег, то другой.
Ин.6:26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Отвеща им Иисус и рече: аминь, аминь глаголю вам, ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы и насытистеся.
Не всегда полезно быть снисходительным и кротким, но когда ученик будет оставаться тупым и ленивым, тогда учитель должен употребить слово понуждения и порицания, чтобы подействовать и побудить его; так и поступил здесь Иисус Христос, порицая иудеев за лесть и открывая их мысль, чтобы и тем и другим исправить их. Он сказал: «Вы ищете Меня не потому, что Я показал вам чудо, но потому, что дал вам хлеб и насытил вас», – не для того, чтобы видя чудеса Мои, уверовать, а для того, чтобы есть хлеб и насытиться, – что свойственно обжорам и рабам своего чрева. Обличает их кротко и осторожно, и не останавливается на обличении, а тотчас же присоединяет и учение.
Ин.6:27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную,...
Делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный,...
Заботьтесь не о пище тленной, но о нетленной, и не о той, которая питает плоть, а о той, которая питает душу: а такая пища есть вера, как дальше Иисус Христос скажет. Под деланием гибнущей пищи Он разумеет здесь не ту, которая необходима, но которая излишня, т.е. постоянную и непрерывную заботу о пище чувственной, а необходимая не возбраняется. Поэтому и апостол Павел во многих местах своих Посланий не только позволял делать своими руками, но даже ясно заповедал, говоря: «аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2Сол.3:10). Подобно тому, как сказав Марфе: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу» (Лк.10:41–42), – Иисус Христос не запретил гостеприимства, но предпочел ему слушание Божественных слов, так и здесь, сказав: «делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный», – Он не запретил заботиться о пище телесной, которая необходима, но предпочел заботу о духовной, которая еще более необходима, и увещевал считать заботу о пище духовной самой существенной, а заботу о пище телесной как бы второстепенной. Делайте, говорит, от всей души, всевозможными способами, постоянно, но не эту, а ту, – эту менее, а ту более.
Ин.6:27. ...которую даст вам Сын Человеческий,...
...еже Сын Человеческий вам даст,...,
которую Я дам вам для соделывания, которую Сам покажу вам для приобретения. Но чтобы не показать, что Он хвастается, опять обращается к Отцу, говоря:
Ин.6:27. ...ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
...Сего бо Отец знамена Бог.
«Знамена», т.е. предопределил на то, чтобы дать вам эту пищу; или – открыл, явил Своим свидетельством, так как «знаменовать» (σφραγίζειν) значит и «открывать», как например, «приемый Его свидетельство, верова (ἐσφράγισεν – запечатлел), яко Бог истинен есть» (Ин.3:33).
Ин.6:28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?:
Реша же к Нему: что сотворим, да делаем дела Божия?
Делами Божиими они называют дела богоугодные. Спрашивают не для того, чтобы совершать их, но из лести, чтобы притвориться Его учениками и склонить к тому, чтобы Он дал им пищу.
Ин.6:29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Отвеща Иисус и рече им: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он.
Прежде Иисус Христос в различных местах учил, что Он послан от Бога.
Ин.6:30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?:
Реша же Ему: кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе, что делаеши,...
Обрати внимание на великое их безумие; незадолго перед этим Иисус Христос чудесно насытил их, но, сейчас же забыв о столь великом чуде, они просят знамения. Далее указывают и род чуда, которого просят.
Ин.6:31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
...отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти.
Написано это в книге Псалмов (Пс.77:24). Хотя пред их отцами было совершено много знамений, но они, вследствие господства над собой чрева, упоминают об этом, думая побудить и Иисуса Христа к совершению такого же самого чуда, которое насытило бы их. О забывчивые и неблагодарные! Разве вы не ели недавно в пустыне досыта хлеб и рыбу? И здесь можешь видеть не только их лесть, но и лукавство. Они не сказали: Моисей совершил это знамение, – думая, что обидят Иисуса Христа, если сравнят с Ним Моисея; не сказали они также, что совершил его Бог, чтобы не показалось, что они сравнивают его с Богом, а сказали безотносительно: «отцы наши ядоша манну в пустыни». Что же Тот, Который «устроит словеса своя на суде» (Пс.111:5)? Не обличает их, но кротко отвечает, так как иногда должно с премудрою целью, как сказано выше, обличать, а иногда быть кротким.
Ин.6:32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе.
Так как они думали, что манна была с неба в собственом смысле, потому что написано было: «хлеб небесный даде им» (Пс.77:24), – то Иисус Христос исправляет это ошибочное их мнение. Писание разумело здесь небо в несобственном смысле, т.е. воздух, подобно тому как говорится: птицы небесные, или: «и возгреме с небесе Господь» (Пс.17:14). Итак, Иисус Христос говорит: не Моисей дал тогда народу вашему хлеб с неба в собственном смысле, но Отец Мой теперь дает вам такой хлеб. Как Отец в собственном смысле называется небесным, так точно и Сын, и хлеб, укрепляющий сердце человека.
Ин.6:32. ...истинный...
...истинный...
Тот хлеб был прообразовательный, прообразующий Меня, Который есть Сама Истина. Подобно тому как тот, сходя сверху, питал и укреплял принимающих его, так и Я; но тот был с воздуха, а Я – с самого неба; тот питал и укреплял тела, а Я – души. Дальше Он высказывает и более общее различие прообразовательного хлеба и истинного.
Ин.6:33. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.
Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру.
В собственном смысле хлеб Божий, или Божественный, есть Тот, Который сошел с истинного неба и даровал вечную жизнь верующему миру, между тем как тот хлеб давал жизнь на время и не всему миру, а одним только евреям. Под вечной жизнью разумей не просто жизнь, которой будут жить вообще все люди, но жизнь блаженную в вечном наслаждении.
Ин.6:34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
Реша убо к Нему: Господи, всегда даждь нам хлеб сей.
До сих пор представляя хлеб этот чувственным, они, вследствие жадности, просили Иисуса Христа, чтобы Он дал им не раз, а всегда.
Ин.6:35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни;...
Рече же им Иисус: Аз есмь хлеб животный;...
оживляющий, дающий вечную жизнь, как выше сказано; только вечная жизнь есть жизнь в собственном смысле, а эта временная не есть истинная жизнь, а только подобие жизни. Хлебом жизни называет здесь Свое Божество, так как оно есть хлеб, сшедший с неба; а в конце называет хлебом и Свое тело.
Ин.6:35. ...приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
...грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже.
Кто приходит к Иисусу Христу через веру, которая есть путь к Нему, тот никогда не будет алкать алчбою неверия; но исполнившись Божественной благодати, сам ни в чем не будет нуждаться и даже будет помогать другим, уча и вразумляя их.
Ин.6:36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
Но Рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете.
Вы видели Меня, т.е. узнали, кто Я, из свидетельства Иоанна, из совершенных Мною знамений и из свидетельства Писаний, которые Я вам открыл, но по своей злонамеренности не веруете. Когда же Иисус Христос сказал им это? Вероятно, и это было сказано, но не записано.
Ин.6:37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет;...
Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет;...
Эти слова показывают, что Отец приводит к Нему верующих. И апостол Павел говорит: «Имже званы бысте во общение Сына Его» (1Кор.1:9). Итак, Иисус Христос сказал: «все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет», т.е. всякий, кто дан Мне Отцом, кто приведен Им, тот придет ко Мне, тот уверует в Меня, а не просто всякий. Этим Иисус Христос доказывает, что Отец желает, чтобы люди уверовали в Него, и что неверующий в Него противится воли Божией. Дает и Отец Сыну, приводя людей к вере в Него, и Сын Отцу, возводя их к Нему через эту веру. Если же приходит к Сыну тот, кто дан Отцом, то значит невиновен тот, кто не приходит, потому что он не дан Отцом. Но Отец дает только тех, у которых есть на то добрая воля, потому что ни она одна не может сделать верующим, без всякого руководства со стороны Бога, ни это руководство не помогает, при отсутствии доброй воли.
Ин.6:37. ...и приходящего ко Мне не изгоню вон,...
...и грядущаго ко Мне не изжену вон,...
не здесь, из Своего благорасположения; ни там, из Царства Небесного. Приходящего не как-либо, но с истинной верой.
Ин.6:38. ...ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
...яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца.
«Не да творю волю Мою», или особую, так как Я не имею особой воли, «но волю пославшаго Мя», т.е. общую Его и Мою, потому что у Них как одно Божество, так и одна воля. «Сошел» Иисус Христос с неба по Божеству.
Ин.6:39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день.
Конечно, Он воскресит тогда всех, и тех, которые спасутся, и тех, которые погибнут, как верующих, так и неверующих; но воскресением здесь называет воскресение для блаженства, а не для наказания. Этими словами показывает, что общая воля Отца и Сына – та, чтобы все спаслись; для этого Тот послал, а Этот пришел: Тот дает верующих, а Этот, приняв, спасает. «Да… не погублю», т.е. чтобы кто-либо не погиб по Моей воле. И выше Иисус Христос сказал: «грядущаго ко Мне не изжену вон». Следовательно, если кто добровольно уйдет и добровольно погибнет, то потерпит это не по Его воле, так как Бог никого не влечет силой.
Ин.6:40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день.
Поясняет те же самые слова и часто приводит их, чтобы иудеи не могли их легко забыть, но твердо знали, что существует воскресение, воздаяние за веру в Него и награда за здешние духовные подвиги, что они получат если не в настоящей жизни, то, конечно, в будущей. «Всяк видяй Сына», конечно, духовными очами, т.е. всякий, верующий в Него.
Ин.6:41–42. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?:
Роптаху убо Иудее о Нем, яко рече: Аз есмь хлеб сшедый с небесе. И глаголаху: не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, егоже мы знаем отца и Матерь, како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох?
Когда Иисус Христос дал им хлеб и насытил их чрево, то они и пророком Его называли, и хотели сделать царем; а когда Он беседовал с ними о хлебе небесном, о духовной пище и вечной жизни, то возмущались и порицали Его род те, «имже Бог чрево», как прекрасно сказал апостол Павел (Флп.3:19). Они притворялись негодующими на то, что Иисус Христос сказал: «с небесе снидох», – между тем как на самом деле негодовали на то, что Он не насытил их, как они ожидали. Если бы они роптали на Иисуса Христа за те слова, то, конечно, спрашивали бы: «Как это Он есть хлеб, каким образом сошел с неба?» Иисус Христос не сказал: «Я не сын Иосифа», – и вообще ничего не открыл о Своем происхождении, зная, что они еще не в состоянии слышать о чудесном Его рождестве, а тем более о предвечном Его рождении. Поэтому, по премудрым Своим планам, Он опустил речь об этом, чтобы, уничтожая один соблазн, не произвести другого.
Ин.6:43–44. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня;...
Отвеща убо Иисус и рече им: не ропщите между собою. Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его,...
Под этим приходом к Себе Иисус Христос разумеет не простой, которым и они, и многие другие приходили к Нему, но приход по вере. Он как бы так говорит: естественно то, что вы не веруете в Меня, потому что вы не были привлечены Отцом, как недостойные: «никтоже может приити ко Мне», или уверовать в Меня, «аще не Отец пославый Мя привлечет его». И выше Он сказал: «все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет» (Ин.6:37); прочитай изъяснение и того изречения, полезное и для этого.
Ин.6:44. ...и Я воскрешу его в последний день.
...и Аз воскрешу его в последний день,
разумеется – пришедшего ко Мне, или – уверовавшего в Меня. Опять сказав: «воскрешу его», – Иисус Христос указывает на Свое достоинство, и частым повторением этих слов поражает их бесчувственность.
Ин.6:45. У пророков написано: и будут все научены Богом.
Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом.
Присоединил это, чтобы подтвердить, что Отец привлекает приходящих к Нему. Все – конечно, приходящие к Нему, верующие в Него или желающие, так как против желания Отец никого не привлекает.
Ин.6:45. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
Всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне,
слышавший обо Мне духовно. А чтобы не подумали по своей грубости, что кто-либо чувственным образом слышал от Отца, видя Его как прилично человеку, Иисус Христос говорит:
Ин.6:46. Это не то, чтобы кто видел Отца,...
Не яко Отца видел есть кто,...
– чтобы он мог и чувственным образом слышать от Него, так как «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18).
Ин.6:46. ...кроме Того, Кто есть от Бога;...
...токмо Сый от Бога,...
Кроме Того, Кто рожден от Бога, потому что такое значение имеют здесь слова – «Сый от Бога». Но почему же Иисус Христос не изложил этого яснее? Вследствие немощи их. Если при словах: «с небесе снидох», – они соблазнились, то чего бы они ни сделали, если бы Он сказал об этом яснее?
Ин.6:46. ...Он видел Отца.
...Сей виде Отца,
будучи одного и того же существа.
Ин.6:47. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя имать живот вечный.
То же самое Иисус Христос сказал и выше, говоря: «да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный» (Ин.6:40).
Ин.6:48. Я есмь хлеб жизни.
Аз есмь хлеб животный.
Иисус Христос сказал это и выше. Он есть хлеб жизни, как питающий душу Своим учением и сохраняющий жизнь, и притом вечную. Мало-помалу Спаситель возвышает Своих слушателей и спокойно открывает им относительно Своего Божества.
Ин.6:49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;...
Отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша;...
Так как выше они сказали: «отцы наши ядоша манну в пустыни» (Ин.6:31), – то Он теперь делает сравнение той манны и этого хлеба, сшедшего с неба, т.е. хлеба жизни.
Ин.6:50. ...хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
...сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст, не умрет,
сходящий с неба для того, чтобы питать и даровать бессмертие. Затем поясняет свою речь и учит, что это за хлеб, о котором Он говорит.
Ин.6:51. Я хлеб живый,...
Аз есмь хлеб животный,...
всегда живущий и подающий жизнь.
Ин.6:51. ...сшедший с небес;...
...иже сшедый с небесе...
по Божеству. И выше Иисус Христос говорил это о Себе в различных местах, побуждая их частым повторением к тому, чтобы они спросили: каким образом Он есть хлеб оживляющий и как Он сошел с неба; но иудеи, заботясь об одном только служении чреву, все остальное считали лишним, как выше мы сказали.
Ин.6:51. ...ядущий хлеб сей будет жить вовек;...
...аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки;...
если кто-либо примет Его учение; а принимающий это Его учение, которое есть пища, питающая душу, вкушает Его Самого. «Жив будет во веки», т.е. всегда, потому что он никогда не умрет духовной смертью; духовная же смерть есть отделение от Бога, подобно тому как телесная смерть есть отделение от души. Тело оживляет душа, а душу – Бог. Правда многие приняли учение Иисуса Христа и погибли, но они худо воспользовались этим принятием; теперь же речь о тех, которые хорошо воспользовались им, а не о тех, которые испортили его примесью ложных учений и развращенной жизнью. Итак, Иисус Христос показал, что Он дает им лучший хлеб, чем манна, которую ели отцы их в пустыне: вкушавшие манну умерли, а вкушающие этот хлеб будут жить вовек.
Ин.6:51. ...хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя,...
...и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть,...
Двояким образом Иисус Христос есть хлеб, именно по Своему Божеству и по человечеству. Сказав о том, каким образом Он есть хлеб по Божеству, учит теперь о том, каким образом Он есть хлеб по человечеству. И не сказал: «егоже даю», но: «егоже дам», так как намерен был дать его еще во время последней вечери, когда, взяв хлеб и благословив, преломил, дал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Найди двадцать шестую главу Евангелия от Матфея, именно то место, где написано: «во оставление грехов» (Мф.26:28); прочитай все толкование и поймешь, каким образом Тело Иисуса Христа есть хлеб.
Ин.6:51. ...которую Я отдам за жизнь мира.
...юже Аз дам за живот мира,
дам на смерть: здесь Иисус Христос указывает на Свое распятие. Словами: «юже Аз дам» – обозначает, что страдания Его будут добровольны.
Ин.6:52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?:
Пряхуся же между собою Жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть [Свою] ясти?
Смущались, потому что не могли поверить словам, которые казались невозможными. Судя обо всем по естественным законам, они не приняли ничего сверхъестественного.
Ин.6:53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе.
Они считали это невозможным, а Иисус Христос показывает, что это не только вполне возможно, но даже и необходимо, как сделал и по отношению к Никодиму. Присоединил: «Крове Его», указывая этим на хлеб и чашу, которые, как сказано, Он имел преподать ученикам на последней вечери. Жизнью – опять называет вечную, или блаженную.
Ин.6:54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,...
Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный,...
Постоянно обращается к речи о Таинствах, показывая необходимость этого дела, именно – что это непременно должно быть.
Ин.6:54. ...и Я воскрешу его в последний день.
...и Аз воскрешу его в последний день.
Часто повторяет речь о жизни и воскресении, желая запечатлеть ее в уме слушателей. То, что мы в различных местах высказали уже прежде, теперь повторим вкратце, именно – так как все люди воскреснут и все будут жить вечно, то нужно полагать, что воскресение праведных будет для блаженства, а грешных – для наказания, и опять – вечная жизнь праведных будет в блаженстве, а грешных – в наказании.
Ин.6:55. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво.
«Истинно есть брашно», т.е. важнейшее, так как оно питает важнейшую часть человека – душу; равным образом и кровь. Или Иисус Христос сказал это, уверяя, что Он говорит не загадку или притчу.
Ин.6:56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.
«Во Мне пребывает», соединяется со Мною через Причастие и приобщение Моего Тела и Моей Крови, становится одного со Мною тела и делается причастником находящейся во Мне жизни; а если он во Мне, то, конечно, и Я в нем.
Ин.6:57. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом,...
Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради,...
Так как послал Меня живой Отец, то и Я живу неизменно, потому что рожден живым Отцом.
Ин.6:57. ...так и ядущий Меня жить будет Мною.
...и ядый Мя, и той жив будет Мене ради.
Подобно тому как Я живу, потому что родился от живого Отца, так и ядущий Меня будет жить, потому что он будет вкушать Меня, Который есть жизнь, и будет причастником этой жизни.
Ин.6:58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес.
Сей есть хлеб сшедый с небесе,
подающий вечную жизнь.
Ин.6:58. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли:...
Не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша:...
Вкушающие этого хлеба не умирают, «якоже ядоша отцы ваши манну и умроша». Правда, как те, которые ели манну, умерли по плоти, так умирают по плоти и вкушающие этого хлеба, но если они умирают в надежде на вечную жизнь, то, кажется, не умирают, а засыпают.
Ин.6:58. ...ядущий хлеб сей жить будет вовек.
...ядый хлеб сей жив будет во веки.
Много останавливался Иисус Христос на речи о хлебе и о жизни, зная, что хлеб необходим и жизнь приятна: необходим хлеб телесный телесным, а духовный – духовным, и приятна жизнь телесная телесным, а духовная – духовным.
Ин.6:59–60. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?:
Сия рече на сонмищи, учя в Капернауме. Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: [и] кто может его послушати?
«Жестоко», т.е. неудобоприемлемо, «слово сие» о вкушении Его; кто может принять его? Говорившие это были ученики, но не из двенадцати, а из семидесяти. Некоторые говорят, что это были ученики Иисуса Христа, не из числа двенадцати и даже не из семидесяти, так как и многие другие следовали часто за Ним. Намереваясь отпасть, они как бы оправдывают себя, между тем как им нужно было дождаться удобного времени и убедиться относительно того, что показалось им странным, а не отказаться: так сделали двенадцать учеников. Благоразумный ученик выслушивает все слова своего учителя, а когда представится случай, осторожно спрашивает о том, что превышает его понимание.
Ин.6:61. Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?:
Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им: сие ли вы блазнит?
И то служит доказательством Его Божества, что Он открывает их тайны, так как они роптали между собой тайно.
Ин.6:62. Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящаго туда, где был прежде?:
Аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде?
Пропущено: что вы скажете? Говорит здесь о будущем вознесении Своем на небо. «Восходяща» по человечеству, «идеже прежде бе» по Божеству. Кто может сделать тело это небесным, тот, конечно, может сделать его и пищей для людей.
Ин.6:63. Дух животворит; плоть не пользует нимало.
Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже.
Духом называет здесь духовное разумение сказанного, равным образом плотью – плотское разумение этого. Речь здесь вовсе не о животворящей плоти Иисуса Христа. Итак, Он говорит, что духовное разумение этого доставляет жизнь, о которой уже выше говорилось, а плотское разумение этого «не пользует» нимало.
Ин.6:63. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть,
духовны и животворящи. Поэтому не просто нужно смотреть на них, так как это – плотское разумение, но представлять их возвышенными и рассматривать внутренними очами, как таинственные, так как это – духовное разумение.
Ин.6:64. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
Но суть от вас нецыи, иже не веруют. Ведяше бо искони Иисус, кии суть неверующии, и кто есть предаяй Его.
Показывает не только предведение, но и незлобие Свое, так как Он знал верующих и неверующих не только со времени ропота, но с самого начала, и однако, учил всех одинаково.
Ин.6:65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
И глаголаше: сего ради Рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего.
«Сего ради», – ради того, что есть некоторые неверующие. Постоянно называет Бога Своим Отцом, показывая, что Он не Иосифа Сын, как они думали.
Ин.6:66. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
От сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним.
«От сего», т.е. с сего времени, «идоша», т.е. отделились от Него те, которые прежде роптали, «вспять», т.е. к прежней своей жизни, к которой они опять обратились.
Ин.6:67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?:
Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити?
Не сказал: «Уходите и вы», – что свойственно отталкивающему, но кротко спросил, показывая, что Он не нуждается в их служении, что не для показа окружает Себя ими и что никого не хочет удерживать против его желания; равным образом не негодует и не обличает отделившихся, что обыкновенно делаем мы, считая такого рода дело за пренебрежение и обиду, так как все делаем по честолюбию.
Ин.6:68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти?
Отвеща убо Ему Симон Петр: Господи, к кому идем?
Братолюбивый Петр защищает всех братьев, говоря: «Господи, к кому идем?» – и показывает сильную любовь к Иисусу Христу, так как они не имеют никого другого, кто бы им был дороже, ни родителей, ни родственников, ни друзей, одним словом – никого. Затем, чтобы не показалось, что Он сказал это как будто бы потому, что нет никого, кто принял бы их, он прибавил:
Ин.6:68. Ты имеешь глаголы вечной жизни:...
Глаголы живота вечнаго имаши,...
глаголы, подающие вечную жизнь. Смотри же, что не слова служили соблазном, но невнимание слушателей и плотское, а не духовное понимание их. Совершенно естественно и даже необходимо было сказать это по поводу речи иудеев о манне; а слушателям должно было или понимать духовно, или, если они не были в состоянии, принять все это, а потом тщательно расспросить.
Ин.6:69. ...и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.
...и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго.
В шестнадцатой главе (Мф.16:16) Евангелия от Матфея он сказал то же самое: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго»; но тогда Иисус Христос назвал его блаженным, по указанной там причине, и здесь, так как Петр сказал от лица всех: мы уверовали и познали, – Он отделяет от них Искариота, как уже колеблющегося.
Ин.6:70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я?:
Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах?
Это нужно читать вопросительно.
Ин.6:70–71. но один из вас – диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
и един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Симонова Искариота: сей бо хотяше предати Его, един сый от обоюнадесяте.
«Не Аз ли», говорит Иисус Христос, «вас дванадесяте избрах?» и, однако, «един от вас», не получив никакой пользы от Моего избрания, как имеющий свободную волю для добра и зла, «диавол есть», т.е. дьяволов, слуга дьявола. Отсюда видно, что от воли человека зависит спастись или погибнуть. Некоторые под дьяволом здесь разумели злоумышленника. Итак, нет ничего странного в том, что во время избрания Иуда имел добрую волю, а потом он переменился, так как воля его была свободна.