Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь264
Дорогие мои чада!
Многострадальный Иов265, этот гигант терпения и покорности воле Божией, сказал: «Чуден, кто провёл жизнь свою без печали»266. Это значит, что увидеть человека, который прожил бы на земле без печали, без скорби, без воздыханий и без труда – всё равно, что увидеть чудо. Ведь чудо – это нечто удивительное, сверхъестественное, выходящее за границы реального. Значит, невозможно обычному человеку прожить жизнь свою без скорби и печали.
Боль и скорбь – неизменные спутники смертного человека. Кто не страдал и кто не плакал в жизни? Рождаясь, человек с плачем делает свой первый вздох и с плачем и слезами уходит из сей жизни. Перед смертью, когда душа готовится выйти из тела, слезы текут у человека из глаз и не только у людей старых, обременённых грехами, но и у детей и даже у младенцев.
Иов, сей великий святой муж Ветхого Завета, страдал очень много, хотя и был лучшим из всех людей на земле, был истинным праведником по свидетельству Самого Бога267.
И всё же мы видим, как скорби находят на него одна за другой: в одну ночь погибают все его дети, он лишается всего своего имущества, здоровья, жена побуждает его произнести проклятие на Бога. Кругом одни несчастья! Но Бог сказал Иову: «Через это Я тебя испытывал, я попустил всему этому случиться, дабы привести тебя к святости». Не для нас ли хотел Господь явить Иова святым, показать на нём пример терпения в скорбях, ведь абсолютно ничего не бывает без воли Божией.
Скорби и страдания сопровождают жизнь человека. Сколько людей на земле невыносимо страдают от различных скорбей и болезней! Но самые большие страдания, невыносимую печаль и отчаяние, словно обоюдоострый нож проходящие душу, испытывают люди, уже ушедшие из этого мира в мир иной, не святые и не праведники – те ушли из жизни печалей и, конечно, упокоились в Боге, во славе Его; нет, для них окончилась жизнь печали и страданий и теперь они упокоеваются – страдают другие, люди – те, которые «проиграли» и ныне находятся в вечной темнице, а по Втором Пришествии предстанут на Страшный Суд. Они трепещут и ужасаются от одной лишь мысли о страшном дне Суда, когда они будут осуждены на вечные мучения.
Таких миллионы, а может, и миллиарды людей, бесконечно несчастных; они теперь содержатся в предварительном заключении, подобно тем, кто здесь, на земле, находятся под следствием и ожидают суда, после которого уже прямой дорогой отправятся в кандалах на каторгу или в тюрьму; но теперь они ждут и относительно свободны до времени настоящего суда. Так и там души ждут и ужасно страдают, потому что предчувствуют, что их ожидает в соответствии с Божественным Законом. Теперь им не избежать Божественного Правосудия, не уйти от наказания по Закону, которым они пренебрегали здесь, на земле. Люди эти по-настоящему несчастны и тяжко страдают.
Бог открыл для близких Ему состояние этих душ. Эти люди видели, где такие души обитают, – те просят помощи, умоляют даже взглядом, но кто теперь сможет им помочь! Святые и праведники молятся о них на Небесах, но и мы, живущие на земле, тоже должны по силе помочь этим душам, ведь и мы страдаем в нашей юдоли.
Разве мы не страдаем, разве у нас нет скорбей? Пусть каждый спросит себя. Какие только скорби и печали ни постигают нашу душу: смерть близких, болезни, несчастные случаи происходят на каждом шагу и омрачают человеку жизнь!
Страдания начались с Прародителей. Прародители наши были сотворены святыми; они царствовали в Раю и были самыми прекрасными созданиями. Они обитали в девственно прекрасном Раю, первом, созданном любовью и благоутробием Божиим, Его Премудростью и величием. Там, в Раю, они чудесно услаждались Духом Святым, богато обитавшим в них. Но когда они вышли из послушания Богу и согрешили, то отпали от Благодати, Дух Святой оставил их, а Бог послал Ангела Своего с огненным мечом, и тот изгнал их из Рая.
Представьте себе боль и скорбь Прародителей, когда они уходили из Рая, и Ангел вёл их в изгнание, которое есть эта жизнь. Если бы кто-нибудь выгнал нас из нашего дома на улицу, каким для нас это стало бы ударом, каким несчастьем, как нам было бы горько! Теперь подумайте, как страдали наши Прародители, ведь они лишались бессмертной жизни, до сих пор они не знали, что такое смерть, ведь её в их бессмертной жизни не существовало. Смерть явилась как результат преслушания, тогда же явились страдания и скорби и вошли во всякое человеческое существо, обитающее на земле. И с тех пор мы не перестаём пожинать плоды изгнания.
Итак, по собственному опыту зная, что такое боль и страдание, станем молиться за людей, стоящих перед страхом вечного осуждения. Их страдания и боль пусть станут нашей болью и страданием, дабы оказал им Бог Свою милость, оставил им их прегрешения, пока ещё не настало время Великого Суда, после которого уже ничего изменить будет нельзя, пока ещё не принято окончательное решение и всё ещё можно изменить. Ныне время ещё благоприятное, день спасения и для нас самих, и для душ, ожидающих нашей молитвы, всё ещё возможен.
Представьте себя на их месте, представьте, что мы там, а здесь решается вопрос о нашем освобождении. Сколько радости, сколько искренней благодарности ощущали бы мы по отношению к людям, в молитве ходатайствующим о нашем вечном освобождении! Сколько радости почувствовал бы человек в тюрьме, узнав, что кто-то заплатил его долг и теперь он свободен. Ещё вчера он был в отчаянии, но вот приходит вестник с бумагой об уплате долга и повесткой на освобождение. Вот-вот теперь он выйдет на свободу, сможет увидеть семью, посмотреть на дневной свет, пройти свободно без наручников и кандалов, не будет есть в тюремной столовой и носить убогую одежду, не будет тосковать и страдать в тюрьме. Одна только мысль о том, что можно дышать свежим воздухом, идти куда угодно и не бояться полиции, одна только эта мысль сколько радости принесёт заключённому! Земная жизнь так коротка, и поэтому мы так дорожим свободой! Подарим же радость свободы и душам, находящимся в страхе вечного заключения!
Наша милостыня этим людям, этим душам имеет высокую духовную ценность и очень важна в глазах милосердного Господа. Будем же творить эту милостыню и не станем отговариваться собственным недостоинством. Все мы недостойны, и я первый: мы недостойны быть услышаны, так как наш долг пред Богом весьма велик – мы сами несём в себе своё осуждение и несвободны. Но здесь важно другое. Здесь имеет значение любовь, и Бог по любви Своей непременно примет нашу молитву, несмотря на недостоинство нашей души, и помилует тех, о ком мы молимся.
Макарий Великий268, великий подвижник, творивший много чудес и имевший большое дерзновение к Богу, шёл однажды по пустыне. Вдруг он увидел на земле череп, ударил по нему своим посохом и спросил:
– Кем ты был в земной жизни?
Мёртвый череп заговорил и сказал:
– Я был идольский жрец. А ты – Макарий, святой Божий, молитвы которого доходят и до нас, неверных.
– И какая же польза вам, неверным язычникам, от наших христианских молитв?
– Как это, какая?! Когда вы молитесь обо всём мире, обо всех душах, то и нам бывает некоторая польза. А польза в том, что и к нам вниз, в преисподнюю, доходит некоторый свет, и в этом слабом свете мы видим спины друг друга и понимаем, что мы не одни, но что нас очень много; и это служит нам утешением.
– Утешение – видеть спины друг друга и понимать, что ты не один, но что вас много? И это ты называешь утешением? – Да, для нас это – утешение, потому что помимо других адских мучений мы ещё страдаем и от муки одиночества.
Святой ещё раз ударил посохом в огорчении и произнёс про себя: «Да, вот это утешение!»269
У всех нас есть почившие сродники. Наше сострадание к ним должно стать общим состраданием ко всем людям, перешедшим в иной мир. Есть не только Святые на Небе, есть и другие люди, которые находятся в аду; они тоже наши братья, и за них распялся Христос. Молитва за них – это великая милостыня; если возможно, будем проливать о них слёзы каждый наш день. Их боль, их беда, их муки, их отчаяние пусть станут нашими собственными болью и заботой. Будем радетельно думать о них: «Что станется с этими людьми? Неужели ж они навеки так и останутся в аду?»
Пусть мы никого и не освободим своей молитвой из ада, но Бог за наше неотступное милосердие помилует и нас и поможет нам избежать адских мучений.
Христос, Богочеловек, Бог, Который сошёл на землю, чтобы принести Себя в жертву, тоже испытал боль и страдание; Он подъял Крест страдания, претерпел Святые Страсти.
Кто имеет право на исключительность, право прожить жизнь без боли и печали!? Такого права нет ни у кого. Если кто-то хочет прожить без печали, то пусть подумает так: «Как я буду требовать для себя этого права в то время как мой Спаситель и Бог испустил Свой последний вздох на Кресте в страшных телесных и душевных муках?» Как Бог, Он ведал, что через Его Крест, Его Жертву, Его Святую Кровь спасётся не всё человечество, но только одно небольшое стадо. И само по себе это очень мучительно! Он ведал, что и сатана получит свою часть, что эта часть, возможно, будет больше Его части, ибо «мало есть спасающихся»270271.
Возникает вопрос: «Но почему Бог попустил, чтобы жизнь человека была сплошным страданием от рождения до смерти?» Мы, конечно, знаем, что боль и страдания есть результат изгнания из Рая, что для Бога – это лекарство, которым человек получает душевное врачевство, исцеляется и удостаивается спасения, страдает здесь, чтобы не страдать там, рыдает здесь, чтобы не рыдать там. Затем мы здесь плачем от боли и печали, чтобы избежать вечного плача и вечных слёз. «И отымет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни»272 для спасённых в иной жизни. Бывает часто, что мы живём невнимательно и встаём на неправильный путь. И Бог преграждает этот путь, прекращая наше движение по наклонной. Это бывает очень горько и тяжело, ибо человек протестует против страданий и несчастий. Но через них Премудрый Врач врачует зло. Сколько людей благодаря пережитому в жизни тяжкому горю обратились к Богу!
У одной женщины было двое маленьких детей, трёх и четырёх или пяти лет. Как-то шла она по улице с младшей девочкой, отвлеклась на что-то, упустила ребёнка из внимания, а мимо в это время проезжал юноша на мотоцикле и сбил девочку насмерть, подкинув на несколько метров от земли. Представьте, какой это был тяжкий удар для родителей! Горе, тяжелее которого трудно себе представить! Мать и отец пришли в отчаяние: бились головой о стену от безысходности, чуть не дошли до самоубийства. И тем не менее, через это горькое испытание, посланное Великим Врачом, они обрели путь спасения. Горе заставило их искать утешения, обратиться к духовнику. Женщина эта позвонила мне, и мы встретились. Я сказал ей следующее: «Дитя моё, Бог сотворил это с тобою по Своей великой и безграничной Отчей любви, так как, судя по всему, и ты сама, и твой муж – оба вы шли по ложному пути. Бог же, заботясь о вашем спасении, попустил случиться всему этому. Последуй за Ним, прими Его лекарство – знаю, что оно горькое, – но оно принесёт тебе большую пользу!» Женщина согласилась с моими словами: «На самом деле, отче, всё так и есть, как Вы говорите. Мы скользили по наклонной, не ведая, к чему идём, Бога не ведали и не верили. Случившееся нас встряхнуло, потрясло настолько, что разрушило всю нашу прежнюю жизнь». – «Теперь Он строит вам новый прекрасный крепкий дом. Вы можете ещё родить ребёнка, но иным образом вывести вас на путь спасения было, очевидно, нельзя. Прежний ваш дом был ветхий и ни на что не годный, его нужно было разрушить». Теперь они на верном пути, живут по-Божьему, подвизаются, обратились и следуют светлым путём покаяния. Пожалуйста – горе и страдания принесли какой плод!
Потому страдание есть самое сильное, самое горькое, но и самое действенное лекарство для людей, не познавших пути обращения и покаяния.
Ничего нет случайного на земле. Ничто не происходит без Промысла Божия. Мы противимся Божию Промыслу и нередко ропщем. Так же ведёт себя упрямый и непослушный ребёнок, когда мать или отец не исполняют его прихоти: он не слушается никого и требует своего, а если его не получает, то может даже уйти из дома или накричать на родителей. Но не так ведёт себя разумный и послушный ребёнок: он понимает, что, если родители чего-то не разрешают, то это не просто так, ведь они старше, знают больше, и, может, теперь нет средства сделать то, что хочется, зато оно, возможно, появится завтра. Может, сейчас нет денег, приходится снимать квартиру, отец болен и т.д. и т.п. Но всё это обязательно пройдёт, наступят лучшие дни, и тогда родители исполнят его желание. Вот как рассуждает разумное чадо. Или, например, родители запрещают детям гулять по ночам ведь тоже неспроста, ведь, наверное, они лучше знают, что ночные прогулки чреваты большими бедами. Если ребёнок разумный, он поймёт, что родители запрещают по любви. Непослушный же будет спорить и настаивать на своём и, как результат, испытает на себе все горькие последствия непослушания.
Так и мы: если противимся испытаниям, которые Бог посылает, чтобы пресечь нашу злую волю, то вместо пользы, приобретаемой от следования воле Божией, терпим только вред. Хула, гнев на Бога, проклятие – великие преступления! Бог даёт нам лекарство. Когда врач делает операцию, а больной от того, что ему больно, начинает срывать бинты, ругает и кусает врача, то что остаётся врачу в таком случае делать?! Врач не желал делать ему больно, он лишь старается помочь больному, сделать всё, чтобы тот выздоровел. Но больной сам своим неразумием вредит себе.
То же делаем и мы, когда противимся испытаниям, которые Бог попускает ради нашей же душевной пользы. Так будем же принимать боль, печаль, испытания как лекарство, посылаемое Богом. Будем терпеть скорби и трудности. Будем благодарить Господа, зная, что Отец не допускает ошибок. Любящие отец и мать никогда не желают своему ребёнку зла. Так и мы будем принимать любовь Божию, плоды которой видим на деле.
Оставим то таинственное, что нам недоступно, воззрим на Христа во плоти в час Его Божественного распятия. Увидим Спасителя, приносящим Свою жизнь в жертву за нас. Это ли не неоспоримое свидетельство Его любви? Оставим по этому поводу всякие сомнения! Такой жертвы ради любви к нам никто не принёс никогда. Один лишь Бог принёс Себя в жертву ради нашего спасения!
Будем терпеть боли и печали и молиться о всяком страждущем человеке. Подумайте, сколько людей на земле страдают в больницах, в домах умалишённых, сколько мучаются душевными недугами. Если вам приходилось страдать психическими заболеваниями, то вы знаете, насколько это тяжко. Посмотрите на людей, находящихся под бесовским воздействием, – как они страдают! Их жизнь – сплошное мучение. Отчитываешь – и видишь, как их крутит, какие при этом слышишь вопли!.. Как же им тяжело!
Не будем вникать, за что это случилось с человеком, будем лишь видеть страдание и боль, будем думать, как тяжело избавиться душе от бесовского воздействия. Посмотрите же, как страдают люди в психиатрических лечебницах!
И нам, считающимся здоровыми, нельзя забывать об этих людях, нельзя не поминать их в наших молитвах и оставлять без своего попечения. Будем умолять Бога, чтобы Он послал им терпение, облегчение в скорби и исцеление; мы должны прочувствовать боль наших братий. Если мы этого не делаем – значит, не имеем любви! Если забудем о них – значит, мы вне любви Божией! Бог испытывает их здесь, дабы ввести в Своё Царствие.
Опять же подумаем, сколько людей находится при смерти, что решается их судьба, а совесть их неспокойна и они мучаются мыслью: «Что же теперь будет?» Их страдания должны стать и нашими, и тогда Бог, «испытующий сердца и утробы»273, знающий, что значит любовь, запомнит наше добро и будет считать Себя «нашим должником» и не только в будущей жизни воздаст нам, но и в этой, когда придёт время и нам тоже потребуется помощь. Он поможет и просветит других людей, чтобы они помолились за нас, как мы когда-то молились за других!
Что посеем, то и пожнём. Земледелец сажает пшеницу – пшеницу и пожинает. А кто сеет плевелы – тот пожинает терния. Земля воздаёт земледельцу тем, что он сам в неё посеял. Тем более Бог, Живой Бог, знающий тайная людей, воздаст каждому по правде его274!
Поэтому, имея очи души открытыми, будем видеть правду. Будем видеть истину ясно. Если мы стоим в истине, то не должны бояться. Пилат спрашивал Христа: Кто Он, откуда и т.д., говорил, что имеет власть отпустить Его либо распять. На что Христос ответил ему: «Ты не имел бы никакой власти надо Мной, если бы не было дано тебе свыше»275; «Я пришёл, чтобы свидетельствовать об истине»276. Тогда Пилат спросил: «Что есть истина?»277 – но тут он промахнулся, ибо был недостоин услышать об истине. Ведь чтобы познать её, нужно быть достойным, и истина избавит человека от лжи и осуждения. В чём же состоит истина? В том, что мы должны любить ближнего правильно: не мечтательно, не болезненно, не паразитически и не ради собственной выгоды.
Сегодня человечеству нужна настоящая, подлинная христианская православная любовь. Мы не умеем любить правильно, ведь, если бы мы любили, как надо любить, то творили бы и соответствующие дела. Наши же дела говорят и о нашей неправедной жизни, и о наших нечестных мыслях. Потому наше тайное делание (христианин должен совершать тайное духовное делание) не может быть лишено главного своего элемента – бескорыстной и искренней любви к братьям, не только живым, но и почившим. Боль страждущего и впавшего в отчаяние человека, боль в страхе ожидающего Суда Божия, должна стать и нашей болью. Когда же эта боль станет нашей, тогда Бог сотворит и наше исцеление.
Покрой недостатки другого, чтобы и твои недостатки покрыл Бог. Принимай несправедливость по отношению к себе, но сам не поступай несправедливо. Побеждай зло добром, потому что в этом состоит Евангельский Закон. Не будем мстить сотворившему нам зло. Что в том, если мы любим тех, кто любит нас. Мытари и грешники делают то же самое. Если мы даём в долг и требуем назад, то не творим ничего особенного – все так делают ради собственной выгоды. А ты должен помогать просто так, без всякого расчёта, без мысли о вознаграждении. Только давай – и не думай выручить! Дай любовь и не думай получить её назад. Если ждёшь награды за свою любовь, то лучше не давай. Стремись давать без возврата – в этом случае ты творишь истинную милостыню! Христос дал Свою любовь, а взамен получил людскую злобу.
Некий старец спросил молодого монаха: «Чадо, скажи, кто распял Христа?» – «Евреи, отче». – «Нет, не евреи, но людские зависть и злоба Его распяли»278.
Христос дал любовь, а взамен получил зависть и злобу. Дал манну, а получил желчь. Но Он не протестовал. Он сказал: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят». Следовательно, Он принял несправедливость, но Сам несправедливо не поступил. Дал любовь – получил ненависть, дал хвалу – получил клевету.
В этом и есть дух Евангелия, в этом истина Христова – приносить себя в жертву ради своего брата, даже ради своего врага! Тогда увенчанный венцом ты последуешь путём просвещения навстречу Христу, великому Богу жертвы и любви.
Христос показал великий пример послушания: «Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь»279. Это значит, что Христос есть Великий Послушник, Который принёс Себя в жертву и Которому Бог дал имя превыше всякого имени. Когда Он вновь придёт судить мир, то перед Ним преклонится всякое существо, всякий человек на земле. Верующие поклонятся перед Ним к славе, те же, кто не уверовал в истинного Бога и был уловлен сатаной – к осуждению.
Потому мы, наученные Православной Церковью правой вере и истине Христовой, возлюбим своих братьев, родные нам души, как Христос возлюбил нас. Если станем подражать любви Христовой, то окажемся со Христом, войдём в Его вечную славу, Небесную Славу, в Великий покой, будем праздновать вместе с Ним вечную Пасху, которая не окончится во веки веков! Аминь.
* * *
Произнесено на встрече с христианами в Америке.
*Праведный Иов Многострадальный (букв.: удручённый, гонимый) – герой Ветхого Завета, образец праведной веры и терпения. Жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Книге Иова. Справедливый, честный, праведный и чуждый всякого порока Иов был испытан сатаной. Но в своих страданиях он остался верен Богу, Который вознаградил его за это. После перенесённых страданий Иов вновь обрёл и здоровье и свою семью. Прожил 248 лет и видел своё потомство до четвёртого колена. Как праведник упомянут у Иезекииля (Иез.14:14). Память – 6 мая по ст. ст.
*«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8).
*Преподобный Макарий Великий, Макарий Египетский (О Μέγας Μακάριος, ок. 300–391) – отшельник, автор духовных бесед. Ученик прп. Антония Великого [см. 39]. В 40 лет был поставлен настоятелем Скитской пустыни и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Ок. 360 г. основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший название – монастырь Макария Великого. Чудеса и видения Макария были описаны пресвит. Руфином, а житие составил еп. Тмунтский Серапион. Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте, в монастыре Макария Великого. Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят Слов (бесед), семь наставлений и два послания. Память –19 января по ст. ст.
*Данная история приведена в «Древнем патерике» (глава 3-я «О сокрушении», ст. 18).
*«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтеся внити сквозе тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут» (Лк.13:23–14). – Ср. Мф.7:13.
*Ср.: Ис.25:8; 35:10; Откр.7:17.
*Ср.: Пс.43:22,89:8; Еккл.12:14; Рим.2:16.
*Ср.: «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа? Нет – и мы с вами, братья мои; каждый из нас влил в ужасную чашу Его страданий много горькой желчи. Ибо в нас действуют те же страсти, кои действовали в распинателях Христовых: то же самомнение, та же гордость, та же злоба, та же зависть, то же пристрастие к внешности и пренебрежение внутренней добродетелью – искренним смирением и благочестием, искренней верой и любовью; то же лицеприятие, раболепствующее сильным, знатным, богатым и презирающее бессильных, простых, бедных, незнатных; то же Иудино сребролюбие, та же Иудина алчность, предающие Христа в лице Его членов; та же неправда, то же непочтение к родителям, то же оставление правосудия милости и веры, то же лицемерие, какие были у распинателей Христовых... Каждая страсть, действующая в нас ко вреду ближнего или к его соблазну, есть вторичное каждым из нас распинание Сына Божия. Зло, причиняемое ближнему, причиняется и Самому Христу» (св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Моя жизнь во Христе»)