Толкования на Священное Писание
На некоторые места «Плача Иеремии»
Глава 1
«Бы́ша стужающии ему во главу», то есть вошли в силу все те, которые хотели сделать зло в Иерусалиме. «Бы́ша кня́зи ея... елени", то есть стали робки, как олени. «И хожда́ху не с крепостию пред лицем гонящаго» (Плач.1:5–6).
«Виде бо язы́ки вшедшыя во святыню Твою», чтобы расхитить, сжечь и разорить. «Да́ша вожделенная своя за пищу, еже бы обратити душу» (Плач.1:10–11); или потому что снедали плоти сынов своих, или потому что все, что имели, отдавали за пищу, только бы удержать в себе душу.
«Погибо́ша сынове мои» (Плач.1:16), «как лесные смоквы», то есть переселенные и изнуренные в плену стали подобны диким смоквам, хотя до плена уподоблялись кедрам.
«Позвах люби́тели моя в помощь себе, и тии прельстиша мя» (Плач.1:19). Пророк подразумевает или идолов и лжепророков, или Идумеев и другие окрестные народы.
«Привел еси день, который Ты призвал, и будут подобни мне» (Плач.1:21), то есть пришел день, который соблюдал Ты для них, и все народы, издевавшиеся надо мной, сделаются подобными мне пленниками.
Глава 2
«Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю!» то есть Господь постиг гневом Своим дщерь Сиона, и омрачил блистательную славу ее. «И не помяну подножия ногу́ Свое́ю» (Плач.2:1). Это – святой храм Его, место, на котором стояли ноги Ангела.
«Глас да́ша сыны Иерусалима в дому́ Господни яко в день праздника» (Плач.2:7). Пророк говорит это о вопле жителей Иерусалима в то время, когда гонители вошли умертвить их.
«Еда снедя́т жены́ плод утробы своея́?» то есть детей, убиваемых матерями во время голода. И на это пророк отвечает таким вопросом: «убиеши ли во святыни Господни жерца́ и пророка?» (Плач.2:20). Вероятно, Вавилоняне во святилище Господием убивали священников и пророков.
Глава 3
"С обновлением утра многа есть вера» (Плач.3:23), то есть во время спасения, которое пророк называет утром.
«Благо есть мужу, егда во́змет ярем в юности своей». Здесь пророк таинственно показывает, что язычники будут научены учению Господа, а ярмом иносказательно называет святое житие. «Сядет на еди́не и умолкнет», то есть в девстве и отшельничестве (Плач.3:27–28).
«Положи́т во прахе уста своя». Так пророк таинственно обозначает воздержание от пищи. «Негли како будет надежда», то есть воздаяние воздержным и надежда, что обетованное им наследие – на небеси, а не на земли. «Подаст ланиту свою биющему» (Плач.3:29–30). Это сходно со сказанным: «аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф.5:39).