Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) Неизданные лекционные курсы профессоров и преподавателей МДА

Неизданные лекционные курсы профессоров и преподавателей МДА

Источник

Московская духовная академия, созданная в 1685г. братьями иеромонахами Софронием и Иоанникием Лихудами, как Славяно-греко-латинская, обладает огромным научно-богословским потенциалом, который отчасти общеизвестен и доступен, а отчасти все еще продолжает оставаться под спудом как библиотек, так и архивов и прочих книго- или рукописехранилищ. Прежде чем говорить о неизданных лекционных курсах, стоит вспомнить о том, что ряд учебных материалов и статей издавался в дореволюционных журналах, а затем переиздавался отдельными оттисками, которые достаточно труднодоступны. К примеру, из трудов профессора МДА М.Д. Муретова в библиотеке МДА наличествует не более одной трети его сочинений и так далее1. Некоторые монографии или курсы уже частично издавались в советское время, как, например, монография о свв. Кирилле и Мефодии Е.Е. Голубинского2. Однако наибольший интерес представляют наименее доступные и до сих пор остающиеся неизданными лекционные курсы3.

Весь неизданный корпус учебных курсов и пособий, о котором пойдет речь, писался по большей мере или в самой Троице-Сергиевой Лавре или при Лавре. До революции творческие рукописи и машинописи хранились в академической или лаврской библиотеках. В настоящее время они обрели для себя новое место хранения – в составе перемещенного в 1930-е гг. академического архива и рукописного фонда – в НИОР РГБ и в меньшей мере в ЦИАМ4. Также у возрожденной в 1940-е гг. Академии в конце 1960-х гг. появился свой новый архив (с 2011г. он размещается в библиотеке МДА), в котором содержится ряд курсов и пособий, составлявшихся не только в советское время, но и в дореволюционную эпоху5.

Все курсы лекций, которые когда-либо читались в Московской духовной академии, можно было бы разделить на две самоочевидные группы, а именно, на те, которые издавались, и на те, которые в силу самых разных причин остались лежать под спудом. Издание учебных пособий часто оказывалось многоэтапным процессом. В 1830-е гг. Академии по инициативе святителя Филарета (Дроздова) было дано разрешение заниматься их литографированием, а в 1840-е гг. появились первые издания. Однако и впоследствии далеко не все учебные курсы издавались, ведь живое слово должно быть отредактировано, обработано, а это было отнюдь не всегда возможно. 1830-е гг. характерны, в частности, тем, что язык преподавания изменился с латинского на русский. Такая же судьба постигла и учебные курсы, которым пришлось приспосабливаться к новым, в целом более свободным, условиям.

Выявление неизданных курсов и пособий предпринимается с целью дальнейшего издания лучших из них как для использования в учебном процессе, так и ради более отчетливого осознания истории преподавания той или иной дисциплины.

Ключевые слова для поиска неизданных учебных материалов – лекции, конспекты, материалы. В отдельную группу выделены тетради дежурных студентов, которые – в случае добросовестного несения студентом своего текущего послушания – являются важнейшими и остаются в целом очень малоизученными материалами, по которым можно в значительной степени восстановить содержание учебного процесса в дореволюционной Духовной академии6. Дежурные студенты, в частности, сохранили для нас лекции о. Павла Флоренского по философии7 и многое другое. Данные тетради переносят в атмосферу занятия того времени, хотя иногда и неизданные лекции писались и читались столь непосредственно, что весьма приближались к разговорному непринужденному стилю8.

Таким образом, помимо лекций братьев Лихудов и латинских конспектов, можно выделить следующие характерные группы неизданных лекций, соответствующих особому историческому периоду, который переживала Академия.

I. Лекции на греческом и латинском языках XVIII–нач. XIX вв.

II. Лекции на русском языке дореволюционные.

III. Лекции периода Академии «в подполье» (1919–1927).

IV. Лекции возрожденной Академии.

Естественно, что каждый период далеко не однороден. Например, к лекциям возрожденной Академии можно отнести не только труды профессоров, постоянно трудившихся в МДА, но и приехавшего из эмиграции профессора еще дореволюционной МДА С.В. Троицкого.

Основные материалы содержатся в фондах 172, 173 НИОР РГБ, в 229-м фонде ЦИАМа, а также в архиве библиотеки Московской духовной академии9. Помимо данных фондов, в НИОР РГБ имеется несколько десятков фондов профессоров МДА или сопряженных материалов, при изучении содержания которых можно обнаружить ряд ценных монографий и лекционных курсов, дающих благоприятную возможность для перспектив научно-богословского книгоиздательства.

В будущем представляется важным создать исчерпывающий, а также по возможности аннотированный каталог курсов и пособий, однако, на данный момент нам придется ограничиться отдельными примерами. Данный проект можно было бы осуществлять совместно с проектом издания биобиблиографического словаря протодиакона Сергия Голубцова10, отдельно выделяя каждый раз данные конспекты.

Неизданные курсы охватывают большую часть преподававшихся предметов. Можно найти курсы по догматике, философии, библеистике, патрологии, агиографии, религиоведению, апологетике и т.д. Естественно, что при переиздании следовало бы применять ряд критериев, а именно:

1. Известность профессора / преподавателя;

2. Важность темы;

3. Редкость темы;

4. Востребованность курса (например, читался из года в год для студентов) в то время;

5. Актуальность, сохраняющаяся для современной науки.

В послевоенной Академии особую роль приобрела апологетика. И потому значительная часть конспектов посвящена именно ей. В этом отношении особо показательно название конспекта профессора А.А. Ветелева («Некоторые особенности внутренней жизни растений, птиц и животных». 1956г. 113 л.), который сам был специалистом по гомилетике, но, тем не менее, активно составлял конспекты по патрологии и другим дисциплинам.

Особо можно сказать о курсе лекций по церковному праву (1949г. 162 л.) дореволюционного профессора С.В. Троицкого, который в конце 1940-х гг. на короткое время приезжал преподавать в МДА.

Известно, что, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, написание учебного пособия могло быть защищено как магистерская диссертация, что по нормам того времени было выше кандидатского сочинения.

В настоящее время в библиотеке МДА создан особый раздел, куда мы собираем все конспекты. Многие конспекты безымянные – и в библиотеке, и в архиве. Над воссозданием корпуса учебных пособий еще предстоит большая и основательная работа.

Постепенно возвращаются в библиотеку и дореволюционные диссертации, конспекты и рукописи, правда, нередко в оцифрованном виде.

* * *

Библиографический список

(выборочно)

I. Лекции на греческом и латинском языках XVIII–нач. XIX в.

К самым старым неизданным конспектам относятся конспекты на греческом (в основном, написанные братьями Лихудами)11 и на латинском языках. Латинские и греческие лекции в достаточном количестве сохранились в 173-м фонде ОР РГБ. Большая часть лекций по догматике, на втором месте лекции по философии, нравственному богословию и другим дисциплинам. В качестве примера можно привести историческую рукопись-автограф архимандрита Кирилла (Флоринского), имеющую особое значение как памятник, увековечивший связи между Лаврой и Академией в период до 1814г. На Л. 1 находим следующую заметку: «Это богословие читалось в Академии ее ректором Кириллом Флоринском, который позднее был настоятелем в Лавре Святой Троицы и святого чудотворца Сергия (qui tandem erat abbas in Lavra SS. Trinitatis et S. Thaumaturgi Segrii), и он почти всю рукопись написал своей рукой»12.

НИОР РГБ. Ф. 173. I. №243. Theologia positivaet polemica. «Богословие положительное и полемическое, прочитанное в Московской академии Кириллом (Флоринским)13 в 1737–1740 гг.». 330 л. – Данный курс приобщает к вершине богословского образования в России, которое в XVIII в. имело ярко выраженный трехчастный характер: сначала изучалась грамматика, затем философия, и, наконец, богословие.

II. Лекции на русском языке дореволюционные

При беглом предварительном просмотре каталога основного 172-го фонда НИОР РГБ и каталогов фондов профессоров МДА, а также архива БМДА, удалось выявить 17 курсов или пособий двенадцати профессоров Академии:

1. Андреев И.Д. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого. 1908–1916 гг. 325 л. (Архив БМДА).

2. Андреев И.Д. Рукописи по сектоведению. 1912г. 43 л. (Архив БМДА).

3. Андреев И.Д. Рукописи по Истории Русской Церкви 1908–1912г. 360 л. (Архив БМДА).

4. Андреев И.Д. Рукописи по Истории Древней Церкви. 27 л. (Архив БМДА).

5. Андреев И.Д. Рукописи по Новейшей гражданской истории, 1900–1906 гг. 384 л. (Архив БМДА).

6. Беляев А.А. Лекции и очерки разного содержания в рукописях и машинописи. 119, 69, 17, 7, 16, 52 л. (Архив БМДА).

7. Введенский А.И. Лекции по метафизике. В тетради. 70 л. (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 152. Ед. хр. 10).

8. Голубинский Е.Е. О древних славянских переводах апокрифов. 1860. 150 л. Черновой автограф (Ф. 541. К. 2. Ед. хр. 1).

9. Громогласов И.М. Лекции, статьи и др. материалы, относящиеся к истории русского Раскола. 188 л. (Архив БМДА).

10. Делицын П.С. Очерки о церковных писателях, мучениках и отцах Церкви 1830-е гг. 92 с. (Ф. 55914. К. I. Ед. хр. 8).

11. Жданов А.А. Лекции, прочитанные на кафедре Священного Писания Нового Завета МДА. (Ф. 172. К. 152. Ед. хр. 16).

12. Корсунский И.Н. Материалы к лекциям по философии. 115 л. (Ф. 172. К. 153. Ед. хр. 3).

13. Пантелеимон (Успенский), архим. Лекции по патристике 1910-е гг. (Ф. 770. К. 2. Ед. хр. 2). Здесь же: Лекции по богословию 1914–1915 гг. (Ф. 770. К. 2. Ед. хр. 8). Автографы.

14. Попов И.В. История науки. – Лекции (разрозненные листы). Автограф. 1890. 17 л. (Ф. 172. К. 153. Ед. хр. 22).

15. Смирнов С. Материалы семинара по «Житиям древнерусских святых» на Историко-филологическом факультете МГУ. 1910, 1915, 1916 гг. 55 л. (Ф. 280. К. 14. Ед. хр. 16).

16. Смирнов С.И. История христианизации Древней Руси. Курс лекций на историко-филологическом факультете МГУ. 1907–1908 гг. 443 л. (Ф. 280. К. 12. Ед. хр. 5)15.

17. Флоренский П., свящ. Лекции по Истории философии для 3 курса, записанные дежурными студентами, 1915–1919 гг. 19 л. (Архив БМДА).

III. Лекции периода академии «в подполье»

Среди лекций самого загадочного и малоизученного периода в истории Академии (1919–1927)16 выделяются два курса 1922–1923 гг., хранящиеся в архиве библиотеки МДА, которые в настоящее время готовятся к изданию:

1. Андреев И.Д. История религий. 1923 г.

2. Кузнецов Н.Д. Обоснование христианского мировоззрения. Лекции, прочитанные студентам Московской Духовной Академии профессором Н.Д. Кузнецовым в 1922г. с дополнениями. 177 л. – Общий настрой лекций передает, в частности, следующий отрывок: «Атеизм, и чем более он становится воинствующим, тем сильнее не допускает религиозного усыпления и равнодушия, пробуждает ревность по вере и способствует более глубокому пониманию религии».

Помимо указанного в архиве БМДА хранятся рукописи с лекциями лиц, не преподававших в МДА, которые писались в период, когда все духовные школы были закрыты. В качестве примера:

3. Гудков А., архим. Введение в Православное Богословие. 1937г. 357 л.17

IV. Лекции возрожденной академии

Все лекции хранятся в архиве библиотеки МДА или в ее фондах. Среди лекций и творческих материалов есть материалы с пометкой «неизвестный». При установлении авторства можно будет лучше оценить их значимость18. В списке не приведены изданные лекции, как, например, лекции по археологии протоиерея Алексея Остапова, хотя – с учетом малого тиража и локального характера предпринятого издания, – скорее всего, потребуется новое фундаментальное научное издание под эгидой Московской духовной академии19. В списке приведены 19 лекционных курсов тринадцати преподавателей Академии, большая часть которых входила в состав профессорской корпорации.

1. Боголюбов Д.И., прот. Лекции по сектоведению. 1951г. 78 л.20

2. Ветелев А., прот. Лекции по Пастырскому богословию. 204 л.

3. Ветелев А., прот. Лекции и конспекты по Патрологии, 1951–1952 гг. 70 л.

4. Георгиевский А.И. Лекции по Литургике для 2 курса МДА. 85 л.21

5. Гнедич П.В., свящ. Лекции по Византологии. 1962/63 уч. год. 93 л.

6. Гнедич П.В., свящ. Лекции по Патрологии для 2 курса. [Рукопись]. 1962/63 уч. год. 112 л.

7. Козлов Иоанн, прот. Сектоведение: Конспективная запись лекций по обличению сектанства. 139 л.

8. Козлов Иоанн, прот. Священное Писание Нового Завета: рукописные лекции. 1964г. 102 л.

9. Козлов Иоанн, прот. Конспекты по Литургике. Машинопись для 3 класса семинарии. Праздники и триодь постная и цветная. 265 л.

10. Марк (Лозинский), игум. Рукописные лекции по Гомилетике. 1 курс, 1970/71 уч. год. 155 л.22

11. Муравьев Н.И. Лекции по Истории Русской Церкви [Рукопись]. 89 л.

12. Муравьев Н.И. История Греческой Церкви [Рукопись]. 303 л.

13. Муравьев Н.И. Лекции по Византизму с оглавлением. С. 1–148, 115–147.

14. Попов Тихон, прот. Лекции по практическому руководству для пастырей. 57 л.

15. Сергий (Голубцов), еп. Лекции по Археологии. 1953г. 28 л.

16. Талызин В.Д. Лекции по Церковному Праву. 85 л.

17. Троицкий С.В. Лекции по Церковному Праву. 1949г. 162 л.

18. Ушков А.В. Краткий курс Логики. Учебное руководство для студентов I курса МДА и катихизические тексты. 188, 36–43 л.

19. Шабатин И.Н. Рукописные лекции по Истории Русской Церкви XIX–XX в.: для 3 курса МДА. 225 л.

Итого: В выборочном библиографическом указателе перечислены: 1 курс до переезда Академии в Лавру, 17 дореволюционных курсов или пособий, 2 – периода полулегального существования Академии и, наконец, 19 – периода послевоенного возрождения Академии. Всего, 39 курсов или пособий.

Не все вышеперечисленные курсы имеют равную ценность для своего времени и особую актуальность для нашего. Естественно, что с учетом новых данных по религиоведению и прочим богословским и церковно-историческим наукам, которыми стал так богат XX в., ряд курсов в значительной мере устарел. При оценке неизданных лекционных курсов, написанных в советскую эпоху, следует особо учитывать общую атмосферу эпохи, которая вовсе не способствовала глубокой науке. Часть курсов еще необходимо датировать.

Если из каждой выделенной по хронологии группы выбрать по одному, как представляется, самому актуальному для издания курсу, то получится следующая картина.

1. Из всех курсов XVIII в. – «Полемическое богословие» архимандрита Кирилла Флоринского – представляет особый интерес. Однако для его издания необходим огромный труд по переводу с латинского на русский язык. Хотя с практической точки зрения он будет мало востребован в преподавании, полный перевод данного курса и выявление его источников мог бы стать важным проектом для истории отечественного богословского образования.

2. Из дореволюционных курсов на русском языке, возможно, в будущем следует обратить особое внимание на Лекции по патристике иером. Пантелеимона (Успенского), первого издателя «Гимнов» прп. Симеона Нового Богослова в мировой науке. В фонде о. Пантелеимона хранятся его только отчасти изданные переводы и неизданные лекции о святителях Иоанне Златоусте и Кирилле Александрийском, о блж. Августине, а также лекции по богословию, которые еще предстоит оценить.

3. Лекции известного ученого историка и переводчика сочинений святителя Никифора Константинопольского И.Д. Андреева, племянника святителя Феофана Затворника, посвященные истории религий, также несомненно заслуживают того, чтобы быть изданными.

Содержание курса раскрыто самим автором в начале: «Мой курс носит заглавие «Религии передней Азии и христианство». Оно не совсем точно и нуждается в пояснении. Я буду говорить о религиях индийской, персидской, вавилонско-ассирийской, культах Сирии, Финикии и М(алой) Азии, о еврейской религии и христианстве. Главными вопросами моего курса будет образование на почве передней Азии религиозного синкретизма начала нашей эры и в его лице его завершительной стадии христианства. Все перечисленные религии сделали большие вклады в общую сокровищницу религиозных переживаний, верхний и более тонкий слой – в христианство».

Лекции И.Д. Андреева, характерного представителя либеральной школы академического богословия, отражают и веяния революционной эпохи: так, в них уделяется чрезмерное внимание внешнему материальному фактору23. Но при всем том данный курс содержит ценный материал не только для истории духовного образования, но и для современности. Слова И.Д. Андреева о Сирии24 – с учетом событий последнего времени – выглядят почти пророческими.

В настоящее время данный курс лекций готовится к изданию в рамках того же проекта, по которому стало возможно проведение Покровской академической конференции. Издание курса лекций И.Д. Андреева станет первым законченным результатом тех мыслей и принципов, которые были изложены в настоящем докладе25.

4. И, наконец, из всех послевоенных курсов особую ценность представляют послевоенные лекции по Церковному праву профессора С.В. Троицкого, которые готовит к изданию проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов. Специалист по каноническому праву Сергей Викторович Троицкий (1878–1972) был профессором Юридического и Богословского факультетов Белградского университета, приват-доцентом Новороссийского университета и преподавателем русского Парижского богословского института, а также профессором Московской духовной академии. 20 мая 1947г. Троицкий был официально зачислен профессором МДА, каковым и пребывал до весны следующего года. Содержание его лекций (известное по конспекту, сделанному А.С. Буевским) касается тем понятия церковного права, Церкви как объекта права и важности ее отделения от государства, соотношения каноники с богословскими и юридическими науками и т.д. А сами лекции хранятся в архиве библиотеки Московской духовной академии26.

После завершения двух последних проектов останется 37 неизданных лекционных курсов и пособий, из которых примерно одну треть планируется ввести в научный оборот в будущем.

* * *

1

Подробнее см.: Дионисий (Шленов). игум. Издательская деятельность Московской духовной академии Издательская деятельность Московской духовной академии // МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. С. 201–216.

2

В фонде Е. Голубинского хранится двухтомное исследование о свв. Кирилле и Мефодии, общим объемом около 900 рукописных страниц: Голубинский Е.Е. Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские. Обзор источников и древних сказаний. 1867. Т. 1. 469 л. + 2 обл. Т. 2. 417 л. + 2 обл. (Голубинский Е.Е. НИОР РГБ. Ф. 541. Архив 1787–1918. К. 2, 2.3). Из них в «Богословских трудах» издавался в сокращении только 1-й том (БТ 26, 27. 1985–1986). В предисловии сказано: «Публикация БТ представляет собой сокращенную редакцию 1-го тома двухтомного сочинения Е.Е. Голубинского, которое никогда не издавалось».

В библиотеке имеется еще более краткое издание: Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912), проф. МДА. Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские. М., 1885. 69 с.

3

Такая же приблизительно картина и с трудами, посвященными преподобному Сергию, – наиболее плодотворный – 1892-й г., – когда торжественно отмечалось 600-летие со дня преставления преподобного Аввы, был ознаменован выходом в свет не только фундаментального путеводителя по Лавре проф. МДА Е.Е. Еолубинского, но и сотнями статей и речей, которые не так легко даже перечислить. Но здесь как раз фонды нашей библиотеки очень важны: в 1964г. к 150-летнему юбилею пребывания Академии в Лавре родственники последнего библиотекаря К.М. Попова передали Академии уникальную картотеку с несколькими тысячами аннотированных записей о преподобном Сергии, Сергиевом Посаде и святых окрестностях Лавры. Хотя эти библиографические записи нельзя назвать лекционным курсом, они являются важным вспомогательным пособием по краеведению – региональной дисциплине, которая могла бы преподаваться в будущем.

4

В результате проекта по оцифровке академических архивов, осуществляемого под эгидой Лавры и Академии совместно с РГБ и ЦИАМом, в скором времени данные конспекты станут доступны, по крайней мере, внутри академической библиотеки – вместе с диссертациями и другими творческими рукописями.

5

В нашем докладе будут указаны только те курсы и пособия, которые писались для преподавания в МДА. Учебные курсы для МДС не учитываются.

6

В юбилейном выпуске «Богословского вестника» были изданы две такие тетради. См.: Предпоследний учебный год профессора МДА А.Д. Беляева: конспект лекций по догматике на 4 академическом курсе // БВ 11–12. 2010. С. 766–793; Конспект лекций А.П. Шостьина и еп. Феодора (Поздеевского) по пастырскому богословию на 4 академическом курсе: 1909/10 учебный год // БВ 11–12. 2010. С. 794–818.

7

Лекции по Истории философии для III курса, записанные дежурными студентами, 1915–1919 гг. (Архив БМДА).

8

Так, например, проф. Андреев в курсе лекций по истории религий, читавшемся студентам закрытой и существовавшей при храмах Москвы Академии в октябре 1923г., написал: «Мы, русские, много сидим дома, ничего не видим и склонны к Манилову, [что] всегда возбуждает улыбку презрения». Подробнее о данном конспекте см. ниже.

9

За рамками доклада остаются лекции профессоров других духовных Академий, также хранящиеся здесь, как, например, лекции профессора КДА Π.П. Кудрявцева (например, по Истории религий. 500 л.).

10

Прежде всего, имеется в виду хранящаяся в библиотеке МДА машинопись: Голубцов С.А., протодиак. Жизнь, деятельность и научные труды профессоров [Академии начала XX в.]. Т. 2. Ч. 5. 1-я кн. 1-я пол. А–В. М., 2002. 214, XIV с.: 1-я кн. 2-я пол. Г–Ил. 481, 6, IX с.: 2-я кн. Ио–Пок. 379, XVI с.: 3-я кн. Поп–Сп. 219, XIV с.: 4-я кн. Ст–Ш. 198, XII с.

11

См.: Дионисий (Шленов). игум., (совместно с В.Л. Шленовым). Библиография по истории Московской духовной академии // МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. С. 338–369. См. особо публикации Д.А. Яламаса, №455–461.

12

В лекциях архим. Кирилла очень заметно влияние латинской схоластики, томизма – вполне в духе времени. Так, например, в другом более позднем курсе, преподававшимся студентам Московской духовной академии в сер. XIX в., отдельно говорилось об «именах», «свойствах» и «действиях» Божиих, в частности: «Совершенства, проистекающие из духовности Божиего существа, суть разум всеобъемлющий и воля... Под именем разума в Боге должно разуметь ту бесконечную силу, посредством которой Бог созерцает от вечности непостижимым образом, как Свои совершенства, так и все вне Себя находящееся. Бог, рассматриваемый в отношении к Своему знанию, есть не что иное, как Свет. Бог есть свет, в коем обитаяй, прошедшее и будущее видит как настоящее» (НИОР РГБ. Ф. 304 II. №155. Л. 32–32 об.).

13

Архимандрит Кирилл (Флоринский), настоятель Троице-Сергиевой лавры (1742–1744). Переведен в Лавру из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря 11 сентября 1742г. 2 октября 1742г. по его инициативе в Лавре была открыта Троицкая семинария, рассчитанная сначала не более чем на сто человек. Преподавателями были приглашены наставники Славяно-греко-латинской академии, где когда-то обучался, а затем был ректором сам архимандрит Кирилл. Его трудами была учреждена библиотека Семинарии, под которую специально выделили две палаты под Царскими чертогами и три палаты в монастырской стене. К сожалению, о. Кирилл вскоре скончался – 9 октября 1744г. – и был погребен на паперти Успенского собора. Его останки были недавно найдены при восстановлении фундаментов собора.

14

В фонде множество неизданных зарисовок. Много работ по математике. Данный материал, возможно, интересен, но большой научной ценности не представляет.

15

Ср.: Смирнов С.В. Древнерусский духовник: Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1914.

16

Об Академии в подполье см. републикацию из машинописи протодиакона Сергия Голубцова в: БВ 11–12. 2010. С. 443–509.

17

Ср.: Александр, архиеп. Молотовский и Соликамский. Апологетическое введение в Православное богословие и щит веры. 1945 г. 320 с.

18

На данный момент руководством Библиотеки было установлено авторство известного ученого-патролога из Киева С. Епифановича и подготовлены к публикации его труды по христианской хронологии, которые можно рассматривать как дополнительное учебное пособие по общецерковной истории.

19

Остапов А.Д.. прот. Лекции по Церковной археологии для 3 курса МДА. 357 л. для 4 курса МДА. 241 л. Изданы отчасти: Остапов А.Д. Церковная археология: Конспект лекций. Тула, 2010. 256 с.

20

Ср.: Боголюбов Д.И. Православный противосектанстский Катехизис. СПб., 1994.

21

Лекции были составлены в 1945г. Вступительная лекция опубликована в: БВ 1945–1946, 2013. С. 230–238. Ср.: Георгиевский А.И. Лекции по Литургике. М., 2002.

22

Марк (Лозинский). игум. Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970 (машинопись). Ср. его другие изданные труды: Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. СТСЛ, 1996. И проч.

23

В духе времени Андреев писал о приоритете материального над духовным или религиозным началом: «Эта синкретизация, это смешение религиозных верований осуществлялось благодаря тому, что известный мир опирался на торговые связи, существовавшие с древних времен между странами, религии которых сейчас известны. Торговый интерес – лишь один из самых многих стимулов в установке отношений между государствами и народами. За ним идет интерес религиозный. Религия связывает не только человека с Богом, но главным образом человека с человеком. Всякая грозноспособная религия прозелитная, т.е. стремится приобщить к даваемым ею благам и втянуть большее число людей. Отсюда купец и миссионер, обычно самые энергичные люди...»

24

О Сирии и Месопотамии сказано: «Все умерло, потому что торговые пути ушли отсюда. Только теперь в эти песчаные пустыни хочет вернуться жизнь. Игра истории капризна. Я говорил, что Германия хотела устроить путь Берлин–Багдад. Теперь за Месопотамию взялись англичане, а за Сирию французы. Вы читали в газетах, что в Месопотамии найдена нефть. А это – золото, самое хорошее, лучше червленого. Кто знает, эти забытые страны, м<ожет> б<ыть>, вернут часть былого величия. Но только часть. Воскресенье в прежнем виде, конечно, невозможно».

25

В качестве приложения к настоящему сборнику опубликована одна из лекций Н.Д. Кузнецова, коллеги И.Д. Андреева по преподаванию в Академии «в подполье». См. ниже приложение I. С. 333–352.

26

В качестве приложения к настоящему сборнику опубликована 1-я лекция. См. ниже приложение II. С. 353–371.


Источник: Гуманитарные науки в теологическом пространстве : взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX в. по настоящее время : Сборник статей в честь 200-летнего юбилея пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре / [отв. ред. – игумен Дионисий (Шленов)]. – Сергиев Посад : Московская духовная акад., 2015. – 408 с. / Игумен Дионисий (Шлёнов). Неизданные лекционные курсы профессоров и преподавателей МДА. 318-330 с.

Комментарии для сайта Cackle