Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский

(из Духовной Беседы)

Читатели, конечно, давно уже знают, о кончине преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского. Мы замедлили внести в нашу «Церковную Летопись» некролог этого замечательного духовного писателя. Вот что написал о нем граф М. Толстой.

В 1826 году поступил в число студентов московской академии воспитанник тамбовской семинарии Димитрий Григорьевич Гумилевский. Не задолго до окончания курса, он постригся в монашество, с именем Филарета.

При блестящих дарованиях он трудился неутомимо; для него не было предметов второстепенных: каждая наука, преподаваемая в академии, даже каждый из языков, древних и новых, обращали на себя полное внимание труженика, которому часто изменяли телесные силы, неразвитые в уровень с духовными. Особенно грудь была слаба, так что многие считали его чахоточным и недолговечным: только самая правильная жизнь, отсутствие всяких излишеств, строгое распределение труда и отдыха могли продолжить земную жизнь Филарета до 60-летняго возраста.

Окончив курс, Филарет был оставлен бакалавром при академии, где вскоре занял Должность инспектора, а через пять лет назначен ректором и профессором богословия. Он оставил в академии воспоминание о себе, как о Неутомимом деятеле в области богословских и Церковно-исторических наук, как о многосторонне-образованном, весьма даровитом и глубокоучёном наставнике. Изучив основательно иностранную богословскую литературу, он первый ввел в академические лекции дух строгой разборчивости в доказательствах, крепко ратовал против господствовавшего тогда на западе неологизма и в преподавание догматики внес исторический элемент. В академии он заботился об умножении библиотеки и успел приготовить здесь многое для своих будущих занятий.

С 1841 года, после шестилетнего управления академией, наступил для Филарета подвиг служения святительского: ректор московской академии принял рукоположение в сан епископа рижского, викария псковской епархии. На этом месте, незадолго пред тем учрежденном, преосвященный Филарет был преемником преосв. Иринарху (нынешнему архиепископу рязанскому), который вытерпел много неприятностей и гонений по возникшему между крестьянами Лифляндской губернии, латышами и эстами, стремлению к принятию православной веры, не смотря на противодействие вех местных властей губернии, от генерал-губернатора и до последнего чиновника, – все они были немцы по происхождению и языку и протестанты по вероисповеданию. При таких то трудных обстоятельствах прибыл в Ригу преосв. Филарет. Он деятельно занялся делами управления, стоял твердо за православие против защитников протестантства, но вместе с тем, получив личные наставления от покойного Государя Императора Николая II-го, и имея в глазах пример предшественника, действовал с такою благоразумною осторожностью, что самое сильное недоброжелательство не могло ничего найти к его обвинению1. Православие стало распространяться в Лифляндии, при неусыпных попечениях архипастыря, еще неопытного, но одушевленного горячим усердием к вере.

Почти семь лет продолжались апостольские труды святителя в Ливонии. В 1848 году он перемещен на архиерейскую кафедру в Харьков; здесь, спустя девять лет, возведен в сан архиепископа, а в 1859 году получил в управление древнюю епархию черниговскую, последнее поприще своей неутомимой, громадной деятельности на пользу паствы н науки.

Как архипастырь, преосв. Филарет отличался неутомимою деятельностью. Строгий исполнитель своих обязанностей, он требовал того же и от своих подчиненных. Чуждый роскоши и прихотей, он в одном только никогда себе не отказывал – в книгах, которые были ему необходимы, как насущный хлеб2.

Мы не можем в настоящую минуту перечислить все сочинения Филарета. Многие из них помещены в разных духовных журналах, в трудах ученых обществ, к которым принадлежал покойный архипастырь, а в последнее время – в основанных им черниговских епархиальных ведомостях. Укажем здесь только из важнейшие из трудов его.

1) Луг духовный блаж. Иоанна Мосха, перевод.

2) Слова и беседы в 5 частях.

3) История Русской Церкви, в 5 частях, или периодах·

4) Догматическое богословие, в двух томах.

5). Беседы о страданиях Спасителя, в 2 частях.

6). Описание харьковской епархии, в четырех отделениях.

7) Обзор русской духовной литературы, в 2 частях.

Особенно замечательна первая часть, заключающая в себе множество новых сведений о писателях, живших до XVIII века.

8) Чернигов. Историко-статистическое описание.

9) Опыт объяснения на послание Апостола Павла к Галатам.

10) Историческое учение об Отцах Церкви, в 3 частях.

11). Тоже сочинение в сокращенном виде.

12) Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви.

13) Русские святые за весь год. Первые девять месяцев выходили отдельными выпусками при черниговских епархиальных известиях; три последние изданы в одной книге.

14) Святые южных славян, в двух частях, за целый год.

15) Святые подвижницы Восточной Церкви.

Вышли только два листа при черниговских епархиальных известиях. Смертельная болезнь постигла его при обозрении епархии на пути в город Конотоп, куда 8-го августа вечером прибыл преосв. Филарет, – уже больной холерою, не успел заехать в собор и остановился в доме протоиерея. Призвали врачей, но усилия их оказались напрасными; ночью больной в полной памяти потребовал христианского напутствования, и в 6 часов утра скончался. Тело усопшего святителя перевезено в черниговский Ильинский Свято-Троицкий монастырь и там предано земле, при священнодействии преосв. Порфирия, епископа Чигиринского, викария киевской митрополии. (Душеп. Чт.) Прибавим к этому еще несколько слов из обширной, тепло и тщательно написанной, статьи «Полтавских епархиальных ведомостей»; в этих словах делается общий вывод из всего сказанного о литературных трудах преосвященного Филарета.

«Всегдашний труд, проникнутый увлечением, вечно-производительное чтение, кипучая жажда научной деятельности, стремительная отвага во все проникнуть, лаконическая сжатость выводов, неослабное внимание ко многим движениям современной мысли и (кто упрекнет его?) жажда приобрести себе имя доброе: – вот что произвело то обилие работ, которое так изумляет нас. Но вследствие научных обстоятельств времени, вследствие разнородной массы работ и спешного характера деятельности, во многих сочинениях его, при необыкновенной ширине и раскидости их поля, не видишь строго обдуманного плана, не встречаешь полного решения задачи, сообразно современным требованиям науки; так что почти все сочинения его представляют собою по преимуществу материалы, счастливо собранные и удачно сгруппированные» (№ 19) Некоторые сочинения покойного архиепископа Филарета навсегда останутся ценным приобретением нашей богословской литературы и долго еще будут предметом внимания и изучения. Достоинству их вредит некоторая шероховатость и черствость изложения, недостаток обработки в частностях, по местам резкий тон и не всегда беспристрастные суждения.

* * *

1

Об этом, может быть, самом важном и плодотворном периоде своей деятельности преосв. Филарет писал записки, об которых не забыл даже в духовном своем завещании. Ред.

2

В этом отношении деятельность покойного архипастыря была, точно, изумительна. Ред.

Комментарии для сайта Cackle