Э. Ценгер

Введение в Ветхий Завет

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к первому изданию

Предисловие к пятому изданию

А. Священное Писание иудеев и христиан I. Значение Библии Израиля для христианского самосознания… 1. Фундамент христианства 2. Интерпретационный горизонт Нового Завета 3. Ветхий Завет или Первый Завет? 4. Критика некоторых способов прочтения и истолкования Ветхого Завета в христианстве 4.1 Модель замещения / субституции 4.2 Модель ограничения 4.3 Модель отбора 5. Христианско-иудейская герменевтика Библии II. Танах: Священное Писание иудеев 1. Трехчастная структура Танаха 2. Герменевтическая систематизация Танаха 2.1 Программные завершения (эпилоги / колофоны) трех частей 2.2 Объединенность трех частей Танаха тематическими соответствиями и повторами ключевых слов III. Первый Завет: Священное Писание христиан 1. К вопросу о возникновении обширного христианского канона 2. Четырехчастная композиция Первого Завета 2.1 Структурные отличия от Танаха 2.2 Основная композиционная идея т.н. «канона Септуагинты» 3. Первая часть единой двухчастной христианской Библии B. Текст и его история I. Текстовая основа изданий еврейской Библии 1. Современные издания текста и т.н. масоретская проблема 2. Происхождение и особенности масоретского текста 2.1 Свидетельства о составе канона 2.2 Передача текста в домасоретский период 2.3 Работа масоретов 3. Новые сведения по истории текста еврейской Библии на основании находок у Мертвого моря и в каирской генизе 3.1 Древнееврейские рукописи 3.2 Рукописи палеоеврейского письма 3.3 Арамейские рукописи 3.4 Греческие рукописи 3.5 Текстологический статус библейских текстов из Кумрана 3.6 Комментарии к библейским текстам 3.7 Т.н. «rewritten Bible»: парафразы Пятикнижия и Храмовый свиток 3.8 «Канон» Кумрана 3.9 Тексты из Масады, Нахаль-Хевер и Мураббасат 3.10 Рукописи из генизы Старого Каира II. Теории, касающиеся истории текста еврейской Библии 1. Теория «первоначального текста» де Лагарда 2. Теория «общераспространенных текстов» (Vulgärtext) Кале 3. Теория «локальных текстовых семейств» В.Ф. Олбрайта / Ф.М. Кросса 3.1 Палестинское текстовое семейство 3.2 Вавилонское текстовое семейство 3.3 Египетское текстовое семейство 4. Новые подходы к истории текста еврейской Библии 4.1 Теория «групп-носителей текстов» 4.2 Теория многообразия текстовых традиций (“textual variety”) 4.3 Главные элементы формирования современной теории III. Древние переводы (версии) 1. Септуагинта (LXX, G) 1.1 Возникновение, своеобразие и значение 1.2 Ревизии / рецензии LXX 1.3 Издания текста 2. Таргумы (Tg) 3. Пешитта (Syr) 4. Vetus Latina (L) и Вульгата (Vg) C. Книги Торы / Пятикнижия I. Тора / Пятикнижие как единое целое 1. Книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие 1.1 Взаимосвязь книг: Пятикнижие, Шестикнижие, Девятикнижие 1.2 Специфика книг Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие 2. Программа окончательной композиции Пятикнижия 2.1 Единство всей композиции в целом 2.2 Пятикнижие как миф о начале, или «свидетельство обосновании Израиля» (Р. Рендторф) 2.3 Пятикнижие как Тора об истории и законе II. Различные теории происхождения Пятикнижия 1. Свидетельства комплексного и многоступенчатого возникновения Пятикнижия 1.1. Разные имена, обозначения и титулы Бога 1.2 Повторы и (одновременно) несоответствия в следующих друг за другом рассказах 1.2.1 Истории о сотворении мира в Быт.1:1–2:4а и 2:4в–3:24 1.2.2 Три истории об отречении патриарха от своей жены – «прародительницы». Быт.12:10–20, 20:1–18, 26:1–11 1.2.3 Истории о явлении Бога Иакову в Вефиле (Быт.28:10–22 и Быт.35:9–15) 1.3 Повторы и (одновременно) несоответствия внутри одной истории 1.3.1 История о Потопе: Быт.6:5–9:17 1.3.2 Рассказ о спасении Израиля на море: Исх.14–15 1.4 Двойная традиция т.н. этического Декалога в Исх.20 и Втор.5; его неясное отношение к т.н. культовому Декалогу в Исх.34 1.4.1 Заметные противоречия в тексте двух версий Декалога Исх.20:2–17 и Втор.5:6–21 1.4.2 Различные способы контекстуальной связи в Исх.20:2–17 и Втор.5:6–21 1.4.3 Что было написано на «скрижалях» в Исх.34? 1.5 Сосуществование трех корпусов законов: «книги завета» (Исх.20:22–23:33), «закона святости» (Лев.17–26) и «девтерономистского собрания законов» (Втор.12–26) 1.5.1 Сравнение общей структуры 1.5.2 Сравнение трех законов об освобождении рабов (Исх.21:2–11; Лев.25:39–55; Втор.15:12–18) 1.6 Конкурирующие богословские концепции и представления 1.7 Основная литературная проблема 2. Три базовые модели для гипотез о возникновении текста 2.1 Гипотеза основного текста / дополнения (модель расширения) 2.2 Гипотеза источников / документов (модель наслоения) 2.3 Гипотеза повествовательных кругов 3 Важные этапы критического изучения Пятикнижия 3.1 Критика, относящаяся к содержанию Пятикнижия и к авторству Моисея 3.2 Критика текста Пятикнижия в Новое время: первые шаги 3.3 Возникновение классических гипотез о становлении Пятикнижия (XVIII–XIX вв.) 3.4 Два открытия, имевших важнейшее значение для датировки источников или письменных традиций (В.М.Л. де Ветте и Ю. Велльгаузен) 3.5 Новые выводы исследований истории и форм источниковг. Гункеля, М. Нота иг. фон Рада 4 Теория четырех источников «младшей документарной гипотезы» и ее современная критика 4.1 Модель четырех источников по В.Г. Шмидту 4.1.1 Яхвистский источник в интерпретации В.Г. Шмидта 4.1.2 Элохистский источник в интерпретации В.Г. Шмидта 4.1.3 История редакции Пятикнижия по В.Г. Шмидту 4.2 Сомнения в традиционной модели четырех источников 4.2.1 Методическая слабость модели 4.2.2 Апории при решении конкретных задач 4.2.3 Сомнительность религиозных и социальных предпосылок 4.3 Пункты согласия в современной дискуссии о Пятикнижии 5. Примеры современных моделей Пятикнижия 5.1 Возникновение Пятикнижия по Петеру Веймару / Эриху Ценгеру («Мюнстерская модель Пятикнижия») 5.1.1 Начало формирования традиции 5.1.2 Две истории о происхождении Израиля 5.1.3 Иерусалимское историческое произведение 5.1.4 Второзаконие 5.1.5 Историческое произведение *Быт.2:4b – 4Цар.25, написанное под влиянием Второзакония 5.1.6 Священническое писание 5.1.7 Соединение девтерономического и священнического богословия 5.1.8 Выделение текста Пятикнижия Быт.1 – Втор.34 5.1.9 Дальнейшая работа над Пятикнижием 5.2 Возникновение Пятикнижия по Эрхарду Блюму 5.3 Возникновение Пятикнижия по Экарту Отто 5.4 Возникновение Пятикнижия по Рейнхарду Кратцу III. Процесс редакции Пятикнижия 1. Литературная проблема 2. Богословские перспективы разных редакций 3. Исторический контекст формативных редакций Торы 3.1 Провозглашение Торы в контексте персидской политики 3.1.1 Исторический контекст 3.1.2 Тезис о так называемой государственной авторизации Торы 3.1.3 Слабые стороны тезиса о т.н. государственной авторизации 3.1.4 Окончательная редакция Пятикнижия как прежде всего внутрииудейский процесс поиска компромисса 3.2 Пятикнижие как компромиссный документ и как «Моисеева Тора» 4. Тора как каноническая книга IV. Книга Второзакония 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Критерии и модели диахронического анализа Втор 2.2 Язык книги и ее авторы 2.3 Внутрибиблейские предпосылки Втор 2.4 Очерк литературной истории Втор 2.4.1 «Прототекст» Второзакония времен Езекии 2.4.2 Документ о завете (времен Иосии) 2.4.3 Рассказ о завоевании земли (времен Иосии) 2.4.4 Переработка эпохи плена 2.4.5 Книга Второзакония в редакции Пятикнижия 2.5 О юридической герменевтике Второзакония в Пятикнижии 2.6 К вопросу об истории текста и раннем периоде рецепции 2.7 Богословский контекст и его историческое развитие 2.7.1 Кризис самосознания государства Иуды и систематизация традиций 2.7.2 Культура договора и отношение к Богу 3. Богословие 3.1 От священного культа к святому народу 3.2 Метафоризация богословия войны 3.3 Рождение монотеизма 3.4 Значимость Второзакония V. Священническое писание (P) 1. Памятники священнической литературы 1.1 Любовь к формулам, устойчивым формулировкам и повторам 1.2 Ослабление пластического элемента в сюжетном повествовании и характеристике героев 1.3 Любовь к элементам, упорядочивающим мир, историю и жизнь 1.4 Интерес к феноменам культа и ритуала 1.5 Схема «поручение – выполнение» или «возвещение – исполнение» 1.6 Любовь к специальным богословским понятиям 2. основной священнический текст (Рg) 2.1 Современная дискуссия о литературном характере текстов Р 2.1.1 Проблема литературного единства: Рg и Ps 2.1.2 Самостоятельное произведение или (только) редакционный слой? 2.2 Дискуссия о первоначальной концовке Рg 2.2.1 Тезис о финале Pg во Втор.34:1аа, 7–9 (Ю. Велльгаузен, К. Эллигер) 2.22 Критика гипотезы о священническом происхождении Втор.34:7–9 (Л. Перлитт, К. Домен) 2.2.3 Финал Рg в Исх.40:16, 17а, 33b (Т. Пола 1995) 2.2.4 Финал Рg в Лев.9:23–24 (Э. Ценгер 1995) 2.2.5 Финал Рg в Исх.29:46 (Э. Отто 1997) 2.2.6 Финал Pg в Ис Нав 18:1; 19:51 (Н. Лофинк 1978) 2.2.7 Финал текста Рg во Втор.32:48–50, 52, 34:1*, 5*, 7а, 8 (К. Фревель 1998) 2.3 Богословский и исторический контекст 2.3.1 Проблема допленного происхождения 2.3.2 Тезис о происхождении Рg в первые годы после плена – около 520г. до н.э. в Вавилоне 2.3.3 Тезис о возникновении Рg в V в. до н.э. в Иерусалиме 2.4 Богословие 2.4.1 Общая структура как богословская программа 2.4.2. Композиция древнейшей истории мира Быт.1:1–11:26 2.4.3 Древнейшая история как предпосылка для истории Израиля 2.4.4 Утопическая перспектива синайской истории *Исх.16:1 – Лев.9:24 3. Дополнения в тексте Рg за счет Ps и закон святости (Лев.17–26: Ph) 4. Значение священнического богословия (богословия Р) VI. Досвященнические (предшествующие Р) тексты Пятикнижия 1. Литературные слои в текстах, предшествующих Священническому писанию 2. Историческое произведение эпохи плена (*Быт.2:4b – 4Цар.25): девтерономическая ориентация 2.1 Общая концепция: богословская этиология катастрофы 2.2 Синайское богословие в историческом произведении эпохи плена 2.3 Присоединение Второзакония времен Иосии 3. Иерусалимское историческое произведение (JG) 3.1 Вопрос об историческом произведении допленной эпохи 3.2 Объем 3.1 Богословие 3.4 Проблемы датировки 3.5 Значение 4. Повествовательные круги и правовые традиции, существовавшие до JG и включенные в его состав 5. Книга завета Исх.20:22–23:33 D. Исторические книги I. Своеобразие и значение исторических повествований Израиля II. теории, касающиеся девтерономического исторического произведения (DTRG) 1. Историческая и каноническая последовательность книг 2. К вопросу об отделении «девтерономического исторического произведения» от «ранних Пророков» 3. Главные направления в истории исследований 3.1 Три важные попытки объяснения до М. Нота 3.2 Мартин Нот (Noth, 1943) 3.3 Развитие теории после М. Нота 3.3.1 Уточнение представления о «керигме» девторономиста 3.3.2 Историческое произведение времени Иосии 3.3.3 Историческое произведение эпохи плена, относящееся к эпохе плена и послепленному времени и содержащее слои обработки, осуществленной в период изгнания и после него 3.3.4 Модели, объединяющие две глобальные теории 3.3.5 Второзаконие и «керигмы» DtrG 3.3.6 Новейшие возражения против существования DtrG 4. Материал источников и тенденции изображения в книгах ранних Пророков 5.Девтерономическое историческое произведение как богословская весть III. Книга Иисуса Навина 0. Текст 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Преддевтерономические традиции 2.2 Девтерономические редакции 2.3 Жреческие добавления 3. Богословие 3.1 Земля как дар Яхве 3.2 Осуществление передачи земли в собственность 3.2.1 Изображение в Библии и свидетельства археологии 3.2.2 Исполнение обетований, данных патриархам 3.2.3 Захват земли как завоевательная война Яхве 3.2.4 Изображение захвата земли как культового события 3.3 Свобода и ответственность 3.4 Образ Иисуса Навина IV. Книга Судей 0. Текст 1. Композиция 1.2.1 Крупные фигуры спасителей 1.2.2 Малые судьи (10:1–5; 12:8–15) 1.2.3 Самсон (Суд.13–16) 1.3 Бесцарствие (Суд.7–21) 1.3.1 Святилище Михи и колено Даново 1.3.2 Позорное деяние в Гиве и его последствия 2. Возникновение 2.1 Диахронические наблюдения 2.2 Собрание более ранних преданий 2.3 Девтерономическая обработка 2.4 Пост-девтерономическая редакция 3. Богословие 3.1 Свобода и солидарность 3.2 Отважные мужчины и мужественные женщины 3.3 Свобода как дар Яхве 3.4 Свобода и власть V. Книга Руфи 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Проблема литературного единства 2.2 Время возникновения 2.3 Среда возникновения 3. Богословие 3.1 Многообразие способов прочтения книги в исследованиях 3.2 Книга Руфь в контексте канона 3.3 Книга Руфи в иудейской литургии 3.4 Книга Руфи в Новом Завете 3.5 Значение для христианства VI. Книги Самуила 0. Текст 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Наблюдения 2.2 Пред-девтерономические предания 2.2.1 Самостоятельный рассказ о Сауле 2.2.2 Предание о ковчеге 2.2.3 Рассказ о восхождении к власти 2.2.4 Придворная история 2.2.5 Новелла о Вирсавии и Соломоне 2.3 Пред-девтерономические объединения текстов 2.4 Девтерономическая книга 3. Богословие 3.1 Критика царской власти 3.2 Успех как средство легитимации 3.3 Царская власть и предсказание будущего VII. Книги Царей 0. Текст 1. Композиция 1.1 Три части 1.1.1 Соломон 1.1.2 Израиль и Иуда 1.1.3 Конец Иуды 1.2 Редакционные обрамления 2. Возникновение 2.1 Редакция (редакции) 2.1.1 Редакция обрамлений 2.1.2 Расширение рамочных схем 2.1.3 Позднедевтерономическая обработка 2.1.4 Модель блоков или модель слоев? 2.1.5 Пост-девтерономическая обработка 2.2 Источники Книг Царей 2.2.1 Летописи 2.2.2 Прочие источники и использованные предания 3. Богословие 3.1 Реалистический взгляд 3.2 Неверность царей культу 3.3 Конец обетования 3.4 Требование единства культа (монолатрии) 3.5 Пути к спасению VIII. Книги Паралипоменон (Летописи) 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Проблема «хронистической истории» 2.2 Вид текста-оригинала (книг Самуила и Царей) 2.3 Использование внебиблейских источников? 2.4 История возникновения 2.4.1 Гипотезы, основанные на истории редакций 2.4.2 Литературно-социологическая гипотеза 2.5 Литературное своеобразие 2.6 Исторический контекст 3. Богословие 3.1 Основные аспекты 3.2 Царство и Храм 3.3 Начальная стадия теории истолкования Торы 3.4 Значение IX. Книги Ездры и Неемии 0. Текст и названия 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Проблема ключа 2.2 Источники 2.3 Модели возникновения 2.4 Модель истории редакций 2.5 Исторический контекст 2.6 Датировка 3. Богословие 3.1 Богословская программа 3.2 Различные определения Израиля 3.3 Толкование Писания на службе прояснения идентичности 3.4 Актуальность X. Книга Товита 0. Текст 1. Композиция 2. Возникновение книги 2.1 Фиктивная повесть, созданная в диаспоре с ориентацией на Иудею и Иерусалим 2.2 Заимствованные мотивы и литературные образцы 2.3 «Позднейшие напластования» в Книге Товита? 2.4 Жанр книги 2.5 Время возникновения 3. Богословие 3.1 Религиозно обоснованные идеалы поведения: праведность – верность – милосердие 3.2 Нарративное богословие XI. Книга Иудифи 0. Текст 1. Композиция 2. Возникновение книги 2.1 Арамейский оригинал и греческая переделка? 2.2 Способ ведения повествования, использованные предания и жанр книги 2.3. Время возникновения 3. Богословие 3.1 Кто Бог и каков Бог? 3.2 Правое и неправое поведение перед Богом 3.2.1 Ответственная личная инициатива с упованием на Бога 3.2.2 Осуждение неверного поведения: искушение Бога 3.3 Богословское толкование настоящего посредством Священного Писания 3.4 Перевернутые «гендерные ожидания» 3.5 Книга Иудифи как часть канона Священного Писания 3.6 Очарование Книги Иудифи и его амбивалентность XII. Книга Эсфири 0. Текстовая традиция 1. Композиция 2. Возникновение книги 2.1 Многоступенчатое возникновение? 2.2 Литературная форма, время и место возникновения 3. Богословие 3.1 Актуализация уже имевшихся повествований 3.2 Праздник Песах и праздник Пурим 3.3 Т.н. «молчание о Боге» в еврейской Книге Эсфири 3.4 Значение книги для иудаизма и христианства XIII. Книги Маккавейские 1. Первая Книга Маккавейская 1.0 Текст 1.1. Композиция 1.2. Возникновение 1.2.1 Источники 1.2.2 Поэтические отрывки в 1Макк 1.2.3 Дополнения к основному рассказу 1.2.4 Время возникновения и политико–богословский контекст 1.3. Богословие 2. Вторая Книга Маккавейская 2.0. Текст 2.1. Композиция 2.2. Возникновение 2.2.1 Сокращение и обработка сочинения Ясона Киренейского 2.2.2 Опорные точки для определения времени возникновения 2.3. Богословие E. Книги Премудрости I. Своеобразие и значение премудрости Израиля 1. Премудрость как практическое знание жизни 2. Основные течения в премудрости Израиля 2.1 Родовая мудрость («народная мудрость») 2.2 Придворная и городская мудрость («школьная мудрость») 2.3 Теологизированная мудрость («премудрость откровения») 3. Литературные формы мудрости 3.1 Изречение 3.2 Поучительная речь 3.3 Поучительное стихотворение 3.4 Поучительный рассказ 4. Релевантность II. Книга Иова I. Композиция 1.1 Пролог 1–2 1.2 Диалогическая часть 3:1–42:6 1.3 Эпилог 42:7–17 1.4 Ход мысли в диалогической части 2. Возникновение 2.1 Древневосточные параллели 2.2 Долитературный образ 2.3 История литературного роста 2.3.1 Базовая литературно–критическая модель 2.3.2 Дальнейшее литературно–критическое членение книги 2.4 Исторический контекст 3. Богословие 3.1 Правильное поведение в страдании 3.2 Причина и цель страдания III. Книга Псалмов 1. Названия и композиция 1.1 Число и порядок счета псалмов 1.2 Названия 1.3 Указания на планомерность композиции книги 1.4 Разделение Книги Псалмов на пять частей 1.5 Мессианский и теократический горизонт Книги Псалмов 2. Возникновение 2.1 Связь псалмов и Псалтири с культом 2.2 Параллелизм (parallelismus membrorum) как основной принцип поэзии псалмов 2.3 Основные жанры Псалтири 2.4 Возникновение отдельных псалмов 2.5 Формирование групп псалмов и частных собраний 2.6 Композиционная и редакционная история Книги Псалмов 2.7 Датировка и «культурная ситуация» (Sitz im Leben) Книги Псалмов 3. Богословие 3.1 Книга для чтения и книга жизни Израиля 3.2 Ответ Израиля 3.3 Прославление Бога Израиля 3.4 Тора Давидова 3.5 Псалмы как христианская молитва IV. Книга Притчей 1. Композиция 1.1 Древнееврейская Книга Притчей (масоретский текст) 1.2 Греческая Книга Притчей (Септуагинта) 2. Возникновение 3. Богословие 3.1 Связь действия с результатом 3.2 Богословие творения и страх перед Яхве 3.3 Этика любви к Богу и к ближнему 3.4 Универсализм и «яхвистские» традиции V. Книга Экклезиаста (Кохелет) 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Модели возникновения книги 2.2 Послесловия 12:9–11 и 12:12–14 2.3 Время возникновения 2.4 Место возникновения 2.5 Имя «Кохелет» («Экклезиаст») 3. Богословие VI. Песни Песней 1.Композиция 1.1 Модели возникновения 1.2 Общая композиционная структура 1.3 Жанры отдельных частей книги 2. Возникновение 3. Богословие VII. Книга Премудрости Соломона 0. Текст 1. Композиция 2. Возникновение 2.1 Литературный процесс возникновения 2.2 Контекст эпохи 3. Богословие 3.1 Мудрость и праведность 3.2 Связь действия с результатом 3.3 Смерть и бессмертие 3.4 Олицетворенная Премудрость 3.5 Исход из Египта и идолопоклонство 3.6 Значение книги VIII. Книга Иисуса, Сына Сирахова 0. Традиция текста и вопрос о каноничности 1. Композиция 1.1 Элементы членения 1.2 Общая структура 1.3 Характеристики отдельных частей 2. Возникновение 2.1 Литературный процесс становления 2.2 Исторический контекст 2.3 Духовно–исторический контекст 3. Богословие 3.1 Согласие с переменами и их критика 3.2 Мудрость и Тора, творение и история – «сумма» традиции 3.3 Страх Божий – корень и практика Премудрости 3.4 Значение F. Книги пророчеств I. Своеобразие и значение израильских пророчеств 1. Многообразие пророчеств 1.1 Замечания по терминологии 1.2 Типология и социология израильских пророков 1.2.1 Пророки, состоящие в пророческих орденах или товариществах 1.2.2 Храмовые или культовые пророки 1.2.3 Придворные пророки 1.2.4 Независимые оппозиционные пророки 1.2.5 Литературные пророки («транслирующие пророки») 2. Самоидентификация и притязания канонических пророчеств Израиля 2.1 Основные способы передачи пророчеств 2.2 «Истинные» и «ложные» пророчества 2.3 Пророчества в Израиле в сравнении с пророчествами у соседних народов 3. Значение пророчеств II. Книга пророка Исаии 1. Композиция 1.1 Книга Исаии, главы 1:1–12:6 (слова о суде над Иерусалимом / Сионом и Иудой и об их спасении) 1.2 Ис.13:1–3:18 (пророчества, содержащие угрозы отдельным народам) 1.3 Главы 24–27 (т.н. «апокалипсис Исаии»: образы последних времен) 1.4 Главы 28–35 (весть о суде и благоденствии для Израиля и Иуды / Иерусалима) 1.5 Главы 36–39 (рассказы о спасении Сиона и исцелении Езекии) 1.6 Главы 40–55 (призыв к возвращению из Вавилона и обещание чудесного возрождения Сиона) 1.7 Тексты о рабе Яхве («песни о рабе Божием») 1.8 Главы 56–66 (Провозвестие о внутреннем обновлении общины Сиона и ее связи с народами) 1.9 Композиция всей книги 2. Возникновение 2.1 Основные данные и методические требования 2.2 Проблема текстов, восходящих к самому Исаии (ѴШ в.) 2.3 «Ассирийская редакция» времен царя Иосии (VII в.). 2.4 Дискуссия о возникновении глав 40–66 и их связи с Ис.1–39 2.4.1 Модель самостоятельного возникновения Ис.40–55, 56–66 2.4.2 Модель продуктивного продолжения текста в главах 40–66 Книги Исаии 2.5 (Приемлемая) синтетическая гипотеза (M. Sweeney) 2.6 Выводы 2.7 Контекст истории богословия 2.7.1 Кризис, связанный с ассирийским нашествием 2.7.2 Кризис веры в конце эпохи плена 2.7.3 Восстановление после возвращения из плена 3. Богословие 3.1 «Святой Бог» 3.2 Богословская антропология 3.3 Спасительное деяние единого Бога как новое творение 3.4 Заместительное страдание 3.6 Значение для церковной традиции III. Книга пророка Иеремии 0. Текстовая традиция 1. Композиции двух Книг Иеремии Н и G 1.1 Композиция еврейского варианта Книги Иеремии 1.2 Композиция греческого варианта Книги Иеремии 1.3 Пророчества о народах (= ПН) 1.4 Вступительная глава Иер.1 как программа 1.5 Тексты, описывающие конфликты: воинственный пророк и война против пророка 2. Возникновение 2.1 Книга Иеремии – документ нарождающейся письменной культуры 2.2 Научные теории 2.2.1 Модель источников 2.2.2 Модель истории редакций 2.2.3 Модель истории языка 2.2.4 Модель небольших изменений текста 2.2.5 Новейшие тенденции в исследовании 2.3 Происхождение повествовательных пассажей 2.4 Личность Иеремии 3. Богословие 3.1 Богословская и этическая критика 3.2 Пророчества благополучия и несчастья 3.3 Актуальность IV. Плач Иеремии 1. Текст и названия 1. Композиция 2. Возникновение 3. Богословие V. Книга пророка Варуха и Послание Иеремии 1. Книга пророка Варуха 1.0 Текст 1.1 Композиция. 1.1.1 Вступительный отрывок 1:1–15аа представляет собой сообщение, скомпонованное с точки зрения тематики концентрически: 1.1.2 Покаянная молитва 1:15αβ–3:8. 1.1.3 Наставления о мудрости 3:9–4:4 1.1.4 Слова утешения 4:5–5:9 1.2 Возникновение 1.3 Богословие 2. Послание Иеремии VI. Книга пророка Иезекииля 0. Текстовая традиция 1. Композиция 1.1 Общее впечатление 1.2 Книга Иезекииля как литература эпохи плена 1.3 Преобладающие типы текста 1.4 Композиция книги в целом 1.5 Композиции отдельных частей книги 1.5.1 Пророчество суда над Израилем, в особенности над Иерусалимом и Иудеей, в главах 1–24 может быть разбито на несколько блоков, или разделов 1.5.2 Пророчества касающиеся семи чужеземных народов 1.5.3 Пророчество благополучия в гл. 33–39 1.5.4 Видение нового Храма (т.н. «проект конституции») в гл. 40–48: 2. Возникновение 2.1 Диахронические наблюдения 2.1.1 Отдельные тексты в той части, которая посвящена пророчествам о несчастиях и включающей главы 1–24, соотносятся друг с другом иначе, чем тексты части, состоящей из глав 33–48, в которой говорится о грядущем благополучии. В части, посвященной несчастьям, преобладают короткие тексты, объединенные посредством ассоциаций, взаимосвязью ключевых понятий и родством тем, тогда как в части, посвященной благополучию, преобладают тексты большего размера, а также возрастает тенденция к тематической полноте. Объектом в первой части является прежде всего Иерусалим, в то время как пророчества во второй части относятся в основном ко всему Израилю. 2.1.2 Четкое разделение на пророчества несчастья и пророчества благополучия неоднократно нарушается: 2.1.3 Относительно двух феноменов в тексте напрашивается предположение о том, что они были перемещены со своего первоначального положения в тексте в его начало и при этом расширены или им было придано большее значение: 2.1.4 Расположение датировок, отмеченных в книге, может быть упрощенно представлено в виде двух различных систем: 2.1.5 Вполне вероятно то, что пророчества в главах 25–32, посвященные народам, являются в значительной мере вторичными (ср. F. Fechter). Наряду с аргументами, представленными в результате анализа соответствующих текстов, в пользу этого свидетельствуют следующие обстоятельства: 2.1.6 По вышеизложенным причинам Книга Иезекииля занимает в новейших исследованиях особое положение. Это парадигматический узловой пункт, где встречаются разные экзегетические подходы к экзегезе пророческих книг. 2.2 Контекст истории богословия 2.2.1 Пророк и его эпоха 2.2.2 Ученики пророка 3. Богословие 3.1 Основные проблемы 3.1.1 Иезекииль расширяет сферу основных характеристик пророчества В стилистике текста и в его содержательных аспектах Иезекииль опирается на наследие предшествующих ему пророков, начиная от Амоса и заканчивая Иеремией (он выступает проповедником суда, вестником благополучия, визионером, просителем, общественным деятелем, критиком своей эпохи, красноречивым поэтом и т.д.). 3.1.2 Благодаря своей склонности к систематизации, а также благодаря факторам, вызвавшим его выступление, Иезекииль становится выдающимся богословом. 3.1.3 Обязательные максимы божественной воли изложены с редкостной точностью и богословским осмыслением 3.1.4 Иезекииль, как мало кто другой, осмысляет последствия и результаты человеческого греха 3.1.5 Иезекииль – отец пророческого богословия 3.2 Восприятие текста и его актуальность VII. Книга Даниила 1. Книга Даниила 1–12 1.0 Текст 1.1 Композиция 1.2. Возникновение 1.2.1 Литературный процесс возникновения 1.2.2 Исторический контекст 1.3. Богословие 1.3.1 Историческое богословие 1.3.2 «Бог неба» 1.3.3 Ангел народа и Сын человеческий 1.3.4 Святые Всевышнего 1.3.5 Воскресение из мертвых 1.3.6 Значение 2. Повесть о Сусанне Дан.13 2.0. Текст 2.1. Композиция 2.2. Возникновение 2.3. Богословие 3. Повесть о Беле (Виле) и Драконе Дан.14 3.0. Текст 3.1. Композиция 3.2. Возникновение 3.3. Богословие VIII. Книга двенадцати пророков 0. Книга двенадцати пророков как целое 0.1. Композиция 0.2. Возникновение и основные богословские темы в Книге двенадцати пророков 1. Книга пророка Осии 1.1. Композиция 1.2 Возникновение 1.2.1 Замечания о диахронии 1.2.2 Теории возникновения книги 1.2.3 Пророк Осия как историческая личность 1.2.4 Исторический контекст формирования Книги Осии 1.3. Богословие 1.3.1 Критика политики, общества и культа 1.3.2 1.3.3 Сообщение о родительской любви Бога 1.3.4 Влияние на историю богословия 1.3.5 Актуальность 2. Книга пророка Иоиля 2.1. Композиция 2.1.1 Разделение на две основные части 1:2–2:27 и 2:28–3:21 2.1.2 Разделение на две основные части 1:2–2:17 и 2:18–3:21 2.2. Возникновение 2.2.1 Теории, выдвигаемые литературной критикой 2.2.2 Книга как литературное пророчество 2.2.3 Датировка 2.3. Богословие 3. Книга пророка Амоса 3.1. Композиция 3.1.1 Цикл пророчеств о народах 1:3–2:16 3.1.2 Пророчества несчастий для Израиля в 3:1–6:14 3.1.3 Цикл видений 7:1–9:6 3.1.4 Пророчество благополучия для всего Израиля 9:7–15 3.2 Возникновение 3.2.1 Композиция, составленная до периода плена 3.2.2 Доработка текста в эпоху плена и после возвращения из плена 3.2.3 Пророк Амос и его эпоха 3.3. Богословие 4. Книга пророка Авдия 4.1 Композиция 4.2 Возникновение 4.2.1 Несколькло фаз становления книги 4.2.2 Соотношение с другими книгами пророков 4.3. Богословие 5. Книга пророка Ионы 5.1. Литературное и богословское своеобразие 5.2. Композиция 5.3. Возникновение 5.4. Богословие 6. Книга пророка Михея 6.1. Композиция 6.2 Возникновение 6.3. Богословие 7. Книга пророка Наума 7.1 Композиция 7.2. Возникновение 7.3. Богословие 8. Книга пророка Аввакума 8.1. Композиция 8.2. Возникновение 8.3. Богословие 9. Книга пророка Софонии 9.1. Композиция 9.1.1 Разделение книги на три части, соответствующие трем ее главам (К. Зейболу, П. Веймар) 9.1.2 Разделение на три части на основании кольцевой композиции (Н. Лофинк, М. Вейгль) 9.1.3 Разделение на три части, с учетом центральной темы книги – темы «дня Яхве (Б. Рено; X. Ирсиглер). 9.2. Возникновение 9.2.1 Время жизни пророка Софонии 9.2.2 Теории литературного становления книги 9.3. Богословие 9.3.1 Две основные предпосылки 9.3.2 Богословие для смиренных (бедных) 10. Книга пророка Аггея 10.1. Композиция 10.2 Возникновение 10.2.1 Время выступления пророка Аггея 10.2.2 Литературное становление книги 10.3. Богословие 11. Книга пророка Захарии 11.1. Композиция 11.2. Возникновение 11.2 Время жизни пророка 11.2.2 Литературное становление Книги Захарии 11.3. Богословие 12. Книга пророка Малахии 12.1. Композиция 12.2. Возникновение 12.3. Богословие  

 
Предисловие к русскому изданию

Ветхий Завет – первая и, тем самым, основополагающая часть христианской Библии. В связи с этим обстоятельством ее в последнее время называют еще «Первым Заветом», подчеркивая таким образом, что Новый Завет не превратил Ветхий ни в нечто устаревшее, ни в нечто второсортное. Противопоставление старого и нового означает в применении к двум частям нашей Библии не антитезу, а жизненно важную взаимосвязь и подчеркивает как общность, так и различие. Ветхий Завет, обычно называемый в иудаизме «Танах», служит, кроме того, основой сохранения связи между иудаизмом и христианством.

Конечно, Ветхому Завету не всегда бывало легко у христиан, и сейчас это тоже так. Древняя Церковь, разумеется, не соглашалась с попытками изгнать Ветхий Завет из христианской Библии и противодействовала им. Но в целом Ветхий Завет оставался в тени Нового, который считался настоящей христианской Библией. Часто Ветхий Завет даже представляли в виде темного фона, на котором должен особенно ярко сиять свет Нового Завета. То, что христиане сохранили Ветхий Завет как часть своей Библии, обосновывалось, во-первых, тем, что это была Библия Иисуса, а во-вторых, тем, очевидным фактом, что в Новом Завете почти на каждой странице присутствуют ссылки на Ветхий, так что Ветхий Завет просто необходим для лучшего понимания Нового. Но часто утверждалось, что при этом Ветхий Завет, в сущности, отменен Новым.

В настоящее время происходит эпохальное переосмысление всех этих вопросов. Достигнут экуменический консенсус, сводящийся вкратце к следующему: Ветхий Завет есть фундамент, на котором основано новозаветное христианство. Поэтому важно, чтобы ветхозаветные тексты имели возможность высказать содержащуюся в них изначально весть о Боге и чтобы мы при этом не дополняли и не корректировали их с позиций Нового Завета. Важно, чтобы ветхозаветные тексты могли высказаться о себе сами, и мы бы при этом не перебивали их заявлениями, что христологическая или экклезио-логическая перспектива помогает нам понять их лучше. И столь же важно, чтобы эти тексты не интерпретировались, не использовались против иудейства, в котором они возникли и стали Библией. Конечно, в Ветхом Завете есть места, которые трудны для понимания и вызывают смущение, но такие места есть и в Новом Завете. Понимание библейских текстов должно основываться на той ситуации, в которой они возникли и одновременно они должны быть включены в единую весть, исходящую от Библии.

Именно в этом состоит задача «Введения в Ветхий Завет», которое предлагается читателю. Здесь объясняется возникновение отдельных книг Библии и суммируется их богословское содержание. Это научный труд, содержащий краткое изложение современных исследований. Как учебное пособие оно дает базовые знания и возможность ориентации как для студентов, так и просто для читающих Библию. Книга была чрезвычайно тепло встречена специалистами (вышла уже шестым изданием в Германии, переведена на несколько языков), что объясняется ее высоким профессиональным стандартом и отличными дидактическими качествами.

Поэтому я очень рад, что книга выходит теперь и в русском переводе. В нас вселяет надежду то, как Библия создает поверх культурных и исторических барьеров столь чудесное общение в сознании того, что человек живет не хлебом единым, но прежде всего словом, исходящим из уст Божиих (ср. Втор.8:3; Мф.4:4). Я благодарен инициатору этого русского издания ректору ББИ Алексею Бодрову и переводчикам... Желаю всем читателям этой книги, чтобы она помогла им лучше понять и, главное, все больше и больше любить Ветхий Завет как книгу Бога и книгу жизни.

Мюнстер, еврейская Пятидесятница (Шавуот) –

христианская Троица 2006г.

Эрих Ценгер

Предисловие к первому изданию

Эта книга призвана дать вводную информацию о значении и истории возникновения христианского Ветхого (Первого) Завета. В ней говорится о возникновении и значении Ветхого Завета как единого целого; в то же время самое пристальное внимание в этой книге уделяется истории возникновения и значению каждой из частей Ветхого Завета. Это первый столь объемный вводный курс на немецком языке; его предметом стал «большой» канон Ветхого Завета, которого по сей день придерживается католическая традиция; это значит, что в данном пособии рассматриваются и так называемые второканонические книги. В нашем учебнике обращено особое внимание на то, что Ветхий Завет составляет первую часть христианской Библии; в то же время, в нем отмечается, что почти все ветхозаветные книги возникли как составные части иудейской Библии и продолжают существовать в этом качестве в иудаизме. Для того, чтобы не упускать из виду ни один из вышеуказанных аспектов, данное «Введение» использует термины «Танах» и «Первый Завет».

В последовательности изложения наш учебник следует за христианским каноном. Отдельные книги описываются не по порядку их предположительной изначальной последовательности (как делается в большинстве современных «введений»), но согласно их месту в каноне. Такое решение обусловлено в первую очередь научными предпосылками. Наш учебник имеет дело с текстом, дошедшим до нас в определенной форме – в той форме, которая была зафиксирована как каноническая. С другой стороны, есть и богословское основание для такого решения. Мы стремились помочь читателю в постижении Первого Завета как Священного Писания. Безусловно, для такого понимания текста также необходимо знать историю возникновения его составных частей, порой очень сложную, однако не следует забывать, что были канонизированы именно Тора и Книга Исаии (впрочем, в их исторически сложившемся виде), а не «Священническое писание» и не «редакция Второисаии». В нашем «Введении» предпринимается попытка применять герменевтическую диалектику синхронического и диахронического анализа текста последовательно и богословски осмысленно. Исходя из этого, изложение, как правило, строилось по схеме: 1. Композиция (построение) библейской книги (синхронический анализ); 2. Возникновение (диахронический анализ); 3. Исторический и богословский контекст; 4. Основные богословские идеи; 5. Значение для (иудаизма и) христианства сегодня.

Богословские цели «Введения» заставляют его вести диалог с другими дисциплинами богословия. Поскольку христианское богословие является изложением иудео-христианских традиций, их толкованием и анализом с применением научных методов, оно нуждается в квалифицированном, научно обоснованном восприятии Библии как источника веры и жизни. Во многих областях библеистики в последние годы были не только поставлены под вопрос отдельные тезисы, но подверглись значительным изменениям основные принципы и парадигмы исследования (например, в экзегезе Пятикнижия была поставлена под сомнение гипотеза об источниках, считавшаяся верной многие годы, а в общественной и религиозной истории Израиля был выработан новый взгляд на зарождение Израиля, а также более дифференцированная оценка монотеизма; в библейской герменевтике вновь приобрела важное значение окончательная, канонически зафиксированная форма текста, а иудейскому измерению в христианстве стало уделяться более пристальное внимание). Поэтому людям, не обладающим специальными познаниями в библеистике, стало трудно не потеряться в море гипотез и дискуссий. Мы стремились в нашем «Введении» учитывать эту ситуацию, надеясь, в частности, на то, что диалог между экзегезой и другими богословскими дисциплинами, несколько утихший в последние годы, вновь станет интенсивным.

Данное «Введение» – прежде всего, учебное пособие для университетских занятий. По этой причине излагаемый в нем материал разделен не только на главы, но и на отдельные части внутри глав, «подглавы»; кроме того, в тексте используется большое количество графиков и таблиц. Мы стремились дать нашим читателям общее представление о современном состоянии научных исследований, стараясь при этом приводить не все существующие мнения по каждому вопросу, так как мы видели в этом опасность дезориентировать читателей. «Введение» было задумано так, чтобы им могли пользоваться и все те, кто занимается самостоятельно, и те, кто хочет «быть введенным» в научное понимание Книги Книг.

«Введение» было написано несколькими авторами. Так как направления библейских исследований непрерывно разветвляются и каждое из них приобретает все более специальный характер, один ученый был бы не в состоянии проявить равную компетентность во всех вопросах. Тем не менее, мне не хотелось, чтобы наш труд походил на сборник научных трудов; я хотел, чтобы в результате появился учебник с единой концепцией. Поэтому я дал своим соавторам четкие предварительные указания, а также в некоторых случаях подвергнул написанное ими серьезной редактуре. Я благодарю своих коллег за проявленную ими готовность принять эти ограничения для блага общего дела.

Одни из тех, кому эта книга обязана своим появлением, – мои коллеги из Мюнстера, оказывавшие мне деятельную и квалифицированную помощь. Я сердечно благодарю Штефани Фюст, Ульрике Хомберг, Бенедикта Юргенса, Рези Козловски (секретариат), Ильзе Мюлльнер, Иоганнеса Ринэкера (графика), Катарину Тенс и Беттину Велльман. Только тот, кто сам выполнил подобную работу, знает, сколько труда и терпения требует процесс изготовления макета книги, в которой есть столько таблиц и графиков, – не говоря уже о том, сколько изобретательности требовалось тогда, когда компьютеры преподносили нам свои уже вошедшие в пословицу «сюрпризы». Все мы надеемся, что наш труд сможет помочь тем, кто решил глубже познакомиться с Первым Заветом. Конечно, мы надеемся, что найдет своих внимательных читателей эта книга, но главная наша цель – помочь читателям научиться понимать и любить Библию как Книгу Книг.

Мюнстер, июнь 1995г.

Эрих Ценгер

Предисловие к пятому изданию

Учебное пособие, концепция и цель которого подробно описываются в воспроизведенном выше предисловии к первому изданию, встретило столь благожелательный прием (2-е издание: 1996; 3-е издание: 1998; 4-е издание: 2001), что теперь мы выпускаем уже пятое издание, в результате чего количество экземпляров нашего пособия переходит рубеж 30 тысяч. В третье издание был включен, во-первых, отчет об актуальном на тот момент состоянии научных исследований, а также дополнительная часть под названием «Текст и его история» (увеличение объема книги по сравнению с первым изданием составило примерно 100 страниц); нынешнее, пятое издание было значительно переработано в целом, а также вновь дополнено (увеличение объема книги по сравнению с третьим и четвертым изданиями примерно 50 страниц) с целью проинформировать читателей о самых современных научных дискуссиях и точках зрения. Самые значительные изменения и дополнения претерпели часть С «Книги Торы / Пятикнижия» (в этой главе резюмированы научные тенденции последних лет, в которых недостаточно хорошо ориентируются и специалисты) и часть D «Исторические книги» (в этой главе заново написаны статьи, посвященные книгам Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царей). Остальные главы также были переработаны и приведены в соответствие с актуальным состоянием науки. Общая структура пособия была упрощена; упрощение было произведено, с одной стороны, за счет того, что главы следуют постоянной схеме «композиция – возникновение – богословие». Там, где это необходимо, глава начинается с текстологического очерка. С другой стороны, было увеличено число подзаголовков внутри глав, чтобы облегчить ориентацию читателя в книге.

Данная версия этого учебника, над которой я работал многие месяцы, так же, как и прежние его версии, не появилась бы без помощи моих соавторов. Но самую значительную поддержку в редактировании отдельных частей и в чтении корректуры оказали мне мои мюнстерские коллеги, проявившие при этом высокую компетенцию и энтузиазм. Это доктор Ариане Кордес, Зузана Храшова, Рези Козловски (секретариат), Анна Мария Мурбек и Верена Зикманн. Я приношу особую благодарность Кристине Рихтер, которая с большим тщанием координировала завершающую редакцию, а также с блеском справилась с нелегкой (из-за большого количества графиков) задачей форматирования книги и подготовила оригинал-макет.

Мюнстер, март 2004 г.

Эрих Ценгер


Источник: Введение в Ветхий Завет / Под ред. Эриха Ценгера - Москва : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. — 802 с. (Современная библеистика).

Комментарии для сайта Cackle