ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
1. Писатель Послания
В ряду посланий ап. Павла к Евреям помещается последним. Причиной этого является не позднее его написание, а долговременное сомнение составителей канона в принадлежности его ап. Павлу. В послании нет приветствия, в котором обычно ап. Павел указывает составителя и адресата. Греческий текст послания отличается необычной для ап. Павла классической правильностью языка. Отсутствует также вплоть до 13, 19 1-ое лицо ед. числа, что не характерно для яркой личности Апостола в других посланиях. Не свидетельствуют о нем как Павловом древние писатели. Так, Тертуллиан приписывал его ап. Варнаве; Ориген, хорошо знавший новозаветные книги, признавал, что в послании лишь мысли Павловы, но «его автора знает один Бог».
Однако в древнецерковной практике послание употреблялось как Павлово. Для этого имеется ряд оснований: отмеченное Оригеном Павлово богословие, упоминание о Тимофее (Евр.13:23), италийских братьях (Евр.13:24), наличие 1-го лица ед. числа в Евр.13:19, 22–23. Отсутствие имени автора можно объяснить тем, что италийские переписчики послания, зная недоброжелательное отношение евреев к ап. Павлу, благоразумно скрыли его авторство. Но они не скрыли самих себя – в послании речь ведется, главным образом, от 1-го лица множественного числа. К ап. Павлу относится знание Ветхого Завета, знакомство с иудейским религиозным строем. Очень характерное для ап. Павла послесловие (Евр.13:18–25).
2. Место, время написания и адресат Послания
Послание написано до разрушения Иерусалима, так как везде говорится о храме и его богослужении как о существующем. Если бы левитское служение окончилось и жертвы прекратились, то автор этого отметил бы. Ап. Павел также говорит в Послании о своих узах в Риме (Евр.10:34, 13:19). Но это не вторые, тяжелые, а первые, легкие узы, потому что Апостол выражает надежду скоро видеть евреев. Поэтому время написания следует отнести приблизительно к 64 г. Написано Послание из Рима, так как Апостол передает в нем приветы «от италийских» братьев, т. е. от римлян.
Евреи, к которым пишет послание Апостол, были иерусалимские или вообще палестинские. Это видно из того, например, что Апостол выражает надежду видеть их. Но увидеть всех евреев было, естественно, невозможно; поэтому надо думать, что сказанное относилось к иерусалимским иудеям. Указание на тяжелое положение христиан из иудеев также наводит на мысль о иудеях Палестины, где враждебность против христиан была самой сильной.
3. Повод к написанию и цель Послания
Послание к Евреям вызвано заботой Апостола о духовном состоянии христиан из иудеев, которые никак не могли отрешиться от своих национальных мессианских идей и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. Они не могли отказаться от своей обрядности и закона, от своего узко-национального патриотизма. Когда же начались гонения, то христиане из иудеев, видя, что мессианские ожидания, которые они связывали с христианством, не сбываются, вообще разочаровывались в вере и возвращались в иудейство.
Целью послания било поддержать и утешить уверовавших евреев ввиду их тяжелой участи среди братьев-преследователей. Апостол ставит целью показать преимущество Нового Завета перед Ветхим и значение последнего как прообраза будущих благ, и тем самым убедить христиан хранить веру и не колебаться в ожидании Небесного Царства, невзирая на нынешние временные страдания.
4. Разделение и содержание Послания
Главная тема послания – изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. В центре повествования – Христос как действительный и превосходнейший Установитель нового и вечного союза Бога с человеком. Он – вечный Первосвященник, поставленный Богом не в земной, а в небесной скинии. Его жертва – Он Сам, вошедший в эту скинию с жертвой собственной Крови, которой Он омыл грехи верующих и навсегда искупил их (гл. 7).
Другая тема – спасение, которое достигается только в Церкви, через единение со Христом в Евхаристии (Евр.10:19–20). Земная, историческая Церковь – страждущая, но в своей эсхатологической завершенности она есть торжествующий собор праведников на небеси. Небесный Иерусалим (Евр.12:22–23), Художник и Устроитель которого есть Бог (Евр.11:10).
На протяжении всего послания проходит мысль об исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление (Евр.10:14). И хотя в действительности христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих к конечному завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным. С этой точки зрения надо понимать и жертву Христову, и наше участие в ней в служении, и наше спасение.
Послание, кроме краткого послесловия (Евр.13:22–26), состоит из 2-х разделов:
1. Догматического (Евр.1:1–10, 18);
2. Нравоучительного (Евр.10:19–13, 21).
В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение:
а) превосходства Христа над пророками (Евр.1:1–3);
б) высшего достоинства Христа перед Ангелами (Евр.1:4–2, 17);
Христос есть Сын Божий (Евр.1:2–3), Ангелы же – служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей (Евр.1:14);
в) превосходство Христа перед Моисеем (Евр.2:18–4, 13), поскольку Бог выше твари и Сын выше слуги;
г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским (Евр.4:14–8, 5);
д) новозаветные таинства и обряды тоже превосходнее ветхозаветных (Евр.6:6–10, 18), которые есть только «тень будущих благ» (Евр.8:5). Место служения вечного Первосвященника есть небесное святилище. Скиния истинная, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:1–2), в то время, как земное святилище – несовершенное и кровь его жертв «не может сделать в совести совершенным приносящего» (Евр.9:9).
Нравоучительная часть (Евр.10:13–13, 21) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и др. (Евр.10:19–11, 4). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников (Евр.11:1–40), вера которых нашла оправдание в христианстве (Евр.12:1–3).
Различными способами Апостол побуждает христиан к терпеливому прохождению земного поприща (12 гл.):
а) увещает подражать вере праведников (Евр.12:1–4);
б) грозно предостерегает о неминуемых наказаниях за отступничество (Евр.12:5–29).
В гл. 13 Апостол призывает евреев к братолюбию (Евр.13:1–7), призывает их подражать вере и добродетельной жизни своих наставников и молиться о них (Евр.13:7–18).
I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Евр.1:1–10, 8)
1. Превосходство Иисуса Христа перед пророками. Ангелами и Моисеем (Евр.1:1–4, 13)
а) Превосходство Христа перед пророками (Евр.1:1–3)
Сравнивая оба Завета: Ветхий: и Новый, ап. Павел вначале признает их Божественное происхождение: в обоих говорил и возвещал Свою волю Бог (Евр.1:1–2). Но между ними существует и глубокое различие. Во-первых, из того, что «издревле» Бог открывал Свою волю «многократно и многообразно», следует, что откровения были неполны и несовершенны. Во-вторых, сами личности пророков, как бы они ни были славны пред Богом, несравненно ниже Сына Божия, в Котором Бог говорил «в последние дни» (esi escatwn tvn hmervn), т. е. в недавние дни жизни Спасителя. В кратких, но сильных выражениях Апостол излагает учение о Божественной и человеческой природе Христа: как человека, Его Бог «поставил наследником всего», чрез Него «и веки сотворил» (Евр.1:2) («веки» (touz aiwnaz) дано во множественном числе в согласии с иудейским делением времени на два века: «век сей» и «век грядущий», т. е. век Мессии. Такими образом, Христос есть творец самого времени и всей истории мира в ее различных периодах). «Наследование» или «всего» есть результат искупления Им грехов наших: «совершил Собою очищение грехов наших» (Евр.1:3); Им же совершено и прославление человечества, приобщение его к славе Божества: «воссел одесную величия на высоте» (Евр.1:3). Христос есть «наследник» по человечеству того, что по Божеству принадлежит Ему как Творцу. Как Сын Божий, Он единосущен Отцу: Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1:3) (Бог Отец есть вечный Свет (Ин.1:5); от Него рождается также вечный Свет, Который есть Сын Божий, сияние славы Отца. «Ипостась» здесь есть синоним «сущности» (ausia). Значительно позже стали отличать ипостась (личность) от усии (сущности). Как сияние тождественно источнику света по сущности, так и Бог Сын имеет одну сущность с Богом Отцом. В Символе веры сказано об этой тождественности: «Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного». Тот же смысл заключен и в словах: «образ Ипостаси Его» (Евр.1:3), где под ипостасью понимается сущность. Сын Божий есть Творец и Промыслитель мира, Который держит все «словом силы Своей» (Евр.1:3). «Слово» здесь означает образ действования.
б) Превосходство Иисуса Христа перед Ангелами (Евр.1:4–2, 18)
Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещен при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо «воссел одесную величия на высоте» (Евр.1:3), т. е. одесную Бога, в то время как Ангелы «суть служебные духи» (Евр.1:14). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя «Сына Божия» (Пс.2и 2Цар.7:14), «Первородного» (Евр.1:6), Христос прямо именуется «Богом», престол, Которого «в век века», т. е. вечен (Пс.44:7–8) и «Господом», сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем как лета Его не кончатся (Евр.1:10–12, Пс.101:26).
Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время как об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1:7; Пс.103:4) (в еврейском подлиннике это место читается так: «Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами», и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более как тварные, служебные силы у Бога), т. е. все они суть только «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14).
Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которому «Бог покорил будущую вселенную» (Евр.2:5), Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерти, за что и Бог «славою и честию увенчал Его... все покорил под ноги Его» (Евр.2:7–8; Пс.8:7) (слова: «не много Ты унизил его пред Ангелами» (Евр.2:7), сказанные прор. Давидом (Пс.8:7), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми людьми (Ис.53:3; Пс.21:7).
Как Богочеловек, Он стал «вождем спасения», приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий (Евр.2:3–10).
В ст. 2, 10–18 Апостол излагает причину, почему Сыну Божию нужно было избрать путь уничижения для спасения людей, путь, который связан с величайшим кенозисом Бога. Причина эта в том, что Бог, даровав людям бытие и Свой образ, был единственным, кто мог бы их спасти. А так как люди стали «причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр.2:14), чтобы взять на Себя всю ответственность за падение человечества. Но ответственностью их должна была быть смерть, поэтому и Он как человек умирает. Но так как Он был одновременно и Богом, то Своей смертью Он лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). Чтобы стать «верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17), Сын Божий и воспринял «семя Авраамово», т. е. воплотился. Благовещение Деве Марии и есть событие этого восприятия, поэтому текст 2, 11–18 читается в этот праздник как Апостольское зачало.
в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (Евр.3:1–4, 13)
Далее ап. Павел показывает превосходство Христа перед Моисеем, которого иудеи считали великим законодателем Израиля, поставленным Самим Богом. Апостол называет Христа Посланником и Первосвященником (Евр.3:1), т. е. Он одновременно совмещал достоинство и Моисея – посланника, и Аарона – первосвященника. Но Моисей в доме Божием, т. е. в скинии, был только «служитель» (Евр.3:5), Христос же есть «Сын в доме Его» (Евр.3:6), владеющий всем Его достоянием. Под «домом» Божиим Апостол подразумевает Церковь, членами которой являются все верующие (Евр.3:6).
С целью нравственного увещания Апостол воспоминает события из истории евреев времен Моисея, сорокалетнего странствования их по пустыне (Евр.3:7–10; Исх.17 гл.). Как тогда вследствие отступления от веры многие не вошли в покой обетованной земли, так Израиль в своей религиозной жизни не достиг покоя Божия (Евр.3:11), т. е. праведности. Это был второй покой после лишения первого – райского блаженства. Но поскольку человечество не достигло и этого второго покоя, то явилась новая правда Божия с обетованием нового покоя, достигаемого теперь уже не усилием человека, а через веру, восприятием благодати. Этот покой есть начало вечного, совершенного покоя, вечной субботы, в которую уже вошел первенцем Господь по воскресении («суббота» по-еврейски значит «покой». Празднование субботы у евреев означало приобщение к вечному «покою» – Царству Божию, открывшемуся с пришествием Христа Спасителя). О том, что это непременно сбудется и что безответны все невнимающие призыву Божию, Апостол удостоверяет свидетельством, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12).
2. Превосходство первосвященнического служения Христа перед служением левитским (Евр.4:14–6, 20)
а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа (Евр.4:14–5, 10)
Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновей; поэтому Апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр.4:14), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому мы должны приступать «с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать» (Евр.4:16).
Первосвященство Христа раскрывается сравнением его с обычным священством:
1) «всякий первосвященник, из человеков избираемый» (Евр.5:1), имеет собственные грехи, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» (Евр.5:2–3). Христос также принес жертву, но Он был «искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15), был чужд греха, поэтому Его жертва была только за других;
2) Первосвященник должен «снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью» (Евр.5:2). Христос в высшей мере сострадал немощи человеческой, так как и Сам был обложен немощью плоти (Евр.5:7–8), однако по причине не Своих грехов, а воспринятых Им добровольно грехов народа (Евр.2:17–18).
3) первосвященство Аарона и его преемников было поставлено Богом (Исх.28–30 гл.). Также и Христос «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» (Евр.5:5), но поставлен Самим Богом (Пс.2:7; 109, 4); поэтому Его первосвященство Бог называет «по чину Мелхиседека» (Евр.5:10; Пс.109:4), т. е. вечным, непреходящим.
б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (Евр.5:11–6, 20)
Тайна первосвященства Христа постигается человеком только при условии его духовной зрелости (Евр.5:11). Апостол обращается к евреям с упреком за то, что они не достигли её; вместо того, чтобы быть учителями других, оказывается, что им самим требуется учиться «началам слова Божия»; для них «нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.5:12). Они, как младенцы в вере, заблуждаются по причине своих национальных предрассудков. Поэтому Апостол призывает их оставить «начатки учения»: «учение о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр.6:2), а поспешить «к совершенству», т. е. к совершенной христианской жизни (Евр.6:1). Указанные здесь пункты входили в первоначальный Символ веры апостольского времени.
Отступая от преподанного учения веры, евреи совершали страшный грех вторичного распятия Христа: «Ибо невозможно – однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4–6).
Ап. Павел изображает восходящую лестницу совершенств и последующего падения, при котором уже невозможно покаяние. Это состояние души Спаситель называет хулой на Духа Святого, которая не прощается ни в веке сем, ни в будущей жизни (Мф.12:31). Конечно, не по причине недостатка милосердия Божия, но по причине крайнего сатанинского ожесточения и упорства во зле против истины покаяние становится невозможным психологически для таких грешников (это отступление можно сравнивать с падением Денницы и прочих духовных чинов, – покаяние для них невозможно по причине их сознательного противления истине). Апостол сравнивает таких людей с землей, обильно поливаемой дождями, но произращающей терние и волчцы вместо полезного злака: она «негодна и близка к проклятию, конец которого – сожжение» (Евр.6:7–8). Так и отступники, познавшие опытно духовные истины, запечатленные дарами Св. Духа, бывшие участниками таинств и поправшие в себе все святое, «отпавшие», лишаются тем самым единственного средства спасения – покаяния, т. е. ставят себя на Голгофе в лагерь хулителей и распинателей Христа.
Апостол призывает евреев терпеливо трудиться для своего спасения, подобно Аврааму, который, долготерпелив, получил обетование, данное ему от Бога с клятвою (Евр.6:9–15). Пример Авраама доказывает верность обетований Божиих о первосвященстве Христа. Поэтому иудеи должны с чистым сердцем принять Его искупительное и вечное священство и иметь в Нем надежду спасения, которая для души есть «как бы якорь безопасный и крепкий», брошенный в глубину моря (Евр.6:9–20).
3. Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр.7:1–8, 6)
а) Первосвященство Мелхиседека (Евр.7:1–10)
Прообразом первосвященства Христа было не Аароново, левитское священство, а священство Мелхиседека. Поэтому ап. Павел раскрывает сущность последнего, чтобы тем самым показать высоту священства Иисуса Христа, Который стал «Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20). Сам Мелхиседек, упоминаемый в истории Авраама (Быт.14:18–20), был ветхозаветным предызображением Иисуса Христа: «без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3). Эти слова Бытописателя надо понимать не в том смысле, что Мелхиседек вовсе не имел родителей, а в том, что они неизвестны, и сам он давно скончался, но он был образ, жизнь которого сокрыта в первообразе Христа.
Само имя Мелхиседека, царя Салима имеет прообразовательное значение: 1) Мелхиседек – царь правды (мелек – по-евр. царь; седок – правда); 2) царь Салима – царь мира (салим – мирный); 3) он – «священник Бога Всевышняго» (Евр.7:1), т. е. священство заповедано ему Самим Богом, а не сообщено в помазании, как левитским священникам.
Мелхиседек принял дары и поклонение от Авраама, благословил последнего и сам предложил ему хлеб и вино, предзнаменуя таинство Евхаристии. Авраам был совершенно свободен от какой бы то ни было зависимости по отношению к Мелхиседеку: однако он отдал ему десятину из своей добычи (Евр.7:1–7). В лице же Авраама все левитское священство поклонилось и признало превосходство священства по чину Мелхиседека (Евр.7:9). А так как Мелхиседек есть священник, пребывающий вовек и «имеющий с себе свидетельство, что он живет» (Евр.7:8), значит, он принял дань и от всех потомков Авраама. Таким образом, в этом, казалось бы, простом и случайно взятом историческом факте богодухновенному взору св. Апостола Павла открыто было намерение Господа изобразить пришествие иного, совершенного первосвященства Иисуса Христа. Не случайно описание этой таинственной встречи Авраама с Мелхиседеком (Евр.7:7–17) Церковь предлагает как Апостольское чтение на Сретение Господне.
б) Первосвященство Иисуса Христа (Евр.7:11–8, 6)
Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым, – замены, которая прообразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но «с переменой священства необходимо быть перемене и закона» (Евр.7:12). А поэтому ап. Павел доказывает, что первосвященство Христа соответствует закону – но не Моисеевому, «плотскому», а новому и вечному закону «по силе жизни непрестающей» (Евр.7:16). Так,
1. Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама (Евр.7:13–14). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение.
2. Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его иным смертным наследникам: Он воссиял «по силе жизни непрестающей» (Евр.7:15–16), ибо по воскресении стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова, о котором сказано, что «он живет» (Евр.7:3).
3. Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: «клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Евр.7:21; Пс.109:4).
Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность (Евр.7:18), он «ничего не довел же до совершенства» (Евр.7:19), поэтому требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем и совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос (Евр.7:22). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евр.7:25). Христос есть священник истинной, небесной скинии, т. е. Церкви; престол Его «одесную престола величия» Божия (Евр.8:1–2). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови (Евр.8:3–4; 9, 12).
4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18)
а) Пророчество Иеремии о лучшем завете (Евр.8:7–13)
Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета (Евр.8:6). Чтобы показать это превосходство, ап. Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устами пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца.
»...Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8:10, Иер.31:31–34).
Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное – уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания (Евр.8:11–13).
б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10)
Для лучшего осмысления новозаветного служения и жертвы Христовой ап. Павел сопоставляет их с устройством ветхозаветной скинии и ее жертв. Все предметы, которые в ней находятся, говорят о несовершенстве служения: скрижали каменные, безжизненные и манна небесная напоминала о непокорство иудеев: когда они возроптали, Моисей разбил скрижали (Исх.32:19); манну же повелел положить в златой сосуд для напоминания о пище Господней (Исх.18:32); жезл Ааронов процветший был положен тогда, когда они возмутились (Чис.17:8); и само отделение «святого» от «святая святых», куда входил один первосвященник и то однажды в год, указывало на невозможность приблизиться к Богу. Закрытая «святая святых» означала, что небо еще закрыто, т. е. совершенное недоступно для народа.
Таким устройством скинии «Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр.9:8) (этот стих (Евр.9:8) подтверждает предположение, что ко времени написания Послания Иерусалимский храм еще не был разрушен. И пока он стоял, он напоминал, что небо было закрыто для человека. Путь туда открыл Иисус Христос). Приносимые в этом святилище жертвы тоже отмечены печатью несовершенства: формально они очищают «грехи неведения народа» (Евр.9:7), но не могут «сделать в совести совершенным приносящего» (Евр.9:9), ибо не очищают от грехов душу и совесть, не примиряют с Богом. Установление Богом этих жертв было «до времени исправления» (Евр.9:10) народа Божия; пока он был «плотский», с «необрезанным сердцем», для него были установлены и «плотские» жертвы. Таким образом, ветхозаветная скиния служила «образом» (Евр.9:9), («притчею» – по-славянски, от греческого parabolh предзнаменование, иносказание), а точнее – символом новозаветного совершенного служения в Лице Иисуса Христа. «Время исправления» наступило тогда, когда вошла за завесу Богоизбранная Отроковица, Сама ставшая новой скинией для Бога. В небесной скинии (в Плоти Христовой) принесена уже Совершенная Жертва Христа, а потому евреи должны вступить в новый, более совершенный завет с Богом. Церковь именно это место (Евр.9:1–7) предлагает как Апостольское чтение на Введение Богородицы во храм.
в) Новозаветная скиния и совершенная жертва Иисуса Христа (Евр.9:11–28)
Превосходство Новозаветной Жертвы вновь выясняется Апостолом из сопоставления ее с ветхозаветными жертвами. Она рассматривается с точки зрения:
1. ценности жертвы;
2. силы жертвы;
3. места приношения жертвы;
4. посредством чего приносится жертва.
1) Ценность жертвы Христовой видна из того, что Он уже «не с кровью козлов и тельцов, а со Своей Кровию» (Евр.9:12) вошел во святилище. Как бесконечно ценнее священная Кровь Христова, чем кровь животных, так бесконечно ценнее и Жертва Христова.
2) Сила жертвы Христовой видна из того, что она совершенна «однажды» (Евр.9:12, 24–28), и в то же время она сильна «очистить совесть нашу» (Евр.9:14), т. е. дает совершенное и «вечное искупление» (Евр.9:12). Сила этой жертвы – в величайшем достоинстве Искупителя – Христа и Его жертвы.
3) Месту приношения ветхозаветной жертвы – скинии земной – противопоставлена небесная «нерукотворная» скиния, или небесное «святилище» (Евр.9:11–12). Под скинией, или святилищем, Апостол понимает Плоть Христову, называя ее иногда «завесою» (Евр.6:19; 10, 20), иногда «хлебом», в смысле Евхаристического хлеба (1Кор.10:16) (Евр.11:27). Многозначный образ скинии как Плоти Христовой использован Апостолом для изображения Церкви (Кол.1:24). В этом же смысле Господь говорил о разрушении и воссоздании скинии (храма) как Тела Своего (Мк.14:58). 4) Христос приносит жертву Свою «Духом Святым» (Евр.9:14), а не посредством обычного огня, на котором сжигались жертвы животных.
Далее, в (Евр.9:15–28), Апостол доказывает, почему была необходима смерть Установителя Нового Завета – Господа Иисуса Христа. Христу необходимо было умереть для того, чтобы стал ходатаем Нового Завета, т. е. посредником между Богом и людьми. Но то, что разделяло Бога и людей – грех – требовало по закону смерти людей или же ходатая, посредника, каковым стал Христос по плоти (Евр.9:15). С другой стороны, Христос как первосвященник захотел оставить людям как бы завещание будущих благ. Но всякое завещание получает силу только после смерти завещателя (Евр.9:16–17).
Жертва Христова объясняет также, «почему и первый завет был утвержден не без крови» (Евр.9:18): потому что ветхозаветные жертвы, как и сам завет, были лишь прообразом Нового Завета и «первый завет» имел силу только ради первообразной жертвы и Крови истинного Агнца – Христа (Евр.3:22–24).
г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр.10:1–18)
Ветхозаветные жертвы, приносимые многократно, говорят о том, что они не могли сделать совершенно чистыми приносящих (Евр.10:1). Сознание греха все равно оставалось, потому что совесть чувствовала неравноценность принесенной жертвы и оскорбленного величия и святости Бога (вот такую жертву принес Соломон по окончании строительства храма: «И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, 22 тыс. крупного скота и 120 тыс. мелкого скота. Так освятил храм Господу царь и все сыны Израилевы» (3Цар.8:63). И если бы было достаточно тех жертв, то они прекратились бы, ибо сделали бы чистыми приносящих (Евр.10:2). Искупление же совершилось однажды принесенной совершенной жертвой Христа (Евр.10:14), что подтверждает Апостол пророчеством, в котором сказано, что Господь принес Самого Себя в жертву за людей по причине неудовлетворительности ветхозаветных жертв (Евр.10:5–7; Пс.39:7–9).
Пророк Иеремия также предсказывает наступление Нового Завета, который Господь напишет в сердцах и умах людей; он и принесет с собой прощение грехов, следовательно, упразднит все ветхозаветное служение с его кровавыми жертвами, бессильными омыть грехи совести (Евр.10:16; Иер.31:33–34).
НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (Евр.10:19–13, 19)
1. Увещания к принятию веры (Евр.10:19–39)
Показав в предыдущей, догматической, части послания превосходство Нового Завета, ап. Павел располагает теперь сердца евреев принять его как «новый и живой путь», ведущий во «святилище» (Евр.10:19) богообщения и Царства Божия. Апостол выясняет как объективное основание возможности входа во святилище, так и субъективное условие этого входа.
а) Объективное основание входа во святилище для всех верующих заключается во Христе, Который «посредством Крови» Своей «вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою», этот вход (Евр.10:20). Отдав на распятие Плоть Свою, Христос расторгнул завесу греха и отчуждения от Бога, ранее заграждавшую доступ во святилище. Только через Плоть и Кровь Христовы, т. е. Причащение, мы входим за завесу Святилища, т. е. в глубины Богообщения.
б) Субъективные условия приближения к Богу выражены в 5 пунктах (Евр.10:22–23):
1. Искренность сердца;
2. Совершенная вера;
3. Очищение совести в покаянии;
4. Очищение и освящение тела в таинстве крещения;
5. Исповедание веры и пребывание в христианской надежде.
Апостол преподает также ряд увещаний, относящихся к христианской нравственности: сильные должны поддерживать слабых в делах любви (Евр.10:24), не оставлять общественных богослужений – наоборот, возрастать в церковности тем более, чем ближе «усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25), т. е. пришествия Христова.
Чтобы больше убедить читателей твердо держаться веры, Апостол изображает печальные последствия отступления от веры во Христа тех, кто получил познание истины и произвольно грешит: для них уже «не остается больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:26–27; ср. 6, 4–6).
Христианин, сознательно отступающий от Христа после того, как познал Его величие, славу, благодать и истину, не имеет уже другой жертвы, которая могла бы его оправдать и загладить его грех отступления. Такой человек отрицает именно ту единственную жертву, которая заглаживает всякий грех. Поэтому ему больше не остается ожидать ничего, кроме страшного наказания.
Ап. Павел призывает малодушных к мужеству именно в то тяжелое время, когда христиане несли «великий подвиг страданий», «среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» (Евр.10:32–33). Одновременно он хвалит верных за то, что в этих скорбных условиях они как раз и показали великое мужество и силу веры: «принимали участие в других, находившихся в таком же состоянии», «сострадали» и Апостолу в его узах и «расхищение имения своего принимали с радостью», ибо, как настоящие верующие, надеялись на небесные, вечные блага (Евр.10:33–34). Апостол высоко ценил мужество палестинских христиан, ставил их в пример другим (1Сол.2:14).
Апостол ободряет верующих, говоря, что осталось немного времени терпеть, как «Грядущий приидет и не умедлит» (Евр.10:37) (по мысли свт. И. Златоуста, пришествие Господне и кончина действительно близки, ибо признак Его пришествия – проповедь Евангелия по всему миру – уже исполнился. «Но предел жизни и кончина каждого человека гораздо ближе» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 313). Вера в том и состоит, чтобы уметь среди скорбей ждать обетования Царствия. Вера есть также залог вечной жизни, как говорит Апостол словами пророка Аввакума: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38; Авв.2:3–4).
2. Определение и значение веры (Евр.11:1–3, 6)
Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1) (то же определение веры дает и катехизис: «Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом»).
Апостол здесь указал два свойства веры:
а) «осуществление ожидаемого» достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия (Евр.11:2).
б) Верой достигается «уверенность в невидимом» как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все.
На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель.
3. Примеры веры (Евр.11:4–40)
(Евр.11:9–10, 17–23, 32–40 читаются в неделю Святых Отец)
а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7)
Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки.
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т. е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем (Быт.15:7) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением «правды от закона», граничащей с заклинательством и шаманством). Верою «он и по смерти говорит еще«(Евр.11:4) – говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.
«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр.11:5). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо (4Цар.2:5). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью (2Кор.5:4). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317).
Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о cпасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною.
б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19)
О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него (Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси.
Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» (Евр.11:12). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» (Евр.11:13). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался (Ин.8:56).
«Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11:17–19), – в предзнаменование того, что в конце времен Сын Божий принесен будет Отцом Своим в жертву за грехи людей; умрет на кресте и в третий день воскреснет.
в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (Евр.11:20–22)
Эти праотцы в своих отцовских благословениях и завещаниях выразили веру в то, что Бог даст им обетованную землю, т. е. поверили в Божии обетовании. Исаак, благословляя, поставляет первым Иакова за его добродетель, выражая этим веру в будущее торжество Правды Божией (Быт.25:27–30), Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа, Ефрема и Манассию, предсказав тем самым, что они войдут в число 12 колен Израилевых (вместо Левия и Иосифа): «и поклонился на конец жезла своего», т. е. выразил веру в обетования Божии праотцам, а через них поклонился и Самому Мессии (Быт.47:31). Так и Иосиф дал повеление о перенесении костей своих в землю ханаанскую, потому что верил в обетования Божии (Евр.11:22; Быт.50:24–25).
г) Пример веры Моисея (Евр.11:23–29)
Так же подробно, как веру Авраама, изображает Апостол веру Моисея – столь же уважаемого вождя народа израильского (Исх.2–14 гл.). Верою Моисей чудесно спасся в детстве, ибо родители его не убоялись повеления фараона, но, видя красоту отрока, не отдали умертвить его. Здесь действовала не одна любовь родительская, но верой они чувствовали, что столь прекрасное дитя предназначено Богом к чему-то необычайному. И сам Моисей верою перенес многие скорби и изгнания, ибо он, как и Христос, не за себя страдал, а для освобождения и славы угнетенного народа Божия, веруя в его особую миссию. Скорби Моисея Апостол назвал «поношением Христовым», которое Моисей почитал «большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:26).
«Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их» (Евр.11:28). Вера Моисея была в том, что он уповал на будущее спасительное пролитие Крови Мессией, ибо откуда бы он знал, что кровь овчая остановит смерть? Апостол этим как бы хочет сказать: если тогда кровь овчая сохранила сынов Израилевых невредимыми, то не тем более ли может спасти нас Кровь Христова, Которой помазуем не косяки дверей, но души наши, ибо и сейчас губитель ходит для погубления душ.
«Верою перешли они (т. е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули» (Евр.11:29). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне – сзади, море – впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила.
д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40)
«Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» (Евр.11:30; Нав.6:19). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. «Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это», – замечает свт. И. Златоуст.
Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля (Евр.11:31; Нав.2:1; 6, 24). «Обновление томной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона»,– замечает один из русских экзегетов (А. Иванов, Цит. соч., стр. 467). По мысли свт. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 329).
Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона – филистимлян, Варака – Сисару (Суд.4:6, 11, 14); Давида – аммонитян, амаликитян и других (1Цар.7:9–11); Самуила – филистимлян (2Цар.). Другие выражения силы веры: (Евр.11:34–35): «заграждали уста львов» – как Даниил (Дан.6:16–23); «угашали силу огня» – Анания, Азария, Мисаил (Дан.3:23–24); «избегали острия меча» – побеждали в войнах (1Мак.5:1–7); «жены получали умерших своих воскресшими» – это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой – сына соманитянки (3Цар.17:23; 4Цар.4:34). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» – как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение Апостол понимает как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания (2Мак.6:18–7, 42);
«были побиваемы камнями», как священник Захария, как архидиакон Стефан (2Пар.24:20, 21; Деян.7 гл.);
«перепиливаемы» – как пророк Исаия (по преданию).
Трогательно само это перечисление злостраданий и подвигов великих мужей древности, сильных верою и духом, «которых весь мир не был достоин» (Евр.11:38), – столько страдали они от мира за веру и правду Божию.
Все они не получили при жизни обещанного, и до сих пор им еще не воздал Бог окончательно Своей полной награды (Евр.11:39). Этим Апостол хочет укрепить евреев, которые тоже многое переносили за веру, а венцов за терпение здесь не получали, отчего некоторые даже приходили в отчаяние. Древние верой получили оправдание, но не получили плодов оправдания, потому что получат их в полноте с исполнением новозаветных времен: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:40), «дабы получить лучшее воскресение» (Евр.11:35), т. е. лучшую участь по воскресении.
«Они предварили нас в подвигах, но не предварят в получении венцов. Это не несправедливость к ним, но честь нам, ибо и они ожидают своих братьев... Бог же определил увенчать всех в одно время» (свт. И. Златоуст).
5. Увещание к терпению и твердости в вере (Евр.12:1–13, 17)
а) Увещание к подражанию вере свидетелей (Евр.12:1–4)
Приведенные примеры «такого облака свидетелей» (это зачало (Евр.11:24–26, 32–40; 12, 1–2) установлено как Апостольское чтение в неделю Православия) веры праведников должны побуждать христиан терпеливо переносить страдания за веру (Евр.12:1). Апостол обращается теперь к высшему образцу веры и терпения, «взирая на Самого начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2). Он есть «начальник веры», потому что приводит к вере, как в древности – праотцев, пророков и самих апостолов, так и теперь всех последовавшие Ему; Он же и «совершитель» веры, ибо Им совершается исполнение ее обетовании.
Христианину как воину Христову естественно разделять и тяготы Его. И если Христос пострадал даже до смерти, и смерти крестной, то не удивительно, что и Его последователь претерпевает скорби. Апостол же укоряет малодушных: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4).
б) Значение наказаний (Евр.12:5–11)
Страдания, претерпеваемые христианами, по ап. Павлу, тоже входят в план Божественной икономии и спасения: это отеческие наказания, знак любви Божией к нам; поэтому они нам не вредны, но полезны. «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает» (Притч.3:1–12; Евр.12:6). Господь определил всем идти узким путем к праведности и вечной жизни, чтобы на этом пути испытаний, подобно золоту, очищаемому в горниле, очиститься для жизни с Богом. Наказание от Бога «которое всем общее» (Евр.12:8), есть воспитание в добродетели, потому что «от скорби происходит терпение, от терпения – опытность» (Рим.5:3–4).
Всякий сын подвергается наказанию (Евр.12:7), но не всякий наказываемый есть сын. Сын наказывается по любви, а если и не по любви, то чтобы быть приведенным к сыновству, только «незаконные дети» совсем не наказываются здесь, чтобы в будущей жизни подвергнуться вечному наказанию.
в) Увещание к святости (Евр.12:12–17)
Апостол призывает словами пророка Исаии колеблющихся в вере евреев: «укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо» (Евр.12:12), т. е. твердо стойте в вере, несмотря на временные невзгоды, стараясь иметь «мир со всеми и святость», без которых «никто не увидит Господа» (Евр.12:14), т. е. не спасется («мир со всеми и святость» (Евр.12:14) характеризуют отношения христианина как к внешнему миру («мир со всеми»), так и к внутреннему («святость»). Оба условия совершенно необходимы для духовно-нравственной жизни, ведущей ко спасению). Мир и святость ведут к чистоте сердца, а «чистые сердцем... Бога узрят» (Мф.5:8): узрят при жизни душевными очами, а после смерти «лицем к лицу» (1Кор.13:12).
Апостол заповедует, чтобы каждый заботился не только о собственном спасении, но и о спасении ближних, наблюдая «чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр.12:15), увлекшись грехом. Такие грехи, как нечистоту и блуд, Апостол сравнил с той чечевичной похлебкой, ради которой Исав лишился величайшей чести и блага – первородства и благословения отца.
Исав выразил равнодушие к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь, – так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиих (Быт.25:29–34; Евр.12:16–17).
г) Предостережения от отступничества (Евр.12:18–29)
Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им:
1) какой важный и превосходнейший Завет с Богом они получили. Если дарование Закона на Синае сопровождалось устрашающими символами, соответствующими грубости необрезанных сердец, то теперь они приступают «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму», где обитает множество Апостолов и праведников, достигших совершенства; более того, приступают «к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:18–24). Такое тесное общение с Богом достигается через «Кровь кропления», т. е. через Крещение и Евхаристию.
2) Апостол указывает на неотвратимость наказания за отвращение от «Глаголющего с небес», как не избегли наказания не послушавшие Бога «глаголавшего на земле», т. е. на Синае (Евр.12:25; Исх.19:10–25).
3) Апостол предостерегает, напоминает о предстоящем последнем Суде. Как при даровании закона Господь «поколебал землю», так теперь он дал обетование поколебать «не только землю, но и небо» (Евр.12:26–27; Агг.2:6), т. е. ничто не устоит при этом испытании огнем, кроме непоколебимого Царства Христова, царства благодати (Евр.12:28).
д) Призыв к добродетельной жизни (Евр.13:1–7)
Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам (Евр.13:1–2; Быт.18:3; 19, 2). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру, исходя из христианского сострадания ко всем страждущим (Евр.13:3).
Христианин обязан также свято хранить чистоту брачной жизни. По Апостолу, благословенный брак есть исполнение заповеди Божией, данной прародителям в раю (Быт.1:13, 28), поэтому он должен быть «честен и ложе непорочно» (Евр.13:4). Даже помысл невоздержания, похоти, тем более прелюбодеяния, делает брак нецеломудренным, нечистым и ложе оскверненным.
Христианину следует во всем уповать на Господа (Евр.13:6), а не на свое богатство, иметь «нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр.13:5). Так жил сам ап. Павел, о чем писал Филиппийцам: «умею жить в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп.4:12).
Особо заповедует Апостол вспоминать своих наставников, чтобы, имея перед глазами их славный подвиг жизни, подражать их вере: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
В памяти всех была мученическая кончина апостолов Иакова Заведеева (42 гл.), Иакова брата Господня (62 г.) и многих других. Апостол призывает подражать вере их, т. е. хранить веру в любых обстоятельствах, даже до смерти.
е) Наставления взыскующим будущего града (Евр.13:8–16)
Ап. Павел заповедует хранить неповрежденным учение Иисуса Христа, не увлекаться «учениями различными и чуждыми» (Евр.13:9), ибо вечен и неизменен Основатель нашей веры и учения: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).
Апостол увещает также не увлекаться яствами, которыми неверующие совращали христиан, особенно в дни постов и христианских праздников, так как это ведет к расслаблению и даже разложению духа (Евр.13:9). Христиане имеют превосходнейший жертвенник, на котором принес Себя в жертву Христос, от которого они и должны питаться в жизнь вечную (Евр.13:10). Но подобно тому, как ветхозаветная жертва выносилась «вне стана» (Лев.16:27, т. е. города, и там сжигалась, а в скинию вносилась только кровь кропления, так и Христос пострадал «вне врат», на Голгофе. «Стан» – это также образ земного Иерусалима и его храма со всеми его обрядами и поставлениями. И то, что Христос «пострадал вне врат» города, говорит о том, что христианство есть свободная от иудейства религия, а жертва Христова никоим образом не зависит от ветхозаветных жертв.
«Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13), т. е. евреи должны освободиться от ветхозаветных и вообще несовершенных понятий и прообразов и не стыдиться быть свидетелями Христовыми, подвизаясь вместе с Ним. И как Христос пребывает в вечном Иерусалиме небесном одесную Отца, так и мы должны искать этого града: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).
Плод нашей веры и признак искания нами Небесного града есть непрестанное прославление Бога, принесение Ему духовных жертв, жертв хвалы и благодарения, т. е. Евхаристии, – к этому и призывает Апостол христиан (Евр.13:15). Но Апостол напоминает, что не только эти духовные жертвы мы обязаны творить, но и подтверждать веру добрыми делами: «не забывайте также благотворительности и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16).
ж) Увещания к повиновению своим наставникам (Евр.13:17–21)
(Евр.13:17–21 читается как Апостольское зачало в дни памяти святителей)
Кроме молитвенной памяти о наставниках и подражания их вере (Евр.13:7), ап. Павел призывает также к покорности и повиновению им ради великого их труда о спасении вверенных им душ. Успех же их труда зависит не от них одних, но и от послушания вверенных им.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17).
Под наставниками Апостол разумеет епископов, пресвитеров, которым вверил Господь Свою Церковь. Этот стих одновременно есть призыв и к наставникам: неусыпно заботиться о спасении всех членов Церкви, ибо за них придется дать ответ перед Богом. Но спасение, в конечном счете, есть дело Божие, потому ап. Павел, как добрый пастырь, воссылает молитву к Богу о усовершении вверенных ему душ (Евр.13:20–21).
ПОСЛЕСЛОВИЕ (Евр.13:22–25)
В заключение ап. Павел просит принять его Послание для назидания, сообщает об освобождении из уз Тимофея, передает приветствия от италийских братий и благословение.
Вопросы для повторения Послания к Евреям
I. 1. Почему возникает вопрос о писателе Послания?
2. Какие есть «за» и «против» того, что писателем послания к Евреям является ап. Павел?
3. Что можно сказать о месте и времени написания Послания и его адресате?
4. В чём состоял повод, цель и главная тема Послания?
II. 1. Как показывает ап. Павел превосходство Христа перед пророками (Евр.1:1–3)?
а) что следует из того, что Бог «многократно и многообразно» говорил через пророков (Евр.1:1)?
б) как изображает Апостол божественное достоинство Христа (Евр.1:2–3)?
в) какие имена прилагает Апостол ко Христу (Евр.1:4–13)?
г) что можно сказать об Ангелах (Евр.1:7, 14)?
2. В чем еще видим превосходство Христа как Богочеловека (Евр.2:5–9)?
3. Зачем понадобилось «умаление» Сына Божия (Евр.2:10–15)?
4. Изложить содержание Апостола на Благовещение (Евр.2:10–18).
5. В чем заключается превосходство Христа перед Моисеем и почему о нем говорит Апостол (Евр.3:1–6)?
6. Почему Апостол назвал Христа «Посланником и Первосвященником» (Евр.3:1)?
7. Что есть «дом Божий» (Евр.3:6)?
8. О чем увещает Апостол евреев (Евр.3:7–15)?
9. О каких «покоях» объявлял Бог евреям (Евр.3:11–4, 11)?
10. Кто входит в «покой» Божий (Евр.4:3–11)?
III. 1. Как называет ап. Павел первосвященническое служение Христа (Евр.4:14–16)?
2. Что общего и отличного в служении Христа и Аарона (Евр.5:1–10)?
3. В чем укоряет Апостол евреев (Евр.6:11–14)?
4. Как могут исправиться евреи (Евр.8:1–3)?
5. Для кого невозможно покаяние (Евр.6:4–6)?
6. Каким примером иллюстрирует это Апостол (Евр.6:7–8)?
7. Какого мнения был ап. Павел о евреях (Евр.6:9–10)?
8. Чем возбуждает ап. Павел к вере (Евр.8:11–20)?
IV. 1. Каким ветхозаветным прообразом воспользовался ап. Павел для раскрытия первосвященства Христа и почему (Евр.6:20–7, 1)?
2. Что значат имя «Мелхиседек» и город «Салим» (Евр.7:1)?
3. Что известно о Мелхиседеке (Евр.7:1–7)?
4. Что означает признание его Авраамом (Евр.7:2)?
5. Какое новозаветное событие прообразовала встреча Мелхиседека и Авраама (Евр.7:7–17)?
6. Когда произошла замена Ааронового священства новым (Евр.7:9–10)?
7. Чем сопровождается замена священства (Евр.7:11–12)?
8. В каком отношении находится священство Христа к закону Моисея (Евр.7:13–17)?
9. Как характеризует Апостол Закон Моисеев (Евр.7:18–19), а как священство Христа (Евр.7:20–8, 6)?
10. Какими ветхозаветными пророчествами показал Апостол божественное установление новозаветной жертвы (Евр.8:8–13)?
V. 1. Как была устроена первая скиния (Евр.9:1–10)?
2. Чему назидает евреев Апостол напоминанием об устройстве скинии?
3. В какой праздник читаются стихи (Евр.9:1–7)?
4. В каких отношениях выясняет Апостол совершенство новозаветной жертвы (Евр.9:11–14)?
5. Почему была необходима смерть Установителя Нового Завета (Евр.9:15–28)?
6. В чем особенно видно несовершенство ветхозаветных жертв (Евр.10:1–4)?
7. Какие ветхозаветные пророчества о Новом Завете приводит Апостол в 10 гл. (Евр.10:5–17)?
VI. 1. Как должны приступать верные к новозаветному жертвеннику (Евр.10:22–25)?
2. Какое предупреждение против отступления от веры дает Апостол (Евр.10:26–27)?
3. Как призывает Апостол к терпению евреев (Евр.10:32–39)?
4. Как побуждает Апостол евреев к вере (11 гл.)?
а) как определяет Апостол сущность веры (Евр.11:1)?
б) в чем состоит значение веры (Евр.11:3, 6)?
5. Какие примеры веры дает ап. Павел? (Евр.11:4–40):
а) до потопа (Евр.11:4–7);
б) пример веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19);
в) вера Исаака, Иакова, Иосифа (Евр.11:20–22);
г) пример веры Моисея (Евр.11:23–29);
д) пример веры после Моисея (Евр.11:30–37);
е) каков смысл страданий праведников (Евр.11:35–40)?
VII. 1. К чему увещает ап. Павел в начале 12-й главы (Евр.12:1)?
2. Кого в пример ставит ап. Павел (Евр.12:3–4)?
3. Какой смысл скорбей (Евр.12:5–11)?
4. Как увещает ап. Павел евреев к святости жизни (Евр.12:12–17)?
5. С чем сравнивает апостол грех блуда (Евр.12:16–17)?
6. Как предостерегает Апостол от преступления (Евр.12:18–29)?
7. Каким примером к братолюбию и страннолюбию возбуждает Апостол евреев (Евр.13:1–3)?
8. Какие заповеди дает Апостол в отношении:
а) чистоты брака (Евр.13:4)?
б) нестяжательства? (Евр.13:5–6)?
в) поминовения наставников (Евр.13:7)?
г) верности преданию (Евр.13:8–9)?
д) необходимости отделиться от неуверовавших иудеев (Евр.13:10–16)?
е) повиновения наставникам (Евр.13:7)?
ж) молитвы о себе (Евр.13:18–19)?
9. Какую молитву воссылает Апостол о евреях (Евр.13:20–22)?